МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица»
Кафедра искусствоведения
КУРСОВАЯ РАБОТА
АЛЬФРЕД РУДОЛЬФОВИЧ ЭБЕРЛИНГ
Введение
Рубеж конца XIX – начала XX века стал не только переломным моментом в истории государства, но и послужил толчком в развитии искусства и культуры, на фоне стремительно менявшегося общественно-политического строя творческая мысль также претерпевала свои преобразования. Создавались новые школы, течения, активно развивались ранее не изученные техники, внедрялись новаторские идеи, менявшие саму суть искусства. Именно этот период подарил обществу множество великих, значимых мастеров, которые своим творчеством ознаменовали новую эпоху в развитии русского изобразительного искусства. Одним из них, по праву, можно считать Альфреда Рудольфовича Эберлинга – российского гражданина с немецкой фамилией и польским происхождением, выпускника Санкт-Петербургской академии художеств (1898), ученика Репина, однокашника Рериха, Малевича, Сомова, Кустодиева, Петрова-Водкина, известного прежде всего портретом Ленина на купюрах образца 1937 года, однако это лишь один, хотя и ключевой, момент его жизни. Альфред Рудольфович Эберлинг – фигура, безусловно, значимая не только в художественных кругах, но и в истории государства.
Будучи одним из выдающихся петербургских художников конца 19 века, он успешно развивался в различных сферах творческой деятельности: на заре своей карьеры умело и талантливо выполнял роль придворного живописца, внеся значительный вклад в историю развития парадного портрета как жанра, попробовал себя на поприще мастеров салонной живописи, с равным успехом применял свои таланты великолепного рисовальщика, работая на заказ уже советского правительства, успешно приспосабливая свои умения к новой политической обстановке. А также являлся одним из первых русских фотографов в стиле городского пейзажа и стиля ню. В не зависимости от направления своей деятельности, всегда отличался особым умением подмечать и отображать особенные, значимые детали, которые придавали работам неповторимый шарм, притягательность, эмоциональное воздействие, будь то камерный портрет знаменитой балерины, официальное изображение вождя или фото оживленного городского проспекта. Особенно значимым и интересным в его творческой деятельности являлось не только умение замечательно работать в разных техниках и направлениях искусства, но и умение синтезировать разные его сферы, находить такие точки пересечения жанров, техник, которые позволяли добиться высочайшего результата во всех своих начинаниях. Так многие фото, сделанные художником, зачастую служили «набросками, эскизами» для будущих картин, а графические, четко выверенные черты вождя для денежных знаков, являлись прообразом для живописных полотен. Его творчество олицетворяет собой высшее умение человека, вне зависимости от внешних факторов, условий работы, окружающей действительности стремиться сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни, не потеряв при этом индивидуального мастерства и творческой идеи художника.
Актуальность представленной темы обусловлена всё возрастающим в последние годы в среде исследователей интересом к реалистическому восприятию живописи, за повышенным вниманием к которому следует усматривать значительную общественную потребность. Тема взаимоотношения искусства и власти, проблема творческого самовыражения в условиях современных политических реалий, становится все более востребованной в искусствоведческом мире.
Целью работы будет являться раскрытие озвученной проблематики в рамках творческой деятельности Альфреда Эберлинга, на всех своих этапах так или иначе связанной с государством и его правителями, что позволит внимательно проследить за интересующим вопросом, рассмотрев его на примере конкретного художника и его работ.
В соответствии с целью исследования, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть доступные источники и основные монографические исследования, посвящённые данной проблеме.
Раскрыть и проанализировать предпосылки, оказавшие влияние на формирование личности и творчества А. Р. Эберлинга.
Выявить и дать характеристику основным направлениям в творческой деятельности А. Р. Эберлинга.
Рассказать о ключевых произведениях А. Р. Эберлинга
Выполнить историко-предметный анализ одной выбранной картины.
Систематизировать и изложить историю аукционных продаж автора.
Объектом исследования, при выполнении поставленных задач является биография и творческое наследие А.Р. Эберлинга.
Предмет исследования – источники научной информации о биографии и творческом наследии А. Р. Эберлинга.
При исследовании интересующей проблемы я обращалась к архивным документам Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. Опиралась на работы отечественной историографии, посвящённые событиям I половины XX века в культурной жизни России: И. Е. Репина «Письма к художникам и художественным деятелем» М. «Искусство», 1932, В.В. Стасова "Избранные сочинения" М.: "Искусство", 1952. Эти издания содержит художественно-критические статьи, переписку, воспоминания о данном историческом периоде и его значимых представителей в сфере изобразительного искусства. Широкий обзор всех направлений искусства, в том числе и живописи рубежа XIX-XX веков, ее особенностей дается в работе Л.С. Алешиной "Русское искусство XIX – начала XX века". М. "Искусство", 1972 год.
Следующей группой историографии современного периода является литература конца 70-х – начала 90-х годов. В процессе попытки исследования сделанной в данной работе эта группа литературы представлена следующими изданиями.
В 1976 году издательством «Искусство» опубликована книга Г. Ю. Стернина «Художественная жизнь России начала XXвека». Ещё одна книга из литературы данного периода – «Виктор Тетерин», издание относится к 1982 году. Автор книги – Л.В. Мочалов, выпущена издательством «Художник РСФСР». В этой книге представлены и освещены события, оказавшие влияние на становление русского художественного общества исследуемого периода. Книга в определенной мере помогла в разработке данной темы.
Следующими источниками историографии современного периода является литература 2000-х годов. В основном это научные исследования, опубликованные в печати архивные документы и переписка художников, художественные обзоры живописи начала XX века.
В ходе исследования мною подробно изучена книга А. Ласкина «Гоголь-моголь». Альфред Эберлинг является главным героем данной документальной повести, в которой подробно описываются факты его биографии. Книга о жизни Эберлинга, написанная Александром Ласкиным, являет собой сплав архивного исследования, исторической беллетристики и «романа тайн», – и ее название отражает эту сложную жанровую рецептуру.
Нельзя обойти вниманием труд Иванова С. В. – «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа», дающий исчерпывающую информацию о подробностях данного стиля и его развитии в рамках ленинградской школы.
Определенной проблемой в ходе проводимого исследования явилось отсутствие работ художника в открытом доступе, большинство из них находится в запасниках музеев и не экспонируется. В частности, работы А. Р. Эберлинга хранятся в Государственном русском музее, Театральном музее Санкт-Петербурга, Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, в Краеведческом музее города Барнаула, а также в нескольких частных коллекциях. Поэтому, важными наглядными материалами явились: каталог выставки «Изобразительное искусство Ленинграда» Л: Художник РСФСР, 1976, онлайн-журнал «Петербургский фотограф», журнал Санкт-петербургского университета. Работая над историко-предметным анализом, я также обращалась к статьям одного из учеников Эберлинга – В. В. Загонека. В частности, к его публикации: Альфред Эберлинг – художник и фотограф. Журнал «Научные труды». При работе над созданием истории аукционных продаж, информация была взята с сайта artinvestment.ru.
В целом использованные в ходе исследования издания помогли воссоздать реальный фон, в котором протекала жизнь Альфреда Эберлинга, позволили ощутить сложившуюся в его среде нравственную и политическую атмосферу, проанализировать причины и предпосылки развития творческой мысли и методов работы художника.
Глава 1. Реферативный обзор
Альфред Рудольфович Эберлинг родился 3 января 1872 года в городе Згеже Лодзинского уезда Петроковской губернии (территория современной Польши). В 1886-1889 годах учился в Варшавском рисовальном классе. В дальнейшем, подобно многим полякам, желавшим получить высшее художественное образование, он выехал с этой целью в Петербург, где и прожил основную часть жизни. В 1889 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге.
Императорская Академия художеств – высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее в Российской Империи в период с 1757 до его упразднения в 1918 году правительством Российской Советской Республики. Оно по праву считалось одним из лучших учебных заведений данного профиля на территории Европы. Время, в которое Эберлинг проходил обучение, стало переломным моментом не только в истории самой академии, но и в становлении нового видения на живопись и изобразительное искусство в целом. Постепенное освобождение от мертвящих догм академизма началось еще задолго до поступления в академию Эберлинга, с т. н. «бунта четырнадцати» 9 ноября 1863 года. Впоследствии, в 1870-е в данном учебном заведении были созданы условия для воспитания нового поколения блестящих художников. А в 1893 г. был принят новый устав, позволивший привлекать к преподаванию в академии выдающихся художников «со стороны»; благодаря этому преподавательский состав пополнился такими мастерами реалистического направления, как, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, В. Е. Маковский. И, конечно же, И. Е. Репин, учеником которого и стал Эберлинг. [3, c.97]
Альфред Рудольфович учился вместе с такими значимыми для русской живописи мастерами как Рерих, Малевич, Сомов, Кустодиев и Петров-Водкин. Все это способствовало развитию его творческих навыков, а также приобретению важных связей в мире искусства. Уже во время своего обучения, Эберлинг зарекомендовал себя как один из талантливейших учеников, он активно пробовал себя в различных жанрах и техниках, постепенно вырабатывая свой собственный стиль, охотно принимал участие в творческих конкурсах и выставках. Так, в 1891 году он был награжден малой серебряной медалью за этюд с натуры. А в 1896 году написал одну из интереснейших своих картин – «Старая и „Новая живопись». Она явилась своеобразной аллегорией на распространившееся тогда искусство декадентов, снискав широкое одобрение со стороны видных представителей мира искусства, картина была показана на Академической выставке в Императорской Академии художеств в Петербурге и международной выставке в Берлине. Позднее художник принёс её в дар Пензенскому художественному училищу.
Помимо Академических выставок, Эберлинг участвовал в выставках общества Куинджи и Общества акварелистов, а также в зарубежных выставках в период пребывания за границей.
Окончив в 1898 году Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге по мастерской И.Е. Репина, с присвоением звания художника I степени за картины «Турецкое кладбище» и «Весна», Альфред Рудольфович принял решение продолжить свое образование в Мюнхене у Франца Ленбаха.
Благодаря тому, что помимо русского, художник владел немецким, польским, французским и итальянским языками, он мог свободно путешествовать, периодически отправлялся в заграничные командировки для выполнения правительственных заданий. Например, в 1899 году с группой художников выезжал в Константинополь, где участвовал в росписи православного храма в Сан-Стефано. С 1900 по 1913 год ежегодно на несколько летних месяцев выезжал и подолгу жил в Италии, главным образом во Флоренции, бывал в Риме, Ассизи, Венеции, в Париже, Вене и других художественных центрах Западной Европы. Изучал там старых мастеров и интенсивно занимался живописью: писал картины, преимущественно аллегорического и жанрового содержания, пейзажи, портреты. эберлинг художник живопись искусство
Во время одной из таких поездок, в 1902 году во Флоренции написал свою самую большую картину «Сон художника», показанную на выставках во Флоренции, Варшаве, Петербурге и Москве. В 1904 году картина экспонировалась в США в городах Сент-Луисе и Нью-Йорке, где и была приобретена для музея Сан-Франциско. Наряду с ней в США было приобретено ещё несколько картин Эберлинга: «Константинополь. Кладбище», «В горах Тосканы», «Венеция», «Под белым знаменем». Возвращаясь на родину из заграничных поездок, Эберлинг никогда не оставался без работы, он был ценимым в светских кругах как портретист салонного толка. Тогда же, еще в дореволюционные годы приобрел более широкую известность, занимая должность официального придворного портретиста.
Институт придворных живописцев существовал испокон веков. Диего Веласкес, Франсуа Буше (придворный живописец Людовика XV), Федор Рокотов (Екатерина II), Владимир Боровиковский (она же). В этот славный ряд вписался и Валентин Серов, соученик и приятель Альфреда Эберлинга по академии, автор хрестоматийной «Девочки с персиками».
После неприятного инцидента, которым закончился очередной сеанс в Зимнем дворце, где он работал над портретом Николая II в форме Кабардинского полка, не желая больше выслушивать необоснованной критики в адрес своих профессиональных навыков от императрицы Александры Фёдоровны, Серов заявил Николаю II, что «в этом доме» он больше не работает, и рекомендовал на замену своего товарища. Альфред Эберлинг согласился. [2, c. 129]
Получая неплохой оклад, он, по мере необходимости, создавал портреты царя, его семьи, приближенных, великих князей, государственных служащих, которые развешивались в присутственных местах. Ни один вокзал не мыслился в те времена без портрета государя, так что мастер был всегда обеспечен работой.
На государевой службе Эберлинг пробыл вплоть до отречения Николая II, но говорить об этом немаленьком (почти 16 лет) эпизоде своей жизни не любил. Боялся расстрела, единственный след его отношений с царем – запись на листке перекидного календаря, оставленная им самим: «такого-то числа был представлен государю». [16]
С той поры начинается его увлечение художественной фотографией, так называемой светописью, что было в предреволюционные годы достаточно модным (в Петербурге известным художником светописи был, например, М. Шерлинг, которого портретировал Анненков). В этой области Эберлинг проявил себя как подлинный мастер. Его уличные фотографии отличаются интересной композицией и эффектным освещением. В последствии, многие исследователи назовут Альфреда Эберлинга «фотографом Серебрянного века». Многие фотообразы Петербурга в дальнейшем использовались художником в качестве эскизов для собственных картин. Однако, мастера интересовали не только городские пейзажи. [20]
Для задуманного ещё в 1907 году большого полотна «Храм Терпсихоры», на котором предполагалось изобразить многих известных Танцовщиц тех лет, мастер также использовал фотографии. Таким образом, балетные звезды тех лет – Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская – позировали ему не только для живописных, но и – предварительно – для фотографических портретов. Среди них немало актов, высоко ценя гуманизм Эберлинга, а также свою красоту, балерины позировали ему обнаженными. Эберлинг одним из первых создал серию фотопортретов балерин в жанре «ню». Со многими у него установились трогательные отношения. Согласно переписке примы Мариинки Тамары Карсавиной с Эберлингом, последних связывала любовь. До сих пор в ненарушенном виде в мастерской стоит стол, на котором Тамара позировала для знаменитого «Фото на столе». Бережно сохраняется и старинный диван, резной бордюр которого виден на многих фотографиях. [15, c. 136]
Возвращаясь к деятельности Эберлинга как живописца, стоит отметить, что осторожность помогала Альфреду Рудольфовичу выживать при любых режимах. После отречение Николая II, в стремительно менявшейся окружающей действительности, мастер быстро переквалифицировался с портретов государя на актуальные темы. Время расцвета модерна давно прошло, символистские сюжеты новой властью не приветствовались. Поэтому живопись Эберлинга советского периода в основном была традиционно-реалистической. Названия картин вполне отвечают духу времени: «Первые вести об Октябре в деревне» (1918) или «На рассвете» (первая премия на конкурсе «Великая русская революция» в 1923 г.). Состав моделей также изменился: «Портрет С. Орджоникидзе», «Портрет стахановки Смирновой», «Портрет М. Горького» (все 1937), «Портрет балерины Семёновой» (1940, дань прежнему увлечению), «В. И. Ленин в 1895 году», «Портрет Ушинского», «Портрет В. И. Ленина» (все 1946), «Портрет И. Сталина», «Портрет академика Н. Г. Хлопина» (оба 1947), «Портрет академика С. П. Давиденкова» (1951) и другие. [17]
В 1923 году Эберлинг получает первую премию на конкурсе «Великая русская революция» за картину «На рассвете» и, наконец, участвует в конкурсе «Гознака» на лучшее изображение Ленина, объявленном в феврале 1924 года. Буквально через месяц после смерти Владимира Ильича выдающиеся художники того времени – Анненков, Кустодиев, Малютин, Кордовский, Лансере, Петров-Водкин и др. (всего около 20 живописцев) получают письма одинакового содержания – «Гознак» нуждается в портрете Ленина, «который, одновременно являясь художественным, мог служить для целей последующего воспроизведения с него классической гравюры на металле для изделий «Гознака». По условиям конкурса, портрет предстояло исполнить «в академическом характере, желательно итальянским карандашом». Первую премию комиссия присудила Альфреду Эберлингу. Правда, Юрий Анненков в своих воспоминаниях из эмиграции пишет, что первую премию получил он, «весьма кстати перед отъездом в Париж», из чего некоторые исследователи делают вывод, что премий было несколько, в номинациях. Как бы то ни было, заказ на изготовление портрета Ленина для червонцев достался только Эберлингу. 20 октября 1924 года он подписал договор.
