Европейская культура XVII-XVIII вв.



  1. Европейская культура XVII-XVIII вв.

  В 18 веке в Европе формируются почти одновременно два направления: барокко и классицизм. Барокко переводится как диковинный. В архитектуре: В интерьере широко применяется скульптурная лепка, зеркала, росписи. Характерно стремление к необычности. В стиле барокко: «Площадь Святого Петра», «Собор Святого Петра», «Зимний дворец». В живописи представлял Рубенс. Классицизм (с латинского – образец). Этот стиль ориентировался на античную культуру, возник во Франции. Типично для архитектуры: четкость, геометричность, правильные планировки. Представители: «Дворец Людовика IV» (Версаль), «Дом Пашкова», «Здание Сената», МГУ, «Голицынская больница». Живопись: Рембрандт «Донная», «Возвращение блудного сына». Литература: Мольер «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан». Музыка: Глинка «Жизнь за царя», «Русла и Людмила», «Иван Сусанин». Драгомышский А. С. Оперы – «Эсмеральда», «Русалка». В начале 18 века во Франции возникает стиль Рококо («ракушка»), который особенно ярко проявился в интерьере. Некоторые исследователи рассматривают его как выродившееся барокко. Культура рококо сложилась под влиянием аристократических вкусов. Эстетика стиля рококо определяется стремлением уйти от возвышенного и героического в мир интимных чувств и переживаний. Основой рококо стали прихотливость, гедонизм, уход от жизни в мир фантазий. Этот стиль достиг совершенства в прикладном искусстве, изящной мебели, декоративных росписях. Для рококо характерно использование зеркал. В интерьере преобладают неяркие светлые пастельные тона. Используют амуры, раковины, хрустальные люстры, инкрустированную мебель, стены украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой. Антуан Ватто -  представитель французского рококо (1684-1721), написал 300 картин, Франсуа Були (1703-1770). Стиль рококо не просуществовал и двух десятилетий. Просвещение началось в Англии, оно боролось с недостатками общества, боролось против религиозной догматики. В литературе сформировался художественный метод – «Просветительский реализм», в соответствие с которым все явления общественной жизни и поступки отдельных людей оценивались как разумные или неразумные. Писатели: Даниэль Дефо «Робинзон Крузо», Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». Театр: Бомарше «Женитьба Фигаро». Драматург показал никчемность аристократии. «Севильский цирюльник». Карло Гольдони создал 267 пьес «Трактирщица», «Хитрая вдова», «Кьоджинские перепалки». Музыка Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен.