• Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 34,04 Кб

Культурное наследие Гомеля

Министерство образования республики Беларусь

Учреждение образования

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Исторический факультет

Кафедра истории Беларуси

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

Культурное наследие Гомеля

Выполнил Симоненко А.В.

Студент 33 группы 3 курса

Научный руководитель:

ст. препод. Плытник Е.Г.

Витебск – 2013

Реферат

Курсовая работа 35 с., 2 гл., 16 источников.

История города Гомеля, достопримечательности города, дворцово – парковый ансамбль, граф румянцев, дворец румянцевых – Паскевичей, зимний сад, смотровая башня, Собор Петра и Павла.

Объект исследования: достопримечательности Гомеля.

Предмет исследования: история города, материально – культурное наследство города.

Цель работы – выявить историко-культурное наследие Гомеля, ознакомиться с наиболее выдающимися личностями.

Методы – описательно-аналитический, метод анализа, сравнительно-сопоставительный метод, общелогический.

Элементы новизны: в настоящее время происходит глобальное изучение историко-культурного потенциала страны, но более это интересно для иностранных граждан, желающих узнать культуры нового народа. Жители Беларуси не должны забывать про свое культурное наследие, поскольку это является частью нашей истории. Поэтому актуальность данной работы заключается в том. Что бы показать то, что имеем мы, и что принадлежит нам по праву-то, чем мы должны гордится.

Теоретическая и практическая значимость: все наработанные материалы можно будет использовать в туристическо-экскурсионной деятельности, а также студентам исторического факультета.

Содержание

Введение

. История города Гомеля

. Достопримечательности города

2.1 Парк культуры и отдыха имени А.В. Луначарского

.2 Граф Румянцев. Памятник Н.П. Румянцеву

.3 Дворец Румянцевых-Паскевичей

.4 Зимний сад. Смотровая башня

2.5 Часовня-усыпальница князей ‘Паскевичей

2.6 Собор Петра и Павла

Заключение

Список используемых источников

Введение

Данная работа дает представление о возникновении и развитии Гомеля, рассказывает о правителях и о жизни города, познакомит с историческим центром, его архитектурным обликом, а также основными памятниками прошлого и настоящего.

Задачей курсовой работы является воспитать национальное самосознание, уважение к белорусскому искусству и культуре, истории, содействовать расширению кругозора и всестороннего развития личности.

Если рассматривать задачи курсового проекта, то следует отметить, что основными являются: ознакомиться с достопримечательными местами города, его архитектурным обликом; дать представление о некоторых исторических этапах возникновения и развития города на примере исторических и архитектурных памятников.

Времена меняются, однако каждая эпоха оставляет после себя «Историческую память» это памятники, будь то архитектурные или скульптурные композиции.

Гомель (летописный Гомий, Гомей, Гомин) – один из древнейших городов Белоруссии, который возник приблизительно в конце l-го тысячелетия н. э. на земле радимичей. Впервые Гомель упоминается в Ипатьевской летописи как владение Черниговского князя в 1142 году в связи с борьбой Ольговичей и Мономаховичей за обладание великокняжеским престолом в Киеве [5, с. 318].

Археологические данные свидетельствуют, что в ХI – начале ХIII веков в городе были развиты железообрабатывающее, ювелирно – бронзолитейное, гончарное, деревообрабатывающее, косторезное, оружейное ремесла. Торговые пути связывали его с Киевом, Черниговом, Смоленском, Волынью, Северной Русью, Византией. До начала XIII века Гомель был одним из крупнейших городов на земле радимичей.

Архитектурный облик Гомеля складывался не одно столетие [3, с. 211].

Со времени первых поселений, которые по историческим данным появились на берегу реки Сож в Х-ХI веках Гомель начал свое формирование. Древний Гомель, как и все города той эпохи, состоял из определенных частей.

В центре города располагался детинец, который находился на возвышенности и окаймлялся рвом, наполненным водой. Такое своеобразное сооружение выполняло в первую очередь оборонительные функции и защищало от вражеских посягательств.

На востоке город защищала река Сож, в этой части были очень обрывистые берега. С западной стороны Гомель охранял глубокий ров [8, с. 11].

Для удобного выхода к реке были сооружены два спуска: Киевский и Ильинский. В последующие столетия Гомель активно развивается и расширяется. К деревянному замку и торговой части постепенно примыкает все больше домиков, где селятся крестьяне и ремесленники. В середине XVII века гомельский замок был сожжен [9, с. 159].

Жизнь города кардинально меняется с той поры, как в права владения вступает фельдмаршал Румянцев, который получил город в подарок от Екатерины II. С этого момента начинаются преобразования: создаются присутственные места, организовывается уездный суд и другие многочисленные учреждения. А вскоре на смену деревянным постройкам приходят каменные. На месте деревянного замка возводится величественный дворец, закладывается парк, строится Петропавловский собор, перед которым распростирается базарная площадь. Гомельский дворцово-парковый ансамбль в любое время года остаётся торжественным и величественным. Его надо только знать и чувствовать. А узнать его поближе нам поможет эта работа.

Актуальность работы заключается в следующем: интерес к достопримечательностям города Гомеля.

Цель данной курсовой работы: выявить культурное наследие города. В связи с поставленной целью, мы выделили ряд задач, которые необходимо решить, а именно:

рассмотреть историю города Гомеля.

проанализировать особенности достопримечательностей.

Объект исследования представлен жилищами архитектурным наследием.

Предмет исследования: достопримечательности, их особенности и история.

Вопросами архитектуры Беларуси, занимались такие авторы как Дрик Л, Введенский Б.А, а именно рассматривали развитие белорусского зодчества и градостроительства. Рассмотрение исторического развития архитектуры Беларуси, анализ и характеристика туристического потенциала страны, исследовано такими авторами как Локотко А.И, Филипчик Е.А. Вопросами фундаментального изучения исторических личностей занимались Тумилович Г.Н и Бровка П.М.

1. История города Гомеля

Существует не менее шести версий происхождения названия Гомеля. Самая правдоподобная – имя ему дал ручей Гомеюк, впадавший в реку Сож у подножия холма, где и было основано когда-то первое поселение. В пользу этой версии говорят многочисленные аналогии в названиях городов Белоруссии: Минск – на Менке, Полоцк – на Полоте, Витебск – на Витьбе. Согласно другой версии название города происходит от слова «гом», которое могло означать либо холм или овраг, либо быть именем князя или рода, основавших древнее поселение. По версии, бывшей популярной в советское время, название города будто бы пошло от следующей истории: плотогоны, проводившие по реке Сож плоты, предупреждая друг друга об опасности напороться на песчаную отмель, кричали «Го! Го! Мель!». Последняя версия указывает на происхождение названия Гомель от старинной белорусской формы приветствия: «Даць у гомель», что означает «стукнуть кулаком в плечо» [12, с. 21].

В летописной записи 1142 года была зафиксирована форма названия Гомий («…и слышавъ оже билися Ольговичи у Переяславля съ стрыемъ его с Вячеславомъ, и братом его Изяславомъ, и поиде на волости ихъ, и взя около Гомия волость ихъ всю»). В летописях город упоминается под названиями Гомей, Гомiй, Гомiн, Гомъ, Гомъе [10].