Государство в лице «Гознака» выделило сумму в 500 рублей для выполнения задания. Половина выдавалась авансом. Кроме того, Эберлингу полагалась первая премия в 1000 рублей. Это были весьма существенные деньги, однако и условия были довольно жесткие – через три месяца, к 1 февраля 1925 года, портрет предстояло сдать. Все права на дальнейшее использование портрета переходили к «Гознаку». Определённую сложность при работе над портретом представляло отсутствие натуры. Эберлинг, помня свой предыдущий опыт, воспользовался фотографией. Кроме того, ему повезло увидеть Ленина на одном из публичных выступлений.
Эберлинговский Ленин появился на советских червонцах в 1937 году и стал классикой советской денежной миниатюры, и не только денежной. Портрет Эберлинга воспроизводится на темно-зеленой почтовой марке, изданной в 1928 году массовым тиражом: «В овале портрет В. И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа» (из каталога). На художника обрушивается лавина заказов. Увидеть себя глазами Эберлинга мечтали Сталин, Рыков, Молотов, Каганович. В 20 – 30-е годы Эберлинг создает череду портретов вождей, которые издаются «Гознаком» огромными тиражами на плакатах.
Портреты Альфреда Рудольфовича пользовались такой популярностью, по причине особого таланта мастера, под маской строгих политических деятелей обнаруживать искренние, особенные черты, отличавшие их. Наглядным примером тому могут послужить следующие работы: Джугашвили с лихо закрученными усами (Москва, 1927 год – тираж 300 экземпляров), интеллигентный Молотов, который смотрится особенно концептуально в очках на фоне молотка (Москва, 1936). Портреты нравились прототипам, так что заказами Эберлинг был обеспечен на много лет. Фактически он снова становится придворным художником.
В отличие от приближенных Николая II, неоднократно позировавших мастеру, ни один из лидеров Советского государства обычно не находил времени появиться в мастерской Эберлинга в Петербурге. Так что художнику часто приходилось бывать в Москве. Среди прочих неудобств, при работе с важными представителями «партийной верхушки», было и то, что фотомодели часто осмеливались давать художнику творческие указания, предварительно маскируя их в толще комплиментов. Например, в одной из сохранившихся в мастерской Эберлинга записке, мы можем прочесть следующее: «Уважаемый Альфред Рудольфович, прошу при дальнейшей работе сделать портрет менее плоским, осветить поэффектнее. Необходимо также поработать над взглядом: сделать его смотрящим в упор на зрителя». [17].
Однако Эберлингу, как талантливым живописцу и терпеливому человеку, всегда удавалось найти компромисс между пожеланиями людей, которым не принято было отказывать, и своим собственным художественным видением. Подобная психологическая чуткость и мастерство Альфреда Рудольфовича всегда привлекало к нему множество учеников. Многолетняя педагогическая деятельность Эберлинга началась ещё в 1904 году и стала ещё одной важнейшей страницей его биографии. Когда в 1906 году директором Императорского Общества поощрения художеств стал Николай Константинович Рерих, то среди других педагогов он пригласил и Альфреда Эберлинга. После Октябрьского переворота он вошел в число преподавателей Рисовальной школы, которым поручили реорганизовать свое заведение в Художественно-промышленный техникум. Эберлинг продолжал преподавать и в этом техникуме, и во Дворце пионеров, и в Доме художественного воспитания детей, а позже и в изостудии Дома ученых. В 1925-1930 гг. он руководил ленинградской студией АХРа, а в 1934 г. по приглашению одного из столпов советской художественной жизни И. Бродского занял место профессора живописи, рисунка и композиции в ЛИЖС, где проработал до 1937 года. [17].
Заложенное в характере отсутствие социальной пассионарности позволило художнику избежать конфликтов с властью и остаться в профессии, наполнив прежние профильные темы новым содержанием. Он был осторожен и никогда не стремился занимать высокие должности, предпочитая оставаться в тени. Конечно, как и все остальные, он боялся репрессий, особенно учитывая свое прошлое положение при дворе. Они его миновали, хотя не обошлось без серьезных стрессов и потерь в годы различных катаклизмов. В начале войны Эберлингу и его жене обещали помочь с выездом из Ленинграда, но, став жертвами обмана, супруги с трудом выбрались из осажденного города и, в общем-то, чудом остались в живых. Но при всех потерях многое удалось сохранить, прежде всего – мастерскую музейного уровня.
Эберлинг был эвакуирован из осажденного немецкими войсками Ленинграда вместе с рядом других деятелей искусства в глубокий тыл. В эвакуации жил в селе Сараса Алтайского района Алтайского края, где в 1943 году он пишет картины «Алтайская весна» и «Алтайский пейзаж» или «Пейзаж с подсолнухами». [16]. В память о своём пребывании, Эберлинг, помимо картин пейзажного жанра, передал в фонд Государственного художественного музея Алтайского края несколько работ, исполненных в характерном для того времени стиле революционного символизма, которые хранятся там и по сей день. В эвакуации, будучи по мимо всего прочего тонко чувствующим педагогом, Альфред Рудольфович обратил внимание на способного к живописи местного подростка Володю Сокола и дал ему первые уроки профессионального мастерства. По совету Эберлинга, после войны В.П. Сокол приехал в Ленинград, поступил в ЛВХПУ им. Мухиной, и впоследствии стал известным сибирским художником, Заслуженным художником РСФСР. Также среди учеников Эберлинга можно отметить известных советских художников В.Ф. Загонека и Б.С. Угарова.
Из эвакуации Эберлинг возвратился обратно в Ленинград, где и провел остаток своих дней. Эберлинг Альфред Рудольфович скончался 18 января 1951 года в Ленинграде на восьмидесятом году жизни и был похоронен на Шуваловском кладбище. Его произведения находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, США, Италии, Германии, Франции и других странах. В 1952 в Ленинграде прошла посмертная выставка произведений художника.
Глава 2. Историко-предметный анализ
Объектом историко-предметного анализа является картина Э.Р. Эберлинга «Ленин идет в Публичную библиотеку» (1929 г., в данный момент находится в частной коллекции).
Образ В.И. Ленина является, безусловно, одним из ключевых в творчестве художника. Поразив государственную экспертную комиссию своим умением тонко улавливать самые колоритные, характерные черты в облике вождя мирового пролетариата и получив право увековечить его в не совсем художественном, но от этого не менее узнаваемом предмете (червонце), Эберлинг закрепил за собой право на дальнейшее воспроизведение образа В. И. Ленина на множестве картин различной тематики. А. Р. Эберлинг, будучи одним из учеников Репина, перенял его стремления к реалистическому восприятию живописи и, являясь художником, работы которого одобрялась высшими эшелонами советской власти, стоял у истоков соцреализма.
Так, В 1929 году Музей Ленина заказал ему картину с вождем мирового пролетариата. Приступив к исполнению поставленной задачи, художник избрал технику, полюбившуюся ему в тот период своего творчества.
Картина выполнена углем и акварелью по картонной основе, ее формат представляет собой горизонтально вытянутую форму, которая обусловлена особенностями сюжета и композиционного решения полотна. Художник избирает такое расположение для того, чтобы наиболее убедительно передать образ оживленной улицы. При взгляде на картину, мы видим Владимира Ильича, идущего с книгой в руке на фоне Невского проспекта. Как ключевую фигуру для сюжета, Эберлинг изобразил его в центре полотна. Слева он написал еще одного человека – молодого рабочего, удивленно и с восторгом смотрящего на Ленина. Для создания законченного образа Невского проспекта в наиболее оживленный период, мастер размещает силуэты людей, одетых в соответствии с модой показанного временного отрезка, а также с большой долей исторической достоверности прописывает конные экипажи, так называемую «конку», которая пользовалась большой популярностью вплоть до 1907 года, когда стала вытесняться электрическим трамваем. На анализируемой картине мы видим одну из первых пассажирских линий этого транспорта, проходившую от площади Восстания, по Невскому проспекту до стрелки Васильевского острова.
