Отношение не миру самому по себе, а к миру как он дан нам в созерцании, – эта мысль обобщается Кассирером таким образом, что она относится не только к познавательному отношению человека к миру. Согласно Кассиреру, человек живет в мире культуры, и его отношение к объективной действительности опосредствовано формами культуры; объективная действительность дана человеку не иначе, как в формах языка, мифа, религии, искусства, науки, т. е. как некоторое культурное явление.
Концепция Кассирера сохраняет самостоятельную ценность каждой из форм культуры; они не сводятся им к их научному осознанию; и вообще они не ограничиваются духовной сферой, аферой сознания человека, сферой «культурного сознания»; объективированные от человека, они составляют тот мир, мир культуры, в котором человек живет, ту подлинную действительность, которая непосредственно дана человеку.
Кассирер говорит о культуре и формах культуры, имея в виду то обстоятельство, что термин «культура» уже обозначает объективированный от индивидуального бытия и сознания человеческий мир.
Важная особенность форм культуры в концепции Кассирера заключается в том, что каждая из них представляет собой качественно определенную систему символов и образов. У человека, отмечает Кассирер, нет раздельного индивидуального бытия: он живет в великих формах общественной жизни – в мире языка, религии, искусства, политических учреждений. Он творит вербальные символы, религиозные символы, образы мифов и искусства, и только в целостности, в системе этих символов и образов он может поддерживать свою общественную жизнь, т. е. быть способным сообщаться с другими человеческими существами и сделать себя доступным для понимания другими.