Курсовая работа
Тема: «История донских казачьих родов: Ефремовы»
Дисциплина: Краеведение
Содержание
Введение
Глава 1. Происхождение рода (фамилии) донских атаманов Ефремовых
Глава 2. Выдающиеся представители рода: Данило и Степан Ефремовы
.1 Данило Ефремович Ефремов – атаман войска Донского талантливый военный и дипломат
.2 Степан Данилович Ефремов – войсковой атаман, «бунтарь и вольнодумец»
Глава 3. Род Ефремовых как объект туристической привлекательности Донского края
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы состоит в том, что жители Дона, в особенности мои сверстники, мало ценят прошлое своей малой Родины и не знают людей, с именами которых связаны выдающиеся страницы истории не только Дона, но и страны. Казачество занимает одно из ведущих мест в памяти народной, запечатлённой в материальных и письменных источниках прошлого. В настоящее время тема казачества возрождается и активно поддерживается правительством регионального, и федерального уровня. Для туристической деятельности казачество Дона – бренд. С позиции расширения перспектив туриндустрии Дона, необходимо исследовать все возможности края, включая памятные места, связанные с жизнью выдающейся фамилии донских атаманов Ефремовых.
Для жителей Дона, включая меня, самыми смелыми и благородными являются Донские казаки: Ермак Тимофеевич, Матвей Платов, Кондратий Булавин, атаманы Ефремовы.
Степень изученности темы. Среди доступных мне изданий, можно отметить отсутствие достоверной, объективной информации, изложенной в доступной читателю форме, хотя научная значимость темы очевидна. Большинство сведений были взяты мной с сайтов в интернете. Несмотря на стремление использовать официальные источники информации, необходимо указать ряд трудностей, с которыми мне пришлось столкнуться. Во-первых, практически на всех сайтах используется одинаковая информация (плагиат), поэтому найти первоисточник достаточно сложно. Во-вторых, можно констатировать, один и тот же факт, в разных интернет источниках, может быть изложен противоречиво, а зачастую диаметрально противоположно, отсюда трудности в поиске объективной информации. В-третьих, даже на официальных сайтах по истории, краеведению, специальных печатных изданий, отмечается тенденция субъективного анализа событий, персон, документов, авторами публикаций, что затрудняет восприятие предмета исследования объективно.
В исследовании были использованы, работы авторов: П. Краснова, Е. Савельева. Для меня наиболее убедительными оказались сайты: Познавательный портал Донские зори, Сайт поселка Тарасовский, Клуб Ефремовых.
Цель исследования – изучение истории донского казачьего рода Ефремовых.
Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
изучить особенности формирования рода казаков Ефремовых
исследовать личность и деятельность двух представителей рода Ефремовых: Данилы и Степана;
рассмотреть памятники истории рода Ефремовых как объект туристической деятельности на Дону.
Объект исследования – история донского казачьего рода Ефремовых.
Предмет исследования – изучение жизни и деятельности Данилы и Степана Ефремовых.
Опираясь на поставленные задачи исследования, курсовая работа состоит из: введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Происхождение рода (фамилии) донских атаманов Ефремовых
Итак, первую главу моей курсовой работы я хотела бы начать с истоков происхождения фамилии Ефремовых, ведь ее обладатели, безусловно, могут ей гордиться как памятником русской истории, культуры и языка.
«Родоначальником этой всем известной фамилии являлся человек по имени Ефрем. Это мужское имя имеет еврейское происхождение и в переводе означает «плодовитый». Более древней формой имени является Ефраим или Эфраим. Имя Ефрем является православным, в дореволюционной России оно было повсеместно распространенным, а в XIX веке активно использовалось в донских станицах.
Святыми покровителями имени являются преподобный Ефрем Сирин, а также Ефрем Перекомский, основатель одноименного монастыря в Новгородской губернии.
Так как фамилия Ефремов образована от полной формы личного имени, можно предположить, что предок данного рода относился либо к социальной верхушке общества, либо к семье, пользовавшейся в данной местности большим авторитетом. Поэтому ее представителей уважительно звали полным именем, в отличие от других родов, называвшихся, как правило, уменьшительными, производными именами или обиходными прозвищами.
Изначально, для простоты определения родственных отношений, Ефремовым могли прозвать сына, внука или племянника обладателя имени Ефрем. Впоследствии данное прозвище стало общесемейным и было официально зарегистрировано в качестве фамильного прозвания. При таком образовании фамилии считается, что заступничество святых покровителей имени переходит на всю семью».
Самым первым представителем этого древнего рода был Ефрем Петров. «В рукописях рода Ефремовых смотрителем дворца в Черкасской загородной даче помещиков Ефремовых писарем-казначеем Хохлачевым Лукой записано: «в бытность царствования Петра I и при содействии его матери княгини Натальи Кирилловны с ведома и положения торговой палаты, московские купцы 1-ой гильдии Петров Ефремка и родной племянник Ефрем Петров отправились из Москвы в столицу Дона Черкасск сделав там свою оседлость».
Купец Ефрем Петров располагал немалым денежным капиталом, большим количеством мануфактурных и кожевенных товаров, так как имел связь с мануфактурщиками кожевенных заводов, что создавало ему благоприятные условия для приобретения ходовых товаров и продажи их населению Дона. Торговые лавки Ефрема Петрова находились во многих городках и станицах Дона: Раздоры, Цымла, Есауловская, Десятипятницкая, Мигулинская, в самомЧеркасске было 6 лавок и харчевня.
Упоминается Ефрем Петров в звании походного атамана, как участник шведского похода в Лифляндии. В память об этом походе он с казаками пожертвовал подсвечник со следующей надписью «в 1702 году донские атаманы молотцы ходили на службу Великого государя в Шведской поход. Атаман Ефрем Петров обещался с казаками состроить подсвечник и сжертвовали в соборную Воскресенскую церковь». Иногда его считают сыном московского купца, который стал приписным Казаком, явившись на Дон в 1670 г. Казаки действительно бывали московскими купцами, как были царскими слугами-землепроходцами и промышленниками, но в данном случае такое предположение маловероятно. В актах Ефрем называется знатным старшиной и старожитным казаком». «В 1705 г. Ефрем Петров упоминается как атаман зимовой станицы и, кроме того, принимает участие в усмирении астраханского бунта. После этого Ефрем Петров был приглашен в ставку государя Петра 1 для вручения наград и повышения в чине. В указе главнокомандующего князя Долгорукого говорится: «за особо выдающиеся подвиги хорунжию 1-го экспедиционного отряда господину Петрову Ефрему присвоить звание полковника с вручением награды и крестов полный кавалер». Погиб атаман в 1708 г. во время булавинского бунта. Войско Булавина осаждало Черкасск в течение двух суток. Ефрем Петров был схвачен и казнен. Перед смертью он произнес: «Хотя я от вас и умру, но слава моя не умрет; вы этот остров такому вору отдали, а Великому государю остров знатен, реку Великий государь очистит и вас воров выведет». «Похоронен он на кладбище в слободе Ефремово-Степановке, где до недавних пор находилась надгробная плита «Ефрем 1614 – 1697». Вот таким честным, храбрым и рассудительным был основатель знаменитой династии Ефремовых. За все его заслуги перед государством император не оставил без покровительства и семью Ефрема. «Петр I проявил внимание к сыну покойного полковника Ефрема Петрова, погибшего при выполнении служебного долга, Даниле Ефремову. Он был первым обладателем официально закрепленной фамилии по имени отца. Несмотря на молодость, Даниле был присвоен чин полковника, и он был пожалован землей (до 20 верст в окружности) с предоставлением права самому выбрать место своей вотчин». Вывод по главе Таким образом, можно отметить, что Ефрем Петров был достойным основателем великой Донской династии. Он преуспел в купеческом деле: располагал немалым денежным капиталом, большим количеством мануфактурных и кожевенных товаров, а так же торговыми лавками и харчевнями. Был храбрым походным атаманом (за что получил множество наград), прекрасным стратегом, преданным «слугой Государя», да и просто честным, хорошим человеком. Человеком, который, ко всему прочему, являлся глубоко верующим христианином. Подводя итог, можно утверждать, что род Ефремовых основал уважаемый человек, который вместе со знатной фамилией завещал своим потомкам еще и безбедную жизнь.
Глава 2. Выдающиеся представители рода: Данило и Степан Ефремовы
.1 Данило Ефремович Ефремов – атаман войска Донского талантливый военный и дипломат
«Данила Ефремов, носивший уже фамилию не Петров, родился в 1690 году. Впервые Данила Ефремов заявил о себе на боевом поприще, в ранней молодости 18 января 1707 года, когда участвовал с другими казаками в нападении на главную квартиру короля Карла 12 в Галиции, причем был перебит весь караул короля и, казалось, могли вот-вот захватить Карла. Но, показав невиданную прыть, шведский король вскочил на лошадь, дал ей шпоры в снежном вихре. Досадно было 17-летнему Даниле. В этом же году Ефремов был избран походным атаманом казаков.
