• Вид работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 294,70 kb

Бонсай

Бонсай

В японском языке бонсай означает не только карликовое растение, но и культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне, и как и многое другое, пришел в Японию из Китая. Первые изображения миниатюрных ландшафтов датируются временем правления династии Хань — 200 годом до н.э. Собственно, завезли бонсай китайские монахи – вместе с буддизмом, и как и в Китае, это занятие стало привилегией богатых. Японцы переняли у китайцев их методы создания бонсай, использующие бамбуковые палочки, бечевку и железные кольца. Со временем популярность бонсай росла: в Японии создавались собственные методы и стили, а культивирование бонсай стало неотъемлемой частью японской культуры. Это искусство подвергалось влиянию многих философских течений, но в стране Восходящего Солнца оно всегда было связано с каждодневной жизнью. И только в наше время — в 20-м веке — многовековые японские традиции бонсай начали проникать на Запад. Первые выставки бонсай были проведены в начале прошлого века в Англии и Франции, в это же время появились и первые книги на эту тему. Однако долгое время на Западе бонсай оставался приятным занятием для избранных. И только в последние несколько лет его популярность достигла простых любителей садоводства и цветоводства.

Таким образом, в настоящее время бонсай можно сделать своими руками, благо многие торговые центры имеют в продаже разнообразные деревца – бонсай или растения под тем же названием, а популярные садоводческие газеты и книги стали уделять все большее внимание этому вопросу. Для создания бонсай не потребуется много лет и средств, в особенности, если используется исходный материал, приобретаемый в садоводческих центрах. Через два-три вегетационных сезона Вы сможете стать владельцем собственноручно созданного бонсай. Он не требует большего ухода, чем любое другое комнатное растение: нужен лишь ежедневный полив и пересадка, проводимая каждый год или раз в два года. Только обрезка потребует дополнительного времени и внимания, однако эти усилия оправдают себя.

Старинные бонсай, привезенные из Японии, очень дорогие, и они не рекомендуются для начинающих. Сначала в течение нескольких лет накопите опыт по уходу за неприхотливым, собственноручно выращенным деревцем, а потом уже переходите к «шедеврам». Ведь будет очень жаль, если дорогой, полностью сформированный бонсай погибнет, и это охладит Ваш энтузиазм.

Что нам понадобится для ухода за деревцем?

Для подкормки бонсай Вы можете использовать либо жидкие, либо гранулированные удобрения.

Жидкие удобрения очень быстро усваиваются и в этом их главный недостаток. Гранулированные удобрения действуют медленнее и имеют более длительное действие. Используйте в подкормку половину от рекомендованного для комнатных растений количества удобрений. Избыток удобрений вреден для деревьев. Не подкармливайте бонсай в первые четыре недели после пересадки. Свежий горшечный компост содержит все необходимые питательные вещества. Весной и в начале лета увеличьте дозы азотных удобрений.

Удобрения с низким содержанием азота должны применяться для широколиственных деревьев в сентябре и октябре, а для хвойных — в сентябре-ноябре. Комнатные бонсай не следует подкармливать в зимнее время. При применении удобрения убедитесь, что почва увлажнена. Хороший компост должен удерживать достаточно влаги и в то же время отводить ее излишек с тем, чтобы не развилась гниль. Это звучит несколько противоречиво и кажется невыполнимым, но при смешивании в различных пропорциях трех основных компонентов — глины, перегноя и песка — можно получить хороший компост. Три основных компонента смешиваются в определенных пропорциях в зависимости от типа дерева. Хвойным требуется 25% гранулированной глины, 25% перегноя (или горшечного компоста) и 50% песка.Для широколиственных деревьев готовьте смесь из 30% гранул глины, 40% перегноя (или горшечного компоста) и 30% песка.

Глина

В состав глины входят основные элементы, она имеет чрезвычайно тонкую структуру, что позволяет ей удерживать большое количество воды. Основной ее недостаток — малое содержание кислорода. Поэтому глина сначала высушивается, затем дробится на маленькие кусочки размером 5- 10 мм. Более мелкие частицы отсеиваются.

Перегной

Перегной хорошо удерживает влагу и содержит большое количество питательных элементов. Он получается при компостировании органического материала. Полностью высохший перегной не может в достаточной степени абсорбировать воду, поэтому важно поливать бонсай ежедневно, а в жаркую погоду — дважды в день.

Песок

Песок обеспечивает хороший дренаж. Он не содержит питательных элементов, но очень важен для обеспечения почвы кислородом. Для лучшего дренажа в компост может быть добавлен гравий.

Полив бонсай в саду.

Весной, летом и осенью бонсай требует ежедневного полива, а в сухие и ветреные дни полив следует проводить дважды. Наденьте на лейку сито с мелкими отверстиями и поливайте бонсай с высоты. Не допускайте, чтобы прямое солнце попадало на мокрые листья, поскольку у некоторых видов это может привести к ожогам. Лучше всего проводить вечерний полив. Земля, окружающая корни, останется увлажненной на протяжении ночи, и деревце сможет поглотить достаточно воды. Если Вы поливаете растение утром, то велика вероятность быстрого испарения воды, в этом случае деревце не получит необходимой влаги. Бонсай на открытом воздухе требует очень малого количества влаги зимой. Листопадные деревья находятся в это время года в состоянии покоя, поэтому Вам потребуется полить бонсай всего несколько раз за зиму. Хвойные деревья потребуют более частых поливов.

Полив комнатных бонсай.

В течение вегетационного периода необходимо регулярно поливать комнатные бонсай и поддерживать их почву слегка увлажненной. Многие виды растений продолжают рост в зимнее время и поэтому нуждаются в регулярном поливе. Зимой же у многих деревьев наблюдается период покоя, поэтому они не требуют частых поливов. Это справедливо для листопадных видов. Как правило, влажность воздуха в комнате бывает существенно ниже, чем в природных условиях, поэтому комнатные бонсай нужно регулярно опрыскивать водой. Не проводите опрыскивание, когда растение находится на прямом солнце, иначе листья могут получить ожоги.

Необходимые инструменты.

Если Вам пришелся по душе бонсай и Вы хотите заниматься более специфическими вопросами или иметь дело с большими деревьями, тогда стоит приобрести специальные инструменты.

Основной набор состоит из секатора, изогнутых кусачек для обрезки веток, кусачек для проволоки, ножниц для тонкой работы и крючка для распутывания корней. Размер инструментов определяется размерами Вашего бонсай.Когда Вы переходите от обрезки, поддерживающей форму растения, и пересадки к формирующей обрезке, Вам потребуются кусачки для удаления наростов, пила с мелкими зубьями и, возможно, специальные щипцы, при помощи которых создается «джин» (мертвый сук). А если Вы захотите превратить крупный растительный материал в бонсай, Вам потребуется пила и долото.

Места обрезки замазываются специальной садовой замазкой. В продаже имеется препарат для отбеливания древесины, создающий эффект «джин». Для приготовления компостов Вам потребуются семь сит с различным диаметром ячеек. Создание проволочного каркаса выполняется проволокой различной толщины, поэтому всегда следует иметь ее под рукой. Вы можете воспользоваться медной проволокой от электрического кабеля, но можно приобрести специальную проволоку для бонсай. Она несколько дороже, но ее проще использовать.

Буджинги

(литературный стиль)

Подходит для большинства хвойных или широколиственных деревьев.

Этот стиль берет свое название от манеры рисования, которую использовали китайские художники, рисуя воображаемые деревья. Особенность этого стиля: элегантно изогнутая линия ствола, при полном отсутствии нижних веток крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья мы можем встретить и в лесу, когда из-за недостатка солнечного света и тесноты у них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым.

Чоккан

(формальный вертикальный стиль)

Подходит для ели, лиственницы, можжевельника, дзельквы и гинкго.

Если дерево не испытывает конкуренции со стороны других деревьев, не подвергается воздействию сильных преобладающих ветров, имеет достаточно питания и воды, оно будет расти строго вверх, а его ствол будет иметь коническую форму. Ветки деревьев-бонсай не должны быть симметричными, верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних. Ветви должны отходить от ствола горизонтально, а некоторые нижние ветви могут немного изгибаться вниз. Чтобы контейнер не опрокидывался, его вес и вес деревца должны быть приблизительно равны.

Икадабуки

(стиль "упавшее дерево")

Подходит для всех видов деревьев.

Иногда упавшее дерево может выжить, выбрасывая вверх боковые ветви, из которых образуются стволы новых деревьев. Старый горизонтальный ствол по-прежнему остается виден. Этот стиль часто используется в бонсай, в особенности при наличии исходного материала, у которого ветви располагаются с одной стороны. В отличие от группы отдельных растений в этом стиле расстояние между отдельными стволами не изменяется

Иси-дзуки

(стиль "обнявшие камень")

Подходит для сосны, клена, цветущей айвы и рододендрона.

В композиции этого стиля деревья растут из трещин в камнях. Корни как бы уходят в камень и оттуда растение получает все необходимое питание и воду. Для бонсай такого стиля очень важен регулярный полив, поскольку запас влаги в трещинах ограничен. Для обеспечения высокой влажности окружающего воздуха камень можно разместить в неглубоком блюде с водой. Посадив несколько деревьев, можно создать пейзаж.

Кабу-дачи

(стиль "спрут")

Этот стиль подходит для всех видов деревьев.

Все стволы растут от одного корня и не могут быть разделены. Это основное отличие этих растений от группы отдельно растущих экземпляров. Он схож со стилем «сдвоенный ствол», но здесь речь идет о трех или более стволах.

Кенгай

(стиль каскад)

Подходит для сосен, кизильников, пираканты и можжевельника. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами.

Дерево, растущее на крутом обрыве, может изогнуться по многим причинам — из-за падающих камней, под собственным весом или тяжестью снега, из-за недостатка света. Это и есть стиль «каскад», созданный самой природой. Применительно к бонсай это означает, что крона деревца должна располагаться ниже верхней кромки контейнера. Довольно трудно поддерживать растение стиля «каскад» здоровым, поскольку оно стремится расти вверх.

Хан-кенгай

(полукаскадный стиль)

Подходит для всех видов, за исключением крепких, плохо гнущихся деревьев. Этот стиль, как и «каскад», встречается в природе у деревьев, растущих на крутых склонах, по берегам рек и на болотах. Из-за близости воды ствол растет не вниз, а, скорее, в горизонтальном направлении. У деревьев – бонсай полукаскадного стиля крона только немного опускается ниже верхней кромки контейнера.

Хоки-дачи

(стиль "метелка")

Подходит для широколиственных деревьев с тонкими ветвями, таких как дзельква, вяз и граб.

В природе этот стиль практически идеально наблюдается у Zeikova (дзельквы). При создании бонсай этот стиль может использоваться и для некоторых других видов. Ствол — строго вертикальный, но не слишком длинный, все ветви расходятся из одной точки. Крона — сферическая и очень плотная. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В целом дерево напоминает старинную метелку.

Мойо-ги

(неформальный вертикальный стиль)

Подходит практически для всех видов деревьев.

Этот стиль широко встречается и в природе, и во многих бонсай. Ствол дерева имеет ряд изгибов, нижний из которых должен быть ярко выражен. Как и в случае формального вертикального стиля, ствол имеет коническую форму, ветви располагаются симметрично, а крона соответствует толщине ствола.

Секиджоджу

(стиль "обнаженные корни на камне")

Подходит для всех видов с сильно развитыми корнями, например, клена, китайского вяза, сосны и можжевельника.

Шаримики

(стиль "мертвая древесина")

Подходит для можжевельника.

У можжевельников, растущих на горных склонах, значительные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. В бонcай эти участки мертвой древесины особенно важны и должны быть хорошо заметны. Они создаются искусственно путем срезания определенных участков коры и их последующего отбеливания.

Шаккан

(наклонный стиль)

Подходит для большого количества видов.

Под воздействием сильных преобладающих ветров дерево вырастает с наклоном, такая же форма может наблюдаться у растения, растущего в тени и тянущегося к солнцу. Ствол дерева, который может быть прямым или несколько изогнутым, должен быть наклонен под углом от 70 до 90° по отношению к поверхности контейнера. С одной стороны деревца корни развиты сильно, и кажется, что они прочно держатся за почву, а со стороны наклонившегося ствола — уходят в землю.

Сокан

(стиль "сдвоенный ствол")

Подходит для всех видов деревьев. Такой силуэт широко распространен в природе. Из одного корня вырастают два ствола, причем один — гораздо мощнее второго. В бонсай этот стиль может быть создан искусственно, когда второй ствол формируется из нижней ветви. Убедитесь, что ветка не расположена слишком высоко, иначе образуется «вилка», которая не вписывается в стиль бонсай.

Глоссарий

Воздушные отводки

Метод, который позволяет превра- тить ветку дерева или кустарника в самостоятельное растение

Дренаж

Удаление избытка воды.

Закалка

Перемещение растения из укрытия в такие условия, которые позволят адаптировать его к более суровым климатическим условиям.

Кора

Наружный слой отмерших клеток, который увеличивается год от года. По мере увеличения своей толщины он обычно растрескивается. Кора и луб образуют защитный слой.

Корневые волоски

Самые молодые и тонкие корни, которые всасывают питательные вещества из почвы.

Крона

Совокупность веток дерева, включая растущие на них листья или иголки.

Обрезка листьев

Удаление листьев с дерева для стимулирования роста новых, более мелких листьев в этом же вегетационном сезоне.

Обрезка для поддержания формы

Регулярная обрезка веток в соответствии с планом ухода или изменением силуэта бонсай.

Обрезка корней

Обрезка корневой системы при посадке или пересадке растения для стимулирования их активности и достижения правильного соотношения между подземной и надземной частями.

Обрезка формирующая

Определение основного силуэта посредством обрезки.

Почка

Начальная стадия развития будущего побега или цветка.

Прищипка

Укорачивание (обрезка) молодых побегов.

Размножение отводками

Пригибание ветки к земле, что создает возможность превращения ее в самостоятельное растение.

Свечка

Молодые ростки сосны, из кото- рых образуются иголки.

Симбиоз

Процесс, при котором происходит обмен продуктами жизнедеятельности между деревом, с одной стороны, и плесневыми грибками — с другой.

Скелетные ветки

Основные ветки, отходящие непосредственно от ствола.

Скелетный корень

Основной корень, отходящий от подземной части ствола.

Создание проволочного каркаса

Обкручивание медной или алюминиевой проволоки вокруг ствола и ветвей для изменения их формы и направления роста.

Стелющийся побег

Побег, который появляется от корня материнского растения и может развиться в самостоятельное растение, если будет расти на собственном корне.

Стержневой корень

Главный корень расположенный в земле, из него формируется ствол.

Формирование

Превращение дерева или кустарника в бонсай посредством обрезки и создания проволочного каркаса.

Черенок

Часть ветки или стебля, срезанная непосредственно под почкой, из которой развивается новое растение.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru

Культурология

Recent Posts

Реферат: Искусство и миф

Введение Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через…

1 месяц ago

Реферат: Традиции и пассионарность в изучении истории народов России

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр…

1 месяц ago

Реферат: Культура и цивилизация Л.А. Орнатская

Философия и теория культуры Культура и цивилизация Л.А. Орнатская [34] В данной лекции речь пойдет…

1 месяц ago

Реферат: Российская культура 19 века и ее вклад в мировую культуру

Российская культура 19 в и ее вклад в мировую культуру Содержание Введение. 4 1. Панорама…

1 месяц ago

Реферат: Эволюция представлений о культуре 2

1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение…

1 месяц ago

Реферат: Культура как предмет исследования 2

Культура как предмет исследования В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и…

1 месяц ago