Культуру Древней Греции и Древнего Рима принято называть «античной» что в переводе на русский язык означает «древняя». В IX-VIII веках до н э начался процесс распада родового строя греческих племен и переход к классовому обществу, в результате чего росло значение городов-государств (полисов), которые постепенно становились самостоятельными политическими центрами Среди таких полисов с древнейших времен наиболее сильными были Коринф и Афины, а также ионийские города Малой Азии.
Как в литературе, так и в искусстве Древней Греции центральное место принадлежало образу человека, поэтому мы говорим о культуре Древней Греции, как о первой гуманистической культуре. Победа, одержанная греками над могучим Персидским государством, привела к еще большему укреплению полисов, особенно в Аттике (Афины), где в конце VI, начале V века до н. э. образуется рабовладельческая демократия, являвшаяся в древнем рабовладельческом мире высшей формой государственной власти.
В Древней Греции мы наблюдаем необыкновенный расцвет философии, литературы и искусства. Греки создали высокохудожественные памятники искусства и литературы, непревзойденные по мастерству. Карл Маркс писал о древнегреческих памятниках: «они продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца».
Древнегреческое искусство было проникнуто идеалами гражданственности.
Служение своему народу, прославление благородства, мужества и красоты человека было основной его идеей. «Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет», сказал великий греческий поэт Софокл в своей трагедии «Антигона». В разных частях Греции художники по разному подходили к решению основных задач искусства, отсюда различные направления или школы в древнегреческом изобразительном искусстве: дорическая, ионическая и аттическая.
Искусство Древней Греции делится на несколько периодов:
- Древнейший период (X-VI века до н. э.) называется архаическим.
- Начиная с VII века, впервые появляются мраморные статуи, изображающие богов или атлетов. Они отличаются торжественной неподвижностью (например, фигура Аполлона Тенейского).
- С VI века до н. э. начинается большое строительство храмов, вырабатываются греческие архитектурные ордера.
С первой половины V века до н. э. наступает период, называемый классическим, который характеризуется расцветом культуры и искусства Древней Греции. Художники в известной мере преодолевают условность архаического искусства. Наряду со статуями богов и мифологических персонажей, особое значение приобретают статуи атлетов победителей в спортивных состязаниях. В этих статуях скульпторы воплощают идеал свободного гражданина, «прекрасного и доблестного», способного защищать свою родину и служить ее процветанию. Статуи украшали городские площади и гимнастические школы-палестры, где происходили состязания. Эти статуи являлись примером для окружающих, показывали, каким должен быть свободный гражданин греческого полиса. Над образом героя-победителя работали величайшие мастера Древней Греции – Мирон, Поликлет и другие.
Вторая половина V века до н. э. является периодом наивысшего расцвета древнегреческого искусства и обычно называется искусством высокой классики. К этому времени относится строительство храма богини Афины Парфенос-Парфенона, скульптуры которого, проникнутые глубокой человечностью, были выполнены величайшим мастером Греции Фидием и его учениками.
Но уже в конце V века до н. э. намечается кризис полисной системы, особенно углубившейся вследствие Пелопонесских войн. Это вызвало ряд изменений в мировоззрении греков. В истории древнегреческого искусства наступает период поздней классики (конец V-IV веков до н. э.), для которого характерно появление различных художественных направлений. В искусстве этого времени возникает интерес к передаче личных переживаний человека. Величайшими мастерами этого времени были скульпторы Скопас, Пракситель, Лисипп.
Третий и первый века до н. э. называются эпохой эллинизма. Это был период проникновения эллинской, т. е. греческой культуры на Восток вследствие завоевания этих областей войсками Александра Македонского и появления новых государственных образований типа царства Селевкидов. Македонского царства, Пергама, Родоса и т. д. В результате взаимодействия греческого искусства с искусством стран Востока создаются памятники, отличные от классических. В архитектуре и скульптуре наблюдается стремление к грандиозному (Пергамский алтарь).
Искусство Древнего Рима начало складываться в начале I тысячелетия до н. э.