В сражении под Калишем, против шведского генерала Реншильда, казаки Ефремова, в числе 6 000 человек, бились 4 часа против превосходящих сил неприятеля и отступили только тогда, когда их осталось не более тысячи человек. По назначению Указа Правительствующему Сенату 4-го марта 1738 года говорилось: «…оного войска старшину Данилу Ефремова за долговременная и ревностные его нами предкам нашим службу в оный чин Войскового Атамана всемилостивейшей жалуем».
С 1738 года Данила Ефремов войсковой атаман. Еще до пожалования в войсковые атаманы Данила Ефремов обратил на себя внимание правительства, как искусного дипломата. И в 1734 году на него возложено поручение вести переговоры с калмыцким владельцем Дундук-Омбой, который намеривался «отложится» от подданства России и перейти под покровительство Турции. Как видно из актов, Данила Ефремов сумел наладить отношения с Дундук-Омбой, что подтверждают указы и инструкции государственной коллегии иностранных дел 1736 и 1738 гг. , в которых говориться: «а не иначе тебе от Ея императорского Величества Всемилостивейшей повелевается, по известному твоему о нем Дундук-Омбе и его нрав ведению, искусству неусыпное и наиприлежнейшее, о том старании свое прилагать» или «все передается на ваше искусство и верность… за что Высочайшего Ея Императорского Величества милостею оставлены, не будете». Благодаря стараниям Данилы Ефремова, Дундук-Омба был пожалован в ханское достоинство в 1737 году, а до передачи ему подтверждающей грамоты, Ефремов настоял принести присягу на верность России.
Со вступлением в должность войскового атамана Данила Ефремов, кроме своих дипломатических способностей, показал также военные и особенно административные. Например, когда в 1738 году Татары, «собравшись в большом количестве, Быстрятскую станицу и напали на Каргальскую, то атаман собрал войско «сколько онаго их оставшихся за командированием и армии казаков в домах найтиться могло», разбил и прогнал татар обратно к Кубани. В следующем году набег повторился, но татары снова были разбиты в верховьях речки Грушевки.
В виду этого войско в 1738 году просило о «вспоможении к починке г.Черкасска, который, как доносилось, весьма обветшал» вследствие чего разрешено было отпустить войску часть казенного леса. В 1738 году на Дон прислали 67 пушек, которые разместили по городам наиболее всего подвергавшимся набегам». (рис. 1, приложение)
Чтобы обезопасить Черкасск от татарских набегов и защитить его от разлива воды, атаман Ефремов начал обносить город каменной стеной. Начата была уже постройка стены, но так как на это не было указа, то по дошедшему о том известию до правительства, Ефремов был задержан с некоторыми старшинами и казаками в феврале 1744 года и атаман был вызван в Петербург, но после исследования дела его отпустили на Дон, разрешив достроить стену. В указе говорилось: «оставить произведенное дело и отпустить Ефремова с бывшими при нем старшинами и казаками к войску, а так же достроить каменную стену; но лишь «от турецкой стороны» с строгим запрещением «от стороны Российской каменного строения крепости не производить и пристраивать только деревом».
Вообще в продолжение своего управления войском Данила Ефремов отличался административными способностями, как это свидетельствуют его многочисленные грамоты и распоряжения, сохранившиеся до нашего времени.
Так, в 1746 году императрица Елизавета вновь пожаловала войску грамоту и знаки атаманского достоинства (взамен сгоревших) в августе 12-го 1744 года в Черкасске. В 1749 году «Ефремову был пожалован портрет императрицы Елизаветы с бриллиантами: в том же году, за приезд в Москву, награжден 300 рублями и, кроме того, на ковш и саблю по 50 рублей». Но вместе с тем стремления атамана были направлены к усилению власти старшин и канцелярии войсковых дел, а также и собственной власти, так народное самоуправление, бывшее во власти войскового Круга, было уничтожено окончательно».
С другой стороны Данила Ефремов постоянно заботился об охранении принадлежащих войску прав на владения землями и пользовании другими выгодами и угодьями. Например, «в 1743-1746 гг. при разграничении земельных владений донских казаков с запорожцами вследствие притязаний последних на западную часть земель донских, он неоднократно принимал личное участие при определении спорных границ».
