Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Боттичелли

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать практическое задание

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 8,08 kb

Боттичелли

Боттичелли был  современником Леонардо,  с ним
вместе он работает в мастерской Верроккио.  Несомненно, ему были знакомы все
тонкости перс­пективных  построений и свето-теневой моделировки,  в чем уже
около 50 лет изощрялись итальянские художники.  Для них научная  перспектива  и
моделировка  объема  служили  мощным средством воссоздания в искусстве
объективной реальности.  Среди этих художников  были  подлинные  поэты
перспективы, и в первую очередь Пьеро делла Франческа, в произведениях которого
перспективное построение пространства и передача объема пред­метов превратились
в магическое средство созидания прекрасного.  Вели­кими поэтами светотени и
перспективы были и Леонардо и Рафаэль. Но для многих  художников –
кватрочентистов перспектива превратилась в фетиш, которому они приносили в
жертву все,  и прежде всего красоту. Образное воссоздание  действительности
они  зачастую  подменяли правдоподобным воспроизведением ее,  иллюзионистским
фокусом, обманом зрения и наивно радовались, когда им удавалось изобразить
фигуру в каком-нибудь неожи­данном ракурсе, забывая о том, что такая фигура в
большинстве случаев, производит впечатление неестественной и неэстетичной, то
есть в конеч­ном счете является ложью в искусстве.  Таким скучным прозаиком
был  и современник Боттичелли – Доминико Гирландайо. Картины Гирландайо и его
многочисленные фрески производят  впечатления  подробных  хроник;  они имеют
большое документальное значение,  но художественная ценность их весьма
невелика.

Но среди художников-кватрочентистов были мастера,
создавшие из своих полотен сказки; их картины, неловкие, чуть смешные, в то же
время полны наивного обояния. Таким художником был Паоло Учелло; в его
творчестве сильны элементы живой народной фантазии, противополагавшиеся
крайностям ренессансного рационализма.

Картины Боттичелли далеки от почти лубочной
наивности полотен Учел­ло.  Да этого и нельзя было ожидать от художника,
приобщенного ко всем тонкостям ренессансного гуманизма, друга Полициано и Пико
делла Миран­дола,  причастного к неоплатонизму, культивировавшемуся в кружке
Меди­чи.  Его картины “Весна” и “Рождение Венеры”
вдохновлены  изысканными стихами Полициано; может быть, они были навеяны
празднествами при дво­ре Медичи,  и,  очевидно,  Боттичелли вкладывал в них
какой-то сложный философско-аллегорический смысл;  может быть, он действительно
пытался в образе Афродиты слить черты языческой,  телесной, христианской и ду­ховной
красоты. Обо всем этом до сих пор спорят ученые. Но есть в этих картинах и абсолютная,
бесспорная красота, понятная всем, именно поэ­тому они до сих пор не утратили
своего значения.

Творчество Ивана Константиновича Айвазовского

Боттичелли обращается к извечным мотивам народной
сказки, к образам, созданным народной фантазией и поэтому общезначимым.  Разве
может выз­вать сомнение образный смысл высокой женской фигуры  в  белом
платье, затканном цветами,  с венком на золотых волосах, с гирляндой цветов на
шее,  с цветами в руках и с лицом юной девушки,  почти подростка, чуть
смущенным,  робко улыбающимся? У всех народов, на всех языках этот об­раз
всегда служил образом весны; в народных празднествах на Руси, пос­вященных
встрече весны,  когда молодые девушки выходили в поле “зави­вать
венки”, он столь же уместен, как и в картине Боттичелли.

И сколько бы не спорили ученые о том,  кого
изображает полуобнажен­ная женская фигура в прозрачной одежде,  с длинными
разметавшимися во­лосами  и  веткой зелени в зубах – Флору,  Весну и Зефира,  –
образный смысл ее совершенно ясен:  у древних греков она называлась дриадой или
нимфой,  в народных сказках Европы – лесной феей,  в русских сказках ­русалкой.
И конечно, с какими-то темными злыми силами природы ассоции­руется летящая
фигура справа,  от взмаха крыльев которой стонут и кло­нятся деревья.  А эти
высокие, стройные деревья, вечно зеленые и вечно цветущие,  увешанные  золотыми
плодами,  – они в одинаковой мере могут изображать и античный сад гесперид,  и
волшебную  страну  сказок,  где вечно царит лето.

Обращение Боттичелли к образам народной фантазии
неслучайно.  Поэты круга  Медичи  да и сам Лоренцо широко использовали в своем
творчестве мотивы и формы итальянской народной поэзии, сочитая ее с
“изящной” ан­тичной поэзией, латинской и греческой. Но каковы бы ни
были политичес­кие мотивы этого интереса к народному искусству, особенно у
самого ло­ренцо,  преследовавшего главным образом демогогические цели,
значение его для развития итальянской литературы отрицать невозможно.

