• Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 10,17 kb

Буддизм

Буддизм является в настоящие время
одной из основных и самых распростране

нных мировых религий.  Приверженцы
этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и
Юго-Восточной Азии.  Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного
района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и
в меньшем количестве.  Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в
Бурятии, Калмыкии и Туве.

Буддизм, наряду с Христианством и
Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии от
национальных религий ( Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер.
Возникновение мировых религий – результат длительного развития политических,
экономических и культурных кон­тактов между различными странами и народами.
Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им
перешагнуть национальные гра­ницы, широко распространиться по земному шару.
Мировым религиям в боль­шей или меньшей степени свойственна вера в единого,
всемогущего, вездесу­щего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе
все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Каждая из трех мировых религий
складывалась  в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-исторической
общности народов.  Этим обстоятельством объясняются многие их характерные
особенности.  К ним мы и обратимся в данном реферате, где  будет подробно
рассмотрен Буддизм, его происхождение и философия.

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время
шел процесс формирова­ния рабовладельческих государств.  Отправной точкой
буддизма является ле­генда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно
этой легенде Гау­тама на три­дцатом году жизни оставил семью, стал отшельником
и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий.  После
семилетнего от­шельничества он достигает пробуждения и постигает правильный
жизненный путь.   и он становиться Буддой (“пробужденный”, “достигшим про­зрения”),
проповедуя свой учения на протяжении сорока лет. Центром учения становиться
четыре истины.  Согласно им, существование человека неразрывно связано со
страданием.  Реальный мир есть сансара – круговорот рождений, смертей и новых
рождений.  Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от
страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем достижения нирваны(“угасание”),
состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного
от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник победивший
желания.

Вероучение и обрядность раннего
Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) – своде произведений,
основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства
мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике
имеет  многослойное строение. Можно насчитать  десятки  небес, упоминаемых в
различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего
существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по
степени своей  возвышенности и одухотворенности.  Они делятся на три разряда:
кармолока, рупалока и арупалока.

Осевое время в концепции Ясперса

В кармалоку  входят  11  ступеней или
уровней сознания.  Это низшая область бытия. Здесь полностью действует  карма.
Это  полностью телесная  материальная  сфера бытия, лишь на высших своих
уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к
более высокой сфере созерцания – рупалоке. Здесь уже действительно не прямое
грубое созерцание, а воображение, но  оно  еще  связано с телесным миром, с
формами вещей.

И наконец, последний уровень –
арупалока – отрешен от  формы и от телесного материального начала.

В Буддизме оно из важнейших мест
занимает так называемое отрицание единства личности.  Каждая личность
представлена, как скопление “изменчивых” форм.  Согласно высказываниям Будды
личностью, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания,
представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души,
обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению
Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась
воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом,
как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений,
выход из сансары, окончательный и вечный покой – это важный элемент трактовки
спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, –  индивидуальное сознание,
которое несет в себе  весь  духовный  мир  человека, трансформируется в
процессе  личных  перерождений  и стремящиеся к успокоению в нирване. При этом
достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по
средствам контроля  над взглядами, речью, поведением, над  образом жизни, над
усилие, внимание, и полная сосредоточенность и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во
всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать
словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия – это сила, которая
определяет конкретный вид перерождения и называется кармой.  Все поступки в
жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в
поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из
круга превращений в просветленное состояние.  Социальная роль Буддизма
определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение.  Еще при
жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую
общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение
к миру строгих правил и запретов ( 253 запрета), пять из которых обязательны
для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи,
алкоголя, соблюдение супружеской верности.

Буддизм обогатил религиозную практику
приемом, относящимся к области индивидуального культа.  Имеется ввиду такая
форма религиозного поведения, как бхавана – углубление в самого себя, в свой
внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что
получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань”
и  “дзен”.  Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает
центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским
учением, а не религией.  Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый,
многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к
местным культам и верованиям, способным к трансформации.  Так последователи
Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными оча­гами
распространения религии.

В I в. н. э. в Буддизме образова­лось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и
Махаяна (“большая повозка”).  Это разделение было вызвано прежде всего различиями
в социально-по­литических условиях жизни в отдельных частях Индии.  Хинаяна,
теснее связан­ная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к
спасе­нию, которое счи­тается достижимым только через уход от мира –
монашество.  Махаяна исходит из возможности спасения не только для
отшельников-монахов, но и для мирян, при­чем упор сделан на активную
проповедническую деятель­ность, на вмешательство в общественную и государственную
жизнь.  Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к
распространению за пределы Индии, породив множе­ство толков и течений,  Будда
постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются
культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и
Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для
не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль
культ бодистав – индивидов, уже способных войти в нирвану, но окрадывающих
достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим,
необязательно монахам,  заменив тем самым требование ухода от мир призывом к
воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой
обрядности  Ее главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание
святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение
ступам – культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма.  Махаяна к
культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность:
были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться
жертвоприношения, возник пышный ритуал.

Готическое искусство (доклад)

В VI – VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком
рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII – XIII вв. он теряет свои прежние позиции в
стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где
трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких разновидностей
Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в
XII-XV вв. на базе Махаяны.
Название происхо­дит от тибетского слова лама (высший, небесных) – монах в
ламаизм.  Для лама­изма характерен культ хубилганов (перерожденцев) – воплощений
Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы.
Ламаизму при­суще массовое распространение монашества, при этом существенно
упростился процесс общения с Богом:  верующему достаточно было прикрепить к
шесту лис­ток с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в
специальный бара­бан.  Если в классическом Буддизме не было образа верховного
Бога – творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося
первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды.  Ламаизм не отказался от
учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай.  Если верующий будет
выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений
сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю.  Для характеристики ламаистской
картины мира имеет известное значение верование в существование неведомового
идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыграть когда-нибудь
решающую роль в истории Вселенной и Земли.

В многие годы своего существования
Буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах
оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь.  В Лаосе,
Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств.  В
странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов:
достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина.
Буддийский монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые
являются центрами просвещения и искусства.

В нашей стране Буддизм представлен в
основном в качестве Ламаизма.  Буддийской религии придерживаются многие народы,
населяющие Сибирь..  Деятельность ламаистского духовенства  возглавляется
Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г.
Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и   находиться в
Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан – Уде.

Реферат на тему “Буддизм”

Буддизм – одна из трех мировых религий.

Основная часть:

Появление
Буддизма.

Основные
положения и постулаты

Отношение к
земной жизни

Махаяна и Хинаяна
– основные ветви Буддизма

Ламаизм.

Заключение:

Буддизм в
современном мире.

Литература:

1. Кочетов А.И.
Буддизм. М.,Политиздат,1970.

2. Научный
атеизм М.,Политиздат,1973.

Культурология

Recent Posts

Реферат: Искусство и миф

Введение Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через…

1 месяц ago

Реферат: Традиции и пассионарность в изучении истории народов России

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр…

1 месяц ago

Реферат: Культура и цивилизация Л.А. Орнатская

Философия и теория культуры Культура и цивилизация Л.А. Орнатская [34] В данной лекции речь пойдет…

1 месяц ago

Реферат: Российская культура 19 века и ее вклад в мировую культуру

Российская культура 19 в и ее вклад в мировую культуру Содержание Введение. 4 1. Панорама…

1 месяц ago

Реферат: Эволюция представлений о культуре 2

1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение…

1 месяц ago

Реферат: Культура как предмет исследования 2

Культура как предмет исследования В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и…

1 месяц ago