Виды типологии культуры:
- специализация (обыденная и специализированная культура);
- этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);
- уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
Этнографическая типология культур – одна из исторически первых сформировавшихся классификаций культуры по типам является:
Историко-этнографическая
Выделяют 3 важнейшие группы основополагающих критериев и три разновидности этнографических типологических построений:
- антропологическая типология – главный критерий – принадлежность к расам.
- хозяйственно-бытовая – гл.признак-единый тип хозяйства.
- этнолингвистическая типология – главный признак – общность языка,как способа выражения мысли и общения.
Само понятие типология каких-либо явлений отражает стремление исследователя упорядочить свои представления об изучаемых объектах, систематизировав их по какому-то единому признаку.
Концепция «идеальных» типов М.Вебера – Немецким социологом, историком и экономистом были предложены абстрактные, идеальные типы, представляющие собой некое упрощение, образ-схему, а не объективно существующую социокультурную реальность. Идеальный тип – теоретическая конструкция, полуенная в результате акцентирования, усиления, логического связывания феноменов, встречающиеся в разл. эпохи в разных культурах.
Вебер различает три «чистых» типа господства. Рациональному типу соответствует правовой тип государства. Традиционный основывается на святости существующих обычаев и традиций. «Харизматический» – 3 тип. Харизма – определенные качества личности, позволяющие вдохновлять и увлекать за собой. По Веберу харизмой обладают и основатели мировых религий, и великие полководцы, и выдающиеся политики.
Типология Х. Ортеги-и-Гассет
Он предложил классифицировать культуры по технологическим основаниям. В работе «Человек-Техник» он обосновывает 3 основных периода технологической эволюции: «технология случая», «технология мастерового», «технология техника». Первый период – примитивная технология до- и протоисторического «дикого» человека. Открытия того времени не были результатом заранее обдуманного и преднамеренного поиска. Первобытный человек не отдает себе отчета в существовании технологии как таковой.
Второй период — это технология Греции, доимперского Рима и Средневековья. Набор технических действий значительно возрос. Однако соотношение между техническим и нетехническим (природным) все еще не таково, чтобы первое было необходимо для поддержания жизни. Человек все еще полагается на природу.
В период «технологии техника» на первый план выходит машина, причем на машина служит человеку, а человек обслуживает машину.
Типология преобладающего типа социальной солидарности
В качестве основного принципа для типологизации культур Флиер А.Я. использует черты преобладающего типа социальной солидарности, сложившегося в данном обществе. Выделяет кровнородственный тип культуры, этнический и национальный типы культуры, конфессиональный, профессиональный, социально-сословный типы культуры.
- кровнородственный тип культуры – наиболее древний. Степень солидарности зависит от степени близости их кровного родства.
- этнический и национальный типы культуры – включают в себя культурные системы племенного и этнического типа, а также национальные культуры как чрезвычайно трансформировавшиеся варианты этнической группы. Этническая культура вырабатывается с помощью символов прошлого – мифов, легенд, святынь. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями.
- конфессиональный – в основе этого типа лежит определенная религия и весь набор её мировоззренческих и социальных установок.
- профессиональный тип – в основе лежат принципы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями технологии деятельности по правилам той или иной профессии.