- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,5 Кб
Афина как мифологический персонаж
1.Афина как мифологический персонаж
1.1 «Биография» Афины в мифах
Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мошной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину. Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты – одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные. Паллада – «победоносная воительница». Это имя она получила со значением «Полиада» («городская», «покровительница городов и государств»).
Во время Панафиней отмечался день рождения Афины (примерно 18 августа). Согласно «Хронике Евсевия», дева (Афина) появилась на озере Тритон в 1780 году до н.э. Этот мифологический сюжет был изображен на фронтоне Парфенона; в спартанском храме Афины Меднодомной. Афина получила владычество над греческой местностью Аттика, чьей покровительницей, со столицей, названной её именем, она считалась в историческую эпоху. Согласно мифу, Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды, который показывали в историческое время в Эрехтейоне (по другой легенде, он создал лошадь). За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Согласно решению судей, Афина была признана победительницей, так как её подарок является более полезным, и город назвали её именем.
Афина считается девственницей, но в мифах встречаются упоминания о рождении ребёнка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Когда он родился, богиня Афина взяла его под свое покровительство, и он рос в ее святилище. Эрихтоний, возмужав, стал царем Афин, где и правил долгие годы.
Афина требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она – главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина – защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы».
1.2 Афина-богиня мудрости
Афина – одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии. По своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его. Истоки такого образа богини коренятся в древнейшем периоде развития греческой истории и мифологии – матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом, и место её – ближайшее к Зевсу. Приобретя в патриархальную эпоху с новые функции богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и мудрой защитницы.
Афина – богиня мудрости. Демокрит считал её «разумностью». Мудрость Афины отличается от мудрости Гефеста и Прометея, поскольку проявляет себя в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась символом всеобъемлющей мировой мудрости и порядка. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина – Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»). На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.
Афину часто изображали с совой, птицей с огромными круглыми глазами, символизирующей мудрость. Афина была мудрее всех других богов и богинь. Зная это, Зевс сажал Афину рядом и советовался с ней, прежде чем что-либо предпринять. В мифах она постоянно проявляет стратегический гений и практицизм. Афина представляет образец, которому следуют женщины, обладающие логическим складом ума и руководствующиеся скорее разумом, чем сердцем. Афина – женский архетип, демонстрирующий, что сильный интеллект, умение не поддаваться эмоциям и правильная тактика действий в конфликтных ситуациях вполне характерны для определенного типа женщин. Представление об Афине как архетипе логического мышления бросает вызов утверждению Юнга, что женщина мыслит посредством своей мужской стороны, анимуса, который, как предполагается, отличен от ее фемининного эго. Женщина, движимая Афиной, не уподобляется мужчинам. Ей не нужна помощь анимуса – она и сама хорошо и ясно мыслит. Женщина, осознавшая остроту своего ума как связанное с Афиной женское качество, может развивать положительный образ себя, не боясь упреков в мнимом мужеподобии. Мудрость Афины Паллады связана с добротой. Поэтому, когда на процессах в афинском Ареопаге судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос за оправдание обвинённого.
1.3 Афина-целительница
Еще одна мифологическая ипостась Афины – целительница.
Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мёртвых. По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний – Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая).
В мифах говорится, что Афина оказывала помощь женщинам при родах.
Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи. На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра. Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны.
Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины. Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи. К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился.
1.4 Афина – покровительница ремесел
Как покровительница женских работ, Афина известна уже Гомеру. Особенно она славилась своим мастерством ткачихи. Никто не мог превзойти богиню Афину в искусстве ткать. Древнегреческий миф рассказывал, что состязаться с ней в этом очень опасно – Арахна, дочь Идмона, хотевшая превзойти Афину в этом искусстве, жестоко поплатилась за своё высокомерие. Девушки Древней Греции чтили Афину Палладу как учительницу домашних рукоделий – кулинарного искусства, ткачества и прядения. Поэтому наряду с копьем и щитом рядом с Афиной иногда изображали прялку.
Позднее ее стали считать своей покровительницей представители разного рода ремесел и искусств: плотники, кузнецы, литейщики, горшечники, кораблестроители и т.д., о чем свидетельствует праздник Χαλκεΐα, установленный в честь ее и Гефеста. Когда стали развиваться изящные искусства, она стала представительницей умственной и художественной деятельности и творчества. Ей приписывают изобретение флейты, трубы и военного танца – пиррихи; она же изобрела керамический горшок, плуг, грабли, ярмо для волов, уздечки для лошадей, колесницу и корабль и искусство счета. Она научила Эрихтония укрощать и запрягать коней и помогла Беллерофонту укротить Пегаса. Она имела близкие отношения к конным ристаниям и морскому делу; так, с ее помощью Данай построил пятидесятивесельное судно для переправы в Грецию, а аргонавты – корабль Арго; деревянный конь, послуживший к разрушению Трои, был построен ей в дар.
Афину называют наставницей мастера по металлу. Дедал научился своему искусству у Афины. Поэт Александр Этолийский утверждает, что статуя Афродиты в его полисе – работа самой Афины. Гесиод указывает на её связь с ремесленниками-плотниками. Афина отполировала копье Пелея. Она помогает гончарам. Афина называется «Эрганой», покровительницей ремесленников. Её собственные ремесленные изделия – подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона. Поэтому под ее покровительством стояли науки и искусства, которые она ведала наравне с музами.
1.5 Афина-воительница
Богиня Афина Паллада считалась у греков изобретательницей военного искусства. Ее всегда сопровождает крылатая богиня победы (Ника). Афина – охранительница городов, богиня акрополей; в честь её, богини афинского Акрополя, совершали афиняне большой и малый Панафинейские праздники. Будучи богиней войны, Афина, тем не менее, не испытывала радости в битвах, как боги Арес и Эрида, а предпочитала решать распри миром. В мирные дни она не носила оружия, а во время войн получала его у Зевса. Однако, вступив в бой, Паллада никогда его не проигрывала – даже самому богу войны Аресу. Мудрость Афины, ее умение правильно распределять свои силы и искусно маневрировать дают женщине преимущества в конкурентной борьбе.
Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сражения. Она – убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы».
Поскольку в мифах воинственная ипостась Афины представлена наиболее широко, рассмотрим подробно войны богини Афины.
2.Войны богини Афины
2.1 Война с титанами
Основа для этого важного события была положена после того, как молодой титан Кронос сверг своего отца, Урана, повелителя небес, с помощью своей матери, Геи. Уран вызвал вражду Геи, когда он заключил в Тартар её детей Гекатонхейров и Киклопов. Кронос теперь превратился в ужасного царя, каким был его отец Уран, он глотал каждого из детей, как они рождались от его сестры-жены Реи. Рее, однако, удалось скрыть своего ребёнка Зевса, обманув Кроноса, дав ему вместо него проглотить камень, завернутый в одеяло.
Рея принесла Зевса в пещеру на острове Крит, где он был выращен до зрелого возраста Амальтеей. Зевс возглавил освобожденных братьев и сестер в восстании против Титанов.
Согласно Гигину, причина Титаномахии заключается в следующем – «После того как Гера увидела, что Эпаф, рожденный от наложницы, правит таким большим царством (Египтом), она захотела, чтобы он был убит во время охоты, а также призвала Титанов прогнать Зевса из королевства и вернуть трон Кроносу (Сатурну). Когда Титаны пытались установить небо, Зевс с помощью Афины, Аполлона и Артемиды, бросил их прямиком в Тартар. На Атланта, который был их лидером, он положил свод небес; даже сейчас ему приказано поддерживать небо на своих плечах».
2.2 Участие в гигинтомахии
Эта битва происходила на Флегрейских полях. Хотя в битве с гигантами Афина призвала на помощь богам Геракла, но сама также отличилась. После гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой. Также Афина гнала колесницу с парой коней против Энкелада, а когда тот обратился в бегство, обрушила на него остров Сицилию. С Палланта Афина содрала кожу и покрывала ею свое тело.
2.3 Троянская война
Эта война началась с яблока раздора. Однажды на горе Пелион справлялась свадьба героя Пелея, внука Зевса и воспитанника кентавра Хирона, и его могучей возлюбленной, морской царицы Фетиды – будущих родителей Ахилла. Все божественные покровители молодых людей собрались на брачный пир, не была приглашена только вспыльчивая богиня раздора Эрида. И она-то придумала, как отомстить за обиду. Взяв золотое яблоко из садов Гесперид, на котором было написано только одно слово – «Прекраснейшей», она бросила его на пиршественный стол. Но кто же из богинь имеет право на титул «Прекраснейшая»? Гера, Афина и Афродита одновременно схватили яблоко и вступили в спор. Видя, какой раздор начался среди богинь, Зевс приказал Гермесу лететь на гору Иду, найти там юношу Париса, сына царя восточного города Трои Приама, который, по предсказанию Оракула, должен разрешить этот спор.
Богини принялись искушать Париса: Гера – властью, Афина – воинскими победами и почестями, но золотое яблоко получила богиня любви Афродита, которая пообещала ему в жены самую красивую женщину мира – Елену Прекрасную, дочь Леды и Зевса. С ее помощью Парис коварно похитил Елену из собственного дома, где был гостеприимно принят царем Спарты Менелаем. Менелай не стерпел обиды и поднял греков на войну с Троей. Афина воевала на стороне греков, а Афродита на стороне Трои. Война продолжалась более 10 лет. Одиссей, принимавший участие в осаде Трои, желая скорее покончить с войной, предложил грекам прибегнуть к военной хитрости. Его план был таков: нужно построить гигантского коня, в котором спрячется отряд самых храбрых воинов. Затем греки снимут лагерь, чтобы троянцы поверили: греки ушли на кораблях в открытое море. Троянцы на радостях не заметят подвоха: коня в качестве трофея введут в город, посчитав, что опасность миновала.
Однажды утром троянские стражи на крепостных стенах не обнаружили врагов, так долго осаждавших их хорошо укрепленный город. Лагерь был пуст, а вдалеке в море виднелись мачты отплывавших кораблей. Радости троянцев не было предела: все ворота Трои были открыты, и измученные долгой осадой люди высыпали за город. В греческом стане еще дымились угли ночных костров, а посредине красовался огромный деревянный конь, который из-за гигантских размеров, как подумали троянцы, не поместился на корабле и был оставлен. Пастухи привели только что пойманного грека Синона, и тот заверил троянцев, что конь предназначен в дар богине Афине и может стать троянцам хорошей защитой, если они окажут ей почести. Коня ввели в город. Но тут вперед выступил троянский врач, жрец бога Аполлона Лаокоон. «Не верьте данайцам, дары приносящим!» – пророчески воскликнул он и стал убеждать сограждан, что греки коварны и вряд ли они уплыли совсем, а конь – ловушка. Чтобы доказать свою правоту, он метнул в коня копье. Удар был так силен, что конь содрогнулся, и в его глубине отчетливо звякнуло оружие. Но Афина была начеку; она помутила рассудок троянцев, и те не услышали подозрительного бряцания и не поверили своему жрецу. Конь был введен в город и поставлен в центре у Акрополя. А из моря вдруг появились две огромные змеи, которые набросились на малолетних детей Лаокоона, резвившихся на берегу. Несчастный отец поспешил на помощь детям и мощными руками обхватил извивающихся чудовищ. Завязалась страшная борьба. Это была месть Афины: змеи душили Лаокоона и медленно убивали своим ядом. Ночью же Синон открыл потайную дверцу в чреве коня и выпустил греческих воинов наружу. В городе мгновенно начались пожары. Их огонь с мачты корабля увидел Одиссей и приказал всем галерам срочно плыть к берегу. Греки не знали пощады: были перебиты все жители Трои, погиб и сам царь Приам, и все его сыновья, включая Париса. Троя была сожжена дотла.
2.4 Помощь Ахиллу
Самое замечательное явление Афины – это ее явление Ахиллу: когда тот в споре с Агамемноном хватается за меч, богиня встает позади него и хватает героя за волосы. Другие не могут ее видеть, но Ахилл, «ужаснувшись», узнает Афину, очи которой горят страшным огнем. Она советует Ахиллу обуздать гнев, – если, как бы между прочим добавляет богиня, он желает покориться, и Ахилл, конечно, покоряется. Горящие глаза Афины отмечают момент разумного просветления среди сгущающихся туч раздора. Афина помогала Ахиллу разрушить Лирнесс. Во время схватки Афина отражает копье Гектора от Ахилла. В решающей сцене с согласия Зевса Афина помогает ему сразиться с Гектором.
Посланная Зевсом, богиня передает Ахиллу нектар и амброзию, когда герой скорбит о Патрокле и отказывается от пищи.
2.5 Помощь Тидею
Тидей – в греческой мифологии сын Ойнея, царя Этолии, отец Диомеда. Вследствие совершённого им убийства (возможно, невольного) одного из родственников Тидей вынужден бежать из дому. Он находит убежище и получает очищение у Адраста, царя Аргоса, к которому в это же время прибывает изгнанный из Фив Полиник. Между Тидеем и Полиником возникает ссора. Адраст, застигнув противников с оружием в руках, мирит их и выдаёт за них замуж двух своих дочерей. Тидей становится участником похода семерых против Фив. Афина покровительствовала Тидею и его сыну Диомеду, которого она хотела сделать бессмертным, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокостьТидея. Древняя традиция изображает Тидея человеком невысокого роста, подчёркивает его воинственный пыл и дикую свирепость. Он не желает слушать никаких уговоров Амфиарая, предостерегающего вождей от битвы, и рвётся в бой. Тидей убивает Исмену у городского колодца. В решающем сражении фиванский полководец Меланипп смертельно ранит Тидея, но тот перед смертью успевает убить противника; затем Тидей раскалывает голову Меланиппа и высасывает из черепа мозги. При виде этого акта жестокости Афина, обещавшая своему любимцу Тидею бессмертие, в негодовании покидает его. Тидея похоронил благодарный ему за спасение Меон.
Афина почиталась на всем протяжении древнеэллинского мира. В Аркадии, в Беотии, в Аттике, Элиде, Ахее, Лаконии, на берегах Малой Азии, на островах Эгейского моря, в Ливии, Италии, Сицилии ей поклонялись, как строгой воинственной благодетельной богине, символизируя в ее имени физические и этические представления.
Древнейшие следы поклонения Афине были найдены во время археологических раскопок Микен, в которых женское божество войны со щитом в руке являлось также покровителем микенских царей, акрополей и дворцов.
Идалион – древний город-государство на Крите, на месте которого располагается сегодня деревня Дали. Афина почиталась здесь как богиня мудрости и являлась верховным божеством. Данный вывод подтверждается надписями с именем богини, сделанными на предметах с развалин древнего города. Афина Идалийская – так обращались жители к своей покровительнице с молитвами в трагические моменты истории и в часы славы. Храм в честь Афины был возведен в самом сердце Идалиона – в западном акрополе. Там же недалеко, у северного подножия холма, находился дворец, посвященный Афине. Есть мифы, в которых говорится, будто бы богиня самолично посещала эти места. Позднее, когда Идалион завоевали финикийцы, центральный храм был разрушен, однако финикийцы не перестали поклоняться богине мудрости, которую стали называть Анат.
В 7 веке до н.э., после образования полисов в Греции, Афина стала покровительницей многих городов. Помимо Афинского и Критского, ей было посвящено несколько акрополей – в Аргосе, Спарте, Мегарах, Трое, Трезене, Эпидавр-Лимере, Фенее, Левктрах, Короне, Скепсисе, Акраганте, Линдосе. Последний сохранился до наших дней и считается «драгоценным камнем Родоса». Здесь же находится храм Афины Линдии.
Но, разумеется, больше всего почитали Палладу афиняне, жители города, названного в честь этой богини. Общественная жизнь Афин была проникнута служением Палладе. В Афинах, помимо посвященного богине Акрополя, находился также Панафинейский стадион (Панатинаикос). построенный из белого мрамора. В древности здесь проводились посвященные богине Афине Панафинейские игры, а в конце 19 века на этом стадионе провели первые Олимпийские игры нового времени. Панафинеи носили всеобщий характер и прославляли Афину как символ государственной мудрости и порядка. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем – Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, Великие (раз в четыре года) установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. Афине в ее полине были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине.
4.Парфенон
4.1 Местоположение и годы строительства Парфенона
Величайшее и прекраснейшее святилище древних Афин, посвященное покровительнице полиса, возвышается над центральной частью современного города на скалистом утесе, известном как Акрополь. Памятники Акрополя гармонично сочетаются с естественным окружением. Эти уникальные произведения древнего зодчества наиболее оригинальным способом заключают в себе различные композиции и стили классического искусства, и в течение многих веков оказывали большое влияние на развитие культуры и искусства. Акрополь V века до н.э. представляет собой наиболее точное отражение величия, мощи и богатства Афин на пике славы, в золотой век Перикла. Храмы на северной стороне Акрополя посвящались в основном ранним афинским культам и богам Олимпа, в то время как храмы на южной стороне Акрополя посвящались культу Афины в ее многих качествах: таких как Афина Полиас (покровительница города), Афина Паллада, Афина Промахос (богиня войны), Афина Эргана (богиня ручного труда), Афина-Ники (богиня победы) и Афина Парфенос (Дева).
Дату начала строительства Парфенона ученым удалось точно установить благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты. Парфенон сооружался в 447-438 годах до н.э. архитектором Калликратом по проекту Иктина, а украшен он был в 438-431 годах до н.э. под руководством Фидия при правлении Перикла.
В середине V века до н.э., когда Афины были величайшим культурным центром своего времени, Перикл выступил с инициативой амбициозного строительного проекта, который длился всю вторую часть пятого столетия до н.э. В проекте приняли участие афиняне и иностранцы, получая зарплату в размере одной драхмы в день. Наиболее значимые из сохранившихся в Акрополе зданий, таких как Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины-Ники, были возведены в этот период под надзором величайших архитекторов, скульпторов и художников своего времени. После окончания Пелопонесской войны в 404 году до н.э. и до первого столетия до н.э. на Акрополе не возводилось других значимых зданий.
4.2 Описание Парфенона
Парфенон, являющийся визитной карточкой древнегреческой цивилизации, несомненно, самый величественный из всех шедевров древнегреческой культуры. Он заменил два более ранних храма, также посвященных богине.
Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Он стоит на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) – трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был покрыт черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение 6 на 13. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания – 1,9 м, у угловых колонн – 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр (канелюр – вертикальный желобок на стволе колонны). Внутреннее помещение (59 м в длину и 21,7 м в ширину) имеет ещё две ступени (общая высота 0,7 м). Для идеального впечатления посетителей в строительстве был применен метод «Золотого сечения».
Мы привыкли, что здание имеет фасад, то есть главную, парадную сторону. Греки хотели, чтобы их постройки были прекрасны со всех сторон. Поэтому они поставили Парфенон так, чтобы человек, войдя на Акрополь, увидел его с угла. Вход в Парфенон – со стороны, противоположной парадной. И в этом особый смысл: зодчие заставляли человека обойти храм, чтобы проникнуться строгим и торжественным настроением. Вокруг Парфенона, за колоннадой, по верху стены тянется стошестидесятиметровая мраморная лента барельефа, изображающего шествие. Вот группа отважных всадников на горячих коренастых лошадках. Девушки в длинных рубахах погоняют круторогих быков. Идут женщины с пальмовыми ветвями – символом мира. Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Все изображённые как будто действительно движутся, торжественно и ритмично. Фигуры то сближаются, то отдаляются одна от другой, то сливаются в живописные группы. На рельефе боги смешались с людьми не только для того, чтобы принимать от них почести. Боги и люди участвуют в общем празднестве. На первый взгляд кажется, что все колонны Парфенона одинаковы и стоят друг от друга на равном расстоянии. В действительности пролеты между ними незаметно для глаза увеличиваются к центру.
Вошедшему казалось, что в обширном, окрашенном в красный и синий цвет зале царит полумрак: свет проникал сюда только из распахнутой двери. Но глаз быстро привыкал к мягкому освещению, и взоры обращались туда, где в глубине зала, среди даров, венков, серебряных масок, как бы встречая вошедших, стояла двенадцатиметровая статуя Афины, сделанная из слоновой кости и покрытая золотом.
Скульптор Фидий изобразил богиню во весь рост, в высоком золотом шлеме. У ног её щит, и она придерживает его левой рукой. Прекрасная голова Афины с невысоким гладким лбом и округлым подбородком чуть наклонена, словно под тяжестью шлема и густых волнистых волос. Её глаза из драгоценных камней внимательны и испытующи. В правой руке богиня держала фигуру Ники. Ее использовали при жертвоприношениях, состязаниях музыкантов и атлетов. Для этих дней лучшие мастерицы города шили одежду, чтобы нарядить в нее Афину. Памятник бесследно исчез в византийском периоде. Восстановить удалось только по описаниям, видевших ее, путешественников и найденным копиям, похожим на оригинал. Перед статуей ощущаешь себя карликом, перед великаном. Может, именно такого ощущения и хотели добиться скульпторы? Глядя на восстановленную статую, любуешься красотой и пропорциями тела, тонкой работой. Даже складки платья Афины смотрятся очень натурально и нарядно. Работа выполнена очень тонко и четко, даже как-то странно, что это делали люди только руками, имея только простые инструменты. Может, именно это и придает очарование статуе.
4.3 От разрушения Парфенона – к восстановлению
Греческая политика резко изменилась после возвышения Македонии при царе Филиппе II. Окончательный удар нанес могуществу Афин Александр Великий, когда в 323 до н.э. прислал в город военный гарнизон и покончил с демократией. Однако известно, что даже Александр благоволил Парфенону. Он приказал разместить на восточном фронтоне 14 щитов, а также принес в дар Афине доспехи 300 побежденных персидских воинов. После смерти Александра Парфенон неоднократно становился жертвой жестоких тиранов. Так, в конце 4 века до н.э. в Парфеноне поселился. В начале 3 в. до н.э. афинский тиран Лахар снял золотую одежду со статуи Афины Парфенос, чтобы оплатить долг своим солдатам, а также щиты Александра.
Ни один из античных источников не вспоминает о пожаре в Парфеноне, однако археологические раскопки доказали, что он произошёл в середине 3 в. до н.э., наиболее вероятно, которые разграбили Афины в 267 году до н.э. В результате пожара разрушилась крыша Парфенона, а также почти вся внутренняя арматура и перекрытия. Мрамор потрескался. В восточной пристройке разрушилась колоннада, обе основные двери храма и второй фриз. Если в храме хранились посвятительные надписи, они безвозвратно потеряны. Реконструкция после пожара не ставила своей задачей полностью восстановить облик храма. Терракотовую крышу провели только над внутренними помещениями, а внешняя колоннада оказалась незащищенной.
После возникновения христианства и в особенности в VI веке н.э. храмы Акрополя были трансформированы в христианские церкви. Парфенон был посвящен Марии Парфенос (Деве Марии), а позднее был переименован в Панагия Афиниотисса (Афинская Дева) и служил в качестве кафедрального собора города в XI веке. Эрехтейон был посвящен Соирасу (Спасителю) или Панагии, храм Афины Ники стал часовней, а Пропилеи – резиденцией епископа.
В сентябре 1687 года, во время турецко-венецианской войны, Парфенон потерпел самый страшный удар: венецианцы под руководством дожа Франческо Морозини захватили укрепленный турками Акрополь. 28 сентября шведский генерал Кенигсмарк, который стоял во главе Венецианской армии, отдал приказ обстрелять Акрополь из пушек на холме Филопаппу. Когда пушки выстрелили в Парфенон, который служил османам пороховым складом, тот взорвался, и часть храма моментально превратилась в руины. В предыдущие десятилетия турецкие пороховые склады неоднократно взрывались. В 1645 году в склад, обустроенный в Пропилеях акрополя, попала молния. В 1687 году, когда на Афины напали венецианцы совместно с армией союзнической Священной Лиги, турки решили расположить свои боеприпасы, а также скрыть детей и женщин, в Парфеноне. Они могли рассчитывать на толщину стен и перекрытий или надеяться на то, что противник-христианин не будет обстреливать здание, которое несколько веков служило христианским храмом, но ошиблись.
Судя по следам обстрела только на западном фронтоне, в Парфенон попало около 700 орудийных ядер. Центральная часть храма была разрушена, в том числе 28 колонн, фрагмент скульптурного фриза, внутренние помещения, которые некогда служили христианской церковью и мечетью; крыша в северной части завалилась. Западный фронтон оказался почти невредимым, и Франческо Морозини пожелал вывезти в Венецию его центральные скульптуры. Однако леса, которыми пользовались венецианцы, во время работ развалились, а скульптуры разрушились, упав на землю. Несколько осколочных фрагментов все-таки вывезли в Италию, остальные остались на Акрополе. С этого времени история Парфенона становится историей руин.
В период упадка Османской империи, Парфенон, лишившись защиты, разрушался все больше. Афиняне использовали обломки храма для собственного строительства, толкли мрамор на известь, выламывали целые куски храма, чтобы достать свинцовые скобы. В то же время европейцы получили почти беспрепятственный доступ к Афинам и Парфенону в частности. Почти век продолжалась охота на его уцелевшие фрагменты и скульптуры. Большинство путешественников представляли собой довольно скромных коллекционеров античности, они вывозили в своих чемоданах за границу небольшие скульптурные фрагменты. Некоторые из них сейчас можно увидеть в музеях различных стран мира, однако судьба большинства остается неизвестной. Французский посол и знаток классического искусства Огюст де Шуазёль-Гуфье в 1780-х годах, используя свои связи, завладел метопой и фрагментом фриза Парфенона. Сейчас они экспонируются в Лувре. Агент графа Шуазёль-Гуфье пытался вывезти и вторую метопу, однако корабль захватил лорд Нельсон, а метопу позже приобрел Томас Брюс лорд Элджин, британский посол в Константинополе, который в 1801 г. получил разрешение султана сделать чертежи и создать копии древностей Афинского акрополя. Агенты лорда Элджина на протяжении 1801-1811 гг. (сам он большую часть этого периода находился за пределами Греции) вывезли около половины уцелевших скульптур храма: некоторые из них упали и подбирались у подножия Парфенона, другие (самые известные и узнаваемые ныне) вынесли непосредственно из здания. Всего агенты Элджина вывезли в Лондон одну из шести кариатид Эрехтейона, обломки фриза, а также фрагменты архитектурных сооружений других греческих областей. В1822 году в ходе Войны за независимость Греции Акрополь был передан грекам, а Одиссей Андрутсос стал первым гарнизонным командиром Парфенона.
4.4 Вид Парфенона на сегодняшний день
После освобождения Греции власти страны взяли на себя заботу о памятниках Акрополя. В 1835 и 1837 годах было проведено частичное исследование памятников, а в 1885-1890 годах на территории Акрополя проводились систематические археологические раскопки под руководством П. Каввадиаса. В начале XIX века Н. Баланос возглавил первый крупномасштабный реставрационный проект. В 1975 году был создан Комитет сохранения памятников Акрополя с целью планирования и осуществления крупномасштабных работ по их сохранению и восстановлению. Данный проект, осуществляемый Службой восстановления памятников Акрополя в сотрудничестве с Первой коллегией предметов доисторической и классической античности, все еще продолжается.
Это здание пережило столько веков, и до сегодняшнего дня даже не в идеальном состоянии поражает. На территории ведутся активные реставрационные работы. Величественность истории и времени можно ощутить только здесь. Именно тут история сменяла отношения, тут менялось время, и этот храм видел длинную историю смены правительства, смены религий, культур.
4.5 «Двойники» Парфенона
Идея воссоздания Парфенона была воплощена в жизнь в США. Парфенон в Нашвилле, штат Теннесси – точная полноразмерная копия афинского Парфенона. Он был построен архитекторами У. Динзмуром и Р. Гартом в 1897 году для международной выставки, проходившей в Нашвилле по поводу столетия вхождения Теннесси в число Соединённых штатов. Это полномасштабная реплика Парфенона, восстановленная по новейшим научным данным той эпохи. Сначала здание было сооружено из кирпичей, дерева и гипса, а в 1920-х перестроено с использованием бетона. В 1990 году американский скульптор А. Леквир выполнил реплику статуи Афины Парфенос. Здание включено в национальный реестр исторических мест США. Парфенон стоит в центре большого общественного парка и является сегодня картинной галереей. Летом местные театры разыгрывают перед ним древнегреческие трагедии.
В 1993 году недалеко от Токио открылся парк Tobu World Square, в котором представлены мировые архитектурные достопримечательности, выполненные в масштабе 1:25. Копия Парфенона входит в европейскую композицию и является единственным строением из Греции, представленным в парке.
Заключение
Афина – одна из главнейших фигур олимпийского пантеона. По своей значимости она равна Зевсу, а иногда и превосходит его. Это коренится в древнейшем периоде развития греческой мифологии – матриархате. Приобретя новые функции военной мощи, богиня сохранила свою матриархальную независимость (дева и защитница целомудрия). Афина становится как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли, его мыслью, осуществлённой в действии. Афина имеет многие космические черты (она хранит молнии Зевса, родилась при золотом дожде, проч.). Она мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, родительница и губительница всего живого.
Афина имела множество различных эпитетов, как связанных с её функциями, так и топонимических. Наиболее распространёнными являлись следующие: Паладада (Παλλάς, вероятно от πάλλω, «сотрясать [оружием]») – победоносная воительница; либо со значением «дева»; Полиада (Πολιάς, «городская, покровительница городов и государств»; Пандроса («всевлажная») и Аглавра («световоздушная»), или Агравла («полебороздная»); Парфенос – имя Афины, отсюда название Парфенон; Промахос («передовой боец») – эпитет Афины; Тритогенея (Тритогения) – эпитет Афины (она родилась на у охера Тритон).
Афина – безусловно богиня догреческого происхождения; следы ее почитания обнаруживаются археологами на Крите и и Микенах. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты – змея и сова. Гомер называет Афину «совоокой», орфический гимн – «пестровидной змеей». Афина – покровительница змей; в храме Афины в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея – страж акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости Афины в её хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени – прообраз олимпийской Афины Среди непременных атрибутов Афины – эгида – щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей. Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами.
Как богиня мужества и воинственности, Афина известна еще в Илиаде. Персей, Беллерофонт, Тидей, Язон, Геракл, Ахилл, Диомед, Одиссей – ее любимые герои. В противоположность Аресу, божеству безумной отваги, она олицетворяет собой сознательное мужество и храбрость; она подает помощь своим любимцам в минуты крайней опасности и ведет их к победе; поэтому Νίκη ее постоянная спутница. Афина была еще олицетворением порядка в семье и городе. Ее воинственные черты связаны с защитой и покровительством, а черты Ареса с агрессией. Будучи богиней войны, она, тем не менее, не испытывала радости в битвах, подобно Аресу или Эриде, и предпочитала решать споры и утверждать закон мирным путем. В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нем, то брала его у Зевса. Однако, вступив в бой, она никогда не оказывалась побежденной даже в сражении с самим Аресом, превосходя его в тактике и стратегии. Поэтому мудрые предводители всегда обращались к ней за советом.
Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу. Афина покровительствует героям Греции. Любимцем ее был умный и смелый Одиссей. Афины – защитница греческих полисов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы». Огромная статуя Афина Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями – Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды». Ее чтили, как богиню народных собраний, как высшую руководительницу в важных делах.
Позднее в сказания об Афине вошли мифы этического характера и к упомянутым чертам ее божественного характера присоединились новые черты. Она стала богиней мира и благосостояния, освящала браки, помогала при родах, посылала, здоровье людям, отводила болезни и несчастия, покровительствовала размножению семей. Кроме того, она являлась богиней духовной деятельности, художественной изобретательности и мышления, покровительницей ремесленников и людей искусства.
Афина почиталась во всем регионе. Помимо Афинского, ей было посвящено несколько акрополей – Аргос, Спарта, Мегары, Троя, Трезен, Эпидавр-Лимера, Феней, Левктры, Корона, Скепсис. В Аттике Афина была главным божеством страны и города Афины, покровительницей афинян. Многие боги хотели взять Афину в жены, но она отвергала все ухаживания. Для жителей Афин неприступная богиня была еще и символом неприступности их полиса. На Акрополе ей был посвящен ряд храмов, самым известным из которых является Парфенон – храм Афины-Девы.
Парфенон, являющийся визитной карточкой древнегреческой цивилизации, несомненно, самый величественный из всех шедевров древнегреческой культуры. Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Для идеального впечатления посетителей в строительстве был применен метод «Золотого сечения». Парфенон сооружался в 447-438 годах до н.э. архитектором Калликратом по проекту Иктина, а украшен он был в 438-431 годах до н.э. под руководством Фидия при правлении Перикла.
В эпоху нового времени Парфенон был в значительной степени разрушен. С начала 19 века, когда Греция получила независимость, было начато восстановление Парфенона, которое продолжается и по сей день.
У Парфенона есть «двойники» – строения, представляющие его точную реконструкцию. Один из них находится в Нашвилле, штат Теннесси, США и является полноразмерной репликой. Второй – в парке Tobu World Square неподалеку от Токио, выполнен в масштабе 1:25.
афина военный титан ахилл
1.Вейс Г. История культуры народов мира. Истоки европейской цивилизации. Древняя Греция. – М.: «Эксмо». – 2004.
2.Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – М.: «Прогресс – Традиция». – 1999 – т. 1.
.Лосев А.Ф. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. – М.: Советская Энциклопедия. – 1980. – т. 1.
.Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция. – М.: «Мир книги». – 2006.