История его развития происходила в тесной связи с искусством племен, населявших древнюю Италию. К III веку до н. э. Рим подчинил своей власти всю Италию, в том числе и Этрурию, заимствовав культуру последней. В I веке до н. э. Рим превратился в мировую державу. Влияние греческой культуры на римскую, было особенно плодотворно. Именно с этого времени римская культура стала ведущей в древнем мире.
Однако, заимствуя и перерабатывая культуру других народов, римляне создали своеобразные высокохудожественные памятники изобразительного искусства, отличающиеся реализмом и строгой ясностью художественных форм.
Стремление к точной передаче окружающей жизни нашло отражение, прежде всего, в искусстве скульптурного портрета.
Римское портретное искусство прошло сложный путь развития от раннереспубликанских портретов, передающих образ с необычайной тщательностью, со всеми мелкими особенностями лица и фигуры без попытки добиться пластической обобщенности (статуя АвлаМетелла) до портретов, раскрывающих внутренний мир и настроение человека, портретов психологических эпохи императорского Рима. Наиболее ранним образцом произведений такого рода является портрет Юлия Цезаря.
Римляне создали также замечательные памятники архитектуры, среди которых многие до сих пор являются непревзойденными по своей монументальности, красоте и архитектурно-техническому исполнению. Греческий архитектурный ордер воспринимался римлянами не только как основа конструкции, но иногда и чисто декоративно (например, полуколонны, украшающие Арку Тита). В римской архитектуре нашло отражение умение римлян рационально использовать внутреннее пространство помещения, что в совершенстве воплотилось в Колизее.
На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. в долине реки Нил, в северо-восточной части Африки, возникло рабовладельческое государство с очень сильными пережитками первобытнообщинного строя. Постепенное развитие производительных сил превратило Египет в сильную военно-рабовладельческую державу, занимавшую ведущее положение среди стран Древнего Востока.
Для изобразительного искусства Древнего Египта характерны две основные черты: необычайная устойчивость приемов изображения и создание строгих величественных монументальных образов. Памятники египетского изобразительного искусства отличаются необыкновенным своеобразием, совершенством исполнения и высоким художественным вкусом. До сих пор они сохранили для нас большой интерес и высокую эстетическую ценность.
История Древнего Египта условно делится на несколько периодов:
- Древнее царство.
- Среднее царство.
- Новое царство и поздний период,
В эпоху Древнего царства Египет был еще примитивно-рабовладельческим обществом, наряду с рабами эксплуатировались и свободные общинники. Однако именно в это время закончилось становление государственной власти, сложились взаимоотношения между рабовладельческой знатью и общинниками, определились основные формы египетской культуры и искусства. Это был период зарождения и развития всех видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи (роспись и раскрашенный рельеф) и художественного ремесла. Ведущая роль принадлежала архитектуре: египтяне создали величественные и монументальные сооружения пирамиды и масштаба, служившие усыпальницами для царя и знати. Но самым значительным явлением в искусстве Древнего Египта было возникновение скульптурного портрета, обусловленного наличием у египтян культа мертвых. Жизненная сила, по-египетски «ка», покидающая человека после его смерти, согласно представлениям древних египтян, могла существовать лишь в том случае, когда сохранялось тело (отсюда и возник обычай бальзамировать труп умершего).
Статуи, помещаемые в гробницы, служили заменой мумии, поэтому лицам статуй старались придать сходство с умершими. Средства изображения фараона и знати были строго подчинены определенным правилам канонам. Умерший изображался стоящим или сидящим в спокойной величественной позе, руки его лежали на коленях или были вытянуты вдоль тела, взгляд устремлен вдаль (статуя фараона Хафры). Изображения на рельефах, покрывающих гробницы, были также подчинены канонам. Царь и вельможи занимают центральное место: они изображены значительно выше окружающих их слуг. При этом художник стремится показать фигуру покойного таким образом, чтобы все части ее были видны одновременно с разных точек зрения. Поэтому на рельефах человек всегда представлен так, что его лицо и ноги повернуты в профиль, плечи и глаз в фас, грудь и живот в три четверти (рельеф Иси).
