МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ» (ХГИИК)
КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ
Курсовая работа
на тему:
«Художественное оформление праздника»
Дисциплина: "Режиссура театрализованных представлений и праздников"
Выполнила студентка
курса группы 577
Осадчая Л.В.
Хабаровск – 2016
Содержание
Введение
Глава 1. Технология организации современных массовых праздников
.1 Понятие и классификация праздника
.2 Специфика организации массовых праздников
Глава 2. Традиционные художественные средства выразительности и организация массового праздника
.1 Использование художественных традиционных средств
.2 Использование специальных средств
художественной выразительности
.3 Разработка сценария и режиссуры массовых праздников
Глава 3. Синтез мультимедиа в современных массовых зрелищах
.1 Пути развития мультимедийных средств
.2 Практика использования новых технологий в современном массовом зрелище
Заключение
Примечания
Список литературы
Введение
массовый праздник зрелищ выразительность
Искусство массовых праздников – это искусство, которое основано на ярких образах и требует оригинальности, смелого творческого замысла. Зрелищность в массовом представлении представляется обязательным элементом, который открывает возможность найти контакт со зрителями. Искусству массовых представлений присуща заряженность действием. Массовое представление предполагает активный контакт с участниками. Предъявляются поэтому особые требования к материалу и художественному вкусу организаторов праздника (режиссеров и сценаристов).
Для режиссера необходимо понимание специфики массового праздника, требующего особой формы выражения. Строгая логичность построения и развития темы должна присутствовать в массовом театрализованном действии. Его особенности – высокий эмоциональный подъем, ритмическая контрастность каждого номера или эпизода.
Массовые представления – всегда театр и зрелище. Синхронные действия массы – мощный фактор эмоционального воздействия. Массовые представления представляют собой «изобразительную режиссуру», организованную художественно и эстетически. Массовый праздник имеет разнообразные средства эмоционального и эстетического воздействия. В массовом театрализованном действе используются множественные изобразительные средства. От режиссерского замысла зависит художественное оформление площадки, смысловое решение праздника. Имеет значение эффективное использование света и звука.
Объект исследования – современные технологии художественного оформления массовых праздников.
Предмет исследования – процесс подготовки и организации массовых праздников.
Цель работы – исследовать средства художественной выразительности в контексте организации массового праздника, выявив их характерные особенности.
Цель работы определила следующие задачи:
. Проанализировать имеющуюся литературу, соответствующую тематике;
. Проанализировать особенности организации массовых праздников;
. Выявить роль средств художественной выразительности;
. Выявить особенности разработки сценария и режиссуры массовых театрализованных действий;
. Рассмотреть использование новых технологических средств при создании современного массового праздника.
. Сформулировать творческие приемы использования новых мультимедийных технологий и систематизировать их.
Глава 1. Технология организации современных массовых праздников
1.1 Понятие и классификация праздника
Праздник – элемент культуры, относящийся к наиболее древним и постоянно воспроизводимым.
Праздники являются важным средством формирования и утверждения общности и способствуют социализации человека. На начальном этапе истории человечества праздники выступали в качестве фактора зарождения и развития художественной культуры. Праздники также воздействуют на эстетическое сознание. На протяжении веков они воспринимают опыт искусства, по-своему используя его средства. Празднества способны объединять различные виды художественной культуры в сложном синтезе.
Сложность и многоплановость феномена праздника вызвали множественные концепции его трактовки, среди них – праздник как миропонимание, праздник «как текст культуры» (М.М. Бахтин). Выделяются морфологическая, мифологическая, игровая, обрядово-зрелищная, «трудовая» концепции и др.
Структура массового праздника включает в себя не только композиционное построение сценария, но и коммуникативный процесс. Первое представляет литературную основу праздничного содержания. Выделяют помимо всего праздничное построение непосредственно праздничного пространства и композиционной организации городской праздничной среды, которые образуют композиционное пространство праздника. [1]
Праздник – это свободное время, которое необходимо отделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, торжество по народной традиции без повода невозможно. Само слово «праздник» отражает свободу от трудовых будней, ассоциируется с весельем и радостью.
Характерная черта праздника – это коммуникация, праздничный контакт. А.И. Мазаев описывает праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».[2]
Значимая идея праздника – это сложная цепь событий, мифов, имен, значений, интерпретируемых историей. В целом, это нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера, культура людей. Праздники как вечные модели отдыха имеют отношение к переживанию идеальных образов и устремлений. Идеи праздников помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающими человека обществом и природой.
Формирование и появление праздника связаны с удовлетворением такой человеческой потребности, как игра. Праздник и игра возникают стихийно в определенный период развития человека, что напрямую связано с задачами воспитания гармоничной личности.
Классификация праздников отличается разнообразием. Критерием здесь может выступать возрастные характеристики участников (детские, семейные, праздники для пожилых людей); масштаб сообщества и территории (частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские); тематика (народные, социальные).
Можно выделить следующие виды праздников:
. Религиозные праздники.
Православные праздники имеют давнюю культурную традицию. К наиболее известным религиозным праздникам в отечественной практике можно отнести Пасху, Рождество.
. Языческие праздники.
Языческие праздники в нашей стране весьма популярны, наибольшей популярностью пользуется Масленица.
. Частные праздники.
Данные праздники проводятся в рамках семейных торжеств. Относятся такие праздники как дни рождения, юбилеи, свадьба, годовщины памятных дат.
. Корпоративные праздники.
Корпоративный праздник появился недавно, только в начале 1990-х гг. Подобные праздники устраиваются в какой-либо организации для ее сотрудников. Корпоративные праздники образуют компонент корпоративной культуры. Они оказывают значительное влияние на стимулирование мотивации сотрудников. Примером корпоративных праздников может быть празднование дня фирмы, корпоративный Новый год.
. Детские праздники.
Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников. Их количество постоянно растет. Среди них выделяют: театрализованные представления, фестивали, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, вечера, концерты и др.
Наиболее универсальный принцип классификации праздника – это масштаб празднуемого события и празднующего сообщества вместе. Можно определить три основные группы праздников в нашей стране.
Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, глобальным событиям.
Это, большие праздничные даты нашей страны, которые имеют всемирно – историческое значение, эпохальные события истории, ключевые природные моменты. Празднует это событие социальное сообщество – весь российский народ, все человечество.
Из праздничных действий отдельных социальных групп (рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных сообществ, разных коллективов) аккумулируется всеобщий праздник.
Следующая группа – локальные местные праздники, связанные с событием, которое имеет значение для определенного празднующего сообщества или группы.
К третьей группе праздников относятся: личностные. Они связаны с определенным событием, имеющее значение для отдельной личности, семьи, группы людей.
Личностный праздник требует обязательной персонификации и очень часто предстает в обрядовой форме.
Приведенные три вида праздников, «…не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней»[3]. Внутри каждого вида возможно огромное количество вариаций, в частности по идейному содержанию и по характеру общности. Кроме того, границы праздников чрезвычайно мобильны.
Развитие нашего сознания в определенном смысле определяется праздниками, что сопровождают историю человеческой цивилизации. Особое эмоциональное влияние праздников на человека объясняется ритуалами и атрибутами праздников. С ритуалами связано празднование таких дохристианских праздников, как Коляда, Масленица.
Таким образом, понятие «праздник» означает определенный временной период (час, день или дни), когда человек не занят работой. Празднование реализуется в праздничном обряде или ритуале. Это определенное символическое действие, которое художественно – выразительно осмыслено, связано с чем – то радостным или торжественным.
Празднику нужен особый душевный или психологический настрой. Ему всегда предстоит определенная праздничная ситуация. Подобная настроенность взаимосвязана с осуществлением в человеческом сознании ощущений и эмоций, нереализуемых в обыденные, занятые трудом дни.
1.2 Специфика организации массовых праздников
Сценарий культурно-массового праздника состоит из разноплановых действий. Выделяют среди них программу и импровизацию. Кроме того, предполагается сотворчество каждого участника в разнообразных ролях и положениях.
Значение и действенность праздника определяются общими признаками, например:
добровольность участия, согласованность во всех условных правилах и нормах того или иного праздника;
свобода выбора положений, сюжетов, ролей, принимаемых в культурно-досуговой деятельности;
пространство для реализции своей творческой индивидуальности каждому участнику в любом празднестве;
цикличность праздников, обусловленная сменяемостью будней и яркой праздничной событийности. Играет роль повторение природного календаря и структуры рабочего года;
коммуникативное начало праздника;
присутствие в праздниках народных традиций, которые представляют сумму обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов культуры.
«Хороший праздник организован таким образом, что каждый ощущает себя участником этого события, и ни у кого не создается впечатления, что его заставляют что-то делать». «Праздник заряжает всех сотрудников энергией, помогает преодолеть недопонимание между ними и забыть о неурядицах»[4].
Кроме того, праздник должен осмыслять и воздействовать на социокультурные и психологические конфликты и проблемы. Здесь не действует механизм их подавления.
Зрелищная программа праздника, описанная в сценарии в деталях, послужит восприятию мероприятия. Грамотно составленный сценарий праздника, наряду с правильным выбором помещения, хорошим вкусом еды и напитков, качеством обслуживания, может оставить самое благоприятное впечатление у его участников.
Концепция праздника – это то, как вы сможете наиболее ярко выразить заложенную идею, чтобы надолго оставить в памяти у людей посещение вашего мероприятия [5].
То, что в современном обществе изменяется отношение к праздничной составляющей жизни, не разделение жизни на повседневную и развлекательную, праздничную, находит отражение в некотором ослаблении эмоциональной привлекательности праздничных дней. Современный стиль жизни ослабил культурную значимость празднества и торжества. Хотя отдельные празднества до сих пор доставляют человеку яркие впечатления. Ожидание праздников сохраняется в культурной традиции.
В современной культуре существуют тенденции обновления традиционного праздника, также создание новых. Об этом свидетельствует увеличение числа праздничных мероприятий, музыкальных фестивалей, олимпиад, конкурсов. Это стремление к празднику и попытки его обновления в современном обществе, особенно в больших городах, показательно. Праздники и фестивали будут и в дальнейшем представлять собой неотъемлемый институт человеческой культуры. Празднование сохранится как одна из основных форм коллективного поведения людей.
Глава 2. Традиционные художественные средства выразительности и организация массового праздника
2.1 Использование художественных традиционных средств
Костюмы, реквизит, музыка, сценический свет – традиционные средства, используемые во всех видах зрелищного искусства. Кроме того, есть своя специфика в применении этих средств в уличных театрализованных действиях.
Сценические костюмы и реквизит
Сценический костюм в спектаклях уличных театров безусловно выполняет те же функции, что и в традиционном театре. А именно, определяет характер персонажа. Могут использоваться и бытовые и исторические костюмы. Последние как переосмысленные, «отстраненные». Иногда, но достаточно редко, используются подлинные костюмы эпохи. Бывает, что сценический костюм – это «актер», участник действия. Интересный пример встречается у А.Д. Силина. В спектакле «Одиссеи» театра «Лицедеи», (эпизод «Вдовы») костюмы были положены на землю, рядом находились зажженные свечи, тем самым символически предметы одежды становятся полем мертвых. [6]
Реквизита в массовых представлениях используется много. Иногда обычные бытовые вещи исполняют символические функции. Реквизит может выполнять функцию игровых предметов. Используют в массовых представлениях огромные яркие флаги, горящие факелы, булавы, которыми управляют актеры. Игровой элемент дополняют перья, пух, конфетти, летящие по воздуху. В зависимости от режиссерского подхода реквизит может выполнять функции как игровой вещи, так и глубокого символа.
Таким образом, любой элемент объект (костюм, реквизит) направлен на привлечение внимания зрителя. К дополнительным функциям относится увеличение широты жеста артиста, а также выполняет символическую нагрузку.
Использование кукол и масок
Данные элементы широко применяются в массовых театрализованных действиях. Огромные ростовые куклы управляются людьми. Можно увидеть их выступление во время парадов. В европейской практике существуют огромные деревянные куклы, которые прикреплены к специальным механизмам-держателям. Они приводятся в движение сложным механизмом.
Маски используются в венецианском карнавале, где масштабные театрализованные действия разворачиваются на улицах всего города.
Музыкально-звуковое оформление
Музыка и звуки также оказывают помощь режиссеру в создании настроения мероприятия, его психологической окраски. Звук определяет темпоритм произведения.
По способу использования музыки в действии можно разделить на две категории. Сюжетная музыка, которая дает эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены. При этом она не соотноситься непосредственно с драматургией. Но в зависимости от характера использования сюжетная музыка может стать важнейшим фактором драматургии. Сюжетная музыка может характеризовать действующих лиц. Такая музыка способна указывать место и время действия. Она создает атмосферу, настроение сценического действия. Она ведет рассказ о действии, порой невидимом для зрителя.
Условная музыка, вводимая в действие, также заслуживает пристального внимания. Условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Выразительные возможности такой музыки очень широки. Здесь могут быть привлечены разнообразные оркестровые, а также вокально-хоровые средства. Условная музыка может эмоционально усилить диалог и монолог. Ее задача – характеризовать действующих лиц, а также акцентировать конструктивно-композиционное построение действия.
Подбор музыкального материала представляет собой сложный процесс. В результате привлечения фрагментов музыкальных произведений одного или разных авторов, режиссер как бы «воссоздает» качественно новое, целостное произведение. Данное произведение должно отвечать характеру и всему строю массового представления. При подборе музыкально-шумового оформления стоит учитывать размер площадки, на которой будет разворачиваться действие. Звукоряд определяется основной идеей и возможностями аппаратуры, которая будет использована на этой площадке.
Все нюансы музыкально-шумового оформления излагаются в партитуре. Звуковая партитура – это своеобразный документ, дающий подсказки звукооператору о времени звучания фонограммы. Также режиссеру стоит учитывать природные звуки: ветер, звон колоколов, шум волн, пение птиц и другие звуки живой природы. Это будет естественно для этого пространства и поможет в создании нужного образа действия. А если присутствуют лишние звуки, можно их перекрыть.
Светотехника
Светотехника – еще одно из современных выразительных средств, к которым обращаются режиссеры. Идея сопровождать исполнение музыки световыми эффектами родилась у великого русского композитора А. Н. Скрябина. Он впервые в истории музыки вписал в партитуру своей симфонической поэмы «Прометей: Поэма огня» «световую» строчку нотными знаками. Композитор обозначил партию для специального инструмента, излучающего свето-цвет. Сейчас в выразительности визуального ряда массовых праздников и представлений свет – одна из ключевых составляющих. Для создания полноценного светового оформления спектаклей художник по свету пишет собственную световую партитуру, не менее сложную, чем партитура классического произведения.[7] Помимо собственно световых приборов используются лазеры. Лазеры обладают способностью рисовать различные изображения – от геометрических фигур до любых надписей и изображений на сцене, стенах. Так использовалась лазерная архитектуры на концертах Валерия Леонтьева (режиссер Алексей Гарнизов).
Световое оформление театрализованного действия – важный фактор и составляющая успеха мероприятия. Современные возможности позволяют задавать темпоритм номера и представления в целом. Ни одно масштабное мероприятие не обходится без световой техники. Примером гармоничного использования световой техники является церемония открытия олимпийских игр в Афинах (2004 г.), в Пекине (2008 г.). Из световых элементов создаются целые конструкции, образующие декорации для выступающих. Здесь свет является полноправным элементом шоу.
Используется и такое современное оборудование, как светодиодные экраны. Особенно часто они сопровождают эстрадные мероприятия. Это многофункциональное устройство. Экран служит заменой декорациям, может использоваться в качестве декорации. Светодиодные экраны участвуют в представлении (демонстрация видео).
2.2 Использование специальных средств художественной выразительности
В построении массового театрализованного действия привлекаются нестандартные выразительные средства. Это способно вызывать большой интерес публики и заставит зрителя полностью погрузиться в действо.
Технические средства
Техника использовалась, например, во время карнавала в Рио-де-Жанейро, когда платформы с танцующими людьми передвигались по улицам. Карнавал в городе Салвадо́р-да-Ба́ия, считающийся самым большим уличным карнавалом в мире, происходить при участии технических приспособлений. Платформы там являются движущейся сценической площадкой с яркими декорациями.
Природные элементы
Каждая природная стихия вызывает различные эмоции, что особенно важно в создании массового действия. «Массовое зрелище должно быть действенно-динамичным, зрелищным, эмоциональным и образным. Ему категорически противопоказаны статично декламационные, так называемые «разговорные» эпизоды и сцены, – утверждает один из известных режиссеров массовых постановок А. Д. Силин. Символические и аллегорические построения, пластические метаморфозы и образно-ассоциативные мизансцены заменяют здесь диалоги и монологи» [8, 86].
Установка на зрительное выражение сути массового действа конкретизируется на практике в весьма своеобразных формах. На церемонии открытия Олимпийских играх в Афинах 2004 года все действие представляло объединение двух стихий – воды и огня. Шоу из Аргентины Fuerza Bruta (Water Pool Show) на Евровидении 2009 в Москве, также происходило с водными элементами. Использовался бассейн, наполненный водой, в которой исполнялись пластические элементы. В некоторых театрализованных программах водой обливают публику, например: «Снежное шоу Славы Полунина».
Пиротехника известна уже на протяжении полутора тысяч лет. В любой пиротехнической постановке на первый план выходит динамика показа. Художник по пиротехнике обсуждает с режиссером-постановщиком и пишет посекундную партитуру. Пиротехника широко используется и как одно из выразительных средств на рок-концертах. Особое внимание пиротехнике уделяется на концертах групп, исполняющих хард-рок и хэви-метал. Среди гастролей зарубежных звезд таким был концерт Роджера Уотерса на Васильевском спуске в Москве (24 июня 2006 г.). [9]
Пиротехника в массовом театрализованном действии используется и на небе, и на рампе сцены. При появлении пиротехнических фонтанов на сцене номер становится наиболее ярким в программе. Часто режиссеры прибегают к этому приему для акцентирования самых ярких, важных моментов программы.
Современные средства оформления массовых представлений, таким образом, весьма многообразны. Их ассортимент невероятно широк. Перед сегодняшним постановщиком открываются невероятные возможности. И залог успеха в том, чтобы найти максимально точное приложение для этих возможностей. Важно помнить, что если в представлении отсутствует общая идея, концепция, то элементы световой феерии и лазеры не гарантируют успех режиссеру. Режиссер – это художник, знающий световые и звуковые системы и прочие спецэффекты. «Человеческий фактор» – в режиссуре современных массовых шоу все равно остается главным компонентом.
2.3 Разработка сценария и режиссуры массовых праздников
Сценарий массового праздника – это понятие комплексное. Оно объединяет совместную работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора. Идейно-тематическую основу сценария составляют тема и идея. Тема – это круг жизненных явлений, отобранных сценаристом и режиссером. Идея – это основной вывод, авторская оценка изображаемых событий.
В драматургии массового зрелища есть свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массового зрелища, действа специфические черты. Драматургия имеет монтажную структуру, соединяя разнородные эпизоды, номера и "аттракционы". Действие массового представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий. Возможно переход от словесного материала на пластический, от пластического – к музыке, от музыки – к слову. Сюжет в таком случае излагается в свободной драматургической структуре. Большое значение приобретают остановки действия. Сюжетный ход отличается своеобразием. Он может быть образным, визуальным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Это находит отражение в специальной подборке художественного материала. Действие в массовом представлении подводится к кульминации, к наивысшей точки в развитии действия. После кульминации следует развязка, финал действия.
Режиссёр выстраивает постановочный план на основе сценария массового представления. Здесь в работу непосредственно вступают композитор, дирижер, балетмейстер, хормейстер, режиссёр спортивных эпизодов и номеров оригинального жанра.
Большое внимание уделяется работе с художником. Поскольку образно-пластическое решение массового представления во многом определяет его идейно-художественную силу, в решении этой задачи участвует и художник по свету, и режиссёр – монтажёр киноматериала, и звукооформитель, который занимается подготовкой и записью фонографии. Одна из трудных проблем – нахождение верного темпа-ритма массового эпизода. Характер музыкально- звукового ряда является важным компонентом в нахождении нужного темпа-ритма.
Отличительной особенностью драматургии и режиссуры массовых представлений является то, что они построены на организации действия массы. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не просто зрителем. В сценарной и режиссёрской разработке важно предусмотреть возможность зрительской активности. Специфичность драматургии и режиссуры массового праздника заключается не только и не столько в организацию действия на сценической площадке. На первый план выходит организация действия аудитории усилиями массы участников. Также необходимо внесение в массовое действие элементов импровизационной творческой игры. Сущность общей технологии режиссёрской деятельности заключается в процессах отбора и разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей в организации форм типов постановок. Так например, создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной творческой программы. Режиссер использует в постановках разнообразные эмоциональные выразительные средства. Среди них можно выделить художественные, документальные, игровые, действия, пластики, музыки, технические, живого слова и зрелищных эффектов, изобразительные и выразительные; [10] Осуществляется синтез отдельных компонентов и структурных элементов композиции. К специфическим средствам относят монтажные композиционные приёмы. Монтаж подразделяют на последовательный, ассоциативный, параллельный, контрастный, ретроспективный и др. Есть различные типы связок действия – тематические, сюжетные, проблемные, интермедийные и др.
Глава 3. Синтез мультимедиа в современных массовых зрелищах
3.1 Пути развития мультимедийных средств
Массовые представления и праздники, имеющие многотысячелетнюю историю, являются мощным средством идейного и эмоционального воздействия на самую широкую аудиторию.
Происходит эволюция эстетики современного мультимедийного зрелища, что связано с появлением новых технических и технологических средств, которые используются в его создании и проведении. Современные исследователи отмечают значительное влияние этих процессов на художественную сферу: возможность трансляции произведения искусства в мировых масштабах (телевидение, компьютер и т. д.); использование новых средств художественной выразительности; возникновение новых видов и жанров искусства. [11]
Конец ХХ – начало XXI в. отмечен визуализацией массового сознания. Благодаря широкому распространению массовой мультимедиапродукции изменились способы восприятия действительности. Происходит изменение художественной парадигмы благодаря процессу мультимедизации культуры. Для современного искусства синтетизм становится базовым признаком. Мультимедиа – одно из главных средств представления и визуализации информации. В нашей работе речь идет о многообразии средств художественно-технической выразительности. Эти средства совмещаются на сцене и объединяются общей концепцией. В массовом мультимедийном зрелище все его составляющие действуют синхронно.
В этой связи эволюция эстетики аудиовизуальных средств представляет собой сложный процесс, в котором идет взаимодействие творческих идей и новых технологических стимулов. Появившиеся сейчас специальные компьютерные программы позволяют моделировать в трехмерном виде сцену, актеров, декорации, световые эффекты. Это значительно обогащает известные средства художественной выразительности, также способствует усилению их эмоционально-эстетического воздействия на зрителя.
Для современного массового искусства характерно стремление к синтезу. В таких синтетических произведениях используются мультимедийные подходы: музыка, звук, пластика, слово, цвет, программирование, режиссура, композиция, кино, телевидение.
Начиная с последней четверти ХХ в. в сфере массовых музыкальных представлений стали все активнее применяться новые аудиовизуальные и телекоммуникационные технологии. Под их воздействием происходит обновление жанровой системы этого вида массового искусства. Так например, эстрадный концерт трансформировался в вокально-танцевальное светозвуковое шоу. Видеоклип – новый жанр, представляющий сплав современных мультимедиа-технологий. В конце ХХ в. совершилась смена поколений технических средств. Эта «электронная революция» привела к внедрению в синтезированные музыкально-художественные произведения таких технологий, как электронный монтаж, «оцифровка» как звукового, так и визуального каналов. К современным технологиям также относятся компьютерные спецэффекты, съемка отдельных эпизодов, репетиций с помощью видеотехники; использование их во время представления и последующего тиражирования на DVD-дисках, в файлах цифровых форматов. [12]
Современное музыкально-театрализованное зрелище состоит из художественно-технологических компонентов разного рода. Многие приемы и методы, которые теперь используются во всех видах аудиовизуальной творческой продукции, до этого момента являлись исключительно кинематографическими, театральными или телевизионными элементами. Процесс слияния проявляется во взаимопроникновении жанров, присутствующих в различных видах современных массовых зрелищ. Эволюция выразительных средств и активный переход на новые цифровые технологии позволяют по-новому взглянуть на способы создания этих зрелищ.
3.2 Практика использования новых технологий в современном массовом зрелище
Ранее существовавшие требования к звукоряду зрелища начинают подвергаться пересмотру и переосмыслению – как в акустическом, так и в творческо-эстетическом плане. Звуковые технологии применяются начиная с последней четверти ХХ в. Делятся на технологии звукоизвлечения, звуко-оформления и звукозаписи. Роль звукорежиссера изменяется в процессе создания современного массового музыкально-театрализованного зрелища. Его творческая функция эволюционировала от создателя «акустического протокола» до «художника звуковых картин».[13]
Для создания масштабного сценического действа не может ограничиваться лишь работой звукорежиссера с готовыми фонограммами. Подобное действие обладает сквозным сюжетом, многослойной музыкально-речевой партитурой, лейтмотивными ходами. Современное массовое музыкально-театрализованное зрелище включает в себя звуковую партитуру, характеризующуюся объемным пространственным звучанием. Для ее создания чаще всего требуются профессиональные мультимедиа-студии. Технология создания аудио-сферы современного массового зрелища включает:
запись качественных фонограмм;
подбор фонотечного материала;
создание оригинальных звуковых эффектов;
монтаж многочисленных звуковых компонентов и их окончательное сведение. Современные системы записи и редактирования звука открывают новые возможности построения мультимедийного режиссерского проекта. В частности, внедрение цифровой процессорной обработки позволяет моделировать основные «артистические» элементы звука, создавать новые «нереальные» пространства с помощью аурализации, морфинга и т. д. [14] Профессиональные мультимедиа-студии, а также интернет-архивы обладают многочисленными коллекциями звуков. Они могут быть использованы при создании массового зрелища с помощью персонального компьютера и дополнительных звукотехнических средств. Современные звукорежиссеры используют множество современных синтезаторов, сэмплеров, контролеров, МIDI-патчбэйев и другого оборудования. Все это открывает новые возможности для создания синтезированных звучаний, которые можно использовать в формировании звукового образа.
Выразительная звуковая партитура зрелища вызывает образные ассоциации, создает соответствующее настроение. Звуковое оформление оказывает на зрителя не меньшее эмоциональное воздействие, чем декорационно-изобразительные элементы. Например, предметом постоянного внимания звукорежиссеров становятся шумовые эффекты. Именно они создают впечатление подлинности, документальности происходящего. Шумовые эффекты способствуют решению важной режиссерской задачи – созданию звуковой атмосферы действия.
Интерактивность становится новым важным средством художественной выразительности в процессе создания зрелища. В качестве примера можно привести творчество композитора и звукорежиссера Романа Дубинникова. В известном «Снежном шоу» Вячеслава Полунина создатели не исрпользуют заранее записанную фонограмму. Все звуковые эффекты и музыкальные фрагменты создаются по ходу спектакля.
Основным режиссерским методом создания зрелища как мультимедийного продукта является монтаж. Режиссер выстраивает монтажные фразы аудиовизуальной драматургии. Происходит объединение разрозненного набора фрагментов в единый временной, пространственный и смысловой контекст. Визуальная составляющая современного массового зрелища также прошла эволюционный путь. В 1915 это марлевые экраны, на которых отражались разноцветные сполохи во время премьеры спектакля А.Н. Скрябина «Поэма огня» в Карнеги-холл. Сейчас это современные огромные светодиодные и проекционные экраны. Экран становится новым средством художественной выразительности.
Появились позволяющие создавать специальные световые эффекты лазерные и пиротехнические установки, используется компьютерная графика и анимация 3D [15]. Новые технологии позволили авторам массовых зрелищ создавать световые и звуковые сценарии в разных форматах – текстовом и цифровом. Эволюция цвето- и светомузыки проходила по мере развития новых мультимедиа технологий. Синтезирование музыкального и светового материала позволяют авторам зрелищ осуществлять с помощью сложных пространственно-графических световых проекций в сочетании с музыкой. Результатом эволюции стало появление лазерных шоу, водных и электронных феерий.
Современные цифровые, компьютерные технологии и спецэффекты способны создавать совершенно новые реалистические и виртуальные пространства. Особенно это актуально для телевизионных зрелищ и проектов. Появление на телевидении новых способов интерактивного общения вызывает эффект форсирования визуальных и акустических средств эмоционального воздействия на зрителя. Наиболее коммерчески удачные зрелищные проекты последних лет: «Фабрика звезд», «Танцы со звездами», «Две звезды», «Лед и пламень», «Ледниковый период», «Музыкальный ринг» «Народный артист», и др.
Увеличение сектора аудиовизуальной массовой продукции привело к смене взаимоотношений между творческим продуктом и зрителем. Новые технологии открыли перед потребителями аудиовизуального массового продукта новые коммуникативные возможности.
Звукооформление (звукорежиссура) может включать в себя следующие приемы и технологии:
.монтаж (линейный и нелинейный, синхронный и асинхронный, деструктивный и недеструктивный),
.плановость (крупный, общий, дальний планы),
.баланс (акустический, громкостной, музыкальный),
.пространственная звукопередача (от стереофонических систем до систем матричной стереофонии и систем волнового синтеза),
.обработка звука (динамическая, спектральная, пространственная, временная, частотная), звуковые спецэффекты.
Лазерные эффекты нашли широкое применение в современных массовых музыкальных и театрализованных представлениях. Лазеры способны рисовать различные изображения, от простейших фигур до любых надписей и образов на сцене, стенах и даже на облаках. Трудно представить себе современное шоу и без пиротехнических эффектов. С подобными эффектами (пламяобразующими, искрящимися, цветными), можно особенно ярко подчеркнуть нужный музыкальный эпизод. Компьютерная система управления позволяет точно попасть в любую долю, заполняя пиротехническим эффектом более продолжительные временные отрезки.
Дальнейшее развитие технических средств аудиовизуальных представлений будет также основываться на внедрении новейших достижений научно-технического прогресса и современных технологий. В частности, это внедрение средств компьютерной графики, технологий мультимедиа. «Голографическая проекция, технология прорезания по цвету (применяемая сейчас в основном в кинематографе и на телевидении), внедрение мобильных технологий с целью создания атмосферы интерактивности, участия в действе каждого зрителя – вот элементы сценографии завтрашнего дня»[16]. Уже сейчас возможно осуществить выступление на одной сцене нескольких исполнителей, которые находятся в настоящий момент в разных местах. Современные средства коммуникации это позволяют, в том числе и сеть Интернет.
От создателей мультимедийного продукта требуются профессиональные знания во многих областях, где происходит использование музыки, текста, пластики, кинематографа, телевидения, цвета, программирования, композиции, режиссуры. Очевидно, что современному зрителю недостаточно эффектного зрелища, необычных трюков и спецэффектов. Невозможно бесконечно удерживать интерес без яркой художественной идеи. Идеи, воздействующей на его эмоции и воображение. Анализ наиболее успешных мультимедийных массовых зрелищ последнего десятилетия, созданных с помощью самых современных технологий, показывает, что их авторы стараются опираться на реальные явления и события. Одним из ярких примеров такого мультимедийного зрелища стала церемония открытия XXIX Олимпиады в Пекине в 2008 г. на национальном стадионе «Птичье гнездо». Здесь присутствовало сочетание сложнейшего аудиовизуального синтеза с драматургией нового типа. Режиссером-постановщиком является известный китайский кинорежиссер Чжан Имоу. За его шоу наблюдали более 4 млрд телезрителей всего мира.
Начало программы символизировали три восьмерки (восьмой месяц, восьмое число, восемь часов вечера). Оркестр из 2008 музыкантов громким ударом гонга возвестил о начале театрализованного представления. Церемония состояла из двух частей – «Выдающаяся цивилизация» и «Славная эра». В центре арены был развернут свиток, весящий 800 кг, что символизировало важнейшее китайское изобретение – бумагу. Затем зрители увидели сцены, символизирующие строительство Великой китайской стены, изобретение книгопечатания, компаса, фарфора. Действо включало также сюжеты, посвященные китайской опере, живописи, письменности, Великому шелковому пути, изобретению в Китае в VIII в. пороха, впервые использованного для фейерверка. Уникальный визуальный ряд был обеспечен компьютерной графикой, мультипликацией и ЗD-проекциями. Спецэффекты естественно сочетались с движениями сотен тел спортсменов, создающих различные сценические композиции.
Таким образом, на рубеже ХХ-XXI вв. эволюция массовых зрелищ проходила под воздействием активного развития новых аудиовизуальных технологий. В результате активное стремление к синтезу стало основной тенденцией. Поэтому можно сделать вывод, что феномен мультимедиа, ставший основным творческо-технологическим методом создания современного массового зрелища, играет основную роль в развитии жанра.
Заключение
Видное место в системе воспитания и организации досуга всегда занимали массовые праздники. В этом процессе социальные связи организатора массового праздника с его зрителями представлены в социально-культурных отношениях. Характер праздника всегда соответствует исторической эпохе, при этом наблюдается отсутствие идеологической составляющей.
Сегодня мы наблюдаем качественно новый этап в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность. Она характеризуется следующими процессами в сфере свободного времени:
1.демократичность организации массовых акций,
2.альтернативность в принятии решений, плюрализм в обсуждении проблем,
3.живое участие жителей в реализации культурных проектов и программ.
Классификация праздников отличается разнообразием. Здесь выделяют возрастные критерии участников; критерий масштаба праздника; праздничную тему.
Наиболее универсальный принцип классификации праздника – это масштаб празднуемого события и празднующего сообщества вместе. Можно определить три основные группы праздников в нашей стране.
Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, глобальным событиям.
Это, большие праздничные даты нашей страны, которые имеют всемирно – историческое значение, эпохальные события истории, ключевые природные моменты. Празднует это событие социальное сообщество – весь российский народ, все человечество.
Из праздничных действий отдельных социальных групп (рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных сообществ, разных коллективов) аккумулируется всеобщий праздник.
Следующая группа – локальные местные праздники, связанные с событием, которое имеет значение для определенного празднующего сообщества или группы. Это самый мобильный, многообразный слой праздников. Здесь, масштаб события соотнесен с величиной общности.
К третьей группе праздников относятся: личностные. Они связаны с определенным событием, имеющее значение для отдельной личности, семьи, группы людей.
Личностный праздник требует обязательной персонификации и очень часто предстает в обрядовой форме.
Массовый праздник имеет разнообразные средства эмоционального воздействия. Это живое слово, создающее образы. Сильное воздействие на зрителей оказывает поэзия, а также средства искусства (музыка, песня, хореография, спорт, художественное и документальное кино, живопись, свет, звук…) Все вместе это настраивает участников массового праздника, усиливают воздействие происходящего на сценической площадке. Разнообразные элементы передают эмоции действующих лиц, дополняют действие.
Отличительной особенностью драматургии и режиссуры массовых представлений является то, что они построены на организации действия массы. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не просто зрителем. В сценарной и режиссёрской разработке важно предусмотреть возможность зрительской активности. Специфичность драматургии и режиссуры массового праздника заключается не только и не столько в организацию действия на сценической площадке. На первый план выходит организация действия аудитории усилиями массы участников. Также необходимо внесение в массовое действие элементов импровизационной творческой игры. Сущность общей технологии режиссёрской деятельности заключается в процессах отбора и разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей в организации форм типов постановок. Так например, создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной творческой программы. Режиссер использует в постановках разнообразные эмоциональные выразительные средства. Среди них можно выделить художественные, документальные, игровые, действия, пластики, музыки, технические, живого слова и зрелищных эффектов, изобразительные и выразительные. Осуществляется синтез отдельных компонентов и структурных элементов композиции. К специфическим средствам относят монтажные композиционные приёмы. Монтаж подразделяют на последовательный, ассоциативный, параллельный, контрастный, ретроспективный и др. Есть различные типы связок действия – тематические, сюжетные, проблемные, интермедийные и др.
Развитие режиссуры и сценографии массовых представлений первоначально происходило путем увеличения масштаба декораций, увеличения размеров световых экранов, количества световых приборов и т. д. В современных условиях прогнозируется, что дальнейшее развитие пойдет по нескольким другим направлениям.
Традиционная сценография, представленная прежде всего декорациями из дерева, металла, ткани, папье-маше и других естественных материалов, сохранится. В дальнейшем будет развиваться, например, за счет использования в сценических конструкциях более легких и прочных современных материалов. В будущем получит развитие мультимедийная сценография. Элементы сценографии будущего – проекционные декорации, chromakey (технология прорезания по цвету, применяемая сейчас в кинематографе и на телевидении, вполне может быть адаптирована к потребностям современного постановочного искусства), голографическая проекция.
И еще одним направлением станет развитие технологических элементов сценографии, которая направлена на каждого зрителя. В силу развития мобильных технологий, режиссерам будущего придется учитывать такую возможность при работе над сценариями массовых шоу-представлений. Все эти направления будут в тех или иных вариациях сочетаться и дополнять друг друга.
Конец ХХ – начало XXI в. становится ведущей визуализация массового сознания. Благодаря широкому распространению массовой мультимедийной продукции изменились способы восприятия действительности. Процесс мультимедизации культуры приводит к заметному изменению художественной модели. При этом синтез в искусстве становится базовым признаком.
Дальнейшее развитие технических средств аудиовизуальных представлений связано с новейшими достижениями технического прогресса и современных технологий. В частности, это использование средств компьютерной графики, технологий мультимедиа.
Здесь требуются усилия целого сообщества специалистов, в том числе звукорежиссеров, видеорежиссеров, режиссеров по свету, специалистов по спецэффектам, по компьютерным технологиям и др. Их роль значительна. Из-за неправильно отстроенного микрофона, несфокусированного светового прибора, неверно установленного пиротехнического устройства или сбоя в программном обеспечении компьютера могут свести на нет все усилия авторов и исполнителей. Недопустимы дефекты в фонограмме, они могут испортить идеальную сценографию и замечательный сценарий.
Можно подтвердить, что современные технические средства и аудиовизуальные технологии в синтезированных музыкально-художественных проектах обладают своим ценностным значением:
играют важную социокультурную роль, придавая серьезный импульс к развитию различных форм и видов массового искусства; способствуют усилению эстетического и эмоционального эффекта, производимого на зрителя. Могут выступать в качестве новых средств выразительности; благодаря им появляются новые профессии (видеорежиссер, звукорежиссер, режиссер по свету и др.) Вместе с авторами и исполнителями они становятся полноправными соавторами создаваемых музыкально-художественных произведений.
Примечания
[1] Ванченко Т.П. Пространство праздника: семантико-семиотический аспект. //#”justify”>[2] Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. – М.: Наука, 1978. – с.21.
[3] Юдин Н.Л. Социальный смысл праздника. – Иваново: ИГУ, 2006.- с.78
[4] Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры.- СПб.: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. – с.89
[5] Генкин Д.М. Массовые праздники. – М., 1975. – С. 58.
[6] Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массового театрализованного представления под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А.Д Силин. – М., 1987. – 117 с.
[7] Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры.- СПб.: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009.- с.252
[8] Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массового театрализованного представления под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А.Д Силин. – М., 1987. – 117 с.
[9] Горюнова И.Э. Проблемы аудиовизуального синтеза в творческих продуктах мультимедиа (на примере современных массовых зрелищ). // #”justify”>[10] Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры.- СПб.: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009.- с.259
[11] См.: Гершкович З.И. Техника в системе художественной культуры // НТР и развитие художественного творчества. Л.: Наука, 1980
[12] Горюнова И.Э. Проблемы аудиовизуального синтеза в творческих продуктах мультимедиа (на примере современных массовых зрелищ). // #”justify”>[13] Динов В.Г. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. СПб.: Геликон Плюс, 2002. С. 19.
[14] См.: Игнатов П.В. Эволюция средств художественной выразительности в творче- стве звукорежиссера: Дис…. канд. искусствоведения. СПб.: СПбГУП, 2006.
[15] Горюнова И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений. СПб.: Композитор, 2009. С. 38-43.
[16 ] Моряхин В.А. Аудиовизуальные технологии в синтезированных музыкально-художественных проектах. //
#”justify”>Список литературы
1.Айзенштадт В.Н. Режиссура и организация массовых зрелищ /В. Н. Айзенштадт. – Харьков.: ХГИК, 1973 – 136 с.
.Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект-Пресс, 2006.
.Алексеев-Яковлев А.Я. Музыкальные фестивали. – М.: Веха, 2006.
.Борщ В. А. Специфика подготовки режиссера массовых зрелищ / Виктория Борщ // Информационно-культурологическое и искусствоведческое образование в контексте болонского процесса: Материалы научной конференции 13-14 декабря 2005г. – Х.: ХГАК. – С. 186-187.
.Весин Д.К. Праздник: организация и проведение. – М.: Наука, 2007.
.Волчук С. Площадка праздника. // Праздник. – 2006. – №5. – C 16.
.Галеев Б. Театрализованные представления «Звук и свет» под открытым небом» / Б. Галеев. – Казань.: 1991. – 227 с.
.Генкин Д.М. Массовые праздники. – М.: Просвещение, 2007.
.Ершов П. М. Режиссура как практическая психология / П.М. Ершов. – М.: 1971.
.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М.: МГУК, 1998.
.Жигульский К. Праздник и культура / К. Жигульский. – М.: Прогресс, 1985. – 336 с.
.Ковшарь И.Ф. Проблемы истории и теории массовых музыкальных представлений нового времени. – М.: Музыка, 2009.
.Колязин В. Вокруг уличного театра / В. Колязин // Театр. – 1971. – № 12. – С. 143 -152.
.Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР /А.А. Конович. – М.: Высшая школа, 1990. – 208 с.
.Ладов Б.В. Массовые празднества. – М.:ЮНИТИ, 2007.
.Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление /А.И. Мазаев. – М.: Наука, 1978. – 392 с.
.Михайлов Л. Н. Технические средства оформления современного эстрадного зрелища как эстетический феномен. М.: РАТИ, 2007.
.Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец ХУШ – начало XX века / А.Ф. Некрылова. – М.: Искусство. – 1984. – 191 с.
.Обертинская А.Л. Пути повышения эффективности массового праздника как формы культурно-просветительской работы / А.Л. Обертинская. – Л.: 1976. – 174 с.
.Орлов О. Л. Праздничная культура России / О.Л. Орлов. – СПб., 2001. – 160 с.
.Петров Б. Н. Массовые спортивно-художественные представления. Основы режиссуры, технологии, организации и методики: учебник для студентов вузов. – М.: Дивизион, 2006. – 374 с.
.Пономарёв В. Д. Игровая технология праздничного досуга: учеб. Пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. – 72 с.
.Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я.В. Ратнер. – М., 1979. – 135 с.
.Рюмин Е. Н. Массовые празднества / Е.Н. Рюмин. – М., Л., 1972.
.Силин А.Д. Площади – наши палитры / А.Д. Силин. – М., 1982.
.Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массового театрализованного представления под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А.Д Силин. – М., 1987. – 117 с.
.Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры.- СПб.: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009.- с.252
.Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений /А.В. Триадский. – М.: МГИК, 1985. – 73 с.
.Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н.А. Хренов. – М., 1981.
.Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю.М. Черняк. – Мн.: Тетра Системс, 2004. – 224 с.
.Черный Г. П. Педагогическая технология массового праздника. – М.: 1990.
.Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений / А.И. Чечетин. – М.: Сов. Россия, 1988. – 136 с.
.Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб., 2000.
.Шубина И. Б. Организация досуга и шоу-программ / И.Б. Шубина. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2003.
Введение Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через…
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр…
Философия и теория культуры Культура и цивилизация Л.А. Орнатская [34] В данной лекции речь пойдет…
Российская культура 19 в и ее вклад в мировую культуру Содержание Введение. 4 1. Панорама…
1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение…
Культура как предмет исследования В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и…