Изучение сравнительной религии стало наукой хотя бы на уровне истории и текстологии. Но для этой дисциплины заложить законы религиозных явлений казалось бы довольно самонадеянным. Религиозные явления в целом во многом похожи на эстетические явления: они во многом связаны с субъективностью и большим разнообразием возможных культурных реакций. Сказать, что религиозное поведение закон, так же нелепо, как сказать, что все ответы на Мону Лизу или на фортепиано произведения Баха будут одинаковы.
Тем не менее, некоторые данные мировых религий таковы, что можно предложить и протестировать несколько принципов сравнительной религии. Существует по крайней мере три принципа сравнительной религии:
- принцип религиозного синкретизма;
- принцип теистической эволюции;
- принцип архетипа Спасителя.
Из-за неопределенности, связанной с историей, текстовой критикой и психологией как наукой, мы смущаемся называть эти принципы “законами”. Несмотря на то, что существует подавляющее подтверждение религиозного синкретизма, есть исключения, которые поучительны: например, иудаизм кодифицировал свое богословие после рождения христианства таким образом, что с тех пор практически не застрахован от синкретизма.
Принцип религиозного синкретизма гласит, что когда какие-либо две культуры встречаются и взаимодействуют, они обмениваются религиозными идеями с доминирующей культурой, преобладающей в обмене. Слово “доминирующее” в этом определении не обязательно означает численное превосходство. Большинство религий очень оборонительно реагируют на обвинение в религиозном синкретизме, поскольку считают, что оно подрывает основные требования к чистоте и уникальности.
Религиозный синкретизм в лучшем случае, не старые истины в новом облике или просто старые или новые истины, запутанные; скорее, через творческую диалектику рождаются новые религиозные представления.