При изображении слуг художник зачастую отступает от канона, создавая полные жизни и выразительности художественные образы (статуэтка служанки, готовящей пиво).
В конце Древнего царства в результате жестокой эксплуатации обострились внутренние противоречия, ослабившие царскую власть. Египет распался на ряд самостоятельных, борющихся друг с другом, областей-номов.
Время с 2000 до 1750 годов до н, э. принято называть Средним царством. После окончания борьбы между номами начинается бурный подъем производительных сил, укрепляется сельское хозяйство, процветают ремесла, растут города, развивается торговля, углубляются научные открытия в области математики и медицины, появляется письменная литература (сказки и повести). В изобразительном искусстве также происходят существенные изменения: исчезают пирамиды и мастаба, гробницы высекают теперь в скалах, стены их покрывают цветными росписями, для которых характерно реалистическое восприятие окружающего мира. Художник Иртисен, живший в период Среднего царства, так говорит о своем мастерстве:
«Я был художником, опытным в своем искусстве. Я умел передавать движение того, кто размахивает мечом, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего»
Большого расцвета достигает искусство скульптурного портрета, характерными чертами которого, в отличие от портрета Древнего царства, является создание психологического образа, наполненного большим внутренним содержанием. Портреты носят теперь менее обобщенный характер, в них очевидно стремление к индивидуализации черт лица портретируемого (Аменемхет III).
Падение Среднего царства было вызвано ростом внутренних противоречий, ожесточенной классовой борьбой, восстанием рабов и крестьян. В конце XVIII века до н. э. Египет был завоеван чужеземцами-гиксосами.
После изгнания гиксосов начинается период Нового царства, время правления фараонов XVIII династии, проводивших широкую завоевательную политику. Египет превращается в могущественную военнорабовладельческую державу. Для изобразительного искусства этой эпохи при сохранении монументальности характерны усиление реализма, с одной стороны, и поиски утонченной художественной формы с другой.
Наряду со строительством величественных храмов и созданием монументальных статуй, появляются сложные многофигурные композиции, многоплановые рельефы, изысканные статуэтки. Совершенно исключительное место в искусстве Нового царства, и вообще в древнеегипетском искусстве, занимает, так называемый, период «Эль Амарны» – время правления царя Эхнатона, который ввел культ единого бога Атона, изображавшегося в виде солнечного диска, и упразднил поклонение всем другим богам.Древнеегипетские художники, работавшие в это время, почти не идеализировали образы царя и его близких. Высоким качеством исполнения, отличаются скульптурные портреты из мастерской скульптора Тутмеса. В дошедших до нас портретах Эхнатона, его жены царицы Нефертити и дочерей, мы видим правдивую передачу живого лица и фигуры. Великолепны росписи этого периода, характерной особенностью которых является яркое и эмоциональное восприятие окружающего мира.
Искусство Эль Амарны оказало большое влияние на все последующее древнеегипетское искусство.
После недолгого расцвета Египта при РамсесеII, возродившем могущество и богатство страны, Египет постепенно приходит в упадок. Причиной этого были частые войны, истощавшие страну, острая классовая борьба и главным образом восстания рабов. В VIII веке до н. э. Египет был завоеван Ассирией, в VI веке до н. э Персией, в IV веке до н. э. -Александром Македонским во II веке н. э. Египет становится провинцией Римской империи.
В эпоху греко-римского господства в Египте сложился своеобразный стиль, в котором гармонично сочетались черты египетской и античной культуры. Особое место в искусстве позднего Египта занимают фаюмские портреты, названные так по месту их находок. Написанные восковыми красками, они точно воспроизводят лицо умершего, заменяя собой маски древнеегипетских саркофагов.
Памятники Древнего Египта до сих пор поражают нас своими высокими художественными качествами и являются ярким свидетельством большой творческой одаренности народа, населявшего Египет в глубокой древности.