Боттичелли обращается  не только к традиционным
персонажам народных

легенд и сказок;  в его картинах “Весна” и
“Рождение Венеры” отдельные предметы приобретают характер обобщенных
поэтических символов. В отли­чие от леонардо, страстного исследователя, с
фантастической точностью, стремившегося воспроизводить все особенности строения
растений, Ботти­челли изображает “деревья вообще”,  песенный образ
дерева, наделяя его как в сказке,  самыми прекрасными качествами – оно
стройное, с гладким стволом,  с пышной листвой, усыпанное одновременно и
цветами и фрукта­ми.  А какой ботаник взялся бы определить сорт цветов,
рассыпанных на лугу
под ногами Весны,  или тех,  которые она держит в складках своего платья:  они
пышны, свежи и ароматны, они похожи и на розы, и на гвоз­дики,  и на пионы; это
– “цветок вообще”, самый чудесный из цветов. Да и  в  самом  пейзаже
Боттичелли  не стремится воссоздать тот или иной ландшафт;  он только
обозначает природу,  называя ее основные, и вечно повторяющиеся элементы:
деревья,  небо,  земля в “Весне”; небо, море, деревья, земля в
“Рождении Венеры”. Это “природа вообще”, прекрасная и неизменная.

Изображая этот земной рай, этот “золотой
век”, Боттичелли выключает из своих картин категории пространства и
времени. За стройными ствола­ми деревьев виднеется небо, но нет никакой дали,
никаких перспективных линий,  уводящих в глубину, за пределы изображенного.
Даже луг, по ко­торому ступают фигуры, не создает впечатление глубины; он похож
на ко­вер,  повешенный на стену,  идти по нему невозможно.  Вероятно, именно
поэтому все движения фигур имеют какой-то особый,  вневременной харак­тер: люди
у Боттичелли скорее изображают движение, чем двигаются. Вес­на стремительно
идет вперед,  ее нога почти  касается  переднего  края картины,  но она никогда
не переступит его, никогда не сделает следую­щего шага;  ей некуда ступить, в
картине нет горизонтальной плоскости, нет  и сценической площадки,  на которой
фигуры могли бы свободно дви­гаться. Так же неподвижна фигура идущей Венеры:
слишком строго вписана она в арку склоненных деревьев и окружена ореолом
зелени. Позы, движе­ния фигур приобретают какой-то странно завороженный
характер,  они ли­шены конкретного значения, лишены определенной
целенаправленности: Зе­фир протягивает руки,  но не касается Флоры;  Весна
только трогает, но не берет цветы; Правая рука Венеры протянута вперед, как
будто она хо­чет коснуться чего-то,  но так и застывает в воздухе; жесты
сплетенных рук Граций – это жесты танца; в них нет никакой мимической
выразитель­ности,  они не отражают даже состояние их души.  Есть какой-то
разрыв между  внутренней  жизнью людей и внешним рисунком их поз и жестов.  И
хотя в картине изображена определенная сцена, персонажи ее не общаются друг с
другом,  они погружены в себя,  молчаливы, задумчивы, внутренне одиноки.  Они
даже не замечают друг друга. Единственно, что их объеди­няет, – это общий
ритм,пронизывающий картину, как-бы порыв ветра, вор­вавшийся извне.  И все
фигуры подчиняются этому  ритму;  безвольные  и легкие,  они похожи на сухие
листья,  которые гонит ветер. Самым ярким выражением этого может служить фигура
Венеры,  плывущей по  морю.  Она стоит на краю легкой раковины,  едва касаясь
ее ногами,  и ветер несет ее к земле.

Культура Средневековья

В картинах эпохи Возрождения человек всегда составляет
центр компо-

зиции;  весь мир строится вокруг него и для него, и
именно он является главным героем драматического повествования,  активным
выразителем со­держания, заключенного в картине. Однако в картинах Боттичелли
человек утрачивает  эту  активную роль он становится скорее страдательным эле­ментом,
он подвержен силам,  действующим извне,  он  отдается  порыву чувства или
порыву ритма.  Это ощущение внеличных сил, подчиняющих че­ловека,  переставшего
владеть собой,  прозвучало в картинах Боттичелли как  предчувствие новой
эпохи,  когда на смену антропоцентризму Ренес­санса,  приходит сознание личной
беспомощности,  представление о  том, что в мире существуют силы, независимые
от человека, неподвласнтые его воле.  Первыми симптомами этих изменений,
наступивших в обществе, пер­выми  раскатами  грозы,  которая несколько
десятилетий спустя поразила Италию и положила конец эпохе Возрождения,  были
упадок  Флоренции  в конце  15  века и религиозный фанатизм,  охвативший город
под влиянием проповедений Савонаролы,  фанатизм, которому до некоторой степени
под­дался  и  сам  Боттичелли,  и который заставлял флорентинцев,  вопреки
здравому смыслу и веками воспитывавшемуся уважению к прекрасному, бро­сать в
костер произведения искусства.

Похожие записи

Пятигорск, Парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова (историческая справка)

Культурология

Особливості сприйняття церковного віровчення віруючими

Культурология

Век девятнадцатый

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.