‘…Мне не стало хватать его…’ о творчестве В.С.Высоцкого

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 10,43 kb

‘…Мне не стало хватать его…’ о творчестве В.С.Высоцкого

Реферат на тему:

“…Мне не стало хватать его…”

(о творчестве В.С.Высоцкого)

Студента
16 группы ММУ №24

Соловьева Андрея

Преподаватель: Клейменова Е. А.

1996 год

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

(25/I/1938 – 25/VII/1980)

Я
не люблю фатального исхода,

От
жизни никогда не устаю.

Я
не люблю любое время года,

Когда
веселых песен не пою…

В.
Высоцкий

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

(25/I/1938 – 25/VII/1980)

Почему все не так?
Вроде – все как всегда:

То же небо – опять
голубое,

Тот же лес, тот же
воздух и та же вода…

Только – он не
вернулся из боя.

Мне теперь не понять,
кто же прав был из нас

в наших спорах баз сна
и покоя.

Мне не стало хватать
его только сейчас –

Когда он не вернулся
из боя.

Он молчал невпопад и
не в такт подпевал,

Он всегда говорил про
другое,

Он мне спать не давал,
он с восходом вставал –

А вчера не вернулся из
боя.

То, что пусто теперь,
– не про то разговор:

Вдруг заметил я – нас
было двое…

Для меня – будто
ветром задуло костер,

Когда он не вернулся
из боя.

Нынче вырвалась,
словно из плена, весна.

По ошибке окликнул его
я:

“Друг, оставь
покурить!” – а в ответ – тишина…

Он вчера не вернулся
из боя.

Наши мертвые нас не
оставят в беде,

Наши павшие – как
часовые…

Отражается небо в
лесу, как в воде, –

И деревья стоят
голубые.

Нам и места в землянке
хватало вполне,

Нам и время текло –
для обоих…

Все теперь – одному.
Только кажется мне –

Это я не вернулся из
боя.

(1969)

Владимир
Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье
военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной
Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они
возвращаются в Москву.

В
1955 году В.Высоцкий оканчивает среднюю школу и поступает в Московский
инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева, из которого уходит, не
проучившись года. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ имени
В.И.Немировича-Данченко на актерское отделение, где занимается у
Б.И.Массальского и А.М.Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он работает в
Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина и несколько месяцев – в
Московском театре миниатюр. Тогда же начинается сниматься в кино. В 1960-1961
годах появляются его первые песни.

В
1964 году В.Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке,
где работает до 1980 года. В 1968 году выходит первая гибкая пластинка
В.Высоцкого с песнями из кинофильма “Вертикаль”, а в 1973-1976 годах
еще четыре авторских диска, записанных во Франции.

Наверное, у каждого
человека, знакомство с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть
“свой собственный Высоцкий”, есть песни, которые нравятся больше
других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее. “Свой
Высоцкий” есть и у меня.

Был
такой вроде бы неплохой фильм – “Вертикаль”. Был и прошел. А песни,
написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Были еще фильмы,
были спектакли, которые “озвучивал” Высоцкий, и очень часто песни,
созданные им, оказались как бы на несколько размеров больше самого фильма или
спектакля. Каждый раз у этих песен начиналась своя (и очень интересная!) жизнь.
Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя экран и сцену.

И
особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Владимиром
Высоцким о войне … На мой взгляд, песня “Он не вернулся из боя” –
одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и
психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который
по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, все-таки пишет о ней,
более того – не может не писать? Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего,
песни настоящих людей. Людей из плоти и крови – сильных, усталых, мужественных,
добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину – не подведут.

У
Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожу на роли. Роли из никем не
поставленных и – более того – никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими
ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня,
так завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать завтра Высоцкий не хотел.
Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам,
сам бал режиссером и исполнителем.

Он
торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей – смешных и
серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их
заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ
мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был
дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это
он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми
персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и – восторгались.
Путали и – недоумевали. А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого
внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои –
всегда неожиданные, разноплановые, злободневные – “песни-роли”. И, в
общем-то, это уже были не роли, а, скорее, – целые пьесы со своими
неповторимыми характерами, не придуманными конфликтами, точно выстроенным
сюжетом.

Культурная идентичность

\

Исполняя
их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям,
сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и
втягивать головы в плечи. И казалось: – еще секунда – и рухнет поток, и
взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется,
умрет прямо не сцене… Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя
дышать! А он пел. Он дышал.

Зато
его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше
западала в душу. Высоцкий только что казался пульсирующим сгустком нервов,
вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком,
постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.

Высоцкий
пробовал себя в различных интонациях. Он искал для своих “пьес” все
новые и новые краски, новые детали, и потому его песни имеют несколько
вариантов, изменений, сокращений. И в этом – тоже он, Высоцкий, – его натура,
его неудовлетворенность собой, его способ творчества.

Можно
сказать, что дверь в его “творческую лабораторию” была постоянно
распахнута. Он был весь на виду. Со всеми удачами и неудачами, находками и приколами,
сомнениями и убежденностью. Он написал много песен. И, конечно, не все они
равные. Но это всегда – неровность дороги, ведущей к постижению истины, к
открытию людей и, значит, – к открытию самого себя…

Он
был невероятно популярен. Достать билет на его выступление было намного
труднее, чем “пробиться” летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу.
Но если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким,
необходимым и любимым актером, то для мещанствующих снобов он, прежде всего,
был “молодым”. А он ненавидел мещан. А снобов – презирал. Любых.
Недаром у него есть горькая и злая песня, которая заканчивается такими словами:

Не надо подходить к
чужим столам

И
отзываться, если окликают.

Однако
когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, а люди – просто люди, – он
поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем!

Вспомним,
к примеру, его “сказочные песни”. Те самые, которые он писал для
“Алисы в стране чудес”, для кинофильма “Иван-да-марья” и
просто – для себя.

Дети,
общаясь с взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых с ними – на
равных, а кто “прикидывается” ребенком. Так вот, сочиняя свои
“детские сказочные песни”, Владимир Высоцкий ребенком никогда не
прикидывался. Он просто был им.

За
хриплым напряженным голосом и жесткой манерой пения до поры до времени
скрывалась восторженная и добрая ребячья душа, прятался человек, способный на
выдумку и озорство, умеющий верить в чудо, и создавать его…

Можно
сказать: когда я впервые услышал эти песни, у меня долго не проходило какое-то ощущение
свежести, улыбки, доброты. И я еще больше поверил в истину: даже тогда, когда в
начале сказки все “страшно, аж жуть!”, – в конце ее все страхи
обязательно исчезают, там непременно светит солнце и торжествует добро!

По
этим сказкам видно, как радостно он работал над ними, буквально
“купаясь” в теме! Я даже вижу, как он, улыбаясь, записывая лихие,
частушки, виртуозно сделанные строки. Так поют скоморохи на сказочной ярмарке.
Такого раскованного и, одновременно, точного обращения со словом, непринужденного
владения разговорными интонациями в стихах добиться очень трудно. А Высоцкий
добивался.

Но
он умел быть не только добрым и покладистым. Когда некоторые “весьма
специфические” зарубежные доброхоты его “на излом”, то Высоцкий,
оставался самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в
обиду не давал никому.

Так
кем же он все-таки был – Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером?
Поэтом? Певцом? Неизвестно. Известно только, что он был личностью. Явлением. И
факт этот в доказательствах уже не нуждается… Высоцкий продолжал свою жизнь.
Его сегодня можно услышать в городских многоэтажных и сельских клубах, на
огромных стойках и маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в
геологических партиях.

Социальное значение и функции этикета

Вместе
с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей
планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса
донеслось:

И не друг, и не враг,
а так

Если сразу не
разберешь,

Плох
он или хорош …

Эту
песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В.Коваленка и А.Иванченкова. И
надо сказать, что здесь все было на высоте – и песня, и исполнение!..

Лучшие
песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть
то, что может поддержать тебя в трудную минуту, – есть неистощимая сила,
непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память.
Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…

Когда-то он писал:

… Но кажется мне, не
уйдем мы с гитарой

На заслуженный и
нежный покой…

Правильно
писал!

Владимиром
Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыгранно более 20 ролей на сцене
театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радио спектаклях.

Владимир
Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем много пишут, о нем делают
кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги. Садоводы называют его
именем лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы.
Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен
высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной
войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названием улиц. Его именем работники
Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету “Влад
Высоцкий”.

Корабли постоят – и
ложатся на курс, –

Но они возвращаются
сквозь непогоды…

Чтобы снова уйти,

Чтобы снова уйти на
полгода.

Возвращаются все –
кроме лучших друзей,

Кроме самых любимых и
преданных женщин.

Возвращаются все –
кроме тех, кто нужней, –

Я не верю судьбе,

Я не верю судьбе, а
себе – еще меньше.

Но мне хочется верить,
что это не так,

Что сжигать корабли
скоро выйдет из моды.

Я, конечно, вернусь –
весь в друзьях и в делах, –

Я, конечно, спою,

Я, конечно, спою – не
пройдет и полгода.

Я, конечно, вернусь –
весь в друзьях и в мечтах, –

Я, конечно, спою,

Я, конечно, спою, – не
пройдет и полгода.

(1967)

Рецензия:

Культурология

Recent Posts

Реферат: Искусство и миф

Введение Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через…

1 месяц ago

Реферат: Традиции и пассионарность в изучении истории народов России

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр…

1 месяц ago

Реферат: Культура и цивилизация Л.А. Орнатская

Философия и теория культуры Культура и цивилизация Л.А. Орнатская [34] В данной лекции речь пойдет…

1 месяц ago

Реферат: Российская культура 19 века и ее вклад в мировую культуру

Российская культура 19 в и ее вклад в мировую культуру Содержание Введение. 4 1. Панорама…

1 месяц ago

Реферат: Эволюция представлений о культуре 2

1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение…

1 месяц ago

Реферат: Культура как предмет исследования 2

Культура как предмет исследования В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и…

1 месяц ago