- Вид работы:
Реферат - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 10,43 kb
‘…Мне не стало хватать его…’ о творчестве В.С.Высоцкого
Реферат на тему:
“…Мне не стало хватать его…”
(о творчестве В.С.Высоцкого)
Студента
16 группы ММУ №24
Соловьева Андрея
Преподаватель: Клейменова Е. А.
1996 год
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
(25/I/1938 – 25/VII/1980)
Я
не люблю фатального исхода,
От
жизни никогда не устаю.
Я
не люблю любое время года,
Когда
веселых песен не пою…
В.
Высоцкий
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
(25/I/1938 – 25/VII/1980)
Почему все не так?
Вроде – все как всегда:
То же небо – опять
голубое,
Тот же лес, тот же
воздух и та же вода…
Только – он не
вернулся из боя.
Мне теперь не понять,
кто же прав был из нас
в наших спорах баз сна
и покоя.
Мне не стало хватать
его только сейчас –
Когда он не вернулся
из боя.
Он молчал невпопад и
не в такт подпевал,
Он всегда говорил про
другое,
Он мне спать не давал,
он с восходом вставал –
А вчера не вернулся из
боя.
То, что пусто теперь,
– не про то разговор:
Вдруг заметил я – нас
было двое…
Для меня – будто
ветром задуло костер,
Когда он не вернулся
из боя.
Нынче вырвалась,
словно из плена, весна.
По ошибке окликнул его
я:
“Друг, оставь
покурить!” – а в ответ – тишина…
Он вчера не вернулся
из боя.
Наши мертвые нас не
оставят в беде,
Наши павшие – как
часовые…
Отражается небо в
лесу, как в воде, –
И деревья стоят
голубые.
Нам и места в землянке
хватало вполне,
Нам и время текло –
для обоих…
Все теперь – одному.
Только кажется мне –
Это я не вернулся из
боя.
(1969)
Владимир
Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье
военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной
Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они
возвращаются в Москву.
В
1955 году В.Высоцкий оканчивает среднюю школу и поступает в Московский
инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева, из которого уходит, не
проучившись года. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ имени
В.И.Немировича-Данченко на актерское отделение, где занимается у
Б.И.Массальского и А.М.Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он работает в
Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина и несколько месяцев – в
Московском театре миниатюр. Тогда же начинается сниматься в кино. В 1960-1961
годах появляются его первые песни.
В
1964 году В.Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке,
где работает до 1980 года. В 1968 году выходит первая гибкая пластинка
В.Высоцкого с песнями из кинофильма “Вертикаль”, а в 1973-1976 годах
еще четыре авторских диска, записанных во Франции.
Наверное, у каждого
человека, знакомство с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть
“свой собственный Высоцкий”, есть песни, которые нравятся больше
других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее. “Свой
Высоцкий” есть и у меня.
Был
такой вроде бы неплохой фильм – “Вертикаль”. Был и прошел. А песни,
написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Были еще фильмы,
были спектакли, которые “озвучивал” Высоцкий, и очень часто песни,
созданные им, оказались как бы на несколько размеров больше самого фильма или
спектакля. Каждый раз у этих песен начиналась своя (и очень интересная!) жизнь.
Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя экран и сцену.
И
особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Владимиром
Высоцким о войне … На мой взгляд, песня “Он не вернулся из боя” –
одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и
психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который
по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, все-таки пишет о ней,
более того – не может не писать? Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего,
песни настоящих людей. Людей из плоти и крови – сильных, усталых, мужественных,
добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину – не подведут.
У
Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожу на роли. Роли из никем не
поставленных и – более того – никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими
ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня,
так завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать завтра Высоцкий не хотел.
Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам,
сам бал режиссером и исполнителем.
Он
торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей – смешных и
серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их
заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ
мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был
дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это
он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми
персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и – восторгались.
Путали и – недоумевали. А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого
внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои –
всегда неожиданные, разноплановые, злободневные – “песни-роли”. И, в
общем-то, это уже были не роли, а, скорее, – целые пьесы со своими
неповторимыми характерами, не придуманными конфликтами, точно выстроенным
сюжетом.
\
Исполняя
их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям,
сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и
втягивать головы в плечи. И казалось: – еще секунда – и рухнет поток, и
взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется,
умрет прямо не сцене… Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя
дышать! А он пел. Он дышал.
Зато
его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше
западала в душу. Высоцкий только что казался пульсирующим сгустком нервов,
вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком,
постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.
Высоцкий
пробовал себя в различных интонациях. Он искал для своих “пьес” все
новые и новые краски, новые детали, и потому его песни имеют несколько
вариантов, изменений, сокращений. И в этом – тоже он, Высоцкий, – его натура,
его неудовлетворенность собой, его способ творчества.
Можно
сказать, что дверь в его “творческую лабораторию” была постоянно
распахнута. Он был весь на виду. Со всеми удачами и неудачами, находками и приколами,
сомнениями и убежденностью. Он написал много песен. И, конечно, не все они
равные. Но это всегда – неровность дороги, ведущей к постижению истины, к
открытию людей и, значит, – к открытию самого себя…
Он
был невероятно популярен. Достать билет на его выступление было намного
труднее, чем “пробиться” летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу.
Но если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким,
необходимым и любимым актером, то для мещанствующих снобов он, прежде всего,
был “молодым”. А он ненавидел мещан. А снобов – презирал. Любых.
Недаром у него есть горькая и злая песня, которая заканчивается такими словами:
Не надо подходить к
чужим столам
И
отзываться, если окликают.
Однако
когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, а люди – просто люди, – он
поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем!
Вспомним,
к примеру, его “сказочные песни”. Те самые, которые он писал для
“Алисы в стране чудес”, для кинофильма “Иван-да-марья” и
просто – для себя.
Дети,
общаясь с взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых с ними – на
равных, а кто “прикидывается” ребенком. Так вот, сочиняя свои
“детские сказочные песни”, Владимир Высоцкий ребенком никогда не
прикидывался. Он просто был им.
За
хриплым напряженным голосом и жесткой манерой пения до поры до времени
скрывалась восторженная и добрая ребячья душа, прятался человек, способный на
выдумку и озорство, умеющий верить в чудо, и создавать его…
Можно
сказать: когда я впервые услышал эти песни, у меня долго не проходило какое-то ощущение
свежести, улыбки, доброты. И я еще больше поверил в истину: даже тогда, когда в
начале сказки все “страшно, аж жуть!”, – в конце ее все страхи
обязательно исчезают, там непременно светит солнце и торжествует добро!
По
этим сказкам видно, как радостно он работал над ними, буквально
“купаясь” в теме! Я даже вижу, как он, улыбаясь, записывая лихие,
частушки, виртуозно сделанные строки. Так поют скоморохи на сказочной ярмарке.
Такого раскованного и, одновременно, точного обращения со словом, непринужденного
владения разговорными интонациями в стихах добиться очень трудно. А Высоцкий
добивался.
Но
он умел быть не только добрым и покладистым. Когда некоторые “весьма
специфические” зарубежные доброхоты его “на излом”, то Высоцкий,
оставался самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в
обиду не давал никому.
Так
кем же он все-таки был – Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером?
Поэтом? Певцом? Неизвестно. Известно только, что он был личностью. Явлением. И
факт этот в доказательствах уже не нуждается… Высоцкий продолжал свою жизнь.
Его сегодня можно услышать в городских многоэтажных и сельских клубах, на
огромных стойках и маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в
геологических партиях.
Вместе
с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей
планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса
донеслось:
И не друг, и не враг,
а так
Если сразу не
разберешь,
Плох
он или хорош …
Эту
песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В.Коваленка и А.Иванченкова. И
надо сказать, что здесь все было на высоте – и песня, и исполнение!..
Лучшие
песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть
то, что может поддержать тебя в трудную минуту, – есть неистощимая сила,
непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память.
Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…
Когда-то он писал:
… Но кажется мне, не
уйдем мы с гитарой
На заслуженный и
нежный покой…
Правильно
писал!
Владимиром
Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыгранно более 20 ролей на сцене
театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радио спектаклях.
Владимир
Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем много пишут, о нем делают
кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги. Садоводы называют его
именем лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы.
Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен
высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной
войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названием улиц. Его именем работники
Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету “Влад
Высоцкий”.
Корабли постоят – и
ложатся на курс, –
Но они возвращаются
сквозь непогоды…
Чтобы снова уйти,
Чтобы снова уйти на
полгода.
Возвращаются все –
кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и
преданных женщин.
Возвращаются все –
кроме тех, кто нужней, –
Я не верю судьбе,
Я не верю судьбе, а
себе – еще меньше.
Но мне хочется верить,
что это не так,
Что сжигать корабли
скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь –
весь в друзьях и в делах, –
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою – не
пройдет и полгода.
Я, конечно, вернусь –
весь в друзьях и в мечтах, –
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою, – не
пройдет и полгода.
(1967)
Рецензия: