Культурные коды

М.К. Петров – русский философ, предлагает классификацию типов культуры по социокоду, который для нее характерен.

Социокод (культурный код) – это способ накопления, хранения и передачи социально необходимого знания.

Знание существует в двух формах:

- как деятельность

- как знак

Выделяется три социокода:

1) Лично-именной. Характерен для примитивных культур. Деятельность носит коллективный характер и существует как набор определенных ролей, за каждой из которых закрепляется имя (знак). Человек выполняет обязанности имени, которое передается другому человеку в другом поколении через обряд инициации – посвящение во взрослую жизнь.

2) Профессионально-именной. Характерен для традиционных сообществ, в которых появляются профессиональные группы, и знания фрагментируются по профессиям. Оно передается уже не просто как операция, но как целый набор. Средством трансляции профессионального знания является семья.

3) Универсально-понятийный. Характерен для современного общества. В связи с развитием науки, письменности, теоретического знания, логического мышления, знания отчуждаются от человека и существуют независимо от него в виде «текста». Таким образом, оно приобретает безличный характер, становится универсальным, границы между профессиями становятся более подвижными. средством передачи знаний становится образование.

Г.М Маклюэн считает, что смена типов культуры в истории обусловлена сменой средств коммуникации, которые он рассматривал как продолжение человеческих органов чувств.

Он выделяет три типа культуры, основанных на трех социокодах:

1) Дописьменный. Характерен для архаичного общества. Господствуют устные средства коммуникации. Главный орган коммуникации – ухо.

2) Письменный. Связан с возникновением фонетического письма, письменности. Знания передаются на основе визуальных средств коммуникации, а значит, главным органом становится глаз.

3) Экранный. Связан с развитием электронных средств связи. Они упраздняют пространство и время, вовлекают человека во все, что происходит в мире, а сам мир превращается в «глобальную деревню».