Будучи одним из первых «стрит-фотографов», Эберлинг зачастую совмещал две сферы своей творческой деятельности, например, используя фото городских пейзажей, повествующих о реалиях быта Петербурга на рубеже ХIХ и ХХ веков в качестве эскизов для будущих полотен. Сценки из городской жизни, снятые художником, тонко чувствовавшим композицию, обладавшим удивительным чутьём ситуации, поражали нас не только нетрадиционным для того времени видением, но и подлинным мастерством. [19]
Практически во всех странах в то время фотографы искали себя, подражая изобразительному искусству. Бытовало мнение, что способ создания снимков путём использования фотокамер лишает их права считаться произведением искусства, что лишь вмешательство человека в процесс съёмки способно придать результату художественное звучание. Особенностью эпохи была демонстративно постановочная съёмка надуманных символических композиций, далёких от реальной жизни. Статичность снимков тех лет является своеобразной стилистикой, без которой трудно представить фотографическое изображение конца ХIХ – начала ХХ века. [20].
Главная же особенность первых моментальных снимков Эберлинга – их удивительно точная композиционная выстроенность. Сказывался натренированный глаз художника, привычка организовывать материал на холсте или на листе бумаги. При этом поражает его склонность к живой, неорганизованной, как позднее будут говорить, репортажной манере съёмки. Этим отличаются его снимки от большинства других фотографий, дошедших до нас из той поры.
Полотно изобилует мелкими деталями, использование которых не случайно, каждая из них является исторически достоверным элементом, будь то одежда, хорошо узнаваемые архитектурные детали или части конного экипажа. Ленин предстает перед нами в одной из самых узнаваемых и символичных деталей своего гардероба – кепке, которая с точностью передана художником и соответствует реальным предметам текстильного производства тех лет.
Чтобы заострить внимание зрителя на смысловом центре картины – образе вождя, Эберлинг размещает его фигуру на фоне людей, держащих два массивных зонта, которые в определенном смысле становятся фоном для лица персонажа, так как выполнены в светлых тонах и позволяют сыграть на контрасте разных цветов и текстур. Эберлинг, как знаток светописи, как бы подсвечивает лицо Ильича, что благоприятно сказывается на визуальном восприятии картины, и, вместе с тем, может нести несколько аллегорическую функцию, ведь, согласно тематике картины, Ленин ведет народ к просвещению, а, как известно по его же словам, ученье – ничто иное как свет. Книга, которую герой картины держит в своей руке, также одновременно несет в себе два смысловых аспекта. С одной стороны, это прямое указание на соответствие заданному названию «Ленин идет в Публичную библиотеку», с другой, опять-таки является атрибутом просвещения. Картину отличает особая четкость линий, все силуэты и детали отлично просматриваются во всех своих подробностях, художник мастерски владеет техникой и отдает должно даже самым мелким элементам полотна, тщательно прорабатывая их.
Еще одним эффектом, влияющим на восприятие картины является свет. Как уже было упомянуто, Эберлинг по-особому относится к роли света на своих полотнах. В данном случае, яркий, но, в то же время, естественный свет, падающий из левого верхнего угла картины, позволяет не только обозначить объем предметов и силуэтов, с помощью светотени, но и придать особый колорит цветам, которые сами по себе не отличаются насыщенностью. Эберлинг использует сдержанный монохромный колорит, который полностью подчинён рисунку и объему. Ритмически повторяя темные цветовые пятна, контрастирующие с общим светлым фоном картины, мастер добивается ощущения визуальной гармоничности, уравновешенности цветовосприятия. Поставленная перед художником задача была выполнена с блеском. Тяготеющая к идеализации образа вождя, она, тем не менее, кажется весьма достоверной, жизненной, не создает впечатления искусственной постановки.
Картина эта ценна как из-за бесспорного таланта художника, так и в качестве яркого, даже хрестоматийного, образца изображения исторических событий в соответствии с официальными догмами.