В конце 40-х годов XVIII века, Данила Ефремов часто болеет, он «щедрой рукой жертвует крупные суммы на постройку церквей на Дону, делает богатые вклады в Киево-Печерскую Лавру, куда он отправляется с длинным караваном карет и всадников в декабре 1749 года. В Киево-Печерской Лавре находится серебряное паникадило в 6 пудов и 2 фунта, один из лучших в Лавре напрестольный золотой крест с мощами. Данила Ефремов приезжал в Киев и раньше за книгами, а взамен привозил с собой рыбу, вино, кресты. Видимо, он высоко ценил Киев, как культурный центр, поскольку сюда, в Академию, прислал учиться своих сыновей и крестников. По образцу знаменитой Киевской Академии открыл первую на Дону школу для детей, что было важным начинанием для развития народного образования. В Государственном историческом архиве Украины в фонде Киево-Печерской Лавры сохранилась обширнейшая переписка Данила Ефремова с архимандритом. В 1756 г. Данила Ефремов заложил церковь Донской иконы Божией Матери – основного храма Старочеркасского монастыря».
Пробыв в звании войскового атамана 15 лет, Данила Ефремов в 1753 году сам просил об увольнении по преклонности лет от атаманского звания. Он просит назначить на свое место сына Степана. Снисходя к этой просьбе, императрица Елизавета Петровна уволила Данилу Ефремова и пожаловала ему чин генерал-майора. Сына же его назначает атаманом «с тем, чтобы он в нужных делах, случающихся по пограничной части и во внезапных приключениях по орденам и постановлениям отца поступал».
Даниле Ефремову, которому было более 70 лет, довелось послужить в ходе Семилетней войны 1756-1763 гг.. Он командовал «легкими» казачьими войсками в Померании, где его казаки отличились в действиях против прусской армии короля Фридриха II. В 1759 г. Ему был пожалован титулом тайного советника «за добропорядочный поход через Польшу».
В домашней жизни Данила Ефремов был известен как человек, любивший жить весело и роскошно. Всю свою жизнь любил супругу Авдотью Акимовну Карпову (основательницу Преображенской церкви в станице Старочеркасской), однако известно было и о его «хождениях на сторону (поговаривали, будто было у него около 50 семей)».
Скончался атаман в 1760 году, похоронен на Ратнинском кладбище недалеко от Преображенской церкви в станице Старочеркасской. Над могилою надпись: «Здесь почивает Благородный и почтенный господин донского войска атаман Данила Ефремов, который украшен был всеми добродетелями христианского закона и в звании своего чина, благо, непорочно, мужество и достохвально достоинства свое исполнил и судьбами достоинство исполнил, и судьбами создателя в вечное блаженство в лето жизни своей».
После смерти Данило остались «различные шубы да меха, да заплавский виноградный сад, мельница при реке Медведица, по реке Тузлове, 2 амбара с хлебом, хутора, наконец, много людей разных вер и происхождения.
Все эти ценности перешли по наследству Степану Ефремову «от отца к сыну». А Данила Ефремович останется славен в веках, как великий войсковой атаман, талантливый дипломат и человек с прекрасными организаторскими административными способностями.
.2 Степан Данилович Ефремов – войсковой атаман, «бунтарь и вольнодумец»
Степан Данилович Ефремов войсковым атаманом был 19 лет. Начинал в 1753 году под опекой отца, а с 1760 года, после смерти отца, самостоятельно.
В наследство от отца, по заявлению жены Степана Ефремова (Меланьи Карповны) осталось: «наличных денег до 5000 руб., кроме червонных, лошадей до 10000, також хутора, мельница и всякий скот, дома, вещи, серебряная, медная и оловянная посуда», из этого Степан Ефремов получил «сундучок с червонцами до 70000 руб., жемчугу 5 фунтов, три сундука с разной серебряной посудой». (рис. 2, приложения)
Служить Степан начал простым казаком в 1737 году, когда ему было 20 лет, позже был высочайше пожалован в «старшины донские», а «за бытность свою при Дундук-Омбе , ему пожаловано за саблю 30 рублей». А в 1753 году его назначают войсковым атаманом, по просьбе отца, и разрешается «явиться в Москву с поклоном по случаю такого пожалования».
Во время правления Степана Даниловича Войском отмечаются некоторые важные распоряжения, которые касаются внутреннего устройства войска, духовных дел, народного образования, и устройства малороссиян, которые поселились на казачьих землях Дона. Упоминания о них часто встречаются уже в XVIII веке. Сначала их приписывали в казачьи сословия по приговорам войскового или станичного Кругов, а с 1736 года по указу императрицы Анны Иоанновны был принят запрет на прием и расселение в казачьих городках малороссиян из слободских поселков. Даже учреждены были по казачьим станицам особые старшины – собственно «для сыску беглых» и высылке их на прежние места».
