Австрийский врач и психиатр, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд – фигура ключевая во всей современной культуре. В основе воззрений на культуру лежит его убежденность в противоречии между природным началом, бессознательным, сексуальностью и насилием в человеке и нормам культуры, которая основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо, осуществляя жесткий контроль, цензуру инстинктов.
В применении к анализу культур общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. Геккелем означает, что в детстве человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества. Этот теоретический принцип был применен 3. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство и становление культуры. По Фрейду, красота, чистоплотность и порядок занимают особое место среди требований культуры. Хотя они и не столь же важны для жизни, как покорение сил. Но их и не отодвинешь в сторону, как нечто второстепенное.
Культура предполагает не одну лишь пользу это видно уже на примере красоты, которую нам никак не хочется исключать из интересов культуры. Польза от порядка очевидна, чистоплотность включает в себя гигиенические требования. Можно предположить, что польза от чистоты не ускользала от внимания людей даже в те времена, когда еще не было научно обоснованного предупреждения болезней. Но полезность и в данном случае не дает полного объяснения этого стремления, тут должно присутствовать и нечто иное.
В качестве далеко немаловажной характеристики культуры следует удостоить внимания тот способ, каким регулируются взаимоотношения людей, социальные отношения, касающиеся человека. Фрейд считает, что, возможно, с самого начала следовало бы заявить, что элемент культуры присутствует уже в первой попытке урегулировать социальные отношения. Не будь такой попытки, эти отношения подчинялись бы произволу, т. е. устанавливались бы в зависимости от интересов и влечений физически сильного индивида.
Следующим культурным требованием, рассмотренным Фрейдом, является требование справедливости, т. е. гарантия того, что раз установленный правопорядок не будет нарушен в пользу отдельного индивида. По Фрейду индивидуальная свобода не является культурным благом. Она была максимальной до всякой культуры, не имея в то время, впрочем, особой ценности, так как индивид не мог ее защитить. Свобода ограничивается вместе с развитием культуры, а справедливость требует, чтобы ни от одного из этих ограничений нельзя была уклониться. Стремление к свободе, таким образом, направлено либо против определенных форм и притязаний культуры, либо против культуры вообще. В итоге мы пришли к мысли, что культура равнозначна совершенству или пути к этому совершенству. Фрейд замечает, что нельзя не заметить одного из самых важных свойств культуры – насколько культура строится на отказе от влечений, настолько предпосылкой ее является неудовлетворенность могущественных влечений. Эти «культурные запреты» господствуют в огромной области социальных отношений между людьми.
Метод, которым пользуется Фрейд – это сведение сложного и простого к примитивному и элементарному. Уровни человеческой психики – «Я», «Оно», «Сверх Я». По Фрейду культура обретает статус бытийности как система проекций энергии, возникающих как реагирование на запреты.