- Вид работы:
Реферат - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 10,25 kb 
НТР и художественное творчество
Студент  IVкурса  факультета
 архитектуры
института им. И.Е.Репина
Богрянцев П.А.
22.05.1997
РЕФЕРАТ
“НТР и художественное
 творчество”
СОДЕРЖАНИЕ
1. Влияние на
 развитие общества. 
2. Личность.
3. Влияние на искусство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
статья   “НТР и
 личность”                                      Д.А.Гранин
статья   “Эстетика
 парадокса”                               Ю.В.Линник
статья   “К проблеме
 индивидуального стиля в научных
исследованиях” А.С.Архангельская
статья   “Человек и
 техника в новейшей зарубежной
литературе” Т.Л.Мотылева
статья    “На пути к
 синтетизму”                             И.Грекова
статья    “Творческий
 процесс или имитация?”     А.А.Крон
n
 1 –
1. Технический прогресс и
 нравственное развитие общества.Антиутопии.
В  начале ХХ века возник ряд
 “антиутопий” , в которых описываются опас-
ности , которые  несет
 человечеству  грядущая “машинная цивилизация”.
Как пример можно привести
 сатирический рассказ  С.Линкока  “Человек в
асбесте”, написанный
 еще в начале века.Итогом развития машинной ци-
вилизации, по мнению автора,
 будет вечный , бессмертный и однообраз-
ный мир, полностью
 безопасный и в равной мере бессмысленный.
“Будущий”
 человек Линкока потерял человеческие чувства и стремления.
Линкок высмеивает
 стандартизацию жизни, нивелировку человека в Аме-
рике  (действие происходит
 на Бродвее).Это  произведение и ряд ему по-
добных  выражают  общую
 мысль  –  опасность обнищания  духовной жи-
зни , атрофии человеческой
 деятельности , деперсонализация личности .
В машинной цивилизации
 К.Воннегута  (“Завтрак для чемпионов”) ясно
видны уже ставшие
 реальностью  проблемы  –  умирание природы , рост
преступности , духовное
 обнищание.
Отрыв научно-технического
 прогресса от нравственного развития общест-
ва вызывает мнимую
 альтернативу :  либо прогресс науки и техники , либо
прогресс человека. Так ,
 например, английский культур-философ А.Тойнби
считает :  мораль статична ,
 а техника динамична , и разрыв  между техни-
ческим развитием и
 нравственным развитием человечества постоянно уве-
личивается.
Подобный подход
 исключает компромиссное решение проблемы.Ключ к
решению – в комплексном
 решении : единство и неразрывность научно-тех-
нического, социального и
 нравственного прогресса.Если процессы НТР не
контролировать , это может
 вызвать серьезнейшие диспропорции и проти-
воречия в общественном
 развитии.
НТР повышает меру
 социальной и моральной ответственности людей в
связи с тем , что созданные
 ими силы могут угрожать существованию са-
мого человечества.Проблема
 свободы встает не только как проблема лич-
ного выбора , но и как проблема
 общей ответственности людей за опре-
деление путей развития
 человеческой цивилизации , способной обеспе-
чить не просто выживание ,
 но и оптимальные условия жизни будущих
поколений.
n
 2 –
2.Личность.
В истории человечества
 индивидуально-личностное мироощущение и
самоощущение обычно
 усиливалось в кризисные  эпохи.Индивиду прихо-
дится  самому искать ответы
 на новые вопросы , к которым неприменимы
старые подходы.Человеческое
 “я” приспосабливается к новым факторам.
Информационные  перегрузки
 вызывают необходимость индивидуального
отбора усваиваемой
 информации.Множественность и сменяемость  соци-
альных ролей личности
 создают необходимость их осознания  и интегра-
ции в определенной системе
 личных ценностей , в рамках целостного об-
раза
 “я”.Экстенсивность общения вызывает потребность в интимности ,
индивидуализирует
 требования к любви, дружбе.
НТР  порождает новые виды
 искусства, делает произведения искусства
доступнее для людей.Но
 успехи НТР вызывают у ее творцов чуство пре-
восходства над
 искусством.Тем более что в искусстве подобного прогресса
нет, по сравнению с НТР оно
 кажется малоподвижным.Кроме того, совре-
менные формы искусства во
 многом зависят от техники.Но именно в этом
ми и душевными
 перивязанностями.Искусство реагирует на изменение жиз-
ни и вбирает в себя явления
 современности.
НТР увеличивает меру
 материальных потребностей человека, искусство
же увеличивает меру его
 внутренних потребностей.Очевидно, что искус-
ство должно не расцвечивать
 НТР , а помочь осознать ее не как самоцель,
а как средство.
НТР создает  человека,
 уверенного в том, что знания заменяют  культуру.
