- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,03 Мб
Анализ орнаментов декоративных изделий
ВВЕДЕНИЕ
Уже много веков декоративно-прикладное искусство является ценностью различных народов мира. Вышивка, роспись, ткачество, резьба по кости, резьба по дереву, лоскутное шитье – это лишь некоторые виды художественных промыслов, которые мы можем познать в настоящее время.
Темой курсовой работы является орнитоморфный орнамент. Основным его мотивом являются стилизованные изображения птиц, классы и виды которых избирались не случайно, а имели определенную содержательную нагрузку, отражая комплекс господствующих в обществе идей. Такие орнаменты присутствовали в искусстве древних Двуречья и Персии, впоследствии распространены в Византии, странах Северной, Западной и Восточной Европы.
Задачи курсовой работы:
) Рассмотреть предложенную тему и изучить семантику орнамента;
) Проанализировать историю развития мотива орнамента;
) Анализ орнамента;
) Выполнить копию орнаментальной композиции.
В данной курсовой работе рассматриваются три направления декоративно-прикладного искусства: филигрань, роспись по дереву и кружево.
.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫСЛОВ
В истории развития народных художественных промыслов можно выделить несколько этапов. Каждый из них характеризуется определенными особенностями, обусловленными рядом факторов: экономических, географических и др. Исследования в этой области способствуют поддержке и дальнейшему развитию промыслов.
При упоминании народных художественных промыслов, мы привычно представляем себе их изделия. В нашем современном понимании они сопоставимы с произведениями искусства, которые стали неотъемлемой частью сувенирной промышленности. Но изделия промыслов не всегда имели подобный статус.
Птица является одним из центральных образов в искусстве. Цель орнамента определилась – украшать. В образе птицы представляется душа человека. Во сне душа обладателя амулета в образе птицы – неуязвима для злых духов. Также образы птиц воплощались в декоре построек и бытовой утвари.
.1 Вологодское кружево
Вологда издавна была одним из крупнейших центров кружевоплетения. Наиболее ранние сохранившиеся образцы вологодского кружева относятся к XVII столетию. Это кружево золотое, плетенное, из золотых и серебряных нитей. Им украшали церковные и праздничные светские одежды. В народном быту употреблялось льняное кружево. С XVIII столетия кружевницы стали вносить отдельные элементы в платья и белье, подражая западноевропейскому кружеву.
Рисунок 1- Часть подзора, конец XVIII века, автор Фалеева В.А.
Главные черты вологодского кружева XVIII века: узор четкий, сочный, присутствуют схематичные мотивы орнамента, без фона (его заменяют сквозные пустоты), цвет кружева- белый.
К середине XIX века относится прекрасное сцепное кружево с решетками из шелка нежных тонов и металлической пряденой нити.
Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрический орнамент.
Рисунок 2- Русское плетеное кружево, автор Фалеева В.А.
Ближе к концу XIX века резко меняется стиль кружева. Для плетения стали использовать отбеленный лен. Хлопчатобумажные нити появились к началу XX столетия. Шелк использовали редко- только на заказ. В основном в Вологде плели косынки, пелерины, воротники и жабо. После революции, в 1920 году, вологодские кружевницы объединились в артель, которая просуществовала до 1960 года. Кроме мерных кружев, здесь выплетались воротнички и чепчики, в них вплетались золотые и серебряные цветочки. Таким образом, в мастерской при плетении кружев пользовались золотыми и серебряными нитями.
Рисунок 3- Фрагмент простыни, автор Медкова М.Ч.
Сегодня это производственное объединение «Снежинка». Вологодское кружево всегда современно. Его часто используют для украшения одежды и интерьера. Оно- популярный русский сувенир. Вобравшее в себя замечательные традиции мастеров прошлого, вологодское кружево является гордостью современного народного искусства.[3]
Рисунок 4- Современный набор: салфетка, воротник, платок
1.2
Городецкая роспись
Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.
Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской.
Начало промысла можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки.
Рисунок 5- Элемент прялки, городецкая роспись, автор неизвестен
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Лазарь Васильевич Мельников.
Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать – для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью. Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконоеисца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, "оживки" белилами – все то, что придает живописи законченность и выразительность.
Рисунок 6- Элемент прялки (нижний ярус)
К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Восстанавливаться Городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев. Позже, уже в 50-е годы, образовалась артель. В наши дни наследие старых мастеров и их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись» в г. Городце, которая была создана в 1960 году. К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц. Пятеро из них – Лауреаты премии имени Репина. Это – высшая награда для художников нашей страны. Имена этих художников: Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В. Было время, городецкая роспись едва не погибла, но нашлись добрые и талантливые люди, возродившие ее. Они – наша национальная гордость. В наше время в Городце в художественной мастерской работают мастера и обучают своих учеников.
.3
Казаковская филигрань
Наиболее древние памятники филигранного искусства, относящиеся ко второму тысячелетию до н. э., найдены в странах Передней и Малой Азии, в Египте, а также на территории СССР – на Кавказе, где в курганах по реке Цалке при археологических раскопках найдены золотое ожерелье и кубок, украшенные витыми шнурами и зернью.
Для наиболее древних произведений филигранного искусства характерно преобладание зерни, а гладкая или витая проволока встречается редко.
Рисунок 7- Образок, XIV век (камень, серебро, скань)
Изделия, декорированные зернью, характерны и для скифского искусства. Зернь также продолжает быть типичным мотивом и для сканных изделий X и XI вв. Такие изделия иногда почти сплошь покрывались мелкой зернью и на небольшом предмете, например на звездчатых колтах из с. Кресты (X в.) насчитывается до шести тысяч зерен диаметром не более 0,5 мм на каждом колте.
С XII в. в филиграни начинает преобладать проволочный узор, а зернь приобретает второстепенное значение. Орнамент строится из сученой проволоки главным образом в форме спиральных завитков. Однако все эти работы продолжают сохранять напайной, фоновый характер, т. е. узор напаивается на листовой металл.
В XIII в. разнообразие сканных приемов быстро возрастает. Появляются ажурная и многоплановая (сложная) филигрань, а также рельефная. Особенное мастерство и виртуозность проявляется в образцах из Старо-Рязанского золотого клада.
К XIII и XIV вв. относится и золотая «шапка» Мономаха», выполненная в сканной технике и украшенная камнями. Зернь к этому времени почти перестает применяться.
Рисунок 8-Шапка Мономаха, скань, Государственная оружейная палата
Один из древнейших видов художественной обработки металла -скань (от древнерусского – свивать), или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники – филигрань. На Руси скань была известна очень давно. Филигранные изделия встречаются еще в раскопках курганов IX века. В России одним из крупнейших центров сканного производства становится село Казаково Нижегородской области. Первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны артель не прекращала своей работы: плели офицерские погоны, делали для них звездочки, изготавливали портсигары. В послевоенное время – освоили ножевое и вилочное производство.
Приемником традиций и навыков Казаковской артели стало ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ). Предприятие наследует и развивает богатейшие традиции прошлого, ищет и осваивает все новые виды изделий. Компонуя узор, художники следят не только за соразмерностью его отдельных частей, за плавностью и красотой изгибов крупных и мельчайших элементов, но и за рисунком просветов, поскольку он играет большую роль в построении узора. Находясь в постоянном творческом поиске, художники находят новые мотивы, сочетания. Так пришли к применению золочения, включению в рисунок природных камней, хрусталя, кости, финифти. Уникальность филигранным изделиям придает то, что все изделия выполняются мастерами вручную.
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Технологический процесс подразумевает под собой упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий. Для большего представления процесса изготовления декоративных изделий приводится полный технологический процесс.
2.1 Вологодское кружево
Вологодское кружево начинается со сколка- подробного эскиза.
При плетении используется множество нитей, иногда более 60. Каждая ниточка намотана на коклюшку. Плетея-мастерица, закрепляет нить и катает коклюшку на колене, пока ниточка не ляжет на место. На подставке крепится куфтырь – набитый соломой матерчатый барабан – валик. Барабан обернут самой важной частью процесса создания чудесных кружев – сколком. В бумажном сколке хранится главный секрет мастерицы – ее неповторимый рисунок. Плетея вставляет булавки в дырочки на сколке, перекидывает коклюшки, переплетаются нитки, плавно вьется по узорным решеткам полотняная тесьма-вилюшка.
Каждую ниточку, каждый узелок, каждую петельку точно рассчитывает художник, создающий сколок. Любая ошибка может превратить морозно-узорчатую скатерть в простое нагромождение ниток – и нет узора. Работа кружевного художника ювелирная и редкая.
2.2 Городецкая роспись
Изображение птиц – широко распространенный мотив в народном искусстве. В большинстве народных художественных промыслов, так или иначе, присутствует эта тема. Не является исключением и городецкая роспись – многие панно, разделочные доски, детская мебель, шкатулки и хлебницы украшены сказочными птицами. Наши предки считали, что птицы служили посредниками между землей и могущественными небесными силами
При выполнении эскиза необходимо уделить внимание расположению предметов. Оно должно быть ритмично, как по фронтальному расположению, так и в глубину. Важную роль играет фон. Он придает всей композиции жизненную убедительность и правдивость. Поэтому необходимо обдумать, какую именно ситуацию он должен воспроизводить.
Птицу начинают рисовать с изображения крыла, затем рисуют грудку, голову и лапки. После чего пририсовывается хвост. На завершающем этапе при помощи тонких мазков и штрихов выполняется разживка.
Первоначально городецкие мастера расписывали изделия яичными, затем клеевыми красками. Масляная краска стала применяться позднее, только в начале XX века.
Хорошо просушенное изделие покрывают масляным лаком или нитролаком. Лаки наносятся в два-три слоя с полной просушкой между слоями. В этом случае образуется качественная пленка, которая защищает роспись от физических и химических повреждений. [4]
Рисунок 9 – Технологический процесс изображения птицы в городецкой росписи.
2.3
Казаковская финифть
Филигранные изделия поражают своим многообразием. В зависимости от технологических особенностей изготовления, их разделяют на виды и даже подвиды.
В технике напайной филиграни выполняют узор из проволоки (гладкой или сученой), а также зернь напаивают непосредственно на листовой металл. Напайная филигрань имеет следующие разновидности:
фоновая, или глухая филигрань – простейший случай, когда филигранный узор напаивают на листовой металл;
рельефная филигрань по чеканке: сканный узор напаивают на заранее подготовленный чеканный рельеф;
напайная филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль, при которых после пайки скани все пространства между перегородками, образованными сканью, или их часть заполняют эмалью.
Ажурная филигрань – такой способ обработки, при котором узор, состоящий из проволочных элементов, спаивают только между собой, без фона, образуя как бы кружево из металла, а применяемую в этом случае зернь напаивают на это кружево. Ажурная филигрань разделяется на такие разновидности:
плоская ажурная филигрань – весь предмет представляет собой плоское (двухмерное) кружево, образованное проволочными деталями, спаянными между собой в одной плоскости;
ажурная филигрань с эмалью, или «оконная» эмаль – это проёмы, ячейки между сканными деталями;
скульптурно-рельефная ажурная филигрань – это изделие представляет собой скульптурный, трехмерный рельеф (иногда горельеф), образованный из ажурной филиграни; заполнены просвечивающей эмалью, образуя миниатюрный цветной витраж;
многоплановая или сложная филигрань – сканный узор, состоящий из двух или нескольких планов, напаянных один на другой, то есть на нижний узор, служащий фоном, накладывают и припаивают новый рисунок, лежащий в другой плоскости; на нём может быть построен третий план и т. д. Таким образом, изделие становится трёхмерным.
К объёмной филиграни относят предметы, выполненные сканной техникой, – вазы, кубки, подносы, ларцы, коробки, объёмные изображения зверей, птиц, архитектурные формы и т. п. Такие изделия создают из отдельных частей, которые затем монтируют в самостоятельную композицию.
Иногда в одном предмете мастер умело применяет несколько разновидностей филиграни, ажурные детали чередует с фоновыми, дополнительно украшенными чеканкой, драгоценными камнями и эмалью. Это делает композицию богаче и интереснее. [1]
Чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета – корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани). Важна плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку. При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием. [2]
Такое разнообразие видов и приёмов филиграни возникло не сразу. Они сформировались в течение многовекового развития сканной техники.
Тонкая филигрань сочетается с изящной живописью по эмали.
3.
СЕМАНТИКА ОРНИТОМОРФНОГО ОРНАМЕНТА
орнитоморфный орнамент филигрань роспись
Орнамент представляет собой самый упорядоченный вид композиционного построения. Он подчиняется законам гармонии и пропорций, в нем можно наблюдать все виды симметрии.
Организующим началом любой орнаментальной композиции является ритм. Он может быть возрастающим и убывающим. Ритмическая повторяемость в орнаменте мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, просветов между ними и других элементов является важнейшей характеристикой орнамента.
Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг – солнце, квадрат – земля, треугольник – горы, свастика – движение солнца, спираль – развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов – днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.
Семантика орнамента, объединяющая в себе тему птиц очень обширна и разнообразна. Птицы приносят с собой весеннее тепло, предсказывают будущее, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю. В эзотерической традиции разработана целая система представлений об отношениях между птицами, цветами и народными поверьями:
· Черный ворон – символ интеллигенции;
· Зеленый и голубой павлин – символ любовной жажды, любовного томления; белый лебедь – телесность (либидо) и духовность (Логос);
· Красный феникс – вознесение в бессмертие божества;
· Голубь – птица Венеры и
· Утка – это любовь от телесности до духовности;
· Коршун и феникс – это птицы-проводники душ умерших;
· Орел и сокол – ценности солнечная и небесная, урожай, военный трофей, умственная творческая победа;
· Ночные птицы – то влияния духов лунных и подземных
Введение в композицию зооморфных мотивов привносит определенную семантическую окраску. Так изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей. Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой о небе. [6]
Также, цвет изображаемой птицы может нести следующие поверья:
· Белый цвет – символ чистоты, невинности и нежности.
· Голубой и синий – цвета неба и воды.
· Зелёный цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зелёных растений, без которых немыслима жизнь на Земле.
· Чёрный цвет – символ траура и печали.
Таблица №1 Вологодское кружево
Изображение | Значение |
Завитки, «Бараньи рога»- символ водной стихии | |
Неполная витиеватость- связь стихии земли и воды | |
Зигзаг- символ воды небесной | |
8-миконечная звезда- в христианском направлении означает всемирное единство. |
Таблица №2 Городецкая роспись
Изображение | Значение |
Птица с веточкой ягод-символ новой семьи | |
Птицы смотрят друг на друга- к счастливой и долгой жизни. | |
Смотрят друг от друга- к разводу (не всегда) |
Таблица №3 Казаковская филигрань
Изображение | Значение |
Плетеный хвост- надежная защита по жизни | |
Горошины в круге- к пополнению в семье |
4.
АНАЛИЗ ОРНАМЕНТОВ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Анализ орнаментов является одним из основных методов, применяемых для исследований.
4.1 Вологодское кружево
Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм. В орнитоморфных узорах преобладают мотивы гибкости с переплетениями, веерообразными мотивами и т. д.
Рисунок 10- Панно «Лебедушка», И.В. Макарова, г.Вологда
Застывший морозный узор – тонкие, причудливые линии и хрупкий рисунок мы можем наблюдать на изделиях вологодских кружевниц.
Узор на изделии расположен по окружности с широкой каймой и со свободно заполненной орнаментальной серединой в виде фоновой решетки. Периметр волнистой окружности идет непрерывной волной, что дает ощущение полосы. Композиция построена из симметричного мотива, придающего кружеву строгость и особую статику.
Тонкие непрерывные линии передают ощущение утреннего инея. Плавные же линии (вилюшка) всколыхнувшихся волн создают ощущение прибоя. Отличительной особенностью традиционного вологодского кружева является чёткое деление строения кружева на узор и фон. Заполнение внутреннего пространства небом, с небольшим количеством звезд или снежинок, соединенных между собой паутинкой, непринужденно заставляет его мерцать. Окантовка края состоит из лепестков, также состоящих из непрерывной линии, переходящей на соседние лепестки. Искусно выполненная стилизация лебедя сохраняет его легкость, красоту, величие. Это делает салфетку более легкой. Не случайно за центральный образ выбран именно лебедь.
Прием исполнения панно- штучное коклюшечное кружево.
Декоративный элемент состоит из зеркально- расположенных, стилизованных птиц, олицетворяющих верность, защиту и мощь, и растительного орнамента. Стилизация формы позволяет передать воздушность изделия. Ленточный орнамент по краю придает изделию некую завершенность. Распределение рисунка на изделии представляет собой равнобедренный треугольник, что придает равновесие композиции.
Основой является содержательность орнамента, где отражено поэтическое восприятие человеком окружающей его действительности, связанное с образно-мифологическим мышлением. Декоративная выразительность узора достигается ритмическим соотношением плотных и ажурных форм.
Ритм мелких элементов символизирует берекет- ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие.
Техника-штучное коклюшное кружево.
4.2 Городецкая роспись
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме.
Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны – ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно плещется многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.
