Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века

Культурология
Подробнее о Культорологии: Учебные материалы

Возрождение (или иначе эпоха Ренессанса) – период гуманизма, особого внимания к человеку и его внутреннему миру, а также пристального к устройству Вселенной. Эпоха Ренессанса – одна из ярчайших страниц европейской культуры, что подарила человечеству знаменитых на весь мир «неумирающих» гениев.
Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
Различают два «вида» Возрождения – Итальянское, зародившееся во Флоренции примерно в XIV веке, и Северное, появившееся несколько позже. Итальянское Возрождение расцветало преимущественно в Италии и близ лежащих к ней странах, Северное же нашло свой отклик в Голландии, Франции, Германии и Бельгии. Стоит отметить, что если первое из них проявилось практически во всех видах искусства, то второе лишь живописи. В целом эпоха Ренессанса длилась сравнительно недолго – около двух столетий, однако вклад её в историю мировой культуры неоценим.

Как ни странно, сам термин «Возрождение» появился уже на стыке перехода культуры к эпохе Барокко. Впервые его употребил в своей работе Джорджо Вазари в конце XVI века. Данный термин обозначал расцвет, раскрытие в новых ярких формах искусства, которое в Средних веках было окрашено преимущественно в тёмные, мрачные тона. Позднее Возрождение, как эпоху, стал рассматривать Вольтер, и вскоре этот термин прочно вошёл в мировую историю, как обозначение определённого этапа развития европейского искусства.

Понятие Возрождения и его истоки

Возрождение – эпоха поиска новых культурных решений. Если в Средние века человека рассматривали, как инструмент в руках Бога, то Ренессанс уверенно отбросил данную идеологию. Свои принципы Ренессанс строил на идеалах Античности – по сути, он их возражал после варварских тенденций Средневековья, соединяя их с христианством, которое трактовалось теперь как вечный источник радости и любви, а не страха и повинности.

Несмотря на невероятную популярность шедевров искусства и организации жизни общества того времени, общепризнанного определения Ренессанса не существует. Однако все характеристики Возрождения сводятся к нескольким важным принципам, которые понимают данную эпоху, как:

  1. Стремительное развитие культуры;
  2. Сильное подражание идеалам Античности и их частичное возрождение;
  3. Переход от идеи ничтожности человека к идее его совершенства и гармоничности внутреннего и внешнего;
  4. Воспевание единого Бога, как милосердного и любящего отца.

В эпоху Возрождения развитие затронуло не только сферы искусства, но также и устройство общества того времени. В целом, Ренессанс с экономической и политической точки зрения можно рассматривать, как начальный период в налаживании обширных мировых связей и содружеств. Возрождение несло за собой такие преобразования, как:

  1. Усиленный рост городов, где начали активно развиваться ремёсла и мануфактуры;
  2. Рост престижности науки в обществе, стремление человека проникнуть в тайны мироздания (подчас это делалось втайне от строгого надзора церкви);
  3. Широкое развитие товарно-денежных отношений как средства обмена;
  4. Налаживание торговых отношений между странами как Запада, так и Европы, усиленное развитие созданной рыночной взаимосвязи;
  5. Важнейшие открытия в таких науках, как география, биология, астрология и др.

В стремительно развивающихся городах возникал особый класс людей, который в современном мире мы называем интеллигенцией. С уверенностью можно сказать, что именно они и являлись двигателем прогресса того времени – создаваемые ими мастерские и научные обсерватории привлекали множество талантливых людей того времени. К слову, сам Леонардо да Винчи, переехавший в город в довольно взрослом возрасте, был учеником одного из знаменитейших художников Флоренции, который организовал школу для талантливых юношей и преподавал им уроки рисования.

Отличительной особенностью эпохи Возрождения является переход от мифологического объяснения жизненных и природных явлений к научному. К примеру, отныне астрологи, ранее причисляемые к классу магов и волшебников, не предсказывали судьбы человечества по звёздам, а пытались углядеть в модели их расположения принципы работы Вселенной. Очень интересен стал космос не как место обитания высших существ, а как определённая среда, ещё не изученная человеком, но столь же реальная, как и почва под ногами.

Высшей ценностью Ренессанса, безусловно, является гуманизм – явление новое для людей того времени, но быстро приобрётшее популярность и широкий круг последователей. Ярыми гуманистами были деятели искусства и политические деятели, т.е. те, на кого прежде всего смотрело простонародье. Идея гуманизма содержала в себе пристальное внимание к человеку, не как к рабу Божьему, а как к его сыну и даже другу. Стала интересна концепция устройства личности, теперь все поступки и мысли человека рассматривались, как выражение его внутреннего начала. По сути, гуманизм эпохи Возрождения не слишком отличается от идеологии современных Европейских стран – главной ценностью является, безусловно, человек и его свобода. Каждый способен стать лучшей версией себя, обрести внутреннюю гармонию, познать великие тайны мироздания.

К отличительным особенностям культурной жизни Ренессанса относятся:

  1. Первые шаги на пути к светскому характеру жизни;
  2. «Человеколюбие» или гуманизм;
  3. Возрождение идеалов Античности;
  4. Широкое развитие науки;
  5. Живопись, скульптура и архитектура становятся единым целым. Так, к примеру, излюбленный приём художников того времени – изображение на холсте подчёркнуто рельефных, скульптурных тел, больше напоминающих зарисовки античных статуй. Также в живописи появляется такой жанр, как портрет, где позировали реальные люди;
  6. Формирование культурных элит, что создали своё благосостояние не передачей по наследству, а собственным трудом.

Несомненно, наиболее ярко эпоха Возрождения проявила себя в живописи. К особенностям живописи Ренессанса относятся:

  1. Объёмность изображаемых фигур;
  2. Появление тональной, воздушной, линейной перспективы в картине, преобразование пространства и создание дополнительного объёма;
  3. Появление новой техники живописи – сфумато (мягкий переход от света к тени, излюбленный приём Леонардо да Винчи);
  4. Появление полихромии, многоцветие;
  5. Основные жанры: библейские и мифологические сюжеты, портреты, бытовой жанр.

Периодов, сформировавших Ренессанс, как эпоху, несколько. Среди них можно выделить презвозрождение (проявилось в работах такого художника, как Джотто ди Бондоне), раннее Возрождение (Мазаччо), высокое Возрождение (Леонардо да Винчи, Ботичелли, Микеланджело), позднее Возрождение (Джорджоне, Дюрер, Ян-Ван Эйк и др). Ренессанс – это эпоха, впитавшая в себя только лучшие стремления и идеалы, основанные на гармонии, прощении и духовности. Данные идеалы до сих пор являются важнейшими для развития человечества. Зародившись в Античности, они были заново воспеты в тот золотой для истории век и бережно дошло до наших дней.

Похожие записи

Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима

Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима

Культурология
Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)

Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)

Культурология
Георг Зиммель и Освальд Шпенглер

Георг Зиммель и Освальд Шпенглер

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура


www.lenkino.adult/russian
© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.