Гомель (Гомий) возник в конце первого тысячелетия на землях восточно-славянского союза племен радимичей. Его детинец располагался на территории, омываемой водами реки Сож и водами ручья Гомеюк – от название которого предположительно произошло название города. Высокий левый берег реки Сож и глубокие овраги с крутыми склонами, его изрезавшие, создали естественное укрепление. Недолгое время город был центром Гомельского княжества, затем в составе Черниговского княжества. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1142 годом как владение черниговских князей. Гомель был ненадолго взят смоленским князем Ростиславом Мстиславичем, однако затем его занял Изяслав Давыдович, после смерти которого в 1161 году он перешёл к черниговскому князю Святославу Ольговичу, затем к его сыну Олегу. При нём город отошёл к Новгород-Северскому княжеству. Следующим владельцем Гомеля был Игорь Святославич – героя «Слова о полку Игореве». В этот период город был укреплённым пунктом и центром волости. В XII-XIII веках площадь города составляет не менее 40 га, в нём развиты различные ремёсла, торговыми связями связан с городами южной и северной Руси. По археологическим данным город сильно пострадал во время татаро-монгольского нашествия в 1-й половине XIII века [9, с. 149].

В 1335 году Гомельщина была присоединена Ольгердом к ВКЛ. В 1335-1406 годах был в составе удела князя Патрикия Наримунтовича и его сыновей, в 1406-1419 городом управляли великокняжеские наместники, в 1419-1435 принадлежал князю Свидригайло, в 1446-1452 князю Василию Ярославичу, в 1452-1483 – можайскому князю Ивану Андреевичу, с 1483-1505 – его сыну Семёну, который перешёл вместе с Гомелем в подданство великому князю Московскому. Во время русско-литовской войны 1500-1503 годов, Литва стремилась вернуть Гомель и другие территории перешедших на сторону Москвы князей, однако потерпела сокрушительное поражение, потеряв около 1/3 своей территории. В 1535 году войска ВКЛ во главе с Ю. Радзивиллом, Я. Тарновским и А. Немирой захватили Гомель в результате сдачи города московским наместником Д. Щепиным-Оболенским. В этом же году Великий князь ВКЛ Жигимонт основал Гомельское староство. По мирному соглашению 1537 года он вместе с волостью остался литовским владением. В 1535-1565 – центр Гомельского староства, с 1565 – в Речицком повете Минского воеводства [8, с. 137].

В 1569 году Гомель вошёл в состав Речи Посполитой. С этого момента город стал ареной многочисленных набегов и сражений между украинскими казаками, русскими войсками и войсками Речи Посполитой. В 1572 году Гомельское староство получил Б. Сапега. В начале 1570-х годов город был взят войсками Ивана Грозного, но в 1576 году отбит отрядом под командованием гетмана Ю. Радзивилла. В 1581 году Гомель вновь подвергся нападению русских войск, а в 1595-1596 – захвачен казаками С. Наливайко.

После начала борьбы с православием в Литовском княжестве в Гомеле по приказанию униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в 1621 году был закрыт православный Николаевский собор. В 1633 году город был осажден казаками Булгакова и Ермолина, в 1648 году взят казачьим отрядом Головацкого, в 1649 – отрядом М. Небабы. Впоследствии город выдержал несколько осад в 1651 году, но уже в 1654 году был взят отрядом И. Золотаренко. Он, а затем его сын держали город до 1667 года и перешли на службу русскому царю Алексею Михайловичу, однако по Андрусовскому перемирию город остался в составе Речи Посполитой, где принадлежал сначала М.К. Радзивиллу, а затем вплоть до вхождения в состав России – князьям Чарторыйским. Во время Северной войны в Гомеле стояло российское войско под командованием А.Д. Меншикова [5, с. 144].

В 1670 году Гомель получил Магдебургское право. К середине XVII века город пришёл в упадок. Он подвергся значительным разрушениям, число жителей сильно сократились, многие ремёсла исчезли. Весьма высоки были налоги – к 1770 году с жителей Гомеля ежегодно взималось 20 752 злотых в польскую казну и 3532 злотых на зимнее содержание войска.

В 1730-1772 годы владельцем Гомеля был подканцлер, а затем канцлер литовский Ф.-М. Чарторыйский. При его владении городом замок был перестроен в довольно мощную крепость (воздвигнута новая деревянная стена и дубовые башни с бойницами, через ров были переброшены подъёмные мосты) [10].

В состав Российской империи Гомель вошёл при первом разделе Речи Посполитой в 1772 году, конфискован в императорскую казну. В 1775 году Екатерина II подарила Гомель и Гомельское староство в вечное потомственное владение известному русскому полководцу П.А. Румянцеву-Задунайскому «для увеселения». В 1779 году староство включало 82 деревни с 12 665 дворами. Румянцев, не желая присутствия в своём городе уездных чиновников, добился превращения Гомеля в частнособственническое местечко при условии постройки им нового города, где бы разместится уездный центр. В 1796 году создана Белорусская губерния. Город стал уездным городом Рогачёвской провинции. В 1802 году губернию разделили на две – Витебскую и Могилёвскую. Значительная часть Гомельской области и Гомель были включены в Могилёвскую губернию. При образовании в составе Могилёвской губернии уездов, Гомель вошёл в Белицкий уезд; его администрация временно разместилась в местечке Белица, что в 20 км северо-западнее Гомеля (ныне с. Старая Белица Гомельского района). Строительство Румянцевым нового уездного центра Новая Белица осуществлялось в 1777-1786 годах на левом берегу реки Сож в 3 верстах от Гомеля.

В 1852 году новый владелец Гомеля князь И.Ф. Паскевич перевёл уездный центр в Гомель с переименованием уезда в Гомельский, объявив Новую Белицу заштатным городом, а в 1854 году она была присоединена к Гомелю в качестве предместья (ныне – Новобелицкий район Гомеля). На основе герба Новой Белицы, высочайше пожалованного ей в 1781 году был разработан герб Гомеля, утверждённый в 1856 году[12, с. 31].

Период нахождения Гомеля в составе Российской империи ознаменовался бурным ростом населения, городской инфраструктуры, промышленного потенциала. П.А. Румянцев вместо деревянного замка Чарторыйских в 1785-1793 годах построил каменный дворец, который затем неоднократно достраивался последующими владельцами Гомеля. В 1809-1819 годах по проекту архитектора Джона Кларка (жил и работал в Гомеле в 1800-1826 годах) был возведён Петропавловский собор. 8 ноября 1819 года в Гомеле открыта первая в России ланкастерская школа. Она была построена на центральной улице Гомеля по проекту того же Джона Кларка. Это был целый комплекс зданий (главный корпус и четыре флигеля, бани, амбар, конюшни) с земельными угодьями, образцовой фермой и мастерскими. Это первое учебное заведение подобного типа в Российской империи [10].

В городе стали проводится две ежегодные ярмарки – январская (Васильевская) и сентябрьская (Воздвиженская), в 1840-х годах к ним добавилась летняя (Троицкая). В декабре 1796 года после смерти П.А. Румянцева-Задунайского владельцем Гомеля стал его сын Н.П. Румянцев. При нём в Гомеле были открыты первая гимназия (1797), Гостиный двор, стекольный, кафельный, спиртовой заводы, ткацкую и прядильную фабрики, построен постоянный деревянный мост через Сож. В 1822 году было закончено строительство костёла. При Н.П. Румянцеве также произошло укрепление старообрядческой общины, построена синагога, аптека и богадельня. В 1793 году на берегу Сожа построена Ильинская церковь, представляющая собой 3 поставленных один на другой срубы. В настоящее время является памятником деревянного зодчества[10].

В 1827 году после смерти Н.П. Румянцева владельцем города стал его брат С.П. Румянцев. При нём были построены Троицкая церковь и здание духовного училища. По причине безденежья С.П. Румянцев в 1827 году заложил Гомель в государственную казну Империи за 401,1 тыс. рублей, а в 1834 году не имея возможности погасить долг, продал имение казне. Дворцовую часть города приобрёл у него князь И. Ф. Паскевич-Эриванский, которому Николай I в 1838 году подарил оставшуюся часть города.

При И. Ф. Паскевиче были открыты стекольная мануфактура, сахарный завод (1832), сально-свечной завод (1840), круподёрка (1853), несколько канатно-верёвочных и лесопильных предприятий, церковно-приходское одноклассное училище (в Новой Белице, 1835) народное училище (1841) [10].

В середине XIX века на три гомельские ярмарки ежегодно привозилось товара более чем на 1 млн. рублей (39% привоза и 38% реализации всех товаров Могилёвской губернии). Гомельское имение И.Ф. Паскевича состоял из 8 экономий с 209 662 десятинами земли. Выгодное транспортно-географическое положение способствовало развитию транспортной системы и дальнейшему росту Гомеля, как промышленного центра. В 1850 году через Гомель прошла шоссейная дорога Санкт-Петербург – Одесса и первая в России телеграфная линия Санкт-Петербург – Севастополь, в 1873 – Либаво-Роменская железная дорога, в 1888 – Полесская железная дорога. На 1854 год в городе проживало 10,1 тыс. населения и насчитывалось 1219 зданий. Сильно пострадал город от пожара 1856 года, когда сгорело 540 домов. В середине XIX века сложилась планировочная схема города, сохранившаяся до нашего времени, с композиционным центром – дворцом, парком и центральной Базарной площадью с двухъярусным гостиным двором (не сохранился) и торговыми рядами. Две прямолинейные улицы Румянцевская (в настоящее время Советская) и Замковая (в настоящее время проспект Ленина) создавали двулучевую планировочную систему. Через Сож действовал 175-саженный мост на плотах. На левом берегу находилась насыпная плотина с 9 деревянными мостами (разрушена весенним паводком 1845 года). 25 сентября 1852 года Гомелю дан статус города, он стал центром повета Могилёвской губернии. В 1854 году к нему был присоединён город Новая Белица с 1646 жителями (3 кирпичных, 302 деревянных дома, 2 деревянные церкви, 2 еврейские молитвенные школы, церковно-приходская школа, крупяной завод, спичечный завод, 4 ветряных мельницы). В 1857 году через реку был построен арочный мост [9, с. 211].

Во время Гражданской войны основными событиями стали оккупация Гомеля войсками кайзеровской Германии (1 марта 1918), учреждение Гомельской директории (17 декабря 1918) и ввод в Гомель украинских войск под командованием Симона Петлюры, отступление немцев и занятие города войсками Красной армии (14 января 1919) [12, с. 311].

Крупнейшим в Гомеле выступлением против большевиков стало восстание Стрекопытова. Повстанцы захватили стратегические объекты и расстреляли членов советского руководства города – Ланге, Баумана, Ауэрбаха, Билецкого, Фрида, Раттнера, Файшмидта, Фишбейна и др. Восставшие были разбиты переброшенными в Гомель частями Красной армии.

В 1919 году Гомель стал центром созданной Гомельской губернии РСФСР. После окончания военных действий началось восстановление промышленности и транспорта. В июле 1920 года начали работу судоремонтные мастерские (с 1935 года судоремонтный завод). В 1921 году вступила в строй фабрика «Полеспечать» (создана на базе нескольких мелких полиграфических мастерских). В 1922-1924 созданы фабрика «Труд», хлебокомбинат. 29 апреля 1923 года начала работу 1-я очередь городской электростанции. 4 ноября 1928 года открыто движение на железнодорожной линии Новобелица – Прилуки. В 1928 году началось строительство завода «Гомсельмаш», в 1929 году – мясокомбината, в 1930 году – жирокомбината, в 1929-1932 годах построен деревообрабатывающий комбинат. В 1933 году основан речной порт [10].

В период индустриализации создана фабрика «Коминтерн», паровозо-вагоноремонтный завод, завод «Гомсельмаш», другие предприятия. К 1940 году в городе насчитывалось 264 промышленных предприятия, по объёму продукции Гомель занимал 3-е место в БССР после Минска и Витебска, его удельный вес составлял 16,6% промышленности БССР. Функционировали учительский и лесотехнический институты, 2 НИИ.

Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован 19 августа 1941 Германией. Развернулось партизанское и подпольное движение. Город был освобождён 26 ноября 1943 года войсками Белорусского фронта под командованием К. Рокоссовского в результате Гомельско-Речицкой операции. Город был разрушен более чем на 80%, уничтожены почти все промышленные производства. После войны началось стремительное восстановление города. К 1950 году возобновили свою работу почти все предприятия довоенного времени. В 1970 году Гомель награждён орденом Трудового Красного Знамени [8, с. 56].

Большой ущерб городу нанесла авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Гомель оказался в зоне радиоактивного заражения. Экологическую ситуацию усугубил глубокий экономический кризис, начавшийся в конце 1980-х годов.

Это послужило причиной резкого снижения уровня жизни и депопуляции на протяжении 1990-х годов. В 1991 году Гомель стал частью провозгласившей независимость Белоруссии [14, с. 91].

В первую половину 1990-х годов Гомель, как и вся Белоруссия, был охвачен острым экономическим кризисом, смертность стала превышать рождаемость, объёмы экономического производства резко снизились. С 1996 года началось постепенное возрождение. Построены новые объекты (пригородный вокзал, Ледовый дворец, Центральный стадион и др.), реконструированы основные достопримечательности, открываются новые троллейбусные линии, установлены памятники Н.П. Румянцеву, Кирилле Туровскому, Янке Купале, построены новые жилые микрорайоны. В настоящее время Гомель является одним из крупнейших и процветающих городов Беларуси.

2. Достопримечательности города

2.1 Парк культуры и отдыха имени А.В. Луначарского

Парк культуры и отдыха имени А.В. Луначарского – (в центре города) памятник садово-паркового искусства. Наиболее сохранившийся в республике пейзажный парк с элементами романтизма. Важнейшая часть бывшего дворцово-паркового ансамбля. Тянется на 800 м вдоль правого берега р. Сож, площадь 25 га [10].

Первые парковые насаждения сделаны в конце 18 в. при Гомельском дворце. В начале 19 в. к дворцу пристроены южные и северные флигели, севернее возведён Петропавловский собор. Перед дворцом был устроен парадный партер (он и прилегающая к нему территория имели некоторые элементы регулярности), занимавший всю центральную часть парка и открывавший вид от дворца на интенсивно строящийся город. Перед фасадом дворца, ориентированного на Сож, находился курдонёр – парадный двор дворца, усадьбы или особняка, образуемый главным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями (флигелями), реже – колоннадой) с подстриженным кустарником и газоном, через который открывался живописный вид на Сож, пойму реки и заречные дали. Остальные участки возле дворца были разбиты в ландшафтном (пейзажном) стиле. Парк занимал территорию около 10 га. Южнее, за оврагом Гомиюк, находился ухоженный плодовый сад с богатой оранжереей («зимний сад») [4, с. 113].

После 1834, при генерале-фельдмаршале И.Ф. Паскевиче, в парковых композициях значительно усилилось романтическое направление. На фундаменте разобранного южного флигеля дворца была возведена 4-ярусная башня, напоминавшая крепостной бастион. У башни на террасе была установлена скульптура всадника работы скульптора Торвальдсена, изображавшая князя И. Понятовского. По обеим сторонам статуи на каменных столах стояли две пушки – трофеи русско-турецкой войны 1828-1829, на площадке курдонёра – монумент князя Паскевича в одежде римского полководца (скульптор В.И. Малиновский). Мраморные скульптуры древних философов, поэтов, художников, воинов и государственных деятелей украшали парк перед фасадами дворца и по главным аллеям. Среди них были редкие и ценные (например, мраморный бюст императрицы Елизаветы Петровны) Элементами романтизма Лебединое озеро, устроенный в нижней части оврага Гомиюк, большой и малый гроты и др. парковые сооружения. Плодовый сад по мере насыщения его парковыми элементами, декор, посадками прио6ретал всё большую связь с парком. В нём, кроме оранжереи, находились беседка со скифской каменной бабой, а также памятные камни [10].

В середине 19 в. велось интенсивное строительство парка. Зимой 1848 с Коренёвской лесной дачи Паскевича вывозили больших размеров деревья: дуб, граб, клён, вяз, ясень. В 1849 из Варшавы завезены 58 видов крупных и 300 мелких деревьев, а также значит, количество тепличных растений. В последующие редкие экзотические растения баржами были доставлены из Парижа.

В конце 19 в. в северной части парка недалеко от собора построена часовня-усыпальница Паскевичей [5, с. 131].

В начале 20 в. В парке высажено много экзотов и декоративных форм, в т.ч. И редких (гинкго двулопастный, дуб черешчатый гребенчатый и др.), возле оранжереи – хвойных деревьев. Труба (высотой около 40 м) бывшего сахарного завода, переведённого отсюда в Добруш, переоборудована под видовую башню, в здании завода разместился "зимний сад". В предреволюционные годы формирование дворцово-паркового ансамбля в основном было завершено. В современный период парк стал местом отдыха трудящихся, важным экскурсионным объектом республики, назван именем А.В. Луначарского. В годы Великой Отечественной войны дворец и др. памятники архитектуры сильно разрушены, погибли ценные коллекции и парковая скульптура, пострадали насаждения парка.

В послевоенные годы проведены восстановительные работы. Центральный вход (с площади Ленина) расположен по оси дворца. Партер завершается пандусом у дворца. По краям партера сохранились отдельные постаменты от скульптур, в центре его – фонтан, состоящий из 3 последовательно уменьшающихся чаш. По основной композиционной оси на месте погибшего в 1960 дерева гинкго двулопастного (высотой 9,5 м) посажены 3 молодых экземпляра этого уникального дерева. От восстановленного Верхнего мостика (длиной 80 м, шириной 2,5 м) отходят 3 аллеи: правая к танцплощадке и ряду аттракционов, центральная в парковый массив, к фонтану и далее к оранжерее и видовой башне, левая идёт вдоль крутого обрыва к лестнице, ведущей к каменному мостику.

Территория пейзажного парка в настоящее время представляет собой сплошной лиственный массив, состоящий из старых деревьев (дуб, липа, каштан, ясень, клён) и многих молодых посадок. Из сохранившихся экзотов возле Верхнего мостика мощный экземпляр лиственницы японской, в массивах встречаются также сибирские и европейские лиственницы. Около видовой башни сохранилась группа сосны чёрной. Потеря выразительности отдельных участков парка, слабая ландшафтная организация территории, монотонность и однообразие в связи с многочисленными асфальтированными дорожками и сплошными древесными посадками на полянах в партере отрицательно влияют на оригинальный композиционный замысел парка. В северном крыле и башне дворца разместился областной краеведческий музей, в главном корпусе областной Дворец пионеров и школьников, в соборе – планетарий (до 1988, ныне действующий храм). Ведётся реконструкция парка [10].

2.2 Граф Румянцев. Памятник Н.П. Румянцеву

Давайте познакомимся с личностью Николая Петровича Румянцева.

Новые, русские, хозяева Гомеля (Румянцевы) также наладили очень хорошие отношения со старообрядцами. Графа Николая Петровича Румянцева старообрядцы обыкновенно встречали с царскими почестями, выходили навстречу с крестами, иконами под звон колоколов и пение духовных песен. В «румянцевский период» Гомель русифицировался настолько, насколько это имело отношение к жизни самих Румянцевых. Остальное население по национальному, социальному и конфессиональному признакам оставалось таким же, каким оно было и до 1772 года. Достаточно сказать, что до середины XIX века промышленность в Гомеле почти не развивалась. Возникновение фабрично-заводской промышленности в Гомеле связано с именем Н.П. Румянцева, вступившим во владение местечком после смерти его отца, фельдмаршала Румянцева (1796 г.). Николай Петрович Румянцев устроил в Гомеле и его окрестностях фабрики – ткацкую и прядильную и заводы – стеклянный, вафельный, для выделки спирта и юфти. Заводы находились в управлении французов и англичан. Вероятно, со смертью Н.П. Румянцева в 1826 году эти заводы прекратили свое существование [1, с. 179].

Мы можем с полным основанием утверждать, что Н.П. Румянцев основал первый в истории Гомеля музей.

Современная планировка центра города – это также «след» румянцевского периода. Не случайно главную улицу Гомеля – Пробойную – еще в 1861 году переименовали в Румянцевскую (с 6 мая 1919 года – Советская улица). Этот факт явился данью памяти П.А. Румянцеву-Задунайскому и его сыну передовому человеку своего времени.

Румянцев Николай Петрович – российский государственный деятель, меценат, действительный тайный советник, канцлер, сенатор, председатель Государственного Совета. Граф. Сделал для Гомеля много полезного, занимался историей, этнографией, исследованиями. Собирал библиотеку и различные музейные экспонаты. К сожалению теперь всё это является собственностью Санкт-Петербургского музея [12, с. 117].

В 1996 году на территории дворцово-паркового ансамбля установлен памятник государственному канцлеру России, графу Н.П. Румянцеву.

2.3 Дворец Румянцевых-Паскевичей

Визитная карточка Гомеля – дворцово-парковый ансамбль русских аристократов Румянцевых и Паскевичей.

Комплекс является памятником архитектуры второй половины XVIII-XIX веков. Входит в список белорусских историко-культурных ценностей, представленный в ЮНЕСКО для включения в перечень Всемирного культурного наследия. А по концентрации и сочетанию элементов, их значимости не имеет аналогов на территории Беларуси [10].

За всю свою долгую историю Гомель много повидал на своём веку. После того, как Гомель подарили Румянцевым – Паскевичам началась новая история жизни нашего города, появился красивый парк и первая городская больница, затем, во время войны, большая часть Гомеля была разрушена и вновь воссоздана.

Возвышаясь над быстротечной рекой Сож, утопая в зелени парковых деревьев, стоит дворец Румянцевых-Паскевичей, как символ эпохи, как символ самого Гомеля. Усадьба гомельских князей, кажется, даже с течением времени сохранила свою утонченность и черты аристократизма. Все те же залы и галереи, все те же комнаты и балконы. А, поднимаясь под самый купол башни дворца, можно полюбоваться отрывающимся видом па извилистые зеленые берега реки. Складывается впечатление, что даже сегодня залы и комнаты дворца наполнены жизнью [1, с. 182].

И только одно прикосновение к старинной вещи, только один взгляд в потемневшее от времени зеркало, перенесет в грациозный и величественный 18 век. Порой кажется, что стены этого величественного сооружения всегда были частью Гомеля. Даже не возникает мысли, что ранее на месте каменных стен дворца находился деревянный замок, как центр древнего города. Грандиозная же перестройка как дворца, так и всего города, началась с того момента, как князь Румянцев за отличие в русско-турецкой войне получил в подарок от Екатерины II Гомель.

Княжеский дворец строился с особым размахом, который свойственен всем сооружениям 18 века. Архитектура дворца Румянцевых-Паскевичей отражает в себе весь шик классицизма и плавность линий романтизма.

В 1834 году дворец был куплен известным полководцем Иваном Федоровичем Паскевичем графом Эриванским князем Варшавским. При нем осуществляется реконструкция и достройка дворца, а также разбивка вокруг него парка по проекту польского архитектора А. Идзковского [3, с. 223].

И.Ф. Паскевич – это и талантливый фельдмаршал, и помещик-крепостник, и колонизатор, не будем забывать о том, что определенная часть его жизни связана с нашим Гомелем, который обязан ему, как и его предшественникам, дальнейшим развитием и расцветом. Гомельский дворец графа Румянцева это не только величественное задние, памятник культуры и искусства, это еще и величайшая загадка для историков и архитекторов. Ведь до сих пор доподлинно не известно, по проекту какого зодчего был построен дворец. В екатерининскую эпоху очень часто проектирование и строительство усадеб, загородных домов и резиденций поручалось иностранным архитекторам. Румянцев, без сомнения, был человеком состоятельным и мог себе позволить заказать такой дорогостоящий архитектурный план во Франции или Италии. Но исследования историков опровергают эти факты. Поскольку Румянцев, как человек военный, не привык к изяществам и утонченности, свойственной заграничным архитекторам. Именно поэтому бытует мнение, что проект гомельского дворца мог осуществить кто-то из проверенных архитекторов, которые уже работали с графом [10].

Среди таких зодчих часто звучит имя Якова Никитича Алексеева. Яков Алексеев присутствовал при строительстве дворца с самого его начала. К тому же это был достаточно образованный и квалифицированный архитектор, который также принимал участие в военных действиях во время русско-турецкой войны. То, что этот мастер попал в поле зрения графа Румянцева можно связать еще и с тем, что Петр Александрович, как человек известный в военных кругах, мог набирать себе работников и мастеров посредствам военной канцелярии. Именно там и числился Яков Алексеев. Однако многочисленные историки утверждают, что граф Румянцев не мог доверить строительство гомельского дворца, который стал своеобразным подарком самой императрицы, обыкновенному зодчему. Существует версия, что Петр Александрович заказал проект у одного из популярных в то время столичных архитекторов. А Яков Алексеев являлся простым исполнителем уже придуманного кем-то плана. Конечно, он сыграл немаловажную роль при возведении здания. Именно Алексеев помогал графу определиться с местом строительства, был ответственен за закупку необходимых материалов, и непосредственно руководил строительством, раздавая задания мастерам. Но даже такие факты не убеждают историков в том, что действительно Яков Алексеев спроектировал гомельский дворец [11, с. 134].

Из переписки графа со своей женой всплывает еще одно имя возможного архитектора гомельского дворца – Фельтена. Но и этот зодчий выделялся особым стилем, в котором присутствовали овальные формы, витиеватые украшения из лепнины и длинные прямоугольные окна. Всего этого тоже нет в образе гомельского дворца, выполненного в виде палладианского сооружения, строившегося вокруг центрального купола. Таким образом, сейчас сложно назвать имя истинного архитектора гомельского дворца. Своеобразный стиль строения не соответствует ни одному почерку зодчих 18 века. Возможно, это мог быть какой-то молодой архитектор, проект которого сразу же приглянулся графу Румянцеву.

Двести лет уже стоит дворец в центре Гомеля и является его ядром. Но насколько образ гомельского дворца конца 18 века соответствует облику нынешнего здания? Ведь с течением времени дворец мог достраиваться и перестраиваться, он мог быть поврежден войной и пожарами. Но тот факт, что усадьба Румянцевых-Паскевичей стоит на прежнем месте говорит о том, что даже в неспокойные годы гомельчане стремились сохранить его таким, каким он был изначально. Вернуться в 1780 год, в то время, когда было окончено строительство дворца, и посмотреть, что он собой представлял, можно при помощи исторических источников, описей и планов, сохранившихся до наших дней. Конечно, стоит отметить, что ранних описаний дворца не осталось. Только существует опись имущества и материальных ценностей, относящаяся уже к 1805 году, когда дворцом владел сын графа Николай Румянцев [7, с. 119].

Первые же изображения и планы сооружения, появились в 1833 году после того, как Гомель вместе с дворцом перешел к военному ведомству. Их можно считать наиболее достоверными. Поскольку сделаны они были до перестройки дворца 1837 года. Во время реконструкции, тоже были сделаны планы дворца, некоторые фотографии и описания интерьеров, которые характеризуют сооружение. Гомельский дворец графа Румянцева, построенные в конце 18 века, как и сейчас, отличается компактностью [10].

Он стоит на высоком цоколе, имеет квадратный бельведер с куполом, Бельведер с куполом является центром композиции и находится над залом, обставленным колоннами. Колонны дворца украшались лепниной, а фасады здания – пилястрами. Все это закономерно, ведь при строительстве и декорировании постройки архитекторы руководство вались, конечно же, теми модными тенденциями, которые диктовала эпоха. Поэтому и в облике гомельского дворца уже при его закладке возникают причудливые итальянские украшения и коринфские пилястрами, колонны и портики, металлические балюстрады и величественные каменные лестницы [5, с. 73].

Нужно отметить, что гомельский дворец со стороны города и со стороны парка выглядел по-разному. Достаточно строгий главный фасад здания придавал определенную официальность его владельцу. Фасад со стороны парка более своеобразен. Он отличается палладианскими окнами и имеет более игривые формы, говорящие о великолепном эстетическом вкусе, как архитектора, так и хозяина усадьбы. Всю постройку венчал бельведер. Изначально, еще до реконструкции, которая превратила четвертый этаж в жилое помещение, эта часть здания выполняла функции по освещению всего основного зала. И выглядел бельведер несколько иначе. В основном окна его были прямоугольными, только в середине красовались большие термальные окна. Купол, завершавший бельведер, имел более плоскую форму, не было изначально и парапетов и скульптур на кровле здания. Все это появилось позже, во время реконструкции дворца.

Со сменой хозяина происходят некоторые изменения и с дворцом. Главный зал остается практически нетронутым, только освещавший помещение бельведер перестраивается в жилые комнаты, тем самым он теряет свое первоначальное значение. Практически не сохранилось сведений о том, какими были покои княжеской семьи. Ведь каждый новый хозяин перестраивал второй этаж в зависимости от своих предпочтений, поэтому говорить о первоначальном облике этой части дворца не приходится. Пересматривая разнообразные исторические сведения, можно сказать, что гомельский дворец, построенный графом Румянцевым, не считая некоторых преобразований и перестроек, сохранился до наших дней в своем первоначальном облике [10].

исторический культурный духовный гомель

2.4 Зимний сад. Смотровая башня

В южной части гомельского парка, за оврагом Гомиюк (Гомеюк), ныне Лебединым озером, расположен уникальный ботанический эксклюзив Зимний сад. Многие жители Гомеля до сих пор не знают, кто и когда его создал, откуда появились в нем экзотические виды растений [3, с. 161].

Первые сведения о каменном строительстве можно почерпнуть из плана местечка Гомель, составленного в 1799 году по заказу государственного канцлера графа Н.П. Румянцева с целью фиксации построек Гомеля, перешедших к нему после смерти в 1796 году его отца – фельдмаршала графа П.А. Румянцева-Задунайского. На этот план (как раз на месте существовавшего во второй половине XIX – начале ХХ века сахарного завода Паскевичей) нанесено каменное П-образное здание, со стороны местечка, украшенное колоннадой. Оно имело значительные размеры, приближающиеся к дворцу П.А. Румянцева. Так как пояснения к плану не сохранились, то нельзя с уверенностью судить и о предназначении этого здания. Можно лишь предположить, что оно служило для размещения обслуживающих графа людей. Возможно, во время пребывания графа в Гомеле здесь размещалась его военно-походная канцелярия. В пользу этого предположения свидетельствует то, что дворец был построен в качестве загородной виллы для кратковременных приездов фельдмаршала и не был рассчитан на постоянное его проживание. Поэтому он не имел развитых служебных помещений, флигелей. Не было в Гомеле и иных крупных построек для размещения многочисленной свиты графа П.А. Румянцева. Строительство этого здания, очевидно, осуществлялось одновременно с дворцом в конце 1770-х – в 1780-е годы.

В конце 1818 г. Н.П. Румянцев перестроил это здание под дворянское училище, или лицей, по образцу Царскосельского. Идея создания училища возникла в 1817 году на одном дворянских собраний. И уже летом 1818 года, под руководством работавшего у Н.П. Румянцева московского архитектора Ивана Дьячкова, здание начали перестраивать. К концу 1818 года каменные работы на здании, "назначенном для дворянского училища о шести колоннах геркулесова ордена со стороны главного входа и шести пилястрах того же ордена со стороны реки", были окончены и начаты отделочные. Но энтузиазм строителей начал постепенно ослабевать. Так закончился один из интереснейших замыслов графа Н.П. Румянцева. А уже в 1822 году вокруг дома начинают засевать огород [9, с. 311].

Следующий этап перестройки здания дворянского училища связан с новым владельцем гомельского имения Иваном Федоровичем Паскевичем, еще одним в истории Гомеля выдающимся российским полководцем, генералом-фельдмаршалом. В 1834 году он выкупил за 4,5 миллиона рублей дворец и прилегающие к нему земли, в том числе – и здание бывшего дворянского училища. Покупка была оформлена указом от 6 октября 1837 года, подписанным Николаем I. На плане, датированном 1838 годом, здание бывшего дворянского училища обозначено литерой "А" и отмечено, что оно пожаловано князю И.Ф. Паскевичу [5, с. 93].

В 1837 году выдающимся польским архитектором Адамом Идзковским был создан проект перестройки дворца и устройства вокруг него пейзажного парка. Этот проект был помещен в альбоме лучших проектов зодчего, изданном в Париже и Варшаве в 1843 году. На листе XXIX находится план парка, на котором значится и интересующая нас постройка. Она организует расположенную за оврагом часть парка и в пояснении к плану обозначена как "старое здание среди парка". В скором времени, в 1840-е годы, это здание было пере строено под сахарный завод.

Строительство сахарного завода началось в 1840 году. Перед началом запуска завода установленное оборудование было проверено инженером Антонием Гаинном. До весны 1841 года шла установка остального оборудования. Осенью 1841 года завод начал работать [4, с. 181].

В экспликации к плану гомельского сахарного завода в середине XIX века указаны следующие объекты: завод, костопальни, кладовые и мастерская, известковая яма, навес, квартира директора, контора, службы, паточная яма, трубы, квартиры служащих, сараи, свекловичная яма, замковый сад, квартал обывательских строений. Постройки на территории завода были каменными и деревянными.

Если сравнить план Гомеля 1830 года с планом гомельского сахарного завода, то видно, что здание сахарного завода расположено на месте каменного здания, построенного в 1818 году. Сохранился и план второго этажа сахарного завода. На основании этого чертежа можно сказать, что главный фасад имел в угловых частях ризалиты, центральная часть была украшена шестью полуколоннами. Учитывая время строительства здания, можно уверенно сказать, что здание было построено в стиле классицизма. Из построек бывшего сахарного завода сохранились костопальни и труба.

Во второй половине XIX века сыном И.Ф. Паскевича, князем Федором Ивановичем Паскевичем, оба сооружения были переоборудованы и приспособлены под объекты живого назначения, которыми являются И В настоящее время [5, с. 95].

Во второй полови не XIX века и в начале ХХ ведутся большие работы по формированию парка за оврагом Гомеюк на месте плодового сада, где в историческом прошлом размещался городской посад. Труба завода высотой до 40 метров переоборудуется в башню обзора. В парковый ландшафт включается оранжерея, устроенная по типу зимнего сада [13, с. 87].

Оранжерея (ныне Зимний сад) князей Паскевичей была создана в 1877 году. Ф.И. Паскевич собрал коллекцию редких для нашей климатической зоны растений и деревьев. Сегодня среди них самое старое – пальма Хамеропс (вееролистная), посаженная в 1888 году.

Зимой оранжерея обогревалась двумя русскими печами, которые находились в подземном ходе под оранжереей. Стены Зимнего сада были выложены природными камнями-минералами, что позволило лазающим деревьям создавать живой зеленый ковер.

На сегодняшний день коллекция "Зимнего сада" насчитывает 18 видов субтропических растений: магнолия, пальма Хамеропс, эвонимус (или бересклет), кофейное дерево, инжир (фикус) или фиговое дерево, смоковница, лавр благородный, жасмин гималайский, юстиция, питтоспорум, иглица, лигуструм широколистный, ландышник, аспидистра высокая, папоротник, плющ колхидский, тисе ягодный, цитрус лимон, авокадо (или персея приятнейшая) [10].

Вблизи Зимнего сада находится башня. Она имеет форму усеченного граненого конуса высотой 32 метра, на высоком цоколе. Завершается выступающим по кругу карнизом с площадкой для обозрения и ротондой. Внутри оборудована винтовой лестницей, служащей для подъема на смотровую башню.

Ныне башня обозрения, которая был трубой подземного цеха, и современное здание Зимнего сада, служившее одним из наземных корпусов сахарного завода, являются памятниками архитектуры XIX в.

2.5 Часовня-усыпальница князей Паскевичей

Фамильная часовня-усыпальница бывших владельцев имения, представляет собой яркий образец усадебной архитектуры культового назначения последней четверти XIX в. (Усыпальница – склеп для погребения членов одного рода, одной семьи или какого-либо выдающегося деятеля).

В этом памятнике, выполненном в так называемом "русском стиле" сочетаются декоративно-прикладное искусство и живопись [10].

Часовня-усыпальница семьи Паскевичей устроена в виде двухчастного архитектурного комплекса, в наземную часть которого входит часовня квадратное в плане кирпичное сооружение высотой 18 м, накрытое высоким восьмигранным шатром с луковичной главкой. Аналогичные главки венчают углы основного объема. Склеп для захоронений (усыпальница) оформлена небольшим наземным объемом-входом, откуда лестница ведет в подземный сводчатый тоннель длиной 32 м. Стены и своды усыпальницы оформлены колотым камнем, покрытым глазурью, торцовая стена – мозаичным панно и резьбой по мрамору. В декоративном убранстве сооружения использованы причудливые по форме керамические колонки, скульптурные кокошники, розетки, карнизные пояса, позолоченные купола и полихромные майоликовые плитки с растительной орнаментикой [5, с. 102].

Идея создания родовой часовни-усыпальницы в Гомеле принадлежала сыну известного российского военачальника генерала-фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича Федору Ивановичу Паскевичу, владевшему Гомельским имением с 1856 по 1903 г. Возведение фамильного склепа началось в 1865 г. с длительного процесса по решению вопросов "о разрешении построить фамильную часовню на городской земле" и о разрешении эксгумации и перевозки в Гомель останков его родителей из польского имения в селе Ивановском Люблинского воеводства, а также бабушки и дедушки из имения Щеглицы на Могилевшине.

Проект часовни был составлен московским архитектором Евгением Ивановичем Червинским, ее строительство началось в 1870 г. и продолжалось 19 лет. За этот период, кроме непосредственно строительных работ, решались юридические вопросы, определялись архитектор и подрядчики (Максимилиан Егорович Месмахер и Оскар Эмильевич Вегенер) [13, с. 171].

Летом 1879 Г., когда в основном часовня-усыпальница была готова, с участием архитектора Месмахера решались вопросы по изготовлению гранитных ступеней и цоколя. 20 июня этого же года были готовы семь кусков цоколя, в августе – 16 кусков цоколя и 27 ступеней. Подряд на доставку каменных изделий в Гомель на берлин аж по Днепру и Сожу получил от Тузини и Росси некто Задолинный (Задолинский). Комиссионером, т.е. лицом, принимавшим на себя заключение сделок с подрядчиками в Киеве, был Константин Николаевич Иванов.

В то же самое время летом 1879 г. на Варшавской фабрике машин изготавливались медные золоченые купола часовни. Гомельский мастердеревщик мещанин Яков Станиславович Зудзицкий в апреле 1882 г. подрядился сделать дубовые двери из материала, взятого в управлении имением [15, с. 211].

С.И. Садиков выполнил полихромные росписи с древнерусскими мотивами в виде композиций из переплетающихся цветов, листьев, побегов и прорастающего восьмиконечного креста. Они заключены в повторяющиеся арочные изобразительные своды, окаймленные орнаментальными живописными бордюрами растительного характера. В некоторых арках даны тексты из Евангелия, над входной дверью находилось изображение Спаса Нерукотворного.

К типичным образцам декоративно-прикладного искусства, выполненным в "русском стиле", относятся мраморные, мозаичные, терракотовые и майоликовые изделия фамильной усыпальницы Паскевичей.

Ее внешнее убранство напоминает элементы церкви Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649-1652) которая, по словам исследователя древнерусского искусства Льва Любимова. Как бы игрушка, вынутая из шкатулки… весь этот храмик с его тонкой разделкой стен, "пеняшихся" обилием кокошников, и красивыми наличниками – как бы чудесная "каменная песенка". Заимствованная в искусстве ХVII в. белокаменная резьба мастерски исполнена и в алтарном наличнике, где размещалась не сохранившаяся до нашего времени икона, и для имитации златых врат в усыпальнице [5, с. 118].

В усыпальнице похоронено восемь Паскевичей, в том числе генерал-фельдмаршал И.Ф. Паскевич с женой Елизаветой Алексеевной, родители генерала-фельдмаршала, а также две его дочери, сын и внучатая племянница. Последняя была фрейлиной при императорском дворе и погибла в возрасте восемнадцати лет, упав во время выезда с лошади. Часовня и усыпальница получили значительные повреждения в годы Великой Отечественной войны, в 1968 – 1975 гг. здесь была проведена частичная реставрация, продолжить которую планируется в будущем.

В 1808 году возникла нужда в строительстве на площади нового главного православного храма, так как старые деревянные церкви были малы, ветхи и не соответствовали ни масштабу нового Гомеля, ни его стилистике, ни, в конце концов, материалу, из которого возводились крупные здания. Ибо камень, как материал нового строительства в эпоху классицизма наделялся символическим значением. Он олицетворял вечность.

марта 1808 года граф Н.П. Румянцев обратился к архиепископу Могилевскому Варлааму с письмом, в котором просил разрешить ему построить в Гомеле каменную церковь во имя св. апостолов Петра и Павла. При письме представлен был план предполагаемого храма, составленный архитектором Кларком. Духовная Консистория в докладе своем Архиепископу одобрила это намерение и план храма [10].

Вскоре, возможно, летом того же 1808 года, начались работы по возведению собора. Однако строительство его затянулось на долгие годы. Причиной тому был стремительный взлет карьеры Н.П. Румянцева, который отвлек его от обустройства Гомеля, события Отечественной войны 1812 года, затянувшаяся отставка графа. И лишь после всего этого, когда он отошел от государственных дел и смог сосредоточиться на своих ученых изысканиях и устройстве своего главного детища – нового Гомеля, мы встречаем в бумагах гомельского имения сведения о сооружении собора. В 1816 году кладка стен была завершена, здание накрыто листовым железом. В 1818 году закончили крыльца с наружными лестницами, устроили внутреннюю лестницу на колокольню и начали отделку церкви, что Румянцев хотел сделать наилучшим образом. В заботах об украшении храма прошло несколько лет [2, с. 126].

В 1823 году Румянцев подарил собору богатую церковную утварь, и, наконец, 26 марта 1824 года он просил архиепископа Могилевского Иосифа о разрешении освятить церковь. А так как к открытию собора необходимо было расчистить место, устроить ограду и одновременно снести расположенную рядом ветхую деревянную Троицкую церковь, то в том же письме Румянцев просил архиепископа разрешить устроить новую каменную церковь с тем же посвящением. Таким образом, завершение одного культового здания положило начало строительству другого.

Собор сохранился, и сегодня его можно внимательно осмотреть. Прежде всего, отметим удачно выбранное место его расположения на высоком мысе, образованном рекой Сож и оврагом Гомеюк. Благодаря этому собор господствует над окружающим пространством поймы реки. Да и с площадки позади собора открывается отличный вид на реку. Главный его фасад обращен к площади, и поэтому собор активно участвует в формировании ее облика. В то же время силуэт здания играет главенствующую роль в панораме центра Гомеля, которая раскрывается с низкого левого берега реки Сож. Место, где стоит собор, историческое. Раньше здесь, вблизи замка, находилась древняя деревянная церковь, обозначенная на плане 1799 года. Называлась она, вероятно, Николаевской, о которой известно, что она была расположена вблизи дворца фельдмаршала. Находилась она между дворцом и местечком, и именно такое расположение главного храма характерно для строительства культовых зданий в белорусских частновладельческих населенных пунктах, что давало возможность использовать храм и владельцем, и горожанами. Точно соблюдалась здесь и ориентация алтаря на восток, благодаря чему собор оказался расположенным как бы в ряду с дворцом [2, с. 131].

Гомельский собор возводился Н.П. Румянцевым в обстановке всеобщего подъема страны, собственных успехов на государственном поприще, и он, безусловно, желал придать постройке черты величественности [2, с. 132].

Интерьер храма представлял собой цельное, не расчлененное колоннами пространство, отлично освещенное и производящее величественное впечатление. В этом соборе и нашел свой последний приют создатель собора и всего Гомеля граф Н.П. Румянцев. Он был похоронен слева от главного престола. Над могилой поставлен постамент из черного мрамора, на котором помещался бронзовый бюст канцлера, а рядом – фигура богини мира.

На противоположной от Петропавловского собора стороне площади на плане местечка мы видим здание костела. Оно как бы отмечает место, где сходятся направления Замковой и Фельдмаршальской улиц. В ансамбле площади это здание является существенным элементом, вступая в диалог с находящимся напротив Петропавловским собором. Оно значительно меньше по размерам, нежели собор, подальше отодвинуто от дворца и по своему расположению скорее противостоит ему, нежели его поддерживает, да и скромнее по декоративному оформлению фасадов. Благодаря всем этим архитектурным средствам и подчеркивается иерархия влияния религиозных конфессий в Гомеле и отношение к ним владельца местечка.

Возведение костела приходится на заключительный период обустройства Гомеля. Точная дата начала его строительства не известна. Но к весне 1818 года костел был возведен и его штукатурные работы имели подрядчика [10].

Безусловно, что после освящения каменного костела и отвода новых земель для него дом-причта и старый деревянный храм были разрушены, а прежние земельные владения ликвидированы, как был ликвидирован в связи со строительством нового Петропавловского собора расположенный по соседству с ним старый участок православного храма [10].

Костел возводил архитектор Джон Кларк, что видно из росписи строительных работ на летний период 1818 года. Но, к сожалению, об этой работе придворного зодчего графа Н.П. Румянцева мы не можем составить полного представления. Костел был сильно поврежден в годы Великой Отечественной войны, разрушение довершено в период послевоенной реконструкции Гомеля, и из его изображений сохранилось лишь несколько фотографий. Поэтому мы при характеристике облика постройки ограничимся самыми общими замечаниями. Здание костела было компактное, квадратное в плане, увенчанное большим куполом на невысоком барабане, завершенным световой башенкой. По углам главного фасада располагались две невысокие колокольни, стены которых образовывали неглубокую нишу, где четыре полуколонны дорического ордера обрамляли главный вход в здание. На боковом фасаде, украшенном рустом, были устроены больших размеров термальные окна для освещения внутреннего пространства. По отзывам современников, здание костела напоминало римский Пантеон, ибо имело непривычное для тех мест круглое, перекрытое куполом внутреннее пространство зала наподобие древнеримского памятника [2, с. 134].

Последней по времени постройкой здесь было здание ратуши, возведенное в 1825 году. Оно завершало композицию площади, выделяя ее поперечную ось и придавая ей тем самым логическое завершение.

Заключение

Гомельский дворцово-парковый комплекс имеет довольно высокую историческую ценность, интересные и оригинальные архитектурные исполнения, эстетическая привлекательность.

Усадьба Румянцевых представляет собой законченную композицию, состоящую из нескольких частей. Однако усадьба князей это не только дворец, но и прилегающая к нему территория. Парк был заложен через несколько лет после строительства дворца. Здесь высаживались редкие породы деревьев, привезенные из различных уголков мира. Ухоженные и извилистые дорожки и спуски, красочные клумбы и много зелени – это парк сегодня. К усадьбе Румянцевых примыкает и Петропавловский собор, и замысловатая часовня. Все эти строения относятся к эпохе правления князя Румянцева и на данный момент являются цельным дворцово-парковым ансамблем [10].

Таким образом, потенциал Дворцово-паркового ансамбля достаточно высок, но для его наилучшего процветания, для некоторых объектов необходимо проведение реставрационных работ.

Перечисленные достопримечательности в данной работе далеко не являются всем туристическим потенциалом данного города. В городе достаточно интереснейших мест, которые довольно легко могут послужить туристическими объектами – привлечь к себе внимание не только жителей нашей страны, но и жителей ближнего и дальнего зарубежья. Развитие инфоструктуры данного региона, реконструкции заброшенных. разрушенных памятников архитектуры не только могут привлечь поток туристов, но и повысят количество нашего материально-культурного наследства.

Гомельчане любят свой город не за славу и значимость, а за теплое чувство родного дома. Именно с этим чувством они соблюдают традиции и бережно хранят историческое наследие, отстраивают и благоустраивают родной город, приумножают его богатство и славу. По-домашнему встречают гостей, со щедростью богатых хозяев проводят фестивали и праздники, по-хорошему гордятся своими именитыми земляками, своим древним и уверенно шагающим в будущее городом. С высокого берега полноводного Сожа смотрится в голубую речную гладь древний славянский город. Сохранивший дворцово – парковый ансамбль и современные микрорайоны, изделия народных умельцев и продукцию крупных промышленных предприятий, память о павших и стремление сделать лучшим завтрашний день. Сохранивший кружевной мост и высокую башню с часами-курантами, отсчитывающими минуты, года, столетия. Таков сегодня Гомель, город, перенесший страшную чернобыльскую катастрофу, центр одной из областей нашей Родины.

Список используемых источников

1.Бровка, П.М. Белорусская советская энциклопедия / Под ред. П.М. Бровки. – М.: Наука, 1981. – 356 с.

2.Бромлей, Ю.В., Марков, Г.Е. Этнография / Ю.В. Бромлей, Г.Е. Марков. – М.: Высш школа, 1982. – 320 с.

.Варрава, А.М. Золотое кольцо Гомельщины / А.М. Варрава. – М.: Рифтур, 2004. – 251 с.

.Введенский, Б.А. Большая советская энциклопедия: В 52 т. / гл. ред.: Б.А. Введенский [и др.] / 2-е издание – Москва.: Наука, 1953 – Т.23 – 636 с.

.Дрик, Л. По Золотому кольцу Гомельщины / Л. Дрик. – М.: Наука, 2006. – 387 с.

.Зелинский, А.Н., Пинчук, В.Н. Учебно-информационное пособие. История Беларуси (с древнейших времен до конца XIX века) / Под ред. А.Н. Зелинского, В.Н. Пинчука. – Мн.: Наука, 2001. – 235 с.

7.Кацер, М.А., Макаревич, В.И. Искусство Белоруссии 14-17 веков. Всеобщая история искусств. Том 2 / М.А. Кацер, В.И. Макаревич. – М.: Искусство, 2001. – 232 с.

8.Локотко, А.И. Архитектура Беларуси в европейском и мировом контексте / А.И. Локотко. – Минск: Беларус. Энцыкл. Имени П. Бровки, 2012. – 432 с.

9.Локотко, А.И. Историко-культурный и природный потенциал Беларуси, основа СЭЗ «Золотое кольцо Беларуси»/ А.И. Локотко. – М.: Наука, 2012. – 391 с.

10.Официальный сайт Гомельского облисполкома [Электронный ресурс]. – Гомель, 2005

11.Пичета, В.И. История белорусского народа / В.И. Пичета. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. – 184 с.

12.Тумилович, Г.Н. Дворянство Белоруссии в конце XVIII в / Г.Н. Тумилович. – М.: Наука, 1995. – 356 с.

13.Филипчик, Е.А. Гомельская область. Краткий справочник туриста / Е.А. Филипчик, – М.: Рифтур, 2005. – 281 с.

14.Чантурия, В.А. История архитектуры Белоруссии: [Учеб. Для вузов по спец. 1201 «Архитектура». В 2-х т.]. Т. 1. (Дооктябрьский период). 3-е изд., перераб. и доп./ В.А. Чантурий. – Мн.: Высш. шк., 1985.- 295 с.

15.Чигринов, П.Г. Очерки истории Беларуси/ П.Г. Чигринов. – Мн.: Наука, 2002. – 355 с.

.Чигринов, П.Г. Очерки Истории Беларуси / 2-е издание, переработанное и дополненное/ П.Г. Чигринов – Мн.: Выш. шк., 2004. – 463 с.

Культурология

Recent Posts

Реферат: Искусство и миф

Введение Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через…

1 месяц ago

Реферат: Традиции и пассионарность в изучении истории народов России

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр…

1 месяц ago

Реферат: Культура и цивилизация Л.А. Орнатская

Философия и теория культуры Культура и цивилизация Л.А. Орнатская [34] В данной лекции речь пойдет…

1 месяц ago

Реферат: Российская культура 19 века и ее вклад в мировую культуру

Российская культура 19 в и ее вклад в мировую культуру Содержание Введение. 4 1. Панорама…

1 месяц ago

Реферат: Эволюция представлений о культуре 2

1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение…

1 месяц ago

Реферат: Культура как предмет исследования 2

Культура как предмет исследования В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и…

1 месяц ago