- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 370,98 Кб
Анализ реализации и роли музейных проектов на примере Федерального государственного бюджетного учреждения культуры ‘Государственный Русский музей’
Оглавление Введение . Музей как социально-культурный институт .1 История возникновения первого современного музея .2 Развитие музейного дела в России .3 Классификация музеев и их особенности .4 Характеристика основных направлений работы музеев .4.1 Научно-исследовательская работа музеев .4.2 Научно-фондовая работа музеев .4.3 Экспозиционная работа музеев .4.4 Культурно-образовательная деятельность музеев .5 Проектный подход в музейной деятельности и его особенности .6 Нормативно-правовое регулирование . Анализ реализации музейных проектов на примере ФГБУК «Государственный Русский музей» .1 Анализ этапов создания и развития Русского музея .2 Русский музей в современном мире .3 Анализ основных направлений деятельности Русского музея .3.1 Экспозиционная деятельность, организация выставок .3.2 Издательская деятельность .4 Проект: Русский музей: виртуальный филиал .5 Источники финансирования деятельности Русского музея и способы увеличения бюджета . Анализ проблем музейной деятельности и способы их решения Заключение Список литературы Введение
Развитие культуры является важнейшим фактором обеспечения достойного качества жизни населения. В настоящее время музей является культурно – досуговым учреждением, признанным служить обществу и способствовать его развитию. Деятельность музеев регулируется и контролируется законодательно.
История развития современных музеев демонстрирует разную степень проектной активности, есть периоды большого консерватизма, и периоды особого внимания к проектной деятельности
Актуальность дипломной работы связана с повышением роли музеев в социально-экономических преобразованиях, переосмыслением целей и задач проводимой культурной политики, ее приоритетов и средств их достижения.
Сегодня проект, безусловно, продолжает быть эффективной формой реализации музейной активности, становится формой поиска, эксперимента, альтернативного существующему порядку.
В настоящее время проектный подход осуществляется во всей деятельности.
Проект, как правило, должен основываться на новаторских идеях и быть направлен на достижение уникальных результатов (продуктов, услуг, произведений).
Под проектной деятельностью понимается организационно-управленческая деятельность, направленная на разработку комплекса мероприятий, способствующих эффективному решению актуальных проблем в условиях определенных временных рамок. Будучи способом организации, выявления и увеличения ресурсного потенциала музейной деятельности, средством взаимодействия с органами власти, общественностью и партнерами, проектный подход является специфической формой регулирования социокультурных процессов.
Управление проектами сегодня дает возможность музеям в процессе сотрудничества с другими учреждениями культуры осуществлять разнообразные творческие идеи.
Объектом исследования является Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Русский музей».
Предметом исследования является реализация музейных проектов.
Цель дипломной работы состоит в анализе реализации и роли музейных проектов на примере Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Русский музей».
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
ü раскрыть понятие «музей», описать историю становления музейного дела;
ü проанализировать основные направления деятельности музеев;
ü изучить проектный подход в системе управления музейной деятельностью, выявить основные типы проектов
ü проанализировать реализацию музейных проектов Государственного Русского музея;
ü раскрыть роль музейных проектов для продвижения российской национальной культуры в современных условиях.
На примере Русского музея показано, что внедрение проектной деятельности является поддержкой культурной активности; привлечение внимания к актуальным проблемам социокультурного развития; установление нового рода отношений с различными социальными, возрастными, профессиональными, этническими целевым группам населения. Источниками для написания работы стали нормативно-правовые акты, научная литература, а также сайты в интернете.
Цель и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, включающую введение, три раздела, заключение и список научной литературы.
1. Музей как социально-культурный институт
1.1 История возникновения первого современного музея
Ведущий специалист в области музееведения А.М. Разгон отмечает: «Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных методов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях». При этом под музейным предметом понимается «извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем социальной или естественнонаучной информации, аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью национального достояния».
В принятом в 1996 г. Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» записано: «Музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций».
Наконец, в «Музейной энциклопедии» отмечено: «Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов».
Аналогичные определения устоялись и в мировой музейной практике. В 1974 г. Международный совет музеев – ИКОМ – принял такое определение музея: «Музей – постоянное некоммерческое учреждение, признанное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».
Это же определение повторено в «Кратком курсе музеологии», составленном по поручению ИКОМ в 1983 г. К. Лапэром: «Музеи – общественные учреждения культуры, не преследующие коммерческих целей, обладающие незыблемым статусом и не могущие быть упраздненными по желанию, какого либо лица. Коллекции музеев носят научный характер и доступны для ознакомления посетителями в определенных условиях вне всякой расовой, социальной, культурной дискриминации».
Слово «музей» происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы». С начала эпохи Возрождения (Ренессанса) слово приобрело современное значение.
Первый Мусейон как учебное заведение был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до нашей эры. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовались как наглядные пособия для обучения. В отличие от других школ, Мусейон субсидировался государством, и сотрудники получали жалование. Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. К I в. до н. э. библиотека Мусейона насчитывала более 750000 рукописей. Мусейон и большая часть Александрийской Библиотеки были уничтожены пожаром в 270 году нашей эры.
В античной Греции по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам или музам. Позднее в античном Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах.
Гостям на виллах богатых и знатных людей того времени были часто показаны произведения искусства, захваченные во время войн.
Римский император Адриан приказал изготовить копии скульптур и иных произведений искусства, которые произвели на него впечатление в Греции и Египте. Вилла Адриана, украшенная копиями египетских раритетов, стала прообразом современного музея.
С самого начала второго тысячелетия нашей эры в храмах Китая и Японии стали возникать собрания произведений местного прикладного искусства. Особенно изысканная коллекция – Shosõ-in, со временем сложилась в храме в Нара.
В Средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) порою представлялись для обозрения в монастырях и церквях. С VII века предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, также стали экспонироваться. В военные времена из этих запасов зачастую оплачивались выкупы и прочие расходы. Таким образом, сокращались или пополнялись запасники и хранилища.
В ранний период Ренессанса Лоренцо де Медичи дал указания по созданию во Флоренции Сада Скульптур. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. С этого момента понятие «галерея» стало применяться также и в коммерческом смысле. К этому времени в княжеских особняках стали специально создавать помещения для произведений искусства. Эти помещения стали называть кабинетами (от французского – cabinet: соседняя комната). Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII – началу XVIII века приняли общественный характер.
Все самые известные музеи мира возникли на основе частных коллекций и собирательской страсти конкретных персон. В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран Европы. В 1750 году в Париже картины во дворце Palais de Luxembourg были два дня в неделю разрешены для показа публике (в первую очередь для студентов и деятелей искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из личного собрания короля Франциска I XVII века.
Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.
1.2 Развитие музейного дела в России
В России первые музеи появились в эпоху Петра I (1696-1725). Император основал знаменитую "Кунсткамеру" в Петербурге. Ее отличие обозначилось сразу – ориентация на западную культуру.
Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.
В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев.в. отмечен появлением музеев новых типов и профилей. К первым можно отнести ведомственные музеи. Прежде всего, таковые появлялись у военных ведомств и учреждений.в. внес существенные изменения в развитие музейного дела в России. Налицо формирование музейной потребности, почему инициатива организации музеев часто принадлежала не государственной власти, а обществу. В 1-й половине XIX в. такие инициативы редко выходили за рамки проекта, оставаясь чаще всего на бумаге. Интересно, что зачастую общество «перехватывало» высочайшие идеи, пытаясь воплотить их по-своему. Неудивительно, что государственная власть редко поддерживала такие инициативы, «ревнуя» к своим идеям и не желая видеть их реализацию, если ведущая роль будет принадлежать не монарху. Это в полной мере отразилось в «соперничестве» при организации Музея по истории России.
В пореформенный период начинается новый этап в истории музейного дела в России, значительно активизировалась работа по созданию новых музеев, многие ранее инициированные проекты получили свое практическое воплощение.
Развитие музейного дела в РСФСР и СССР с 1917 по 1991 гг., можно разделить на периоды в развитии отечественного музейного дела и основные черты этих периодов.
период (1917-1918 гг.) – главная задача видится в сохранении культурного и исторического наследия, охране ценностей, поиске организационных форм, позволяющих успешно решать эти задачи. Началось формирование советского законодательства по музейному делу и охране памятников.
период (1918-1923 гг.) – деятельность Всероссийской коллегии и отдела по охране памятников искусства и старины при Наркомате просвещения РСФСР. Заложены законодательные основы регулирования музейного дела, вырабатываются первые государственные программы развития музейного дела. Из отрицательных моментов развития отечественного музееведения следует отметить то, что именно на этот период приходится формирование представлений о музее как о пропагандистском учреждении, прежде всего, это привело к объединению, ликвидации некоторых музеев как не представляющих ценности.
период (1923-1930 гг.) – закрепляется представление о музее как учреждении по формированию и пропаганде марксистско-ленинского мировоззрения, инструменте идеологического воздействия.
период (1930 – 1941 гг.) – начинается проведением Первого музейного съезда. Музейное дело развивается как часть общегосударственной и пропагандистской работы, откуда и вытекают те требования, которые предъявляются музею.
период (1941-1945 гг.) – существование музеев определяется необходимостью сохранить фонды и развернуть работу на новых территориях в связи с Великой Отечественной войной. Изменяется орган управления музеями: с 6 февраля 1945 г. им стало Управление музеев Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР.
период (1945 г. – 1-я половина 1950-х гг.) – возрождение музеев и восстановление основных направлений их работы после Великой Отечественной войны. Усиление регламентации в деятельности музеев.
период (2-я половина 1950-х – 1-я половина 1960-х гг.) – усиление интереса к историко-культурному наследию и проблемам его сохранения, развитие новых типов музеев. Становление практики смотров-конкурсов музеев. Развитие международных связей отечественных музеев, начало членства в международных организациях, связанных с охраной, изучением и пропагандой всемирного культурного и исторического наследия.
период (2-я половина 1960-х гг. – 1980-е гг.) – время поиска новых путей, активное развитие законодательства по музейному делу и охране памятников. С середины 80-х гг. начался демонтаж административно-командной системы управления музеями.
Весь период с 1917 по начало 1990-х гг. сохранялось, все более усиливаясь до середины 1980-х гг., отношение к музею как пропагандистскому учреждению, что пагубно сказывалось на развитии научно-исследовательской, экспозиционной, научно-фондовой работы музеев.
С распадом СССР и запретом на деятельность КПСС начинается новый период в развитии отечественного музееведения, связанный с отказом от взгляда на музей как пропагандистское заведение, а также появлением новых форм в организации музейного дела.
Новый этап охарактеризовался сменой приоритетов в деятельности музеев. Растет показ в экспозициях музеев дореволюционного периода истории, что требует переориентации и фондовой, и исследовательской работы.
Сложно говорить о каких-либо итогах развития музейного дела в современной Российской Федерации и выделять периоды, т.к. ее история насчитывает чуть больше 10 лет. Эти годы стали временем обновления отечественного музейного дела, расширения связей с мировыми системами охраны памятников истории и культуры, создания нового законодательства по музейному делу и охране памятников. В то же время многие тенденции только начинают формироваться и сложно судить об их позитивности или негативности.
1.3 Классификация музеев и их особенности
На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается около 2 тысяч музеев, из которых 86 – федеральные. Для многих государственных музеев новый период развития отечественного музейного дела обернулся своего рода «идейным кризисом» и неспособностью многих из них вписаться в новые условия: по данным Министерства культуры РФ только 29% российских музеев имеет собственную концепцию развития и всего 8% из них составляет бизнес-планы.
В настоящее время музеи можно классифицировать: по масштабам деятельности; по форме собственности; по административно-территориальному признаку, кроме того, существует классификация по типам. (Рисунок 1).
Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства.
К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы.
В последнее время в России стали складываться условия для возрождения частных музеев, то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра.
Выделение типа происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций и их приоритета в его деятельности. В соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские. Исследовательские музеи (академические музеи) чаще всего создаются при научных учреждениях.
Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Как правило, они создаются при школах, вузах и других учебных заведениях, иногда при ведомствах (особенно военизированных: таможня, МВД, где есть необходимость выработки у сотрудников особых навыков).
Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и т.д. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы и т.п.). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным).
Рис.1. Классификация музеев
1.4 Характеристика основных направлений работы музеев
1.4.1 Научно-исследовательская работа музеев
Музеи по самой своей природе входят в систему научно-исследовательских учреждений. Комплектование музейного собрания, если оно не подменяется простым сбором экспонатов для экспозиций, обязательно связано с проведением исследований. В процессе формирования коллекций музей находит предметы музейного значения, которые документируют процессы и явления, протекающие в обществе и природе.
