Онуфриева Надежда, 2 курс,
специальность: искусствоведение
Бартоломе Эставан Мурильо. Архангел Рафаил с предстоящим перед ним
епископом Домонте. Масло 1680
г.
Особенно много
картин Мурильо хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ряд подлинных
картин хранится в Государственном Музее изобразительных искусств им. Пушкина.
Все произведения испанского художника, хранящиеся в музеях России и ближнего
Зарубежья, опубликованы в каталогах и повсеместно широко известны.
Однако остается одна картина Мурильо, которая, благодаря
особенностям «музейной» жизни, остается до сих под малоизвестной как у нас, так
и за Рубежом. Речь идет о полотне «Архангел Рафаил с предстоящим перед ним
епископом Домонте» (холст, масло 2,11х1,50), находящемся в ГМИИ в Москве. По
высоте своего художественного качества оно может быть отнесено к лучшим работам
Мурильо.
Картина имеет сложную историю. Впервые а литературе она
упомянута в книге Антонио Понса «Путешествие по Испании».[1]
Несколько позднее эту картину упоминает Хуан
Августин Сеан Бермудес в своей известной работе «Исторический словарь
выдающихся профессоров изящных искусств в Испании», перечисляя произведения,
написанные Мурильо.[2]
В время нашествия наполеоновских войск в Испанию (1808-1812)
картина увозится интервентами во Францию, где попадает во владения пасынка
Наполеона, Евгения Богарнэ, получившего титул герцога Лейхтенбергского после
своей женитьбы на баварской принцессе, и хранится в его собрании в Мюнхене. В
каталоге этого собрания имеется воспроизведение этой картины линейной гравюрой
под названием «Ангел-хранитель».[3] Таким
образом, теряется подлинное название картины. После 1839 года Лейхтенбергская
галерея, в том числе картина Мурильо, перевозится в С.-Петербург в Мариинский
дворец среди имущества, наследованного сыном Евгения Богарнэ Максимилианом
Лейхтенбергским, женатым на дочери Николая I Марии
Николаевне.
В 1884 году картина Мурильо в состав Лейхтенбергской галереи
передается наследниками герцога Максимилиана Лейхтенбергского Академии
художеств, где организуется постоянная выставка этого собрания. В каталоге этой
выставке она идет под названием «Ангел, явившийся к аббату уговорить его
принять епископский сан».[4]
За год до этого картина вошла в каталог книги Ч.- Б. Курциуса
«Веласкес и Мурильо» с кратким наименованием «Св.Рафаил».
В 1904 году в «Художественных сокровищах России» картина
упоминается в статье А.Неустроева, где она значится под названием «Архангел
Рафаил и епископ».[5]
В начале 1917 года картина Мурильо вместе с некоторыми
другими картинами Лейхтенбергской галереи была передана в Москву в Румянцевский
музей. В 1923 году она с собранием картинной галереи Румянцевского музея
перешла во вновь реорганизованный Музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина.
Во время перемещения из одного хранилища в другое картина
теряет не только свое название, но и имя художника и приходит в музей как
работа итальянского мастера XIX века.
Последняя атрибуция неверна, так как по стилистическим данным было ясно, что
эта работа не итальянского мастера, а испанского. Изучение изложений истории
этого произведения позволило установить его точное название и имя написавшего
его художника.[6]
Эта картина Мурильо выделяется жизненностью образов,
стройностью композиционного построения и красотой колорита. Большая часть
полотна заполнена фигурой архангела Рафаила с распростертыми крыльями; она
доминирует над пейзажем с уходящими за горизонт холмами, скудно покрытыми
кустарником. Архангел изображен идущим, держа в левой руке свойственный Рафаилу
атрибут – посох странника. Его одежда ниспадает легко развевающимися
декоративными складками. Лицо ангела миловидно – моделью для него, видимо
служила красивая девушка-севильянка, не раз воспроизведенная Мурильо в его
картинах и в образе ангела. Особенно близок этот образ к ангелу из картины
«Ангел-хранитель, ведущий за руку ребенка» в соборе Севильи.[7] Слегка склонив голову, Рафаил
устремил взор на стоящего перед ним Епископа Домонте, одетого в белые одежды
ордена мерседариев с нагрудным крестом на золотой цепочке. Изображение епископа
Домонте портретно. На его немолодом, мертвенно-бледном лице с заострившимися
чертами выделяются темные горящие глаза, отражающие силу переживаемых им
чувств. Его исхудалые руки сложены в молитвенный жест.
В этой картине особенно ярко сказался талант Мурильо как
колориста. Картина, выполненная свободными широкими мазками, привлекает
гармоничностью красок. Фигура Рафаэля выдержана в золотисто-розовато-лиловатой
гамме, спокойная теплота которой подчеркнута насыщенным тоном бархатного пояса.
В пейзаже господствуют серебристо-сероватые тона, оттененные вверху заревом
заката. Тонкость переходов светотени и воздушность валеров пейзажа создает
впечатление атмосферной дымки, которая, окутывая предметы, смягчает линии их
очертаний. Белый цвет одежды епископа с теплыми полутонами гармонирует с общим
цветовым строем картины.
Легко определима дата выполнения Мурильо этой картины
благодаря изображенному в ней Франсиско Домонте, который получил сан второго
епископа Севильи в 1680 году и умер летом в конце следующего года.[8] Из этого можно заключить, что
картина была заказана Домонте в 1680 году в связи с возведением его в
епископский сан и была предназначена им для украшения одного из алтарей того
монастыря, братом которого он долго состоял.
В каталоге выставки испанского искусства в Лондоне в 1938
году опубликован эскиз с изображением архангела Рафаила, принадлежащий кисти
Мурильо (собрание Бёлер в Люцерне, ранее в коллекции Эдуарда Дэвиса).[9]
Этот свеже и свободно выполненный эскиз,
безусловно, был использован живописцем для изображения архангела Рафаила в
картине Музея изобразительных искусств. На рисунке тот же тип ангела, что и на
рассматриваемой картине, только этот эскиз ближе к натуре – он жизненнее,
проще. На рисунке в правой руке ангела, свободной на рассм. картине, помещена
рыба – обычный атрибут архангела Рафаила, когда он изображался в сопровождении
Товия. Не исключена возможность, что этот эскиз был сделан художником для ранее
задуманной, а возможно и выполненной им картины на сюжет «Архангел и Товий», часто
встречающейся у живописцев XVII века. Такому предположению дает основание
то, что в монастыре августинцев в Кадиксе имеется картина «Архангел Рафаил,
ведущий Товия» работы ученика Мурильо Менесиса Осорио, которая считается
сделанной в подражание картине Мурильо.[10]
Получив заказ от епископа Домонте, видимо воспользовавшись эскизом, написанным
для ранее задуманной картины, изменив его в деталях при исполнении данной
картины: изображение рыбы становится излишним, в левом нижнем углу картины, где
предполагалось изображение Товия, он помещает Франциско Домонте. Соответственно
этому изменяется и композиция противоположного угла: на место группы деревьев,
помещенных в левом углу рисунка, Мурильо помещает здесь митру и жезл епископа.
Данная картина, выполненная Мурильо в конце его деятельности,
является ярким образцом созданного живописцем стиля, в котором лирическая
нежность образов сочетается с их большой жизненностью.
Введение Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через…
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр…
Философия и теория культуры Культура и цивилизация Л.А. Орнатская [34] В данной лекции речь пойдет…
Российская культура 19 в и ее вклад в мировую культуру Содержание Введение. 4 1. Панорама…
1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение…
Культура как предмет исследования В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и…