Заключение
В соответствии с целью исследования, мною были рассмотрены и изучены множественные историографические источники, специализированная искусствоведческая литература, а также воспоминания и переписки современников А.Р. Эберлинга, позволившие сформировать представление об историческом периоде в целом, особенностях развития изобразительного искусства в указанном временном отрезке.
На основании проанализированных книг и периодических изданий были выявлены причины и предпосылки, оказавшие влияние на развитие личности и творчества художника. Были рассмотрены и озвучены ключевые произведения мастера. Дана их краткая характеристика. На примере одной выбранной работы был произведен историко-предметный анализ, с указанием основных стилистических, композиционных, смысловых аспектов произведения. Проделана работа по поиску и систематизации истории аукционных продаж, с подробным указанием деталей. Таким образом, основные цели и задачи исследования были достигнуты.
На основании изученного, можно прийти к выводу, что творческое наследие Альфреда Эберлинга – неординарно в своей многогранности. Его путь в искусстве – это путь постоянного поиска, он не боялся меняться, без сожаления оставлял области, где удалось снискать славу. Его портреты стали ярчайшим отражением времени, силой таланта их автора исключительно ясно и емко проявив характеры многих современников художника, будь то член царской семьи, известная балерина или важный партийный деятель. Его фото послужили наглядными иллюстрациями, без прикрас и излишней искусственности отразившие жизнь и нравы Петербурга на рубеже веков. Благодаря своему особому художественному мастерству, умевшему проникать в самую суть предметов, явлений и характеров людей, Эберлингу удалость снискать славу истинного творца, таланту которого не могут помешать ни жизненные перипетии, ни стремительно меняющиеся нравы и законы окружающей действительности.
Библиография
1.Личное дело художника живописи Эберлинга Альфреда Рудольфовича. // ЦГАЛИ СПб. Фонд Р-78. Опись 2. Дело 162.
2.Алешина, Л. С. Русское искусство XIX – начала XX века. – М.: Искусство, 1972. – 483 с.
.Гомберг-Вержбицкая, Э. П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана. – М: Искусство, 1961. – 207 с.
.Иванов, С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. – СПБ.: НП-Принт, 2007. – 450 с.
.Кондаков, И. В. Введение в историю Русской культуры. – М.: Аспект пресс, 1997. – 686 с.
.Ласкин, А. А. Гоголь-моголь. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 243 с.
.Матафонов, С. М. Три века русской живописи. – СПБ.: Китеж, 1994. – 723 с.
.Мочалов, Л. В. Виктор Тетерин. – М.: Художник РСФСР, 1982. – 95 с.
.Репин, И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям. – М.: Искусство, 1952. – 408 с.
.Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства /Сокольникова, Е. В. – М.: Академия, 2012. – 302 с.
.Стасов, В. В. Избранные сочинения. – М.: Искусство, 1952. – 735 с.
.Стернин, Г. Ю. Художественная жизнь России начала XX века. – М.: Искусство, 1976. – 222 с.
14.Каталог выставки «Изобразительное искусство Ленинграда». – Л.: Художник РСФСР, 1976. – 326 с.
15.Байгузина, Е. Н. Загадки Эберлинга или балерина М. Т. Семенова в мастерской художника. Журнал «Вестник академии русского балета им. А. Я. Вагановой». №3 (32) 2014.
.Загонек, В. В. Альфред Эберлинг – художник и фотограф. Журнал «Научные труды». №22 2012.
.Загонек, В. В. В мастерской Владимира Загонека. Журнал «Вопросы Анненковедения». №92 2014.
.Никитин, В. Альфред Эберлинг – фотограф прекрасных дам и неизвестного Петербурга. Журнал Санкт-Петербургского университета. №4 (3862) 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journal.spbu.ru.
Введение Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через…
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр…
Философия и теория культуры Культура и цивилизация Л.А. Орнатская [34] В данной лекции речь пойдет…
Российская культура 19 в и ее вклад в мировую культуру Содержание Введение. 4 1. Панорама…
1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение…
Культура как предмет исследования В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и…