Новости

    Последние новости

    Символика христианского храма. Храм - модель мира. Романский и готический стили как отражение трансформации европейской средневековой культуры.



    ХРАМ - культовое здание, предназначенное для выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов ( христианской церкви, мусульманской мечети, буддийского храма и др.) исторически видоизменялась, приобретала яркое национальное содержание. Часто храмы выполняли не только религиозные, но и некоторые общественные функции: в них проходили собрания, церемонии, хранили собрания книг и т.д.

    Архитектура основных типов христианских храмов складывалась постепенно. В раннем христианстве местами молений часто были катакомбы, подземелья (из-за преследований христиан в Римской империи); комнаты в жилых домах. Лишь после прекращения в Римской империи гонений христиан (IV в.) стали строиться специальные помещения для молитвенных собраний - базилики.

    Архитектура православного храма унаследовала византийские традиции, вобравшие в себя, в свою очередь, греческое, римское и малоазийское архитектурное наследие. Заимствованный из Византии, появившийся на Руси в Х веке и получивший широкое распространение в русской православной церкви крестово-купольный тип храма несет в себе целую систему символов, отражающих религиозные взгляды и отношения. Прежде всего храм издавна рассматривался как образ мира (космогонический образ).

    Храм делится на три пространственные зоны: алтарь, собственно храм и притвор, которые символизируют трехчастную структуру мира, Вселенную в христианской понимании. Так алтарь символизирует место пребывания Бога, непостижимое для человека.

    Средняя часть храма, отделенная алтарной преградой, рассматривается как символ бытия небесного - сферы, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире.

    Наконец, притвор символизирует окружающий человека земной мир, подчиненный законам времени и пространства.

    Храм, как модель мира, строго сориентирован по сторонам горизонта. К востоку, т.е. к свету, к светлому раю, обращена главная часть храма - алтарь, а его западная часть соответственно отождествляется со страной мрака, холода и смерти.

    В христианстве, особенно в его православной ветви, часто встречается уподобление храма кораблю (Ноеву ковчегу), несущему верующих на восток, к спасению. Такой образ совместим с внешним примитивным восприятием крестово-купольного храма: купола - паруса, апсида - нос корабля, колокольня - мачта и т.д.

    В православном храме заложена также и антропологическая символика. Еще в Византии трехчленное деление внутреннего пространства храма уподобляли тройственному составу человека: дух (алтарь); душа (центральное помещение); тело (притвор).

    Интересно, что \"очеловечивание\" храма нашло яркое отражение в русских названиях частей храма: купол называется главою; поставлена глава на барабан - шею; основание храма - подошва; окна - очи; защитные от дождя выступы над окнами - бровки и т.д.

    Важное место в архитектуре храма занимает числовая символика. Так, символично число куполов: один купол символизирует единство Бога; два соответствуют естеству Иисуса (богочеловек); три символизируют Святую Троицу; четыре - четыре Евангелия, пять - четырех евангелистов и Христа; семь - семь таинств церкви; девять - число ангельских чинов; двенадцать - апостолов и т.д.

    Так, например, обычно своды крестово-купольного храма опираются на четыре массивных столба, символизирующих четыре Евангелия. Основной частью алтаря является престол - возвышение, символизирующее гроб Господень или престол Святой Троицы и т.д. Следует отметить, что символическая трактовка архитектурных форм и убранства храма остается неизменной во всем периоде существования православных храмов.



    01.12.2010 | Aдмин

    Вернуться назад