Научные исследования необходимы и для успешного хранения музейных фондов. Для того чтобы обеспечить их максимально долгую сохранность, осуществлять их консервацию и реставрацию, нужно не только использовать уже известные и апробированные практикой принципы хранения, но также разрабатывать и применять новые технологии.
Построение экспозиции, посредством которой можно полноценно осуществлять музейную коммуникацию, требует выявления не только информативных и экспрессивных свойств музейных предметов, но и существующих между этими предметами связей. Специальные исследования необходимы и в целях создания наилучших условий для восприятия экспозиции музейной аудиторией. Выявляя и собирая предметы музейного значения, храня музейные предметы, создавая экспозиции и проводя культурно-образовательную работу, музеи не могут пользоваться только лишь результатами изысканий, проводимых другими организациями. Им необходимо вести собственные научные исследования, на которые, в конечном счете, опирается вся деятельность музея – научно-фондовая, экспозиционная, просветительная и образовательная.
1.4.2 Научно-фондовая работа музеев
Понятием фонды музея обозначают всю научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение. При этом они могут находиться не только в фондохранилище и экспозиции, но и быть переданными на экспертизу или реставрацию, а также во временное пользование другому учреждению или музею.
В России существует Общегосударственный каталог музейных предметов, сформированный в 1930-е годы. Каталог музейных фондов постоянно устаревает, так как музеи ведут активную деятельность и не подают информацию об этих изменений для своевременного введения.
Основу музейных фондов составляют музейные предметы – памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования в связи с их способностью документировать общественные и природные процессы и явления. Кроме них в фонды входят так называемые научно-вспомогательные материалы, которые не обладают свойствами музейных предметов, но помогают их изучать и экспонировать.
Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юридической охране музейных фондов и прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций.
Задачи хранения фондов заключаются в обеспечении сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании благоприятных условий для изучения и показа коллекций. Принципиальные положения об организации хранения фондов определяются общегосударственными нормативами, соблюдение которых обязательно для всех музеев страны. Однако фонды каждого музея имеют свою специфику; она проявляется в составе и структуре фондов, в количестве предметов и степени их сохранности, в особенностях конструкции музейных зданий и фондохранилищ. Поэтому дополнительно к основным нормативным документам в музеях разрабатываются инструкции по хранению фондов для внутреннего пользования.
Музей создает не только постоянные, но и временные экспозиции – выставки: тематические, фондовые, отчетные.
Создание выставок является составной частью экспозиционной работы музеев. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях; способствуют отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.
В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический.
Основу экспозиции составляют музейные предметы, а также предметы, созданные для экспонирования, – копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструкции, новоделы, голограммы.
1.4.4 Культурно-образовательная деятельность музеев
Понятие «культурно-образовательная деятельность» получило распространение в отечественном музееведении с начала 1990-х гг., и его активное использование было вызвано появлением новых подходов в работе с музейными посетителями
Суть музейно-образовательного процесса представляется в том, что посетитель воспринимался не как объект воспитательного воздействия, а как равноправный собеседник, следовательно, общение музея с аудиторией приобретало форму диалога.
Термин «культурно-образовательная деятельность» подразумевает образование в пространстве культуры. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру. Теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика; она создает новые методики и программы работы с посетителями, изучает воздействие на них различных форм музейной коммуникации.
Термин «культурно-образовательная деятельность» пришел на смену таким понятиям, как «массово-просветительная работа», «популяризация», «научная пропаганда». Что же касается понятия «научно-просветительная работа», то оно продолжает употребляться в музейной практике и в наши дни, однако в нем уже нет прежней идеологической составляющей. Вместе с тем сосуществование терминов «культурно-образовательная деятельность» и «научно-просветительная работа» в определенной степени свидетельствует об отсутствии в музейной сфере единого понимания того, ради чего музей встречается со своими посетителями.
1.5 Проектный подход в музейной деятельности и его особенности
Одной из выразительных тенденций современной культуры является идеология проектирования. Проект как дискретная форма организации деятельности, направленной на достижение заранее намеченного результата, сегодня широко востребован. Большую популярность обрело само слово «проект», привлекаемое для обозначения фактически всего.
Проект – распространенное явление современной музейной культуры России. «Проектом» называется и открытие нового музея, музейного здания, масштабная реэкспозиция, и отдельные акции, выставки, показы, и обед в залах музея, и рекламная развеска фотографий экспонатов на улицах города… Значение термина предельно широко и размыто.
В теории проект всегда характеризует наличие четких временных рамок, границ его начала и завершения. На практике у проекта сложные отношение со временем.
Финансовая сторона вопроса играет ключевую роль в современной проектной деятельности. Для проекта важно строгое планирование и учет ресурсов. «Освоение денег» происходит именно в процессе реализации проекта, а не по его завершению. Поэтому музеи заинтересованы в его продолжении и повторении.
В системе художественной культуры музей – учреждение, деятельность которого регулируется и контролируется законодательно. Согласно официальным документам, проект – особая форма организации деятельности, позволяющая учреждениям культуры привлекать альтернативные ресурсы, осуществлять децентрализованные культурные контакты, налаживать партнерство государственных структур и неправительственных организаций. Проект законодательно поддерживается как эффективная современная модель управления в сфере культуры.
Работа над проектами призвана активно дополнить уже существующую систему управления музеями и дать возможность реализовывать в процессе сотрудничества разнообразные творческие идеи.
Причина государственного внимания к проектной деятельности связана с осознанием того, что «в процессе децентрализации некоторые ключевые направления деятельности музеев, ранее поддерживаемые государством, оказались в ситуации кризиса». Государство своевременно не сформировало систему ее внебюджетного финансирования, условий для инвестирования со стороны частного капитала. На проектно-ориентированное управление сегодня возлагаются надежды как на универсальный механизм привлечения необходимых ресурсов в сферу культуры. Предполагается, что оно обеспечит привлечение средств, как со стороны бюджетов разных уровней, так и со стороны частных инвесторов, способствует развитию коммерческой деятельности музеев, обеспечит контроль за расходом средств.
В России уже несколько лет успешно развивается музейное проектирование, идущее по всем основным направлениям. Можно наметить и типологию музейных проектов.
