- Вид работы:
Реферат - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 10,17 kb
Буддизм
Буддизм является в настоящие время
одной из основных и самых распростране
нных мировых религий. Приверженцы
этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и
Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного
района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и
в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в
Бурятии, Калмыкии и Туве.
Буддизм, наряду с Христианством и
Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии от
национальных религий ( Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер.
Возникновение мировых религий – результат длительного развития политических,
экономических и культурных контактов между различными странами и народами.
Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им
перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару.
Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого,
всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе
все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.
Каждая из трех мировых религий
складывалась в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-исторической
общности народов. Этим обстоятельством объясняются многие их характерные
особенности. К ним мы и обратимся в данном реферате, где будет подробно
рассмотрен Буддизм, его происхождение и философия.
Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время
шел процесс формирования рабовладельческих государств. Отправной точкой
буддизма является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно
этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником
и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После
семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильный
жизненный путь. и он становиться Буддой (“пробужденный”, “достигшим прозрения”),
проповедуя свой учения на протяжении сорока лет. Центром учения становиться
четыре истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со
страданием. Реальный мир есть сансара – круговорот рождений, смертей и новых
рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от
страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем достижения нирваны(“угасание”),
состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного
от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник победивший
желания.
Вероучение и обрядность раннего
Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) – своде произведений,
основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства
мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике
имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в
различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего
существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по
степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда:
кармолока, рупалока и арупалока.
В кармалоку входят 11 ступеней или
уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма.
Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих
уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.
Уровни с 12-го по 27-й относятся к
более высокой сфере созерцания – рупалоке. Здесь уже действительно не прямое
грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с
формами вещей.
И наконец, последний уровень –
арупалока – отрешен от формы и от телесного материального начала.
В Буддизме оно из важнейших мест
занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность
представлена, как скопление “изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды
личностью, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания,
представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души,
обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению
Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась
воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом,
как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений,
выход из сансары, окончательный и вечный покой – это важный элемент трактовки
спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, – индивидуальное сознание,
которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в
процессе личных перерождений и стремящиеся к успокоению в нирване. При этом
достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по
средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над
усилие, внимание, и полная сосредоточенность и решимостью.
Сумма всех поступков и помыслов во
всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать
словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия – это сила, которая
определяет конкретный вид перерождения и называется кармой. Все поступки в
жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в
поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из
круга превращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма
определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение. Еще при
жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую
общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение
к миру строгих правил и запретов ( 253 запрета), пять из которых обязательны
для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи,
алкоголя, соблюдение супружеской верности.
Буддизм обогатил религиозную практику
приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется ввиду такая
форма религиозного поведения, как бхавана – углубление в самого себя, в свой
внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что
получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань”
и “дзен”. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает
центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским
учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый,
многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к
местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи
Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами
распространения религии.
В I в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и
Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде всего различиями
в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна,
теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к
спасению, которое считается достижимым только через уход от мира –
монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для
отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную
проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную
жизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к
распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда
постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются
культовые действия.
Важное различие между Хинаяной и
Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для
не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль
культ бодистав – индивидов, уже способных войти в нирвану, но окрадывающих
достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим,
необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мир призывом к
воздействию на него.
Ранний Буддизм отличается простотой
обрядности Ее главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание
святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение
ступам – культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к
культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность:
были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться
жертвоприношения, возник пышный ритуал.
В VI – VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком
рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII – XIII вв. он теряет свои прежние позиции в
стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где
трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких разновидностей
Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в
XII-XV вв. на базе Махаяны.
Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесных) – монах в
ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) – воплощений
Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы.
Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно
упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к
шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в
специальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа верховного
Бога – творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося
первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм не отказался от
учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет
выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений
сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Для характеристики ламаистской
картины мира имеет известное значение верование в существование неведомового
идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыграть когда-нибудь
решающую роль в истории Вселенной и Земли.
В многие годы своего существования
Буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах
оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь. В Лаосе,
Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств. В
странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов:
достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина.
Буддийский монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые
являются центрами просвещения и искусства.
В нашей стране Буддизм представлен в
основном в качестве Ламаизма. Буддийской религии придерживаются многие народы,
населяющие Сибирь.. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется
Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г.
Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и находиться в
Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан – Уде.
Реферат на тему “Буддизм”
Буддизм – одна из трех мировых религий.
Основная часть:
Появление
Буддизма.
Основные
положения и постулаты
Отношение к
земной жизни
Махаяна и Хинаяна
– основные ветви Буддизма
Ламаизм.
Заключение:
Буддизм в
современном мире.
Литература:
1. Кочетов А.И.
Буддизм. М.,Политиздат,1970.
2. Научный
атеизм М.,Политиздат,1973.