Примерно до 1860 года, история человека была удобно разделена на три эпохи: древнюю, средневековую и современную. Однако после 1860 года новое выражение стало общим для описания культур далекого прошлого. Доисторическое название было дано периоду истории человека до появления письменных документов. Теперь мы можем изучать предысторию человека в области археологии. Археологические останки могут освещать, как и где жили ранние культуры, хранились продукты питания и производились инструменты. Мы можем узнать об их религиозной практике, политической организации и о том, какие отношения могут существовать между мужчиной и женщиной, мужем и женой, родителем и ребенком. Человеческие артефакты, обнаруженные археологами, также свидетельствуют о существовании королей, болезней, голода, хороших урожаев, войн и классовой структуры.
Конечно, история, которую мы получаем от археологических раскопок, отнюдь не полна, особенно если сравнивать с новейшей историей человека (последние 500 лет или около того). Например, в 1945 году, армия США захватила 485 тонн записей немецкого внешнеполитического ведомства так же, как эти записи собирались быть сожжены по приказу из Берлина. 485 тонн письменных записей! И эти записи относились только к немецкому внешнеполитическому ведомству. Дело в том, что с 15-го века количество записей резко возросло и работа историка еще больше усложнилась.
Когда мы думаем о древнем мире, возможно, мы думаем о евреях, греках и римлянах. Евреи дали нам веру и мораль; Греция дала нам разум, философию и науку; Рим дал нам закон и власть. Это, конечно, грубое упрощение, и причина очевидна. Западная цивилизация развивалась до Греции или Рима. Например, за 3000 лет до величайшей эпохи греческой истории, цивилизации процветали в Месопотамии и Египте. Эти цивилизации были городскими, производительными, религиозными и правоприменительными, и во всех смыслах этого слова цивилизованными. Твердое рабочее определение цивилизации зависит от вашего собственного решения. Вот несколько определений учебника:
- Цивилизация это форма человеческой культуры, в которой многие люди живут в городских центрах, овладели искусством выплавки металлов, разработали методику письма.
- Первые цивилизации начались в городах, которые были более крупными, более населенными и более сложными по своей политической, экономической и социальной структуре, чем деревни неолита.
- Одно из определений цивилизации требует, чтобы цивилизованный народ имел чувство истории, что означает, что прошлое имеет значение в настоящем.
Оксфордский словарь английского языка определяет цивилизацию как “действие или процесс цивилизации, или быть цивилизованным; развитое или развитое состояние человеческого общества.” Такое определение чревато трудностями. Например, каким образом можно правильно определить “развитое или развитое состояние человеческого общества”? Развитые или продвинутые по сравнению с чем? ДОО определяет глагол “цивилизаторов” следующим образом: сделать гражданское; вывести из состояния варварства; просветить.
В 1936 году археолог В. Гордон Чайлд опубликовал свою книгу “Человек делает сам”. Чайлд определил несколько элементов, которые, по его мнению, имеют важное значение для существования цивилизации. Они включали в себя: плуг, колесную телегу и тягу животных, парусные суда, плавку меди и бронзы, солнечный календарь, письменность, стандарты измерений, оросительные каналы, специализированных ремесленников, городские центры и избыток продовольствия, необходимый для поддержки несельскохозяйственных работников, живших в стенах города. Список Чайлда касается человеческих достижений и уделяет меньше внимания человеческой организации.
Другой историк согласился с Чайлдом, но добавил, что истинное определение цивилизации должно также включать в себя деньги, собранные через налоги, привилегированный правящий класс, централизованное правительство и национальный религиозный или священнический класс. Такой список, в отличие от списка Чайльда, подчеркивает человеческую организацию. В 1955 году Клайд Клукхон утверждал, что существует три основных критерия цивилизации: города, содержащие более 5000 человек, письменные и монументальные церемониальные центры. Наконец, археолог и антрополог Роберт М. Адамс высказывался за определение цивилизации как общества с функционально взаимосвязанными комплексами социальных институтов: классовое расслоение, основанное на собственности и контроле за производством, политические и религиозные иерархии, дополняющие друг друга в центральной администрации территориально организованных государств и, наконец, сложное разделение труда, при котором наряду с большой массой крестьянских производителей существуют квалифицированные рабочие, солдаты и должностные лица.
Как историки часто говорят, цивилизация – это слово легче описать, чем определить. Как следует из вышеизложенного, само слово происходит от латинского прилагательного цивилис, ссылку на гражданина. Граждане охотно объединяются в политические, социальные, экономические и религиозные организации, то есть в интересах большей общины. Со временем слово цивилизация стало означать нечто вне организации, оно относится к определенному общему способу мышления о мире, а также размышления о том, что такое мир в искусстве, литературе, драме и множество других культурных событий. Чтобы лучше понять эту идею надо исследовать истоки западной цивилизации.
Задача историка непростая, особенно в том случае, когда речь идет о древних цивилизациях, которые выросли и исчезли более пяти тысяч лет назад. Поскольку история это история письменных записей человека, историк древней культуры должен собрать прошлое из фрагментов человеческих усилий и человеческих достижений. Правда, имея в своем распоряжении 485 тонн письменных материалов, историк ставит перед собой непростую задачу. Но попытка собрать воедино прошлое культуры, чьи письменные документы скудны, делает задачу историка гораздо сложнее.