Однако привольная донская жизнь привлекала новых переселенцев. Так у самого атамана Ефремова оказалось до 50 семей, а у Степана Ефремова было «несправно» больше, что подтвердила правительственная комиссия 1762 года, которая приехала на Дон с целью «осмотра старшинских хуторов и для отобрания зашедших на Дон черкас».
В 1765 году атаман Ефремов представил проект в военную комиссию коренного преобразования во внутреннем управлении войска, с целью добиться права неограниченно распоряжаться самому не только всеми военными и гражданскими делами в Войске, но и всеми войсковыми делами. Однако доверие и авторитет атамана пошатнулись, в связи с доносом бывшего атамана казацкого Сидора Кирсанова и старшины Юдина. Атамана Ефремова вызывают для немедленного объяснения в Санкт-Петербург, но он с поездкой не спешит. Тогда на Дон приезжает генерал Черепов, чтобы принудить его ехать в Санкт-Петербург. Последний отмечает: «Степана Ефремова обвиняли в самовластии, взяточничестве, жестокости и лицемерии в отношении к своим подопечным, рядовым казакам, стремлении выслужиться, любой ценой, для получения новых наград и привилегий, и, даже, в хищениях 12-летних девиц «для двора, ее императорского Величества».
Все эти и другие преступления сходили с рук, но как только преступления вышли за рамки взяточничества, грабежа и различных обид, причиняемых местному населению и казакам, правительство встревожилось. Оно было напугано волнениями казаков. И Черепов был вынужден удалиться из города в связи с событиями 1 октября 1772 года. В это время среди казаков распространился слух, «что думают писать в регулярство». Надо отметить, что атаман в этих слухах не был безвинен. Поэтому правительство решается на арест атамана Степана Данииловича. «Лейб-гвардии капитан-поручик Ржевский, по имянному Высочайшему указу, арестовал атамана Ефремова в его загородном «зеленом дворе» и после непродолжительного содержания в крепости Святого Дмитрия атаман был отправлен в Петербург».
Наступило традиционное для войска Донского 1-ое октября, на всенародном кругу казаки узнали об аресте Ефремова. "Страшно шумел казачий круг. Все, как один, стали за своего атамана. Проснулся живучий казачий дух, дух старых казаков – вечников, который не могли угасить ни строгие царские указы и грамоты, ни даже массовые расстрелы и виселицы. Гордый и свободолюбивый дух казачества, воспитанный на преданиях отцов и дедов, не может быть угашен какими-либо искусственными мерами…»
До ареста, желая поднять свой авторитет в глазах казаков, Степан Ефремов собрал атаманов и старшин, обещая им свое заступничество при поездке в Петербург. Естественно, что на требования правительства приехать для показания в столицу, он останавливается в своем хуторе на реке Большой, откуда 19 августа 1772 года написал в Военную коллегию рапорт, объясняя неявку болезнью: «… и от того ныне пришел в такое крайнее бессилие и слабость, что уже и далее ехать никак не возможно». Военной коллегии ничего не оставалось, как действовать силой. Атаман обвинялся во многих преступлениях: «1. Ефремов не исполнял многих повелений главнокомандующих армиями; 2. в 1769 году собрал на крымской стороне до 10 тысяч казаков и продержал их довольно долго без всякой пользы; 3. после романовского разорения не велел преследовать неприятеля далее речки Эи; 4. ослушался 6-го указа Военной коллеги, присланных ему о том, чтобы немедленно ехал в Петербург; 5. этим неповиновением дал повод к возмущению казаков против генерала Черепова; 6. публично, перед старшинами, с дерзновением и угрозами, забыв подданническую к Ея Императорскому Величеству должность, выговаривал непристойныя слова и, сверх того говорится в приговоре, – найден в прочих противных законам чести и должности поступках».
Старшины и атаманы, получившие уведомление Кирсанова с обвинением Ефремова, собрались в Войсковой канцелярии и написали опровержение, в котором говорится, что взятки с казаков он никогда не брал, о руководстве страны ничего плохого не говорил, перейти на «сторону врага» не собирался, и, что бунт 1-го октября он организовал, никто не знает.
Эти «опровержительные пункты» с приложенными к ним копиями, были отправлены во все казачьи поселения, для того чтобы казаки показали, справедливы ли обвинения «взводимыя» Кирсановым на Ефремова. И эти отзывы должны при прошении отправить Государыне Императрице.
Степан Ефремов признал себя виновным в большом расходе войсковой суммы на собственные нужды, для сокрытия чего, сжег приходо-расходные книги за 1759, 1760 и 1762 годы, где числилась войсковая сумма 45 471 рублей. Признал себя виновным и во взяточничестве. Военная коллегия приговорила Степана Ефремова к смертной казни через повешение. Однако 14 марта 1773 года граф Чернышев уведомил Государственный совет, что Екатерина Вторая «…изволила простить атамана Ефремова в его преступлении, но что он лишен начальства над Донским Войском и велено ему жить в Пернове». «Огромнейшее имущество атамана было описано: имение, богатое и громадное, которое находилось в Черкасске, а так же в верховых станицах, юртах, степях, лугах и речках. Сколько Степан Ефремов прожил в Пернове не известно, но известно что он возвращен в Петербург почти в конце своей жизни. И все оставшееся время «незверженный» атаман прожил под надзором в Петербурге вдали от жены и детей. Там и скончался.
Похоронен в Александро-Невской лавре, где на его могильной плите выбита надпись, кратко пересказавшая весь его жизненный путь. «Скончался бывший атаман 1784 года 15 марта, жития его было 69 лет».
У атамана остались в Черкасске: «Жена 44 лет, Меланья Карповна, дети ее Данил 16 лет, Степан 12 лет, Марфа 21, Надежда 19 (затем ставшая женой атамана М. И. Платова, героя Отечественной войны 1812 г.), Екатерина 11 лет и Мария 10 лет». Из оставшегося имущества им стали выдавать пособие. Но остались сведения, что практичная атаманша припрятала значительную часть имущества еще до описи. А до описи значилось за атаманом «наличных денег, вещей и построек более чем на 300 000 рублей, крестьян около 300 душ, калмыков 267 душ, значительные табуны лошадей, рогатого скота, овец и верблюдов». (рис. 3, приложения)
В слободе Степановке на реке Белая Калитва, поселенной еще Степаном Ефремовым, была построена церковь во имя архидьякона Стефана, освещена в октябре 1775 года, где главной устроительницей была атаманша Меланья Карповна, которая пожертвовала от себя все украшения в церковь. Меланья Карповна пережила своего мужа на 20 лет и скончалась в ноябре 1804 года, в возрасте почти 70 лет.
Вывод по главе
Итак, познакомившись с биографиями представителей рода Ефремовых, можно сделать следующий вывод: все атаманы были умными, хитрыми и дальновидными людьми. Данила Ефремов занимал должность войскового атамана, за свою службу получил титул тайного советника. Имел прекрасные административные, дипломатические, стратегические и военные способности. Во времена его атаманства значительно увеличилась территория Донского края, в результате экспансии ближних земель. При захвате применяли любые средства. Также, атаман укреплял границы великого Черкасска, жаловал большие суммы на строительство Донских храмов, увеличил количество работающего населения (заселял землю крепостными крестьянами, которых скупали в разных местах «на вывод» и беглыми крестьянами из России и с Украины).
Степан Данилович Ефремов был более противоречивой личностью. Как и отец, занимался внутренним устройством войска, духовными делами, народным образованием. Решил острый вопрос размещения малороссиян. Однако в годы его правления на Дону постоянно царили казачьи волнения, взяточничество, расхищение государственной казны. Возможно, в силу личных качеств атамана: его стремления к неограниченной власти, своеволия, самоуверенности, которые привели к проблемам с государственной властью в лице её императорского величества, Екатерины II, и Степан Ефремов лишился всех своих богатств и привилегий, но главное авторитета и уважения среди казаков.
Глава 3. Род Ефремовых как объект туристической привлекательности Донского края
В наши дни род Ефремовых является очень привлекательным объектом в туристической сфере Донского края. Здесь можно увидеть множество памятников истории и культуры, связанные с именами атаманов Данилы и Степана.
«К примеру, В честь 260-летия Ростова-на-Дону на перекрестке улицы Большой Садовой и переулка Крепостного был открыт памятник «Основателям крепости Димитрия Ростовского». По итогам городского конкурса почетное право создания этого монумента досталось скульптору С. Олешне и архитектору В. Фоменко. Этому коллективу, кстати, довелось работать и над созданием памятника императрице Елизавете Петровне, расположенном в Покровском сквере (рис. 4, 5, приложения).
Монумент представляет собой массивную пятитонную скульптурную композицию, состоящую из пяти фигур и отлитую из бронзы. На ней запечатлен момент обсуждения плана строительства будущей крепости, с которой и началась история Ростова-на-Дону. Участвуют же в этом обсуждении по воле скульптора военный инженер, строитель крепости Александр Ригельман, генерал-бригадир и первый комендант крепости Иван Сомов, командующий Донским войском, тайный советник, генерал-майор Данила Ефремов, а также его адъютант или вестовой, верный охранитель крепости – доломановский казак, всегда верой и правдой служивший отечеству и московский купец и таможенный управитель капитан Василий Хастатов.
Своей работой авторы хотели не только почтить любимый город, но и напомнить его жителям о славной истории наших предков».
Этот монумент уже сильно полюбился Ростовчанам и гостям города. Однако, в недавнее время стали вести горячие споры по поводу достоверности информации о лицах, увековеченных скульптором в качестве основателей крепости Святого Дмитрия Ростовского, в том числе и Даниле Ефремове.
«Крайним слева на памятнике изображен уже упоминавшийся Данила Ефремович Ефремов. Справедливости ради отметим, что фигура Ефремова выглядит весьма колоритно и напоминает его прижизненный портрет середины XVIII века, украшающий экспозицию музея «Атаманский дворец» в Новочеркасске. К сожалению, создатель таблички допустил грубейшую фактологическую ошибку, объявив атамана Ефремова основателем Темерницкой таможни. Данила изначально был противником основания таможни и предлагал правительству учредить ее в крепости Святой Анны. Более того – с первых месяцев существования Темерницкой портовой таможни атаман старательно добивался ее закрытия.
Согласно источникам, основателем Темерницкой таможни следует считать командующего крепости Святой Анны генерал-майора барона Родиона (Рюдигера) Кондратьевича фон Веделя – самого высокопоставленного представителя государства в Донском крае на рубеже 40-50-х годов XVIII века. Именно он первый предложил учредить таможню близ урочища Богатый колодезь и затем осуществил это по указу императрицы».
Следующим памятником архитектуры, который славится на всю Россию, является уникальное Атаманское подворье Ефремовых, которое входит в состав Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. Главным зданием в подворье является Атаманский дворец. (рис. 6, пиложения)
«Атаманский дворец был первой постройкой на территории подворья. Первоначально второй этаж был деревянным, но после пожара 1848 года был перестроен в камне. Это был настоящий дворец, наподобие усадебных дворцов московской и петербургской знати. Первоначальный облик его не сохранился в результате многочисленных перестроек. Во дворце 21 комната, а его общая площадь – 1000 кв.м.»
Дом Ефремовых, на территории атаманского подворья «..строился одновременно с домовой церковью и выдержан в классическом стиле».(рис. 7, приложения).
Домовая церковь, которая также входит в ансамбль Подворья Ефремовых была построена в 1756-1761 годах во имя Донской божьей матери. По преданию, за образец была взята церковь на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где Данила Ефремов был ктитором (старостой). Церковь несколько раз перестраивалась; в 1817 к ней был пристроен придел Николая Чудотворца, колокольня была соединена с основной частью храма, и слева, в 1843 году появился ещё один придел – Даниила Столпника. За церковью с восточной стороны находится родовое кладбище Ефремовых». (рис. 8 ,приложения).
«Сейчас от Донской церкви остались только двусветный четверик основания и трапезная, и ее облик можно представить лишь с помощью старой фотографии. Реставраторы уже приступили к ее восстановлению, и будем надеяться, что со временем она обретет свой первоначальный вид.
На ее внешности отпечатался отблеск дворцового строительства 60-х годов XVIII. Покрытые росписью стены, четырехъярусный иконостас, серебряные царские врата, несколько икон, письма греческих и итальянских мастеров, парчовая, шитая жемчугом и драгоценными камнями плащаница, золотые кресты, сосуды».
В 1837 г. на пожертвования вдовы полковника Данилы Степановича был открыт Ефремовский женский монастырь. После размещения на территории подворья монастыря было построено келейной здание; подворье было окружено каменной стеной с единственными в своём роде арочными святыми воротами, визуально связавшими разновремённые постройки внутри подворья в единый архитектурный ансамбль». (рис. 9, приложения).
Атаманское подворье «интересно еще и тем, что именно здесь и гуляли знаменитую "Меланьину свадьбу", получившую нарицательное значение. Сегодня так говорят, когда наблюдается переизбыток пищи, приготовленной к столу. История «Меланьиной свадьбы», такова. Степан Ефремов, который был уже ранее женат дважды, полюбил эту казачку, торговавшую на базаре бубликами и тем содержавшую всю свою многочисленную и бедную семью. После долгих уговоров Степан добился руки Меланьи. Было это в 1753 г. На радостях Ефремов решил устроить свадьбу, какой еще в станице не было: столы со всевозможным угощением – пирогами, поросятами, бычьими боками, осетрами и прочим – были выставлены по всей длине главной улицы донской столицы, а специально назначенные казаки следили, чтобы на этом празднике, который длился неделю, не было трезвых. Такая свадьба, конечно, не могла не войти в историю Донского края».
Вывод по главе
Таким образом, можно с уверенностью сказать, династия Ефремовых является культурным и историческим наследием Донского региона. И именно их атаманское подворье можно считать ключевым памятником Старочеркасского музея-заповедника. Ежегодно выставки и экспозиции музея посещает до 200 тысяч российских туристов и гостей, из более чем 60 стран мира (Австралии, Новой Зеландии и США, туманного Альбиона, Франции, Германии, Турции и других стран мира). Для посетителей ежедневно открыто пять экспозиций, которые отражают жизнь донских казаков, их быт, обычаи и культуру. К тому же всему миру известно, что наш край славится храбрыми и отважными атаманами, вклад в эту известность вложили и славные представители рода Ефремовых.
Заключение Род Ефремовых ведёт своё начало с Ефрема Петрова, сына московского купца, ставшего впоследствии старшиною. Он преуспел в купеческом деле: располагал немалым денежным капиталом, большим количеством мануфактурных и кожевенных товаров, а так же торговыми лавками и харчевнями. Был храбрым походным атаманом (за что получил множество наград), прекрасным стратегом, преданным «слугой Государя», да и просто честным, хорошим человеком, глубоко верующим христианином. Вместе со знатной фамилией, Ефрем Петров завещал своим потомкам, сыну и внуку, еще и безбедную жизнь.
Его наследники, Даниил и Степан – атаманы Войска Донского были умными, хитрыми и дальновидными людьми.
Данила Ефремов на должности войскового атамана, за заслуги перед государством высочайшею грамотой был пожалован в Тайные Советники. Имел прекрасные административные, дипломатические, стратегические и военные способности. За что ни один раз был отмечен знаками внимания со стороны императрицы Елизаветы. Во времена его атаманства значительно увеличилась территория Донского края, в результате экспансии ближних земель. При захвате применяли любые средства. Также, атаман укреплял границы великого Черкасска, жаловал большие суммы на строительство Донских храмов, увеличил количество работающего населения(заселял землю крепостными крестьянами, которых скупали в разных местах «на вывод» и беглыми крестьянами из России и с Украины).
Степан Данилович Ефремов бал более противоречивой личностью. Как и отец, занимался внутренним устройством войска, духовными делами, народным образованием. Решил острый вопрос размещения малороссиян. Однако в годы его правления на Дону постоянно царили казачьи волнения, взяточничество, расхищение государственной казны. Возможно, в силу личных качеств атамана: его стремления к неограниченной власти, своеволия, самоуверенности, которые привели к проблемам с государственной властью в лице её императорского величества, Екатерины II, и Степан Ефремов лишился всех своих богатств и привилегий, но главное авторитета и уважения среди казаков.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, династия Ефремовых является культурным и историческим наследием Донского региона. И именно их Атаманское подворье можно считать ключевым памятником Старочеркасского музея-заповедника. Ежегодно выставки и экспозиции музея посещает до 200 тысяч российских туристов и гостей, из, более чем, 60 стран мира (Австралии, Новой Зеландии и США, туманного Альбиона, Франции, Германии, Турции и других стран мира). Пять постоянных экспозиций отражают жизнь донских казаков, их быт, обычаи и культуру. Род Ефремовых, на сегодняшний день, является своеобразным туристическим брендом не только Старочеркасска, но и всего Донского региона.
Библиография исследования 1. Сайт Центра исследований Анализ фамилии//Происхождение фамилии Ефремов // #”903188.files/image001.gif”>
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Введение Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через…
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр…
Философия и теория культуры Культура и цивилизация Л.А. Орнатская [34] В данной лекции речь пойдет…
Российская культура 19 в и ее вклад в мировую культуру Содержание Введение. 4 1. Панорама…
1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение…
Культура как предмет исследования В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и…