- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 537,19 Кб
Анализ картины Микеланджело Караваджо ‘Неверие апостола Фомы’
АНАЛИЗ КАРТИНЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО КАРАВАДЖО
«НЕВЕРИЕ АПОСТОЛА ФОМЫ»
Ключников Василиса,
Студент группы ХЗК-31
1. СИНТЕКСИС
На картине прекрасно видно четыре фигуры, изображающие сцену святого писания. Стоит только расставить акценты в изображениях, обусловленные контропостной игрой светотени: светлым цветом выделяются белые одежды Христа, его фосфорицирующее тело, так же головы и два плеча наблюдателей. Остальные неприметные предметы прикрыты тенью. Сразу бросается в глаза схожесть положения двух изогнутых фигур апостола Фомы и стоящего за ним человека. Обратим внимание, что стоящая позади неверующего фигура практически полностью повторяет его позу. Образуется некое движение одной фигуры. Далее наш взгляд переводится на четыре головы, очень тесно взаимодействующие, в купе образующие собой круг. Другие искусствоведы увидели ряд других фигур: крест, ромб и т.д. Мне кажется, что совершенно не важно, какую фигуру имел в виду автор, важен лишь только тот факт, что головы явно между собой взаимодействуют. Интересно также то, что подобный ромб образует и общее построение фигур на картине. Немало значительным выделяется и тот факт, что фигура, стоящая напротив Иисуса является его зеркальным отражением. Даже рана Иисуса отображена в надрыве одежд святого Фомы.
2. СЕМАНТИКА
караваджо картина апостол символ
Так как основные символы изображения понятны (Христос – вера, Неверующие – скептицизм) стоит обратить внимание на символику других деталей. Белый цвет одежд в данном случае ассоциируется с чистой, непоколебимой верой Христа. На фигуре Иисуса практически нет теней, она самая светлая в композиции, более того, кажется, что она является источником света и освещает остальные фигуры. Но светлая она за одним только исключением – той самой раны, в которой и усомнился святой Фома. Так чем же является здесь ее изображение – Неверием Фомы или остережением Христа. Остережением в любопытстве людей, чтобы они слишком не «ковырялись» в вере, ища в ней подвохи. А, возможно, это предостережение состоит как раз в том, чтобы не проникать в веру глубже положенного, ибо она может и не являться такой чистой, если раскрыть ее темную сторону (к напримеру то обилие жестокости и насилия, которые наличествует в ее истоках). Не стоит исключать данной оппозиционной версии, ибо мы знаем, кем был автор данного произведения. Эксцентричную натуру художника тяжело назвать глубоко-христианской, так как в картинах Караваджо не раз было замечена высокая степень богохульства (приравнивание девы Марии к простой земной женщине, недостойные позы для святых, крупные изображения задов, выбор в модели для изображения святых известных проституток), не говоря уже о прижизненных преступлениях автора. Возможно, такое разделение на Веру и Неверу отображало противоречивую натуру художника и вечный спор внутри него – между бандитским поведением и стремлением к изображению святых. Хотя, пока нужда, бедность, отсутствие заказов не заставили художника идти на поводу у заказчика, он исполнял в картинах вполне обыденный люд, далеко не самые приличные профессии. Что же значит тогда красный цвет? Без исключения – любопытство. Возможно и агрессию, кровь, смертность. Стоит отметить, что красный цвет как и белый ярко выделяется на черном фоне, опять же заставляя эти два цвета полемизировать. При смазке цветов различаются четыре ярких цветовых пятна.
Издалека напоминает одну большую фигуру с одной головой, с пустотой посередине, или же две фигуры опять-таки с одной головой.
. ПРАГМАТИКА
Из предыдущих предположений довольно нетрудно выявить взаимодействия фигур и их значений. Проведем сравнение деталей картины между фигурами:
отличия | Иисус | Последняя фигура справа | Средняя фигура справа | Фома |
Цвет Одежд | – никакой | + красный | + оранжевый | |
Цвет Голы | – темная | + светлая | – темная | + светлая |
Поворот головы | – право | – неполный анфас | + влево | + влево |
Руки | + показаны | – Не показаны | – Не показаны | + показаны |
Наличие отверстия | + ранение | – нет | + заплатка |
Проведенный анализ показал полное взаимодействие всех фигур, иногда ярко между собой контрастирующих. Это еще раз подтверждает теорию о том, что скорее всего картина изображает сомнение одной и той же личности. Ясно эта идея видна и в медленном развороте головы всех бородатых лиц, начиная от Иисуса и разворачивающегося до поворота головы Фомы. Интересно также проследить изменение лиц: от спокойного до напрягшегося, от заинтересованного до полного удивления. Хорошо показана перемена этого состояния напряжением глаз и лбов.
Остается еще одна малозначительная деталь. Это левая кисть Иисуса Христа. У меня не вызывает никаких сомнений, что изображая сына Божьего или общую сущность сомнения, Караваджо имел в виду себя. Так, почему же мне не дала спокойствия кисть руки [художника]. При первом просмотре кажется, что Христос останавливает руку апостола, но при внимательном изучении закрадывается некое сомнение. Кто следил за игрой скрипача, понимает, что движение руки при ведении смычка вниз и вверх резко отличаются. Сказать, что Иисус отводит руку Фомы, мы не можем, ибо кисть не изогнута книзу. Заявлять о том, что кисть движет руку апостола вперед или является абсолютно статичной тоже трудно. Скорее всего, здесь неточность передает саму суть – то есть движение. Иисус возможно сам затаскивает и вынимает руку неверующего из и во внутрь своей раны. На картине общая многофигурность может отображать одну лишь личность (автора), и он же является совершающим движение с самим собой. Либо вообще неясно, чья рука на картине. Но если все четыре фигуры являются градациями одной, то их можно обозначить как пограничные состояния одной личности, колеблющейся от светлой фигуры Христа (человека верующего) до темной фигуры Фомы (неверующего).
ВЫВОД
Состоит в том, что в картине с помощью нескольких схожих фигур, или их передвижением, изображены сомнения самого автора, которые может испытать в себе любой христианин. Через ромб, который образуют четыре головы, мы также видим крест, являющий собой суть веры, отражение к ее причастности. С какой бы стороны вы не были, вы должны помнить, что являетесь простым смертным христианином, вера в Бога которого не статична, но всегда имеющая возможность свестись к верному решению. И данная фигура превосходно отображает суть мысль на панно, реализованном Караваджо.