ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

-специализация (обыденная и специализированная культура);

-этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

-уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Этнографическая типология культур – одна из исторически первых сформировавшихся классификаций культуры по типам явл. Историко-этнографическая. Выделяют 3 важнейшие группы основополагающих критериев и три разновидности этнографических типологических построений:

1)антропологическая типология – гл.критерий – принадлежность к расам.

2)хозяйственно-бытовая – гл.признак-единый тип хозяйства.

3)этнолингвистическая типология – гл.признак-общность языка,как способа выражения мысли и общения.

Само понятие типология каких-либо явлений отражает стремление исследователя упорядочить свои представления об изучаемых объектах, систематизировав их по какому-то единому признаку.

Концепция «идеальных» типов М.Вебера  - Немецким социологом, историком и экономистом были предложены абстрактные, идеальные типы, представляющие собой некое упрощение, образ-схему, а не объективно существующую социокультурную реальность.    Идеальный тип – теоретическая конструкция, полуенная в результате акцентирования, усиления, логического связывания феноменов, встречающиеся в разл. эпохи в разных культурах.    Вебер различает три «чистых» типа господства. Рациональному типу соответствует правовой тип гос-ва. Традиционный основывается на святости существующих обычаев и традиций. «Харизматический» - 3 тип. Харизма – опр-ные качества личности, позволяющие вдохновлять и увлекать за собой. По Веберу харизмой обладают и основатели мировых религий, и великие полководцы, и выдающиеся политики.

Типология Х. Ортеги-и-Гассет – он предложил классифицировать культуры по технологическим основаниям. В работе «Человек-Техник» он обосновывает 3 основных периода технологической эволюции: «технология случая», «технология мастерового», «технология техника». Первый период – примитивная технология до- и протоисторического «дикого» человека. Открытия того времени не были результатом заранее обдуманного и преднамеренного поиска. Первобытный человек не отдает себе отчета в существовании технологии как таковой.

Второй период — это технология Греции, доимперского Рима и Средневековья. Набор технических действий значительно возрос. Однако соотношение между техническим и нетехническим (природным) все еще не таково, чтобы первое было необходимо для поддержания жизни. Человек все еще полагается на природу.

В период «технологии техника» на первый план выходит машина, причем на машина служит человеку, а человек обслуживает машину.

Типология преобладающего типа социальной солидарности - В  качестве основного  принципа  для типологизации культур Флиер А.Я. использует черты преобладающего типа социальной солидарности, сложившегося в данном обществе.  Выделяет  кровнородственный тип культуры, этнический и национальный типы культуры, конфессиональный, профессиональный, социально-сословный типы культуры.

-кровнородственный тип культуры – наиболее древний. Степень солидарности зависит от степени близости их кровного родства.

- этнический и национальный типы культуры – включают в себя культурные системы племенного и этнического типа,  а также национальные культуры как чрезвычайно трансформировавшиеся варианты этнической группы. Этническая культура вырабатывается с помощью символов прошлого – мифов, легенд, святынь. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями.

- конфессиональный – в основе этого типа лежит опр-ная религия и весь набор её мировоззренческих и социальных установок.

  -профессиональный тип – в основе лежат принципы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями технологии деятельности по правилам той или иной профессии.