Николай Яковлевич Данилевский

Ближе к концу 19 века появляется суждение, что среди всех народностей, населяющих земной шар можно выделить основные, так называемые культурно-исторические типы. В это время выходит работа под названием «Россия и Европа» нашего соотечественника – публициста, социолога, культуролога и естествоиспытателя Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885 г.), которая впоследствии сделает его известным, но также повлияет на идейность известных славянофилов Николая Николаевича Страхова и Константина Николаевича Леонтьева.

С 1869 г. по 1871 г. работа частично публиковалась в периодическом издании «Заря». А в том же 1871 г. книга была опубликована как самостоятельное издание.

Книга сопоставляет культурные и общественные отношения славянских племен с европейскими. Формируется суждение о разнообразных культурах, народностях, и их локализации на планете, формируются основные культурно-исторические типы, которым Данилевский дает определение как: формы исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира, как формы языков…, как проявление самого духа, стремящегося осуществить типы добра, истины и красоты». Это самая высокая граница заинтересованности, крайняя граница до которой тянется подчиненность отдельных интересов высшим интересам.

Данилевский выделил в своих исследованиях такие культурно-исторические типы, как: римский, греческий, египетский, индийский, иранский, еврейский, китайский, ассирийско-вавилонский или халдейский, аравийский, европейский (германо-романский) и американский. К последнему американскому принадлежали мексиканский и перуанский тип, которые были уничтожены еще до окончания времени их расцвета.

В работах Данилевский выделил такие виды деятельности, как : религиозная, культурная (научная и эстетическая работа), политическая и общественно-экономическая.

Как заключает автор, еврейский тип стал основой для развития религии, римский был основным для становления и появления политики, а греческий основой для появления искусства. Германо-романский тип дал старт двум основам: поспособствовал началу и развитию культуры и экономики (например, производству и распределению товаров и т.п.).

Особо автор выделял славянский тип. Именно славянская культура огромное будущее и имеет вероятность стать четырех основным. Россия же должна быть центром Общеславянской общины. Часто эту книгу называют как «катехизис или изложение славянофильства».

Выше описанные культурно-исторические типы относятся к положительным, но выделены и отрицательные типы, например, монгольские племена, турки, племена гуннов и т.п. Отрицательными он их считал по причине того, что помогают испустить последний вздох тем культурам и народностям, которые борются со своей смертью. А вот финские племена Данилевский не причислял ни к положительным, ни к отрицательным. Ведь по его мнению они не достигли своей зрелости и самостоятельности в точки зрения истории и послужили только этнографическим сырьем для других племен. Германские племена и аравитян Данилевский относил как к положительным, так и к отрицательным.

Первыми, кто заявил о циклической модели динамики культуры, были Джамбаттиста Вико, Иоганн Готфрид Гердер, Роберт Виппер, Герхард Лампрехт. Однако, только Данилевский отстаивал эту теорию так яро, с привлечением актуальной на тот момент политической информации. Данилевский считал, что нельзя сопоставлять Запад и Восток и сравнивать их как точку прогресса и точку застоя. Ведь он считал, что в каждой части земного шара, будь то западное полушарие или восточное имеются страны, которые наиболее способны, наименее способны, а также совершенно не способны к развитию нормального человеческого общества.

Таким образом, после анализа истории становления человеческого общества он сделал заключение, что оно не должно считаться «естественной средой». А каждая народность имеет свою историю, при этом нет общей для всех народностей истории в любом промежутке времени.

Данилевский также заключил, что фундамент культуры любого описанного им типа не может передаться другой культуре. Время роста любого типа не определено, а вот время расцвета и пожимания плодов очень короткий. При этом время расцвета и пожимания плодов использует все жизненные силы каждого выделенного типа.

За выделенные концепции и аналогии не раз критиковали такие деятели как русский религиозный мыслитель Владимир Соловьев, Николай Кареев и др. Каждый выделенный согласно его теории тип проходит путь от этнографического до государственного и далее к цивилизации. За весь период течения истории один тип сменяет другой и так далее.

А «человеческое общество» или «человечество» не что иное, как отвлеченное понятие, так как кроме Бога, никто не осознает интерес к нему. Народность, племя, нация – реальная, имеющая определение действительность. При этом значимость отдельного сформированного культурно-исторического типа заключается в их различно выраженных идеях человека. Мировое преобладание любого из отдельных типов над всем миром и, соответственно, над остальными народностями смертельно для всех и для течения мировой истории.

Идеология Данилевского, описанная в его исследованиях, в чем-то опередила идеи Освальда Шпенглера и Арнольда Джозефа Тойнби.

Умер Николай Данилевский в 1885 г. в Тбилиси.

Культурология

Recent Posts

Реферат: Искусство и миф

Введение Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через…

1 месяц ago

Реферат: Традиции и пассионарность в изучении истории народов России

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр…

1 месяц ago

Реферат: Культура и цивилизация Л.А. Орнатская

Философия и теория культуры Культура и цивилизация Л.А. Орнатская [34] В данной лекции речь пойдет…

1 месяц ago

Реферат: Российская культура 19 века и ее вклад в мировую культуру

Российская культура 19 в и ее вклад в мировую культуру Содержание Введение. 4 1. Панорама…

1 месяц ago

Реферат: Эволюция представлений о культуре 2

1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение…

1 месяц ago

Реферат: Культура как предмет исследования 2

Культура как предмет исследования В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и…

1 месяц ago