План
Введение
Глава 1. Развитие СКД
Глава 2. СКД в Студии «Древо»
.1 Состояние СКД в Студии
.2 Актуальность функционирования Студии как СК учреждения
.3 Пути совершенствования СКД в Студии «Древо»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
За последние годы произошли значительные изменения в сфере социально-культурной деятельности. Это можно заметить по числу и разнообразию мест для отдыха. У большого количества людей есть желание не только приятно, но и полезно проводить свои свободные от работы часы. При этом полезно во многих отношениях – для здоровья, для получения новых знаний и т. д.
Анализ особенностей проблемы и противоречий рациональной организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков с ограниченным слухом, определил в данной работе ее цель – определить степень социальной значимости рациональной организации культурно-досуговой деятельности посетителей Творческой Студии «Древо». Таким образом, цель курсовой работы можно сформулировать как анализ и пути совершенствования СКД в Студии «Древо» как СК учреждении.
Объект исследования – деятельность посетителей указанного учреждения как социальное творческое явление в условиях социально-культурной среды людей с ограниченными возможностями в плане слуха.
Предмет исследования – организация социально-культурной деятельности посетителей Студии, потребности и возможности инвалидов в творчестве.
В науке имеются достаточно подробные разработки основных понятий и подходов, которые легли в основу данной курсовой работы. Это труды следующих авторов: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Сухомлинский В.А., Соколов Э.В., Масолев Б.Г., Каргин А.С., Хренов Н.А. и другие. В ходе данной работы были проведены самостоятельные исследования рассматриваемого учреждения.
Перспективные планы:
Изученные труды названных авторов и проведенный анализ позволили сделать ряд необходимых для достижения поставленной в работе цели предположений.
Гипотеза исследования – организация социально-культурной деятельности инвалидов в рамках Студии удовлетворительно функционирует, если:
содержательно, программно и методически обеспечена, оправдана в использовании руководителем определенных координационных действий;
Глава 1. Развитие СКД
Социально-культурная деятельность возникла и развивается на стыке с общей педагогикой, социологией, социальной и этнической психологией, культурологией, культурной антропологией, теорией организаций и другими отраслями науки. Социальная значимость этой деятельности состоит в повышении роли культуры, культурного наследия и культурных ценностей в регуляции массового сознания, оптимизации социального взаимодействия и процессов социализации личности. Решение этих задач достигается посредством теоретико-методологической рефлексии реальных процессов и тенденций развития социокультурной сферы, проведения педагогических экспериментов, широкого внедрения результатов исследований в деятельность различных учреждений культуры и образования, творческих студий, общественных объединений и движений, а также управленческих структур.
Чтобы отследить развитие СКД, необходимо учитывать следующие основные понятия: культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ; культурные блага – условия и услуги, предоставляемые юридическими, и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей; творческая деятельность – создание культурных ценностей и их интерпретация; творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания); организация культуры – юридическое лицо, основная деятельность которого направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей и благ, действующее в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации; учреждение культуры – некоммерческая организация культуры, созданная собственником для осуществления культурной деятельности и финансируемая им полностью или частично.
В разные исторические периоды СКД называлась: до 1920 г. – внешкольное образование; с 1920 по 1970 г. – политико-просветительская работа; с 1970по 1990 г. – культурно-просветительская работа; до середины 90-х годов – культурно-досуговая работа; с сер. 90-х годов – социально-культурная деятельность.
До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность социально-культурных учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.
Деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга – это СКД. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и других сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
Культурно-досуговая деятельность – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).
Культурно-просветительская работа также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы).
Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и так далее, основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и так далее), а также основные права граждан в области культурной деятельности.
Особенностей СКД можно насчитать несколько. Во-первых, она осуществляется в свободное время. Во-вторых, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью. В-третьих, характеризуется многообразием видов. В-четвёртых, РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.).
Отличительные черты СКД – это гуманистический характер, культурологический характер, развивающий характер. И, соответственно, её функции делятся на развивающую, информационно-просветительскую, культурно-творческую, рекреационно-оздоровительную.
Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная. Виды досуговой деятельности делятся на самообразование, общественную деятельность, потребление культурных ценностей, занятие спортом, туризм и путешествия, развлечения, общение с людьми, общение с природой, пассивный отдых, антисоциальные виды досуга.
Глава 2. СКД в Студии «Древо»
2.1 Состояние СКД в Студии
Творческая мастерская деревянной скульптуры для детей и подростков Студия «Древо» с точки зрения социально-культурной деятельности занимается следующим. Обучение детей и подростков русским народным ремеслам:
Участниками смотра-конкурса являются жители г. Санкт-Петербург, из числа инвалидов, коллективы художественной самодеятельности районных общественных организаций инвалидов.
Организация и проведение городского смотра-конкурса возлагается на Департамент культуры мэрии, Управление социальной поддержки населения мэрии, управления социальной защиты населения администраций районов.
Студией «Древо», целью которого является защита прав и интересов граждан с нарушением слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современное общество, велась большая работа по социальной поддержке инвалидов по слуху, по их трудоустройству, организации досуга, нуждающимся членам ВОГ оказывается адресная материальная помощь.
В советское время организация трудоустраивала всех неслышащих, обеспечивала их общежитием, многие, благодаря ходатайствам областного правления ВОГ получили квартиры, обеспечивались путевками в санатории и Дома отдыха. Постоянно оказывалась материальная поддержка нуждающимся. Велась большая культурно-массовая и спортивная работа, коллективы успешно принимали участие в смотрах и конкурсах художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях различного уровня.
Обществом глухих подготовлено более 20 Лауреатов смотров и конкурсов, множество дипломантов, организация была участником почти во всех гала-концертах, как зональных, так и в Москве, других городах. На высоком уровне велась спортивно-оздоровительная работа. Постоянно работали кружки декоративно-прикладного искусства, проводились выставки. В Студии имеются люди, обладающие нормальным слухом, это сотрудники организации и спецшкол, а также люди, активно помогающие в работе с неслышащими, проведении их досуга.
Ведется большая работа по организации досуга инвалидов по слуху, проведению различных мероприятий, работают кружки художественной самодеятельности. К сожалению, спортивная работа из-за отсутствия средств свелась к участию глухих спортсменов и физкультурников только в городских и областных соревнованиях и Спартакиадах для инвалидов. Общество также проводит работу по повышению общеобразовательного уровня глухих и слабослышащих.
2.3 Пути совершенствования СКД в Студии «Древо»
С учетом состояния и перспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и вся социально-культурная деятельность. Необходимо подходить к ее организации с позиций рыночных отношений, наличия различных форм собственности и в социально-культурной сфере, что диктует задачу овладения основами свободного предпринимательства, менеджмента в проведении досуга.
Говоря о природе и назначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания и современных технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют в настоящих условиях также экономический и организационно-управленческий аспекты этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.
Смыслообразующую основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.
Все эти процессы в сфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют. В развивающуюся современную модель социально-культурной деятельности в Студии «Древо» должен активнее вписываться ныне самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Этот сектор должен широко включаться в регулирование процессов в социально-культурной деятельности, на рынке досугового спроса.
В отличие от государственных структур, которые функционируют в социально-культурной сфере через специально созданные ведомства, институты и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или пробел в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольными структурами.
Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические выгодные «ниши» в социально-культурной сфере.
Следует отметить, что характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко неоднозначен, он определяется основными целями осуществления данной деятельности. Нередко определенные частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые программы ради извлечения максимальной выгоды. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя добра и милосердия. Именно этот мотив должен обусловливать тесное сотрудничество ряда деловых кругов со Студией «Древо».
Среди целого ряда разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере есть частные организации, которые оказывают информационно-консультативную помощь, проводят экспертизы социально-культурных проектов и программ; формируют мониторинг социально-культурной жизни, осуществляют сбор и анализ статистических данных, размещают заказы на социологические исследования; отбирают программы и проекты для финансирования по заказам.
Кроме того, они выступают в качестве посредников или участвуют в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание, создании дочерних фирм, малых предприятий и кооперативов.
Большая работа должна вестись по развитию зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, разработке и финансированию международных специальных программ социально-культурного профиля.
Одной из наиболее привлекательных для коммерческого сектора сфер является многопрофильная индустрия массового досуга и развлечений. Она включает в себя множество направлений: шоу-бизнес, финансирование многочисленных рок-ансамблей, рок-групп, проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных центров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов, дискотек, производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т. д.
Что касается механизмов привлечения финансовых средств к реализации социально-культурных проектов и программ, то они многообразны. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений; добровольные объединения материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т. д.
В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона важно найти свое место каждому из досуговых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным; хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсоров и т. д.); формальным и неформальным; ведомственным и вневедомственным.
Каждое государственное или частное (коммерческое) предприятие, каждое общественное объединение или движение могут и должны беспрепятственно пользоваться правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, быть заказчиком, спонсором, меценатом, в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею и т. д.