Человек фиксирует
 инфориацию, полученную от произведения, но диалог
с произведением не
 возникает.Так в романе М.Фриша “Homo Фабер” предс-
тавляется этот новый тип
 человека – преуспевающий инженер Вльтер Фа-
бер успева за три месяца
 успевает облететь полмира.Эти постоянные пе-
ремещения – способ автора
 раскрыть характер человека деловитого , пре-
успевающего и равнодушного к
 таким понятиям , как семья , дом , родина.
Для Фабера преклонение
 перед техникой заменило религию.В иных убеж-
дениях , иных духовных
 ценностях он не нуждается.Характерно то , что
Фабер не читал Толстого.В
 картинных галереях Парижа и Рима ему скуч-
но.Но гораздо серьезнее
 жизненная позиция Фабера , определяемая по
формуле “это меня не
 касается”.Мораль книги : “Технократ отчужден от
живого мира”.
В проблеме охраны
 внутреннего мира человека роль искусства неоцени-
ма –  “Красота спасет
 мир”.
n
 3 –
“Эстетика
 парадокса”
К вопросу о соотношении
 науки и искусства можно подойти двояко.С од-
ной стороны , интересно
 прослеживать их взаимовлияния : в науке искать
элементы художественного
 мышления (диалоги Галилея) , а в искусстве
обнару живать воздействие
 науки (“научная поэззия”).Но говорить о подлин-
ном синтезе науки и
 искусства можно лишь в отдельных случаях.Чаще та-
кое взаимопроникновение
 бывает неполным , частичным.Поэтому полезно
посмотреть на проблему ,
 акцентируя внимание  на некоторых инвариан-
тах , присущих науке и
 искусству , несмотря на все их различия.
Как пример –
 парадоксальность.Парадокс был всегда неотъемлемым ком-
понентом научного
 мышления.Но отношение к нему существенно менялось.
Обнаружив парадоксальную
 антиномичность разума , Кант увидел в непри-
миримости тез и антитез
 трагедию мышления, – его расколотость , разор-
ванность , разъятость.Это
 типично для классического мышления.Парадок-
сы воспринимались чисто
 негативно : они возмущали рационально ясную
модель мира , оценивались
 как фактор дисгармонии.ХХ век создал иную
шкалу оценок.Принцип
 дополнительности Н.Бора изменил негативное от-
ношение к парадоксу на
 позитивное : появление парадокса может свиде-
тельствовать о приближении к
 истине.Изменилось понимание истины , гар-
монии , красоты.Классическая
 истина была несовместимой с антиномич-
ностью.Однако Бор указал ,
 что на более глубоком уровне возникает ситуа-
ция , когда утверждение и
 противоутверждение , аргумент и контраргумент
оказываются парадоксально
 равноправными и в одинаковой степени истин-
ными.
В гуманитарной области
 парадокс всегда был вполне законным , даже
необходимым
 элементом.Парадоксальные пересечения смыслов в произ-
ведении действуют
 непосредственно на сознание , обходя логический ана-
лиз.Интересно , что
 современная наука приходит к парадоксальным выво-
дам и понятиям ( последние
 исследования в области физики – касательно
исследования пространства и
 материи).На уровне глубинных парадоксов
наука и искусство находят
 точку соприкосновения.В определенные момен-
ты научного познания ведущую
 роль играет интуиция , а художник неред-
ко выверяет свое
 произведение с помощью математического расчета.
Парадоксы маркируют
 границу между обыденным и небывалым , канони-
ческим и новым.Современная
 наука находит удивительнные аналогии ,так
в концепции Фридмана
 проведена аналогия между микрочастицей и вселен-
ной.
Аннулируя привычные
 алгоритмы мышления , парадокс подталкивает нас
к новизне.
n
 5 –
3.Влияние на искусство
Синтетизм.
НТР часто порождает
 смешение и взаимопроникание жанров.В отдель-
ных  случаях границы между
 точными и гуманитарными науками становят-
ся практически
 неразличимы.Творческого человека не можее удовлетворить
его узкопрофессиональная
 деятельность.Математические методы проника-
ют в чисто гуманитарные
 области и часто помогают глубже осмыслить яв-
ление , обнаружить в нем
 важные законоиерности.При этом применение
ности научному исследованию.
 С помощью этого аппарата исследунтся не
само явление , а его
 математическая модель , которая может быть как
удачной , так и не удачной
 (что в гуманитарных науках встречается чаще).
На грани науки и
 искусства стоит такая форма творчества , как педагоги-
ческое мастерство.Хороший
 педагог – всегда не только ученый, но и худож-
ник , артист.Огромную роль
 здесь играет искусство отбора – из необозримо-
го объема информации
 необходимо отобрать нужную и в каком виде донес-
ти до слушателя.Через
 педагогическое творчество происходит вовлечение
людей в сферу научных идей и
 концепций , в сферу научной этики и эсте-
тики.
Этические и эстетические
 вопросы все чаще проникают в научные ис-
следования , т.к.
 ответственность науки перед природой и человечеством
за последнее время сильно
 возросла.(Главный герой пьесы “Физики” убеж-
ден – “нынешний гений
 обязан быть непризнанным”)
Еще одно соединение
 науки и искусства – научно-популярная литерату-
ра.В своих лучших образцах
 она поднимается до уровней художественных
произведений.”Популярное
 изложеие” – вовсе не “вульгаризация”.Потреб-
ность в литературе,
 способной рассказать высокоразвитым читателям, что
происходит вне их узкого
 круга , характерна для эпохи НТР.
“Научная”
 проза.Значимость науки в жизни общества резко повышается.
Совершенно закономерно
 стремление искусства проникнуть в мир науч-
ных проблем , отразить жизнь
 и быт , взаимоотношения  и  столкновения
людей , связанных с
 наукой.Для того чтобы писатель мог достоверно пере-
дать мир науки и его людей ,
 он должен  прежде всего знать эту область
жизни , и не в общих чертах
 , а довольно близко.Писатель не должен бла-
гоговеть перед
 “таинством” и величием науки , именно прозаичность и обы-
денность придает
 произведению достоверность и силу.
n
 4 –
Искусственный интеллект и
 творчество.
ЭВМ , как один из
 продуктов НТР , по моему мнению , должна занимать
отдельную нишу.Насколько
 применим компьютер к творческому процессу –
вопрос неоднозначный и
 сложный.
Всякое познание
 действительности – в той или иной степени ее модели-
рование.Современные машины
 способны не только моделировать окружа-
ющую действительность , но и
 в определенной мере ее интерпретировать.
Однако творчество на
 сегодняшний день остается прерогативой челове-
ка.Сторонники машинного
 творчества утверждают – если машина способ-
на создать произведение ,
 которое будет восприниматься людьми , как ис-
кусство , то уже не
 существенно , каким путем достигнут этот эффект.Кро-
ме того , наука нетерпит
 никаких запретов , кроме наложенных самой при-
родой.Поэтому утверждать ,
 что машинное творчество никогда не возник-
нет , нельзя.
Человек не способен
 выдумать ничего , что не было бы комбинацией уже
существующих в природе
 элементов.Применительно к искусству это верно
лишь наполовину.В искусстве
 все решает не состав , а контекст , взаимо-
действие.Машина способна
 создать произведение , отвечающее всем за-
ложеным требованиям , но это
 произведение не будет нести никакой идеи.
Машина может создать заготовку
 , но окончательный отбор останется за
человеком.Отбор – главнейший
 элемент всякого творчества.
Без человека творчество
 превращается в имитацию , подражание суще-
ствующему.Образ индивидуален
 и неповторим , он не конструируется , а
рождается , в нем
 концетрируется опыт всего человечества , преломлен-
ный через индивидуальный
 опыт сознания , через особенности характера
и темперамента личности.Если
 в будущем машина обретет личность , она
сможет творить.
Жизненность любого
 творческого метода может быть подтверждена толь-
ко одним способом –
 созданием шедевров. Только шедевры заставляют че-
ловека пресмотреть свои
 эстетические принципы.Версификация ничего не
доказывает , это лишь
 пережевывание уже существующих шедевров.И по-
этому новое произведение ,
 созданное в стиле какого-то старого мастера ,
может вызвать лишь
 поверхностный интерес.
Произведения искусства не
 изоморфны своим схемам , как продукты точ-
ных наук.Однажды
 В.И.Немирович-Данченко добросовестно изложил одно-
му драматургу некую схему построения
 драмы.В ответ на удивленный воп-
рос “Что же из этого
 может получиться?” он ответил : “Смотря у кого.У Гри-
боедова – <<Горе от
 ума>>”.
n
 6 –
Особенность
 художественного  синтеза  – подчиненность не четко сфор-
мулированному заданию ,
 каковым является всякий алгоритм , а “сверхза-
даче”.Термин этот ,
 введенный К.С.Станиславским, по мнению многих, мо-
Станиславский исходил из
 неразрывности сферы мышления и эмоциональ-
ной жизни художника.
Искусственный интеллект
 может (пока) выступать лишь в роли инстру-
мента художника.Машина
 существенно облегчает работу творца , сводя к
минимуму рутину в его
 деятельности , дает новые возможности.Возника-
ют новые формы искусства ,
 обязанные своим появлением НТР , но твор-
ческая иннициатива остается
 за человеком.
– 7 –
