Новости

    Последние новости

    Проблемы культуры в теориях 3. Фрейда, К.Г. Юнга.



    Зигмунд Фрейд Он открыл в человеке бессознательное, как самостоятельное независящее от сознания безличное начало человеческой души. Бессознательное активно вмешивается в человеческую жизнь. Фрейд считал иллюзией, что нашей жизнью руководит наше \"Я\". На самом деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей души, т.е. психики. Фрейд называл это индивидуальное бессознательное начало \"оно\" и полагал, что наше \"Я\" - лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Разум человека, сформированный культурой, пытается подчинить \"оно\" своим важнейшим целям. Происходит сублимация - использование сосредоточенной в \"оно\" сексуально-биологической энергии не по прямому биологическому назначению (для удовольствия или продолжения рода), а в целях разума и культуры. Если имеет место сублимация, то примитивные начала \"оно\" приобретают форму влечения к познанию, искусству, высокому идеалу.

    Карл Густав Юнг выявил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мировой культуры. При этом исследователь пришел к выводу, что эти символы не пришли извне к конкретному человеку, а рождены бессознательным, общим для всех людей. Коллективное бессознательное у Юнга имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте.

    В сознании одного человека и в истории человеческого общества - в мифологии, фольклористике Юнг обнаруживает сходное содержание. Это основа для идеи архетипов. архетип - это система наследуемых схем поведения и образов, которые однажды возникнув в древности, передаются из поколения в поколение на основе инстинктов. Архетип, проявляясь вовне, \"разворачивается\", модифицируется в истории культур в виде фольклорных, мифологических, религиозных, художественных и других образов как символов бессознательного. Архетипы сами по себе не тождественны культурным образам или символам, скорее, они несут психологический смысл, незримо организующий и направляющий жизнь человеческой души. Самой древней, исходной формой психологического опыта является миф, поэтому все архетипы связаны с мифологическими образами и переживаниями. Миф - основа человеческой души, в том числе и души современного человека, - таков вывод К. Юнга.



    01.12.2010 | Aдмин

    Вернуться назад