Трансмузейный проект – крупный художественный форум, привлекающий к участию музей или несколько музеев наряду с другими институциями (библиотеки, концертные и выставочные залы, образовательные учреждения, коммерческие структуры и т.п.). Как правило, такого рода проекты посвящены значимым юбилеям, государственным праздникам или «теме года», проводятся под патронажем государственных структур. В трансмузейных проектах, музей выступает одной из многих площадок, по которой «прокатывается» большое государственное дело.
Интермузейный проект – мероприятия, объединяющие ряд музеев и направленные на поддержку именно музейной культуры, адаптацию музея к новым социальным условиям, формированию межмузейного диалога. Некоторые из них так же координируются властями. Это крупнейшие проекты России: организационный (Всероссийский музейный фестиваль «Интермузей») и информационный (портал «Музеи России»). Отечественные события этого ряда: конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», фестивали «Современное искусство в традиционном музее» и «Детские дни в Петербурге», акция «Ночь музеев». Названные музейные проекты отличаются по масштабу и ресурсам, ориентированы на разные аспекты музейной жизни и безусловно оказывают на нее активное влияние.
Музей как проект. Открытие нового «своего» музея – особо привлекательный и амбициозный проект. Современная российская экономическая ситуация последних лет дает активное развитие таким инициативам. В основе такого нового музеетворчества может лежать личная коллекция, творчество художника или просто желание, «воля к музею» частного лица. Примеров множество, личный музей фактически тенденция современной культуры. Особо показательный проект − прижизненный музей художника. Такой музей становится своеобразным новым жанром пространственных искусств, по сути, замещая потерявших в последнем столетии свою самостоятельность автопортрет или жанр мастерской художника.
Проект в музее. Это основная доля осуществляемых сегодня музейных проектов. Как правило, в рамках внутримузейных проектов идет обновление и расширение традиционных форм музейной работы. Когда к обычным музейным делам добавляются новые технологии, методики и организационные форматы − эта деятельность осмысляется как проект. Также «проект» возникает, когда в пространстве музея экспонируется новое, не привычное для него искусство.
Особое внимание привлекают, конечно, крупные, смелые по замыслу проекты ведущих музеев страны. Самым обсуждаемым стал проект «Эрмитаж 20/21». Фактически он являет собой отдельный тип проекта − «музей в музее». Сегодня в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» показан ряд неоднозначных, спорных, но и очень значимых выставок.
Иерархию музейных проектов завершает «Экспонат как проект». Экспонат − музейная единица. Когда экспонат становится «проектом», происходит разрыв этой связи. «Экспонат-проект» не стремится к структурному единству с музеем, напротив, он активно нарушает, переиначивает музейное пространство. Итак, последние десять лет в России официально ведется достаточно весомое число проектов социокультурной направленности с участием музеев, для музеев, в музеях. Крупные проектные инициативы за многие годы работы фактически превратились в устойчивые институции, более стабильные и состоятельные, чем сами музеи, поддерживать которые они были призваны.
1.6 Нормативно-правовое регулирование
Деятельность музеев регулирует комплекс документов, основными из которых являются Федеральные законы:
· «Об архивном деле в (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.);
· «О народных художественных промыслах» (1999 г.);
· «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.);
· «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.);
· «О библиотечном деле» (с изменениями от 2004 г.);
· «Об обязательном экземпляре документов» (с изменениями от 2002 г.);
· «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 2004 г.);
· «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями от 2004 г.) и ряд других законодательных актов.
Однако сегодня нет Федеральной целевой программы развития культуры на долгосрочную перспективу. Базовой программой, действующей в настоящее время, является Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», которая пришла на смену ФЦП «Культура России (2006 – 2011 гг.)». Фактически, это является неким паллиативным вариантом, который лишь частично решает проблемы сферы культуры и не позволяет комплексно подойти к их устранению.
Санкт-Петербург является культурным центром мирового уровня, привлекающим внимание и специалистов профессионалов, и миллионы туристов.
В последние годы культура в Петербурге развивается на основе программного документа – «Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2012-2014 гг.». Главная цель развития культуры города сформулирована в Концепции следующим образом: расширение участия населения в культурной жизни. Эта формулировка определяет культурную политику Санкт-Петербурга как социально-ответственную, ориентированную, в первую очередь, на интересы общества и на интересы конкретного человека, потребителя культурных благ. Культура признана важнейшим фактором, без которого невозможно создание качественной среды обитания, такой среды, где каждый человек, помимо социальных гарантий, имеет возможность творчества и приобщения к культуре, где культурная жизнь стремится стать частью его ежедневного бытия.
В конце 2010 г. состоялось утверждение «Закона о политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге», в котором сформулированы и закреплены основы развития сферы культуры в новых условиях. Этот закон во многом опирается на положения Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга 2006- 2009 гг.
2. Анализ реализации музейных проектов на примере ФГБУК «Государственный Русский музей»
.1 Анализ этапов создания и развития Русского музея
Идея организации государственного музея национального искусства высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века. Уже в конце 1880-х годов перед российским обществом встал вопрос о необходимости создания музея русского национального искусства, как того требует «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном мире» (Записка обер-гофмаршала князя С. Трубецкого Министру Императорского Двора, 1889).
Историческое своеобразие ситуации заключалось в том, что идея «подогревалась» совпадением национально-патриотических устремлений, как демократической общественности страны, так и самого правящего монарха. Можно сказать, что существовала объективная необходимость создания в столице нового, государственного музея, который мог бы активно действовать и в сфере исторической, и в сфере современного художественного процесса.
апреля 1895 года Николай II подписал Именной Высочайший Указ №62 «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом„. Указ начинался словами: “Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния».
Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Управляющим князя Георгия Михайловича.
В подготовительный период, до открытия музея, был решен ряд важнейших вопросов, связанных с его дальнейшей деятельностью, определены его приоритетные цели и задачи. Николай II предписал Главному Казначейству открыть в смете Императорского Двора особым параграфом кредит для Музея на содержание Михайловского Дворца. В Положении о Русском Музее Императора Александра III говорилось, что музей основан в память Императора Александра III, «имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России».
(19) марта 1898 года состоялось открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей.
Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в этот период насчитывало 1880 произведений. Согласно первоначальной структуре, музей имел три отдела:
· отдел «посвященный специально памяти Императора Александра III»,
· этнографический и художественно-промышленный отдел,
· художественный отдел.
Название «Русский музей» изначально и традиционно закрепилось, по существу, лишь за художественным отделом, размещенным в Михайловском дворце. С течением времени художественный отдел, постепенно разветвляясь, превратился в сложный музейный организм.
2.2 Русский музей в современном мире
музей проектный экспозиционный виртуальный
В настоящее время Русский музей размещается в четырех дворцах (Михайловском, Строгановском, Мраморном и Михайловском (Инженерном) замке), имеющих исключительную историко-художественную ценность. Последние три из перечисленных зданий были переданы музею в 1989-1994 годах в аварийном состоянии. В 1998 году в состав музейного комплекса вошли Михайловский сад и 2 сквера у Михайловского (Инженерного) замка. В декабре 2002 года Русскому музею был передан знаменитый комплекс "Летний сад и Дворец-музей Петра I" с входящими в него объектами. Общая площадь территории музея в настоящее время составляет почти 30 га.
Полное официальное наименование у музея – Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Русский музей», сокращенное – Русский музей.
В своей деятельности Русский музей руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными актами, а также Уставом.
Вышестоящей организацией является Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с распоряжение Правительства Российской Федерации от 05 января 2005 г. №5-р. (Рисунок 2)
Русский музей является научно-методическим центром художественных музеев России. В его ведении находится 258 музеев, для которых научные сотрудники Русского музея разрабатывают рекомендации, в том числе в области эффективного функционирования музейных комплексов в условиях конкурентно-рыночной среды, ценностей переориентации общества и изменений в системе государственного финансирования учреждений культуры.
Музей представляет собой сложную разветвленную систему, которая состоит из отделов, секторов, подразделений и служб (см. Приложение 1).
В Уставе музея говорится, что Государственный Русский музей является некоммерческой организацией, осуществляющей культурную, образовательную и научную деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. (Рисунок 3). Вся деятельность музея основана на проектном подходе, где задействованы специалисты всех секторов и отделов, а также взаимодействуют различные музеи и другие учреждения культуры с привлечением коммерческих организаций.
Рис.2. Подчинение Русского музея Министерству культуры РФ
Осуществляя научную деятельность, первостепенными являются темы, связанные с изучением музейных предметов и среды их бытования, а также темы, способствующей постоянному пополнению фондов, максимально продолжительному и эффективному использованию собранных материалов.
Специалисты Русского музея состоят в творческом сотрудничестве с работниками других музеев, в результате этого они создают немало научных работ.
Многие научные исследования осуществляются коллективно усилиями отделов и секторов, а для разработки конкретных проектов формируются временные коллективы в виде проблемных групп. Также в музее существуют специальные научно-исследовательские структуры.
Вся деятельность музея прямо или косвенно опирается на научные исследования. Без них невозможно ни успешное комплектование фондов, ни максимально продолжительное их хранение. Поэтому научные исследования являются необходимым условием нормального функционирования музея.
Все научные подразделения музея работают с фондами, и эта работа ориентирована на сохранение, исследование и использование музейных предметов. Их охрана начинается уже на этапе выявления в среде бытования и составляет суть комплектования фондов. На стадии отбора предметов начинается и процесс их изучения, цель которого – установить, имеют ли они музейную ценность.
Рис. 3. Структура основных видов деятельности музеев
Приобретенные предметы фиксируются в документах музея как государственная собственность. Таким образом, осуществляется их юридическая охрана – учет фондов. Он проводится на основе дальнейшего изучения музейных предметов, поскольку только научные данные о них, зафиксированные в учетной документации, позволяют соотнести запись и конкретный предмет.
Основной фонд Русского музея имеет тенденцию к постоянному увеличению единиц хранения, это происходит за счет постоянных приобретений, даров и других поступлений. (Рисунок 4). Ежегодно музейный фонд увеличивается на 0,25% (примерно на 1050 единиц хранения)
Рис. 4. Состояние музейного фонда на начало 2010 – 2012 гг.
В музее существует система фондов открытого доступа, целью которого является: обеспечение возможности доступа зрителей и специалистов к музейным фондам без ущерба для безопасности и сохранности коллекций.
В настоящее время Русский музей уделяет особое внимание культурно-образовательной деятельности, так как со временем все большее значение стала приобретать социальная функция, не смотря на то, что традиционные функции музея – хранить, реставрировать, изучать и демонстрировать посетителям культурное наследие. Постепенно в сознании общества музей трансформируется из места, где демонстрируются различные экспонаты, в место проведения полноценного досуга. Привлечь посетителей разного возраста, сделать экспозиции более наглядными и захватывающими – одна из задач, которая сегодня стоит перед музеем. Для решения этой задачи необходим постоянный поиск путей оптимизации системы управления и организации музейной работы.
За последние десятилетия сфера просветительской и образовательной деятельности музея значительно расширилась, она проявляется в таких формах как разовые экскурсии и экскурсионные циклы для всех категорий посетителей (дошкольники, школьники, студенты, взрослые, иностранные посетители), лекции, занятия в студиях, кружках, творческих группах, музыкальные вечера, музейные праздники.
С каждым годом музей посещают все больше человек (Рисунок 5). Эффективность деятельности музея, одним из показателей которой является количество посещений в 2010 году, возросла на 3,6% по сравнению с 2009, а в 2011 на 2%.
Музейная аудитория делится по возрастному признаку на детскую и взрослую, а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам (семьи, групповые или одиночные, студенты, пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями и т.д.). Русский музей осуществляет работу сразу по нескольким отраслям; разнообразие программ для различных групп посетителей.
Таким образом, экскурсионно-лекционным отделом в 2011 году было проведено:
· 21 260 обзорных, тематических экскурсий и цикловых занятий на постоянной экспозиции и временных выставках;
· прочитано 195 лекций;
· организовано 183 лекции и творческие мастерские в детских садах, школах, военных училищах и других организациях.
· 449 благотворительных экскурсий для детей-инвалидов, воспитанников детских домов и интернатов, кадетов Суворовского и Нахимовского училищ, военнослужащих и членов их семей, сотрудников МЧС и МВД России, ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда. Из них 56 экскурсий по выставке ландшафтного дизайна «Итальянский полдень» IV Международного фестиваля «Императорские сады России» в Михайловском саду.
Рис.5. Численность посетителей музея в период с 2009 по 2011 год.
Также было разработано:
× 17 лекционных циклов, таких как «Города и музеи мира», «Сады Русского музея: из прошлого в будущее»;
× Разработана программа «Мой Петербург» (История Санкт-Петербурга в русском изобразительном искусстве XVIII-XX веков) в рамках программы Правительства Санкт-Петербурга «О гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитании культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы».
Более 3 000 детей, подростков, студентов занимаются в студиях и клубах Русского музея. Более 900 учащихся высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, членов Студенческого клуба, принимают участие в творческих мастерских, семинарах, конференциях. Для членов «Клуба любителей русского искусства», объединяющего около 220 слушателей пожилого возраста, организуются встречи с ведущими специалистами Русского музея, деятелями науки и культуры Петербурга.
2.3 Анализ основных направлений деятельности Русского музея
.3.1 Экспозиционная деятельность, организация выставок
Создание современной экспозиции – это процесс, в котором задействованы усилия научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров.
Проектирование экспозиции нуждается в предварительной системной разработке научного содержания, архитектурно-художественного решения и технического оснащения (Рисунок 6).
Рис.6. Этапы проектирования экспозиции.
Первый этап – научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции, и ее конкретное содержание; художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы; техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.
Второй этап проектирования экспозиции – разработка расширенной тематической структуры – деление будущей экспозиции на разделы, темы, экспозиционные комплексы.
На третьем этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план. Суть тематико-экспозиционного плана как документа состоит в том, что в нем находит отражение конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими им научными характеристиками.
Для экспонирования в музее используются: витрины разных конструкций и форм – горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора; подиумы – возвышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы – каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые.
Основу экспозиции составляют музейные предметы, а также предметы, созданные для экспонирования, – копии, репродукции.
Музей создает не только постоянные, но и временные экспозиции – выставки: тематические, фондовые, отчетные.
· Постоянными экспозициями Русского музея являются:
· Константин Романов – поэт серебряного века (Мраморный дворец);
· Коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских (Мраморный дворец);
· Минералогический Кабинет (Строгановский дворец);
· Открытый Фонд Скульптуры (Михайловский замок);
· Древнерусское Искусство ХII-XVII веков (Михайловский дворец);
· Русское Искусство XVIII века (Михайловский дворец);
· Русское искусство первой половины XIX века (Михайловский дворец);
· Русское искусство второй половины XIX века (Михайловский дворец);
· Русское искусство конца XIX – начала XX веков (Флигель Росси, корпус Бенуа);
· Русское искусство ХХ – начала XXI века (Корпус Бенуа);
· Музей Людвига в Русском музее (Мраморный дворец);
· Русское народное искусство XVII-XXI веков (Михайловский дворец, флигель Росси).
Создание выставок является составной частью экспозиционной работы музеев. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях; способствуют отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.
Программа выставочной деятельности музея достаточно обширна. Ежегодно разрабатываются выставочные проекты по заявленной тематике в Дни исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга, а также в рамках международного музейного форума. Создание тематических проблемных, коллекционных, юбилейных выставочных проектов осуществляется на базе научных исследований, проводимых сотрудниками музея.
Русский музей занимается организацией выставок в зданиях музея, в музеях Санкт-Петербурге и других городах России и за рубежом. А также принимает приглашения участвовать в выставках от различных учреждений. В таблицах 1 и 2 представлена выставочная деятельность музея, с количеством выставок и экспонатов из фонда музея, которые были предоставлены.
В период с 2009 по 2011 год сократилось число подготовленных музеем выставок и увеличилось количество, в которых он принял непосредственное участие (Рисунок 7). Это может быть связано с развитием экономической ситуации, особенностями которой является переход на рыночные условия хозяйствования, а также принятие нового федерального закона.
Таблица 1. Выставочная деятельность в период с 2009 по 2011 год
Год | Количество подготовленных в музее выставок | Количество выставок, в которых музей принял участие | Количество представленных экспонатов из фондов |
2009 | 48 | 28 | 3 450 |
2010 | 42 | 25 | 2 830 |
2011 | 37 | 38 | 2 825 |
Таблица 2. Выставочная деятельность за 2011 год
Место экспонирования выставок | Количество выставок | Экспонировалось произведений из фонда музея |
Русский музей | 37 | 1890 |
Музеи Санкт-Петербурга и пригородов | 14 | 169 |
Города России | 19 | |
Заграница | 15 | 284 |
С 1 января 2011 года вступил в силу Закон №83-ФЗ, в соответствии с которым учреждения сферы культуры наряду с медицинскими и образовательными в наибольшей степени подвергаются реформированию, поскольку большую часть своих услуг они оказывают за плату. Их деятельность как нельзя лучше вписывается в систему бюджетного планирования на основе государственного задания. С принятием этого закона изменяются основные финансовые механизмы функционирования музея. Русский музей теперь является Бюджетным учреждением и имеет больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако учредитель (в соответствии с Уставом – Российская Федерация) не предоставляет финансовых гарантий. В связи с этими изменениями законодательства, больше всего страдают выставки: на них музею приходится экономить.
Рис. 7. Тенденция подготовленных выставок и выставок, в которых музей участвовал
2.3.2 Издательская деятельность
Русский музей имеет официальное издательство – Palace Editions, которое печатает книги, альбомы, каталоги собраний и выставок, отчеты и сборники научных трудов на русском и иностранных языках. Издания знакомят с экспозицией и уникальными собраниями музейных фондов, с научной, выставочной и просветительской деятельностью музея.
В музейных магазинах и киосках можно приобрести богато иллюстрированные, отличающиеся высоким качеством полиграфического исполнения издания (Рисунок 8).
Рис. 8. Издания Русского музея.
В современных условиях музей становятся информационным и досуговым центром, способным удовлетворять духовные потребности общества. Государственный Русский музей является хранителем культуры России, поэтому сегодня как никогда возрастает значение издательской работы. Ежегодно музей увеличивает количество выпущенных изданий в целях приобщения российских и иностранных граждан к отечественной истории (Таблица 3)
Таблица 3. Издательская деятельность музея 2009-2011 год
2009 год | 2010 год | 2011 год | |
Количество выпущенных изданий | 39 | 34 | 40 |
Количество выпущенных изданий в 2011 году возросло на 17,6% по сравнению в 2010, это связано с необходимостью самостоятельно зарабатывать средства.
2.4 Проект: Русский музей: виртуальный филиал
Вся деятельность Русского музея основана на проектной работе, которая открывает целый ряд возможностей в жизни музея. Это и дополнительное финансирование сотрудников, и возможность реализации творческих профессиональных интересов, и популяризация деятельности, и привлечение новых посетителей, и т. д.
