Многовековое господство сократической философии, христианства и науки ввергло европейскую культуру в состояние глубокого кризиса. Как реакция на власть перечисленных идей возникает “европейский нигилизм”. Описав симптомы, структуру и возможные следствия этого явления, Ницше ввел его, вместе с концепциями ” смерти Бога”, ” переоценки всех ценностей”, “сверхчеловека”, в круг проблем философии культуры, развиваемых крупнейшими мыслителями 20 века.
Существенно иной в сравнении с ницшевским вариант философии культуры, исходящий из “философии жизни”, создал немецкий историк культуры В.Дильтей (1833-1911). Он рассматривает саму жизнь как способ бытия человека, осуществляющийся в раскрытии человеком культурно- исторического процесса, образовании мира истории, отличного от мира Природы. Подобно неокантианцам баденской школы, Дильтей разделяет методы науки о природе и науки о духе. Если первая “объясняет” данные внешнего опыта, согласуя их со схемами рассудка, то вторая “понимает” духовную целостность, интуитивно понимает “жизнь” из неё самой. Интерпретируя явления истории культуры , Дильтей использует в качестве “понимающей” методологии ее исследования герменевтику. Какая – либо эпоха в истории духа реконструируется как целостность, относительно которой необходимо истолкование отдельных явлений как её моментов.
Позднее история культуры рассматривалась Дильтеем как ряд произведений “объективного духа”. Последний представляет собой негегелевскую абсолютную идею, сущую в себе (“Философия духа”, раздел второй), а тотальность духовной взаимосвязи в реальной жизни, проявляющую себя как в творчестве индивида, так и человеческих сообществ. Дильтеевская философия “объективного духа”, подчёркивая несводимость творческих проявлений только к сфере разума, утверждает также единство мира культуры, включённость в него рефлексивных форм, поскольку к “объективному духу” относятся и искусство, религия, философия (у Гегеля – ступени развития абсолютного духа). Акцент на целостном восприятии исторических культурных систем позволяет Дильтею сблизить историю и искусство. Главной заслугой Дильтея остаётся разработка герменевтики как метода понимания письменно фиксированных проявлений жизни, т.е. духовной культуры в её исторических образцах.