Основополагающими принципами хозяйственной деятельности современных социально-культурных институтов должны быть самоокупаемость и самофинансирование. Самоокупаемость предполагает, что предприятие социально-культурной сферы (студия, клуб, парк, театр, видеосалон и т. д.) за счет выручки за выполняемую деятельность полностью возмещает свои издержки по разработке и реализации той или иной досуговой программы, включая и оказание различного рода рекреационных услуг. Самофинансирование означает, что все затраты предприятия социально-культурной сферы по материально-техническому оснащению и совершенствованию своей базы, проведению всего комплекса социально-культурных мероприятий, включая и материальное поощрение занятых работников, осуществляются прежде всего за счет заработанных средств.
Для выполнения того или иного социально-культурного (развивающего, творческого, оздоровительного, развлекательного) заказа на местах должны создаваться гибкие, подвижные, организационные структуры – временные творческие коллективы. Они обязаны действовать на принципах самоорганизации, самоокупаемости, самоуправления. Эти мобильные творческие группы и коллективы с полным правом можно отнести к тем основным звеньям, через которые должна реализоваться социально-культурная деятельность на местах.
Очень важно, чтобы взаимоотношения заказчиков и исполнителей при этом становились основой разнообразия, гибкости, динамичности и вариативности деятельности социально-культурных институтов, а горизонтальные связи, устанавливаемые между участниками социально-культурной деятельности, строились на основе паритета, взаимной экономической ответственности. Социально-культурная деятельность, организуемая по горизонтали, без команд и регламентации «сверху», способна обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития социально-культурной сферы.
Что же конкретно модно сделать для совершенствования СКД в Студии «Древо», учитывая специфичность посетителей этого учреждения. Это должны быть следующие шаги:
. «Компьютер как эффективное средство формирования и развития мировоззрения инвалидов по слуху»; основам компьютерной грамотности должны быть обучены при помощи сурдопереводчика посетители Студии.
. «Интернет – для глухих». Данный проект должен обеспечить инвалидов связью с Интернет, дабы разнообразить кругозор посетителей; значимость Интернета не должна создавать сомнения в своей функциональности особенно на уровне Студии рассматриваемого вида.
. «Жестовый язык как важнейшее вспомогательное средство при обучении глухих детей и ликвидации безграмотности взрослых глухих». В числе мероприятий проекта – командировка в Москву, в Центр образования глухих и жестового языка, билингвистическую гимназию (единственную школу в России, где обучение ведется параллельно и устным, и жестовым методом), проведение круглого стола по проблемам жестового языка, конкурса среди учителей спецшкол, владеющих жестовым языком, несколько экспериментальных занятий по жестовому языку.
Нуждается в издании брошюра «Из опыта обучения детей-инвалидов по слуху и детей нормально слышащих в едином коллективе народным ремеслам». Также необходимы инструменты и материалы. В Студию «Древо» приглашаются студенты-практиканты и социальные педагоги.
Заключение
Подводя итоги сказанному в целом, отметим, что программное и методическое обеспечение социально-культурной деятельности посетителей Студии «Древо» – необходимое педагогическое условие успешности, эффективности, рациональности организации этой деятельности. Стихийность же, бессистемность, отсутствие логики и целенаправленности в организации СКД населения способны нанести организации и самим посетителям такой вред, какой они наносят любой другой образовательной деятельности.
Культурно-досуговая деятельность участников фестиваля – не просто сфера свободного времени людей, это сфера содержательного наполнения их свободного времени, а досуг служит своеобразной лабораторией культуры.
Организация культурно-досуговой деятельности посетителей Студии «Древо» рациональна, если обеспечивает достижение цели самореализации детей-инвалидов в творчестве и их социального самоопределения. Иначе говоря, способствует успешности удовлетворения потребностей инвалидов во впечатлениях, самовыражении, самоутверждении, формирует у них первичные осознанные практические умения и способствует успешности протекания процесса выбора детьми будущей профессии.
Организация социально-культурной деятельности посетителей Творческой Студии «Древо» рациональна, если опирается на комплекс разработанных педагогических условий, если направлена на самореализацию инвалидов по слуху в творчестве, социальное их самоопределение и преодоление отчуждения между ними и здоровыми гражданами, сохранения и приумножения памятников традиционного национального деревянного творчества.
Социокультурное пространство органично сочетает историческую преемственность, непрерывность и дискретность. Постепенно восстанавливается и такая очень важная сфера культурного пространства, как деревянное творчество на базе Студии «Древо».
Список использованной литературы
Введение Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через…
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр…
Философия и теория культуры Культура и цивилизация Л.А. Орнатская [34] В данной лекции речь пойдет…
Российская культура 19 в и ее вклад в мировую культуру Содержание Введение. 4 1. Панорама…
1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение…
Культура как предмет исследования В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и…