Содержание
Введение
.Творческое объединение «Мир искусства»
.1 Перед «Миром искусств»
.2 Организация выставок
. Организация литературно – художественного журнала «Мир искусства»
.Роль Бенуа в культурной деятельности «Мир искусства»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Тема данной работы посвящена одному из самых примечательных явлений в русском искусстве конца ХIX – начала ХХ века, известному под названием «Мир искусства». Под этим наименованием подразумевается обширный комплекс художественных событий того времени – так назывался и петербургский журнал, и выставки, устраиваемые его редакцией.
Благодаря участникам сообщества «Мир искусства» произошли реформы как в балете и опере, так и среди художников произошли мировоззренческие перемены, повлиявшие на дальнейшее развитие искусства как в России, так и во всём остальном мире.
Нельзя не оценить художественно – просветительскую деятельность членов сообщества. «Мирискусники» повысили художественный вкус русской публики, приобщили её к подлинной культуре.
Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении творческого объединения «Мир искусства».
Задачи заключаются в изучении: организации выставок; организации литературно – художественного журнала «Мир искусства»; реформ театра; роли А. Бенуа в культурной деятельности художественного объединения «Мир искусства», историко-художественное значение объединения.
1.Творческое объединение «Мир искусства»
1.1 Перед «Миром искусств»
Прежде чем вступить на широкую общественную арену, «Мир искусств» пережил довольно длительный эмбриональный период, имевший не малое значение в его дальнейшем развитие, будущие его главные деятели в дружеском кругу вырабатывали свои взгляды на искусство, обменивались сведениями по различным его отраслям, устанавливали своё художественное кредо. Об этом зарождении «Мира искусств» и пойдёт речь.
Весьма характерно для той эпохи, что «Мир искусств» вырос из гимнастического, а затем студенческого кружка группировавшегося в конце 1880-х и начале 1890-х годов вокруг Александра Бенуа. Примечательно, что подобную же историю имела возникшая во Франции несколько раньше «Мира искусства» группировка художников берущая своё начало в студенческом кружке в лицее Кондорсе, известная под названием «Наби» (пророки по-древнееврейски) , сформировавшиеся под влиянием искусства Гогена.
В то время идейное, а зачастую и художественное сложение происходило по большей части помимо академической среды. Стали появляться художники чьи взгляды во многом уже сформировались ещё до поступления в Академию. Таким были Врубель, Грабарь, такими были почти все «мирискусники», т.к. академия всё меньше удовлетворяла запросы молодых художников. Многие предпочитали учиться или уже доучиваться за границей. Грабарь, Кардовский учились в Мюнхене, Остроумова-Лебедева в Париже и другие из «мирискусников». «Но прежде чем пройти художественную школу в узком смысле этого слова, молодёжь, группировавшаяся вокруг юного А. Бенуа, основала «общество самообразования», как называли его сами участники».
«Мы все уже к двадцати годам не без основания взирали на себя ( по крайней мере в умственном отношение) как на искушённых во всех соблазнах. Напортив Серёжа обладал менее тронутой, более русской душой, на ней впечатления зарубцовывались более чётко и им могла двигать совершенно непочатая энергия. Постепенно, втихомолку, при помощи своего друга и кузена Серёжа развивался и креп.»
Также племянник А. Бенуа-Е. Лансере. В 1892-1893 годах участником кружка был служащий французского консульства в Петербурге Шарль Бирле, познакомивший всех остальных с поэзией французских символистов- Верлена, Рембо, Малларме и с художественными журналами новейшего направления. Благодаря ему произошло изменение взглядов на современное искусство. Участники кружка, читали лекции, знакомя друг друга с живописью, музыкой, историей театра и литературы. Вот,например,некоторые темы лекций: «Характеристика великих мастеров живописи», «Французская живопись в 19 веке», «Верования в загробную жизнь разных народов», «Тургенев и его время», «История оперы», «Александр I и его время». Это и был зародыш будущей редакции «Мир искусства».
Какие тенденции можно отметить в зародившемся кружке «общество самообразования». Это, во-первых, «западничество» большинства его участников, стремление приобщиться к мировому художественному процессу. Во-вторых стремление к синтетическому охвату явлений искусства и культуры в целом. В третьих участники кружка любили обращаться к прошлому. «Почти все лекции, прочитанные в «обществе самообразования», были посвящены прошедшим эпохам».
В начале 1990-х годов начинает «выкристаллизовываться» наиболее активная группа, для которых искусство становится делом всей жизни. Бенуа, Нувель, Дягилев и Бакст оставались на протяжении всей эволюции «Мира искусства». Постепенно отошли Скалон, Калинин и другие вольнослушатели, зато теснее примкнули державшиеся вначале на отдалении Дягилев, Сомов, Лансере. Прослушав университетские курсы многие начинают путешествовать за границу, большинство и раньше ездили, знакомясь с искусством Западной Европы. Дягилев, например,путешествовал по Европе вместе с Димой Философовым, жадно впитывать в себя всё, что могло служить развитию его личности, и делу его жизни. В первое же путешествие Дягилева Флоренция стала для него подлинным художественным откровением и как бы мерилом в искусстве. Под влияние Бенуа Дягилев начинает интересоваться изобразительным искусством, принимается за коллекционирование. После поездки за границу в 1895 году в его собрании появляются работы Ленбаха, Менцеля, Либермана, Даньяна-Бувре и других художников. В 23 года Дягилев написал своей мачехе, что пожалуй нашёл своё настоящее предназначение-меценатство. Если Бенуа был идейным вождём движения, то Дягилеву принадлежала роль организатора, этой «музыки будущего, он транспортировал её в симфоническую форму».
.2 Организация выставок
В1895 году Дягилев поместил две статьи в «Новостях» с целью, как он говорил, «хоть немножко открыть глаза нашей публике и…. художникам»
Как раз тогда, когда Бенуа и Сомов жили в Париже в 1897 году, Дягилев явился инициатором проведения выставки английских и немецких акварелистов. «Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить её, и главное её поднести Западу, возвеличить её на Западе, а если ещё рано, так пусть процветают крыловские Лебедь, Щука и Рак».
Дягилев полон проектами, один грандиознее другого. В январе 1898 года в Петербурге открылась вторая дягилевская «Выставка русских и финляндских художников». В ней участвовали: Серов, Пурвит, Коровин, А. Васнецов, Левитан, знаменитая тройка: Бенуа, Бакст и Сомов. Выставка прошла блестяще, но потребовала от её устроителя громадной энергии, хлопот, разъездов, переговоров, улаживания недоразумений и прочее. Выставка была большим событием в русской художественной жизни и многое собой предопределила. Она объединила новых молодых русских художников, обнаружила их силу и значительность как большого художественного явления, убедила меценатов -княгиню М. К.Тенишиву и Савву Мамонтова – в серьёзных организаторских способностях молодого Дягилева и даже в том, что он может вести большой художественный журнал. мир искусство выставка
Нельзя не вспомнить выставки, которые устраивал «Мир искусства». Это первые две выставки, о которых уже шла речь выше, устраиваемая Дягилевым. Третья выставка собрала под своё крыло только русских художников, таких, как Серов, Левитан, Нестеров, А. Васнецов, К. Коровин, Бенуа, Якунчикова, Врубель, Головин, Малютин, Сомов, Лансере, Бакст и другие, а также художников 18 и начало 19 века (Левицкого, Боровиковского, Брюллова, Кипренского и других).
Четвёртая выставка открылась5 января 1901 года в Академии художеств, несмотря на антагонизм между академическими течениями и новыми художественными тенденциями.
Выставка 1902 года была устроена совместно с московским товариществом «36 художников», в дальнейшем из участников которой возник «Союз художников». В 1903 году прошла большая выставка московских и петербуржских художников, где и произошёл тот самый раскол. Через 2 года перестал существовать и журнал «Мир искусства».
В заключении этой главы хотелось бы отметить историко-художественную выставку русских поэтов с 1705 по 1905 год. Задача выставки была собрать русские портреты, находящиеся во дворцах, частных коллекциях и главным образом у многочисленных собственников, как в столицах, так и в провинциальных городах и усадьбах. Рассказать всё о русской культуре и искусстве за последние 200 лет. Генеральным эмиссаром выставки был назначен Дягилев, но фактически он был единоличным устроителем и распорядителем. Он хлопотал, договаривался, очаровывал и чиновников и помещиков. Сидел в архивах и в библиотеках, рылся в старых журналах и книгах, ища хотя бы маленькие заметки на то, где и что может быть. Писал циркулярные письма, ездил к сильным мира сего и хлопотал, хлопотал…. А когда сотнями начали приходить старые портреты, Дягилев проделывал труднейшую работу- определял эпоху, к какому художнику принадлежал тот или иной портрет, кого изображал художник. Классифицировал, организовывал так, чтобы вся выставка была единым целым.
Историко-художественная выставка открылась в Таврическом дворце в разгар первой русской революции в 1905 году. Огромное количество простых людей смогли посетить эту выставку получая таким образом культурное и эстетическое воспитание. Выставка была обширна и богата – в ней было свыше 6000 портретов. Игорь Грабарь так пишет: «Заслуги Дягилева в области истории русского искусства поистине огромны. Созданная им портретная выставка была событием всемирно- исторического значения, ибо выявила множество художников и скульпторов, дотоле неизвестных, притом столько же русских, сколько и западноевропейских, среди которых был не один десяток мастеров первоклассного значения. С дягилевской выставки начинается новая эра изучения русского и европейского искусства 18века и первой половины 19 века. Впервые, на огромном материале собранного со всех уголков России удалось установить новые факты, новые истоки, новые взаимоотношения и взаимовлияния в истории искусства. В 1906 году была устроена последняя выставка Дягилева, после которой начинается грандиозное завоевание Европы.
2. Организация литературно – художественного журнала «Мир искусства»
Главным деятелем и главным редактором стал С. П. Дягилев, который провёл организационную работу в период пребывания Бенуа и большинства участников кружка во Франции. Пока Бенуа решал для себя быть или не быть художественным критиком, в Петербурге готовились к первому номеру журнала. Надо сказать, что достаточно большое влияние оказывал на С. П. Дягилева его правая рука Д.В. Философов. Он заведовал литературным отделом «Мира искусств» и склонен был себя считать если не редактором, то соредактором журнала. Отдел художественной промышленности и художественной хроники занимался русским и западным прикладными искусствами. Особое значение придавалось вопросам самостоятельной художественной промышленности, причём обращалось внимание на великие образцы старинного прикладного искусства (начиная с вышивок и заканчивая предметами домашнего обихода, домашней утвари). Художественная хроника давала возможность русским читателям следить за малейшими подробностями художественной жизни в России и на Западе. «Мир искусства ставил перед собой художественно-воспитательные цели и стремился к тому, чтобы давать русскому обществу художественное образование. Например информацию о художнике Левицком, которому Дягилев посвятил свою единственную книгу, о скульпторе князе Трубецком и о церквях и часовнях 17 века, и об античных скульптурах и о многом другом.
Музыкальный отдел был поставлен хорошо и серьёзно, он также преследовал художественно-воспитательные задачи, знакомя со старыми мастерами, и отражал современную западноевропейскую и русскую музыкальную жизнь. Вел музыкальный отдел Нурок, человек больших знаний и большой музыкальной чуткости; к писанию о музыке приглашались гастролёры, правда только в первые два года. Вот некоторые темы статей появившихся в первые годы журнала: «Мнимая победа русской музыки за границей», «Несколько слов о программах симфонических собраний Русского музыкального общества», «Нечто о программной музыке», «Новости музыкальной литературы», «Музыкальные портреты: Скрябин» и «Сезон Московской оперы». Нурок и Нувель основав «Вечера современной музыки», развивали вкусы публики, знакомили её с молодыми русскими композиторами, исполнялись произведения Скрябина, Рахманинова, Стравинского. Именно в этом обществе Стравинский дебютировал, как музыкант. «Впервые на Вечерах современной музыки появился юный Прокофьев, всех поразивший своим искромётным и задорным талантом».
Также знакомил с современным французским и немецким музыкальным течением. Ц. Франк, Дебюсси, Равель, Штраус и Макса Регер стали известны русской публике благодаря «Миру искусства» и «Вечерам современной музыки».Исполнялась старинная музыка 17-18 веков.
Литературный отдел редактировавшийся Д. Философовым был посвящён вопросам литературной и художественной критики. В отделе происходили искания новых путей в поэзии. Были представлены новые поэты Ф. Сологуб, З Гиппиус, Бальмонт, московские поэты-символисты во главе с Брюсовым, Коневским, молодым Андреем Белым, Ивановым, также Александром Блоком. Правда, надо отметить, что произведения многих из них не печатали на страницах журнала, а давались критические статьи о них. И где-то, наверное была упущена возможность также широко вывести молодых начинающих поэтов, как это произошло с художниками. Другою особенностью отдела, отличавшей его от всех других отделов, было почти полное игнорирование мировой литературы и сосредоточение, притом очень одностороннее, на русских литературных делах.
Гораздо более живое отражение, чем поэзия, в «Мире искусства» нашла театральная жизнь- и драма, и опера и балет. Надо отметить, что основание «Мира искусства» совпало с основанием другой частной антрепризы- Московского Художественного театра, всколыхнувшего весь театральный мир, и ставшего одним из самых крупных событий русской культуры на пороге 20 века. Это событие сразу было оценено «Миром искусства», который на протяжении шести лет непрестанно следил за развитием жизненного процесса театра. В полной мере предоставляя свободу слова «мирискусникам» в своих высказываниях и критических статьях. В своей статье Гнедич писал: «1) отречься от прежней рутины навсегда. 2) Внести на сцену живую реальную жизнь. 3) суметь взять от искусства то, что действительно характерно, красочно и образно, а следовательно и художественно. «Все эти задачи, по мнению критика разрешены Московским Художественным театром в чеховском репертуаре ( в современных, но не в костюмных и исторических пьесах). И произносит по тем временам( 1900 год!) смелую фразу: «Постановка «Дяди Вани» и «Чайки»- эра в сценическом искусстве».
Несколько статей посвятил МХАТу и Дягилев, который с 1899-1901годах был чиновником особых поручений при директоре Императорских театров, и близко непосредственно прикоснувшийся к вопросам театра, тем более , что некоторые тенденции и принципы МХАТа отразились в русском балете и в опере. Кроме заметок А. Нурока о «Лакме» Делиба и о «Золотом петушке» Римского-Корсакова. И заметок Бенуа о новой постановке «Руслана и Людмилы» и о Вагнеровской «Валькирии», все остальные статьи принадлежали восновном С. Дягилеву, и посвящены они были вагнеровским операм. Причиной такого вагнеризма «Мира искусств» заключается не только в том, что Вагнер в это время был богом Дягилева и Бенуа, и не только в том, что русская элита переживала увлечение Вагнером, а и в том, что Мариинский театр был беден новыми постановками, хотя ставил вагнеровские оперы. «Мир искусства» хотел внушить дирекции Императорских театров мысль о том, как надо ставить и даже петь Вагнера, надо изменить судьбу постановок вагнеровских опер, судьбу, обусловленную отчасти тем, что сам Вагнер, не очень требовательный по отношению к «изображению» своих созданий, довольствовался рутинными эффектами и благословил те постановки, которые были созданы при его жизни присяжными директорами». А. Бенуа и К. Коровин написали декорации к спектаклю. Также Дягилев занимался не только постановками отдельных опер, но и оперными реформами, он считал необходимым создать вторую оперу, помимо Мариинского театра. Начав издавать «Ежегодник императорских театров», Дягилев открыл новую эру в книжном деле. Каждый выпуск богат, разнообразен по содержанию, по количеству и качеству репродукций таких замечательных художников, которых привлёк Дягилев в ежегодник, как Бенуа, Сомов, Бакст , Малютин, Серов, Малявин, Рерих и других, и по техническому книжному совершенству издания. Помимо обязательного обозрения императорских театров (русская и французская драма, балет, опера) было много интересных статей и очерков, из которых на первое место можно выделить статью в 91 стр. В. Светлова « Исторический очерк древней хореографии», очерк А. Бенуа «Александринский театр», справочник «Список балетов, данных на сцене Императорских театрах с 1826». Через Дягилева, новый директор театра князь Волконский заручился сотрудничеством многих художников в деле постановок. А. Васнецов дал рисунки и декорации для «Садко». Вся группа «Мира искусства» получает возможность реализовать свою тягу к работе в театре. Журнал крайне критически относился к новым постановкам на сцене императорских театров. Главное требование было заключено в том, чтобы добиваться единства всех компонентов спектакля: единства музыки, режиссуры, хореографии, игры артистов, костюмов и декораций. Что бы в постановке царила одна мысль-дух пьесы. Надо отметить, что огромную роль играла в дягилевском балете живопись. На протяжении многих лет Дягилев и Бнеуа боролись за то, чтобы к постановке были привлечены настоящие художники, вместо профессиональных и ремесленных декораторов. Долгое время «мирискусники» хранили молчание о балете, только в 1902 году Дягилев и Бенуа начали открыто высказывать о простое балетного жанра. Они стали выдвигать своё видение реформ в балете, особенно это касалось декораций и костюмов. Дягилев и Бенуа ссылались на постановку Раймонды, где ни одному артисту нельзя создать роли, что ставятся фееричные сказочные балеты, где почти нет танцев, они шаблонны. Для Бенуа балет был высоким искусством, и в этом отношении знаменательна его фраза: «Ведь балет – целый мир, ведь он по-настоящему не использован, ведь в нём можно добиться таких впечатлений, такой гармонии, такой красоты, такого смысла, которые недоступны даже драме». Не впечатлили его и Дягилева постановки Горского «Дон Кихот», балеты Делиба: «Копелия», «Сильвия» и «Ручей». Позже, конечно Дягилев создаст и воплотит своё видение балета, со всеми его реформами, затронувшими весь мировой балет.
Душой редакции журнала «Мир искусства» был А. Бенуа.
Александр Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Написал главу о русском искусстве для третьего тома «Истории живописи в ХIХ веке» Р. Мутера, вышедшего в 1894 году. О нём сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитие отечественного искусства. В 1897 году создаёт первую серьёзную работу – серию акварелей «Последние прогулки Людовика ХIV», – показав себя в ней самобытным художником.
Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, Бенуа сохранял двуединство и в последующие годы, его энергии, эрудиции и таланта хватало на всё. Он активно участвовал в художественной жизни творческого объединения «Мир искусства». Был одним из главных создателей, был идейным вдохновителем, учителем, просветителем, идеологом, теоретиком как творческого объединения, так и в издании журнала «Мир искусства». Активно участвовал в жизни журнала: каждую неделю публиковал свои «Художественные письма». Участвовал и помогал организовывать выставки проводимые «Миром искусства». В своих исторических композициях воспроизводил давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Мотивируя возникновение «Мира искусства», Бенуа писал: «Нами руководили не столько соображения «идейного» порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий… И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. К «непризнанным» присоединились те из «признанных», которым было не по себе в утвержденных группах. Главным образом, к нам подошли Левитан, Коровин и, к величайшей нашей радости, Серов. Опять-таки, идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного «передвижнической окраски». Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».
Натурные пейзажи, которые обычно Бенуа исполнял в Петербурге и его пригородах господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как и большинство «мирискуссников» уделял очень большое внимание. Выпускал множество книг посвящённых русскому искусству. До высоты была возведена книжная графика (иллюстрации), сценография (оформление спектаклей), изготовлялись предметы мебели и другие объекты декоративно – прикладного искусства, окружающие человека в его повседневной жизни, благодаря чему бытовая сфера подчинялась законам красоты и эстетики.
«Это образованный и чуткий человек всегда обладал страстью к педагогической деятельности. Он будучи ещё совсем молодым человеком, невольно и беспрерывно воспитывал в своих верных собеседниках ту настоящую любовь к искусству, которая непрестанно живёт до сих пор.
По инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа начавшая в 1909 году триумфальное выступление в Париже – «Русские сезоны». Бенуа, занявший пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям. На протяжении своего долгого пути художника, критика и историка искусства, Бенуа оставался верен высокому пониманию классической традиции и эстетических критериев в искусстве, отстаивал самоценность художественного творчества и изобразительную культуру, опирающуюся на прочные традиции. Важно также и то, что вся многогранная деятельность Бенуа была, по сути, посвящена одной цели: прославлению отечественного искусства.
Заключение
Творчество деятелей «Мира искусства» отличилось большой многогранностью и богатством проявлений. Театр, книжная графика, станковая живопись, монументально-декоративные проекты, художественная критика – вот те области, в которых щедро проявили себя «мирискусники». Они в огромной степени способствовали поднятию общей художественной культуры во всех областях творчества. Подвели итоги и пересмотрели общепринятые взгляды как на историческую, так и на художественную эпоху в мире искусств.
Всё то, что создавалось и рождалось во время творческого объединения «Мир искусства», вошло в золотой фонд русского искусства и, несомненно является живым художественным наследием для современных русских художников, балетмейстеров, композиторов, сценографов, декораторов, оформителей и продюсеров.
Объединение «Мир искусства» представляло собой не случайное, а исторически обусловленное явление в отечественном искусстве, что подтверждается высказываниями различных известных людей того времени. В современной России традиции «Мира искусства» достойно поддерживают журналы «Новый мир искусства», «Золотой век», «Наше наследие».
Список используемой литературы
1.Бенуа, А., Русское искусство XVIII – XX веков.- М.: Яуза, 2005
.Бенуа, А., Мои воспоминания: в 2 кн. – М.: Захаров, кн. 1, 2003
.Великие художники. Бенуа. – М.: Директ – Медиа, 2010
.Добужинский, М.В., Воспоминания. – М.: Наука, 1987
.Лапшина, Н., Мир искусства. – М.: Искусство,1977
.Лифарь, С., Дягилев и с Дягилевым. – М.: Вагриус, 2005
.Перцов, П., Литературные воспоминания 1890-1902, серия Россия в мемуарах. – М.: Новое литературное обозрение, 2003
.Философов, Д.В., Юношеские годы Александра Бенуа, страничка воспоминаний. Рукопись датирована 1916 г. (секция рукописей ГРМ, ф. 137, ед. хр. 14).
Введение Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через…
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр…
Философия и теория культуры Культура и цивилизация Л.А. Орнатская [34] В данной лекции речь пойдет…
Российская культура 19 в и ее вклад в мировую культуру Содержание Введение. 4 1. Панорама…
1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение…
Культура как предмет исследования В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и…