Социоло́гия (от лат. societas — общество и др.-греч. λόγος — слово) — наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.
Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.
История возникновения социологии.
Человечество на всех этапах своей истории пыталось осмыслить общество. Многие мыслители древности говорили о нем (Аристотель, Платон). Однако понятие “социология” в научный оборот было введено только в 30-х годах 19 века. Его ввел Огюст Конт, французский философ. Социология в качестве самостоятельной науки активно формировалась в Европе в 19 веке. Наиболее интенсивно в ее развитии участвовали ученые, пишущие на немецком, французском и английском языках.
Трудно установить, когда возникла социология — её истоки восходят к началу человеческой истории. Одним из предшественников социологии был арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332—1406), который пытался научно изучать общество, искал причины социальных явлений, занимался сравнением различных цивилизаций. Социология зачастую рассматривается как современная наука, возникшая на Западе, как область знания о моральных проблемах современности. Отделение социальной теории от политической датируется XVIII веком и связывается с упадком «придворного общества» и зарождением гражданского общества или просто «общества», открытия социального как специфической реальности вне государственной или частной сфер. Появление социологии, таким образом, совпадает с возникновением объекта её изучения. Первым использовал слово «социология» известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес в 1780 году. В научный оборот термин ввёл Огюст Конт, соединив латинское слово socius (общий, совместный) и греческий λόγος (слово, речь). 27 апреля 1839 года — день, когда Огюст Конт использовал новое слово, — можно считать датой «официального» возникновения социологии.
Социология прошла три этапа: доинституциональный период (до начала XX века), эпоху институционализации и дисциплинарной специализации и современный период постдисциплинарности. На становление социологии в XIX—XX веках повлияли такие исторические процессы, как политические изменения, в частности, революции (Конт, Дюркгейм, Парсонс), индустриальное развитие и возникновение капитализма (Маркс, Вебер, Дюркгейм, Зиммель), политических прав, демократических и социалистических идей (Маркс, Вебер), появление феминистских движений, урбанизация (Вебер, Зиммель, Чикагская школа), изменения в религии (Маркс, Дюркгейм, Вебер, Парсонс), развитие биологии, физики и химии (Конт, Дюркгейм, Спенсер, Мид, Шюц). На раннюю социологию, прежде всего во Франции, повлияла философия Просвещения, считавшая, что люди могут познавать и управлять миром с помощью разума и эмпирического исследования; просветители Монтескьё и Руссо, в свою очередь, находились под воздействием философии и науки XVII века, Декарта, Гоббса, Локка и Ньютона. Идеи Руссо и Монтескьё предвосхитили многие социологические теории главным образом во Франции. Согласно Парсонсу, Гоббс и Локк поставили ключевые вопросы социологии — проблему социального порядка. Философские установки социологии, предполагающие, что можно познавать социальный мир, восходят, с одной стороны, к позиции Огюста Конта и Джона Стюарта Милля (позитивистский подход) и, с другой стороны, к работам Канта. Если Огюст Конт и Милль считали, что социальная наука основана на законах и причинно-следственных связях (как и естественные науки), то последователи Канта выводили на первый план субъективную интерпретацию.
Огюст Конт считал, что новая дисциплина должна стать такой же точной наукой, как и естественные науки. В позитивизме О.Конта социальный мир подчиняется абстрактным законам, которые можно проверить через тщательный сбор эмпирических данных: наблюдение, сравнение, эксперимент. О.Конт считал социологию результатом трёх этапов исторического развития — теологического, метафизического и научного. Для О.Конта позитивизм означал применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» являлась более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества.