- Вид работы:
Практическое задание - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 9,30 kb 
Биография Эдгара Дега
Эдгар Дега (1834-1917) “Я до сих пор не встречал
 человека, который умел бы лучше изображать современную жизнь, душу этой
 жизни”, – так писал о Дега Эдмон Гонкур, один из самых чутких к
 изобразительному искусству французских писателей второй половины XIX века. 
Будущий
 художник родился в семье парижского банкира, художественное образование получил
 в Школе изящных искусств, в классе ученика Энгра – Ламотта. Энгр был кумиром
 молодого Дега, его пленяли и энгровское несравненное владение линией, и
 парадоксально сочетавшаяся с “классицизмом” острота видения
 действительности, проникающая зоркость взгляда. В конце 1850-х годов во время
 своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых
 мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на
 “исторические” – в традиционно-академическом понимании – темы
 (“Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей”,
 “Семирамида закладывает город” и др.). Однако академическими в этих
 работах являлись лишь сами сюжеты: древние греки имели у Дега облик современных
 парижан, а живопись отличалась свежестью и внутренней свободой. 
В
 1860-е годы мастер создает серию замечательных портретных образов, продолжающих
 традиции Энгра и одновременно неповторимо индивидуальных по стилю. В них уже
 ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в
 передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое
 благородство колорита, утонченность и энергия цветовой нюансировки. Энгровская
 гладкость письма сочеталась здесь с более современной живописной манерой,
 близкой Э. Мане. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское:
 в “Женщине с хризантемами” (1865) художник смело отодвигает главную
 фигуру в край холста и срезает ее рамой…
1860
 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века.
 Стремление к современности художественного языка, поиски новых средств
 выразительности пронизывали в это время поэзию Бодлера, романы Флобера, Золя и
 Гонкуров, живопись Мане, Ренуара, Моне, Писсарро и других молодых художников,
 вошедших вскоре в историю искусства под именем импрессионистов. Дега
 присоединился к этому движению с самого начала его возникновения. Он посещает
 кафе Гербуа и “Новые Афины” – место постоянных встреч Мане и его
 друзей, принимает участие в большинстве выставок импрессионистов. Как для всех
 них, “быть современным” означало для него прежде всего воплощать в
 искусстве непосредственные “впечатления” (отсюда название течения), а
 также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской
 жизни. Аристократически замкнутый, язвительный, необычайно скрытный в личной жизни,
 Дега был одержим настоящей страстью к изучению окружающей действительности. В
 отличие от других импрессионистов, он писал только фигурные композиции, но на
 смену ранним портретам теперь приходят жокеи на лошадях, скачки, сценки в кафе
 и кабаре, модистки, прачки, балерины и женщины “за туалетом”. Во всех
 этих образах утверждалась новая, чисто современная красота, неотъемлемыми
 чертами которой были правдивость, непосредственность, демократизм и острота
 характерного. Пожалуй, лучше всего об этом сказал сам Дега в одном из сонетов,
 посвященном его излюбленным персонажам – балеринам: … Пляшите, красотой не
 обольщая модной, Пленяйте мордочкой своей простонародной, Чаруйте грацией с
 бесстыдством пополам, Вы принесли в балет бульваров обаянье, Отвагу, новизну.
 Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье. Цель своего
 творчества французский художник видел в воплощении правды жизни, которая была
 для него слишком значительной, чтобы нуждаться в приукрашивании. Но постижение
 жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства. Дега
 подчеркивает эту условность живописного языка, контраст между
 “вульгарностью” натуры и утонченной гармонией и красотой колорита,
 рисунка, ритмического узора. Он противопоставляет также бесстрастную
 объективность в обрисовке персонажей – и чувство, разлитое в самой живописи,
 несущей в себе и иронию художника, и его глубокую нежность к моделям. 
“Не
 было искусства, менее непосредственного, чем мое”, – писал Дега. Каждое
 его произведение – итог длительных наблюдений и такой же упорной работы по их
 претворению в законченный образ. В его творчестве не было ничего от экспромта,
 продуманность его композиций заставляла порой вспомнить Пуссена. Но в
 результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и
 случайного. Во французском искусстве конца века Дега в этом отношении являлся
 диаметральной противоположностью Сезанну. Если у последнего картина вмещала в
 себя всю непреложность миропорядка и выглядела завершенным в себе микрокосмом,
 то у Дега она всегда содержала лишь часть срезанного рамой потока жизни. Сами
 его образы были исполнены динамизма, воплощали убыстрившиеся ритмы современной
 художнику эпохи. Именно страсть к передаче движения – этой, по словам Ренуара,
 “болезни века” – определила сами сюжеты Дега: изображения пробега
 лошадей, репетиций и представлений балета, прачек, несущих белье, гладильщиц за
 работой, моющихся, одевающихся или причесывающихся женщин. Произведения
 французского мастера – настоящая энциклопедия человеческих поз и
 “моментов” движений. Но также – смелых ракурсов и всегда динамичных
 точек зрения, лишавших даже статичный мотив замкнутости и стабильности. В
 отличие от других импрессионистов, Дега никогда
 не включал в свои композиции изображения японских гравюр, но он, как никто
 другой, проник в свойственный этим гравюрам принцип динамичного видения мира.
 Его искусство перебрасывало мост и в будущее – к современной документальной
 фотографии и кино. Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а
 “скрытой камерой”. О своих женщинах “за туалетом” он писал:
 “До сих пор нагота изображалась в позах, которые предполагают наличие
 свидетелей. Мои же женщины – честные человеческие существа, они не думают ни о
 чем другом, а заняты своим делом”. 
В
 своем стремлении постичь интимные тайны жизни Дега был одновременно трезвым
 наблюдателем и романтиком, умевшим “заворожить истину”. (Романтичной
 была уже сама его устремленность к жизненным тайнам.) В его работах
 “поэзия и правда” всегда сосуществуют.
Особенно
 наглядно это в многочисленных балетных композициях, где закулисные
 “трудовые будни” театра соседствуют с волшебной феерией, происходящей
 на сцене. Грубоватые, плебейские танцовщицы становятся на наших глазах
 романтическими сильфидами; чудо искусства и поэзии рождается именно из прозы
 жизни…
В
 живописи импрессионистов Дега занимал особое место – прежде всего из-за той
 роли, которую играл в его творчестве рисунок и благодаря характерному для него
 сочетанию импрессионистического растворения красок в потоке света и
 пластической определенности формы. С годами художник все чаще отдавал
 предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или
 гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и
 насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха.
 Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и
 монументальности. Исчезают аксессуары и иллюзионистичность пространства, линия
 и цвет становятся нераздельным целым. При этом именно цвету – свободной,
 горящей, переливающейся оттенками красочной стихии – принадлежит в позднем
 творчестве художника ведущая роль. В колористических “симфониях” на
 темы танцовщиц, созданных в конце столетия, Дега, оставаясь в целом в пределах
 импрессионистической фиксации отдельного мгновения, уже делает решительный шаг
 в сторону более обобщенного видения XX века, кажется непосредственным
 предшественником фовистов.
На
 протяжении почти всего творческого пути художник занимался также скульптурой:
 лепил из раскрашенного воска и глины статуэтки движущихся лошадей, балерин в
 позициях классического танца и женщин “за туалетом”. (После смерти
 Дега эти почти не известные широкому зрителю статуэтки были переведены в
 бронзу.) В начале нашего столетия из-за прогрессирующей болезни глаз скульптура
 стала единственным видом творчества мастера. Конец его был трагичным: художник,
 поражавший современников зоркостью видения, умер почти полностью ослепшим.
Использованы материалы статьи Н. Апчинской в кн.: 1984.
 Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание.
 М. 1984.
Литература:
Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М., 1971