Рисунок 12 -Декоративная тарелка, свободно кистевая техника изображения
Декорирование тарелки росписью подчеркивает её форму. Красный ободок отделяет центральную композицию и наружную друг от друга, создавая четкую границу. Наружный ободок состоит из хоровода цветов, повторяющих форму тарелки. Центральная композиция наполнена гармоничным размещением двух птиц и ансамбля цветов. Птицы изображены симметрично друг к другу, с пышными хвостами, длинной шеей и небольшим брюшком. Колористическое решение панно строится на нюансах цвета и тона. Завершенность и легкость узору придают нарядные белые и цветные оживки, выполненные слегка приглушенными красками. Такая тарелка выглядит празднично, богато и нарядно.
Техника выполнения изделия- свободно-кистевая роспись.
Рисунок 13-Доска разделочная «Городецкие мотивы», автор Коновалова А.Е.
Декор разделочной доски очень плотный, на нём мало свободного пространства. Птицы изображены симметрично, их головы повернуты друг от друга. Худенькие, без брюшка, с хохолком, они держат центр композиции в круге. Хвост изображен в виде веера. Форма круга подчеркивается венками цветов и растительности. Центр композиции- птицы, второй план- растительный орнамент.
Птицы закомпанованны в ленту, проходящую через середину круга. Нарядность птицам придают оживки белого и черного цветов.
Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, святость, простоту, невинность, добродетель, радость и ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце.
Черный цвет в городецкой росписи используется для получения эффекта контраста, им выполняются, как правило, разживка, теневка, приписки.
Принято считать, что он отрицает, все другие цвета и поглощает свет. Красный цвет придает росписи выразительность- символ жизни.
Техника выполнения декора-свободно-кистевая.
4.3
Казаковская филигрань
Рисунок 14 – Салфетница «Царевна-лебедь», автор Железнова С.Ю.
Гармоничная, легкая конструкция отдаленно напоминает кружево. Его отличительной чертой является создание красоты из металла. Доминирующие элементы представленного филигранного изделия- это волны, круги, полукружия. Они придают конструкции некий ритм (движение). Для большей декоративности изделия в него добавляют зернь. Она создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.
Форма представлена в виде изогнутой шеи и стремящихся ввысь крыльев. Все изделие заполнено мелкими пластиночками в соответствии с эскизом. Стилизация крыльев и тела лебедя делает изделие необычным, эксклюзивным.
Техника выполнения- набор на чеканеные или давленые шаблоны – формы из обыкновенного кровельного железа.
Рисунок 15 – Брошь «Птица», автор Железнова С.Ю.
Декоративная брошь в виде птицы имеет плавную форму. Главный акцент в данной композиции по праву можно считать прикрепленную финифть (роспись по эмали). Изделие очень легкое, воздушное, с плавными переходами. С добавлением зерни изделию придается особенный шарм. Так как изделие маленьких размеров, декорирование образа птицы минимально. В декоративных линиях, напоминающих оперение птицы, присутствует ритм, плавное перетекание из одного элемента в другой.
Технология выполнения- плоская ажурная филигрань.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.
С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами. В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов. Сейчас же в современном обществе орнитоморфный орнамент потерял свой статус оберега, но приобрел статус декоративного элемента- орнамента.
Большое символическое значение имеет и цвет изображаемого символа, знака. Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый. Кроме этих цветов мастерицы используют золотой, а также черный (или синий). Изучив знаки и символику, мы установили, что в изделиях отражались верования древних славян, поклонение Божествам, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае, помощи в трудной жизни.
Рассмотрев 3 различных вида декоративного творчества, можно сделать вывод, что современный мир возвращается к истокам древнего художественного творчества, пытается изучить старинные техники и восстановить утерянные «детали». Анализ показывает, что каждый промысел по-своему воспринимает окружающий мир. Также можно увидеть и сходства: присутствует привязка на декоративное изображение птиц (стилизация). Присутствие в орнитоморфном орнаменте таких простых приемов, как: симметрия, ритм, равновесие композиции, выделение сюжетно- композиционного центра значительно обогатили все промыслы. С помощью всех вышеперечисленных композиционных приемов создался законченный художественный образ птицы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
орнитоморфный орнамент филигрань роспись
1. Статья «Тончайшее кружево из металлических нитей»-[Электронный ресурс]//Режим доступа: #”872661.files/image025.jpg”>
Рисунок 16- Кафтан, исп. Вологодские мастерицы
Рисунок 17- Вологодское кружево «Снежинка»,В.Д.Веселова
Рисунок 18- Доска разделочная, А.Е. Коновалов
Рисунок 19- Доска разделочная, И.А. Мазин
Рисунок 20- Сувенир «Павлин», автор неизвестен
Рисунок 21- Статуэтка «Сокол», автор Д. Яковлев