В музее уже несколько лет успешно развивается проектирование, идущее по всем основным направлениям.
Проектные инновации нацелены на новацию, и они меняют жизнь музея в соответствии с тенденциями социокультурной реальности.
Одним из масштабных проектов реализуемых Русским музеем является проект «Русский музей: виртуальный филиал», который существует с 2003 года. Его реализация осуществляется в партнерстве с АФК «Система». Генеральный спонсор проекта «Русский музей: виртуальный филиал» – «Мобильные ТелеСистемы».
«Русский музей: виртуальный филиал» – это инновационный межрегиональный и международный проект, воплощающий идею доступности крупнейшей в России коллекции русского искусства самой широкой аудитории далеко за пределами Санкт-Петербурга. Возможности современных компьютерных технологий позволяют реализовать поставленную задачу созданием информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» в России и за рубежом.
Цели проекта:
эффективное приобщение современного зрителя к ценностям русской культуры;
расширение и углубление знаний об истории русского искусства, коллекциях и деятельности Русского музея на основе свободного доступа к электронно-цифровым материалам;
создание единого культурно-информационного пространства на территории России и за рубежом.
Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» состоит из мультимедийного кинотеатра и информационно-образовательного класса. Содержательным наполнением центра является Медиатека, включающая печатные издания, интерактивные мультимедийные программы и фильмы об истории русского искусства, о Русском музее и его коллекциях, собраниях музеев России.
В информационно-образовательном классе и мультимедийном кинотеатре посетителям предлагаются:
виртуальные экскурсии и путешествия;
уроки и занятия с использованием ресурсов медиатеки;
обучающие семинары с использованием современных коммуникационных средств и новейших методов дистанционного обучения;
мастер-классы и встречи с художниками;
конкурсы и олимпиады по русской культуре и искусству;
информационное обслуживание индивидуальных посетителей.
Локальная сеть, объединяющая участников проекта, позволяет специалистам информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» оперативно обмениваться необходимой информацией, планировать совместные акции и проекты, получать доступ к новым мультимедийным программам образовательного и презентационного характера, проводить дистанционное обучение сотрудников центров.
В рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» проводятся различные мероприятия, направленные на повышение эффективности работы виртуальных филиалов, а также улучшение взаимодействия между участниками проекта.
Интегрированная сеть Информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» на базе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов Русского музея объединила к концу 2011года 98 музеев, культурных центров, школ, университетов, библиотек, учреждений дополнительного образования в России и за рубежом.
В 2011 году виртуальные филиалы Русского музея в нашей стране и за рубежом посетили около 250 тыс. человек. Всего в прошедшем году открыто 20 Информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал», из них 11 – на территории Российской Федерации и 9 – за рубежом.
2.5 Источники финансирования деятельности Русского музея и способы увеличения бюджета
Государственный Русский музей, как и все учреждения культуры в той или иной степени испытывают недостаток в получаемых от государства финансовых средствах и получают доход за счет собственной деятельности.
В общем виде источники финансирования музея можно разделить на две большие группы:
федеральный бюджет, из которого осуществляется текущее финансирование (Рисунок 9);
и внебюджетные источники, включающие доходы от собственной коммерческой деятельности и средства спонсоров и меценатов, за счёт которых также осуществляется финансирование (Рисунок 10).
Из таблицы 4 видно, что поступления из федерального бюджета больше чем из внебюджетных источников.
Для оценки уровня самофинансирования учреждений культуры используют социальный индекс. Если индекс равен нулю, то организация находится на полном самофинансировании. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования.
Рис. 9. Поступления из федерального бюджета в 2011 году
Рис. 10. Поступления из внебюджетных источников в 2011 году
Таблица 4. Поступления в бюджет музея с 2009 по 2012 год
2009 год | 2010 год | 2011 год | ||||
по плану, руб. | по факту, руб. | по плану, руб. | по факту, руб. | по плану, руб. | по факту, руб. | |
Поступления из федерального бюджета | 1 644 811 575 | 1 204 681 806 | 1 719 816 667 | |||
Поступления из внебюджетных источников | 178 104 456 | 197 838 300 | 190 564 692 | |||
Социальный индекс был рассчитан для музеев Москвы и Санкт-Петербурга по данным 2007 года.
Относительно большое значение социального индекса (19) принадлежит Русскому музею, 95% поступлений которого в 2007 году составляли бюджетное финансирование, благотворительные взносы и гранты.
Таким образом, социальный индекс Русского музея в 8,6 раз выше индекса Эрмитажа, что на момент 2007 года свидетельствовало о низком уровне его самофинансирования.
При осуществлении деятельности Русский музей использует музейный маркетинг, привлекая ресурсы в двух формах:
• прямой – за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;
• опосредованной – за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.
Обе формы тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значимость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников. Маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:
• презентацию и продвижение музея и его деятельности;
• презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.
Одним из источников пополнения доходов музея является продажа права на производство репродукций. Также музей имеют прибыль от сдачи своих помещений в аренду для проведения приемов и мероприятий.
Магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, не только приносит доход, но и привлекает посетителей.
Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе и ресторан.
Для Русского музея входная плата (стоимость на входной билет указана в Приложении 2) и членские взносы «друзей музея» составляют самую существенную часть зарабатываемого дохода, и достигает около 30% стоимости содержания музея.
Для таких музейных гигантов, как Русский музей, Эрмитаж, Петергоф, Царское Село, Петропавловская крепость, на долгие годы одним из основных источников дохода будет оставаться входная плата от иностранных туристов. Русский музей, в отличие от большинства перечисленных музеев, по этому показателю далеко не на первом месте. Достаточно большие площади обеспечивают проходимость потока туристов, поэтому необходимо пропагандировать Русскую культуру и стимулировать развитие интереса к ней.
3. Анализ проблем музейной деятельности и способы их решения
Проблема функционирования музеев в обществе стала приобретать остроту со второй половине XX века. Это было связано с тем, что традиционные формы и функции музея, окончательно сложившиеся на рубеже XIX и XX вв., перестали соответствовать новой социальной реальности. В начале 1970-х годов и в нашей стране и на Западе был зафиксирован музейный «бум», который привел к количественным и качественным изменениям музейного дела.
В этот период произошел рост числа музеев, трансформировались его традиционные функции: приобретение, хранение, экспозиция и интерпретация. Музейный «бум» изменил идеологию музеев: последние все чаще стали осмысляться шире, чем просто хранилище артефактов. Со второй половины ХХ века музей стал рассматриваться как самостоятельный культурный символ, уполномоченный, во-первых, конструировать специфическое социально-культурное пространство, во-вторых, наделять объекты символической ценностью и, в-третьих, организовывать эксклюзивную досуговую практику.
Проблемы отечественных музеев обсуждались в верхней палате российского парламента 20 марта 2012 года.
Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике поддержал инициативу Союза музеев России о рассмотрении и утверждении правительством России Стратегии развития музейной деятельности в Российской Федерации до 2030 года.
Наиболее важной проблемой является законодательный аспект, связанный с правоприменительной практикой в музейном законодательстве. Большинство предусмотренных норм, государственных функций и полномочий в отношении Музейного фонда Российской Федерации реализуются не в полной мере.
Произведенные реформы направлены на повышение эффективности деятельности бюджетной сферы, которая зачастую создает дополнительные барьеры при выполнении задач учреждений в сфере культуры, ввиду слабой проработанности предлагаемых нововведений, усложнения организационных и финансовых процедур, увеличения бюрократического аппарата, наличия коррупционной составляющей и практической невыполнимости всех поставленных требований.
На этапе завершения реформы бюджетной сферы необходимо провести отладку новых инструментов и методов ее реализации для обеспечения выполнения целей и задач реформы. Только в этом случае можно говорить о возможности таких изменений, что в реальной практике управления пока что не происходит.
Дальнейшее развитие музейной деятельности в нашей стране невозможно без создания современного базового закона "О культуре в Российской Федерации". закон должен быть построен на понимании культуры, искусства, образования, эстетического воспитания, как основы государства и общества.
Бывший министр культуры России А.Авдеев выделил ряд проблем, которые накопились в музейной деятельности:
Прежде всего, необходимо решить вопрос об увеличении заработной платы музейным работникам, так как на сегодняшний день она является наиболее низкой в отрасли. Например, в регионах зарплата этой части работников культуры составляет от 4,5 до 10 тысяч рублей, а на федеральном уровне – 10-12 тысяч. "Сегодня музеи держатся на подвижниках", – заметил А.Авдеев.
Кроме этого можно отметить факт нехватки площадей для музейных фондов. Однако проблема фондохранилищ уходит корнями еще в советское время. Для решения этого вопроса необходимо строительство новых площадей.
Также обозначил ряд других проблем в этой сфере, таких как охрана музеев, реставрация культурных ценностей.
Президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, указывает на то, что в последние годы сделано много принципиальных вещей для сохранения отечественных музеев, и, прежде всего, это касается проведенной инвентаризации всего Музейного фонда России. По его утверждению, музеи в России должны быть неприкосновенны, а в связи с этим необходимы государственные гарантии и страхование.
В настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует множество учреждений культуры, предоставляющие все разнообразие культурных услуг, в том числе: 148 музеев, из них 5 музеев-заповедников, 62 театра, 49 культурно-досуговых учреждений, 17 концертных организаций, 47 кинотеатров.
Но, несмотря на наличие культурного и исторического потенциалов, развитие петербургской культуры и музеев в частности носит проблемный характер.
Наиболее значимее проблемы в музейной деятельности города связаны с низкой активностью большинства петербуржцев в потреблении культурных благ и услуг. По данным исследований 2008 и 2011 гг. 60,5% взрослого населения Санкт-Петербурга ни разу в течение года не были в музеях и на выставках, 66% – в драматическом театре, 79,7% – на музыкальных спектаклях, 85,7% – на концертах академической музыки. В целом 51,3% опрошенных петербуржцев посещали какое-либо учреждение культуры реже, чем один раз в год (без учета кинотеатров). В то же время всего 14,5% населения посещают учреждения культуры 10 и более раз в год. Подобная ситуация усугубляется тем, что в городе существует традиционная оторванность жителей спальных районов от основных «очагов» петербургской культуры.
Музеи, театры и концертные организации, являясь уникальными учреждениями, расположены в большинстве случаев в исторических зданиях в центральной части города – здесь размещено 33 музея и 26 концертных организаций и театров. В то время как в «спальных» районах картина другая. Развитие культуры в Санкт-Петербурге связано с взаимодействием городской культуры и туризма. В период высокого туристского сезона многие городские учреждения культуры испытывают столь большую нагрузку, что они становятся практически недоступными для горожан. Учитывая то обстоятельство, что в связи с развитием круизного туризма сроки высокого сезона существенно расширяются (примерно до полугода), это становится существенным фактором, влияющим на потребление петербуржцами культурных благ. Туристический поток в Санкт-Петербурге в 2011 г. увеличился на 5-7% по сравнению с 2010 г. – до 5,1 млн. человек. Такое количество туристов можно рассматривать как «еще одно население города»..
Привлечение аудитории во многом зависит от организации музейного маркетинга. Для повышения активности аудитории музеям необходимо выходить на новый уровень своего развития и совершенствовать музейный маркетинг.
Так Правительством Санкт-Петербурга была утверждена Концепция социального и экономического развития до 2025 года. В этой Концепции говорится о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики города.
В результате реализации данной Концепции Санкт-Петербург укрепит свою роль культурной столицы России, места проведения фестивалей, выставок и концертов, немалая часть из которых будет иметь международное значение. Повысится туристическая привлекательность Санкт-Петербурга, что позволит ему войти в число ведущих европейских центров международного туризма. При этом будет обеспечено безусловное выполнение всех международных обязательств по отношению к объектам, находящимся в границах территории Санкт-Петербурга и включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, Санкт-Петербург станет городом мирового значения.
Несмотря на наличие большого спектра проблемных зон в развитии сферы культуры и музеев в частности, формирования новых подходов к практике управления существенно улучшит сложившуюся в России ситуацию. Инновации, возможно, являются ответом на проблемные ситуации, решение которых невозможно в рамках существующих методов и процедур управления. Заключение
Все самые известные музеи мира возникли на основе частных коллекций и собирательской страсти конкретных персон. Первым музеем нового типа был Британский публичный музей в Лондоне, первый большой публичный музей – Лувр. В России музеи появились в эпоху Петра I.
В настоящее время музейное дело стремительно развивается, так как взрастает социальная и экономическая роль в жизни общества.
Сейчас музеи можно классифицировать:
ü по масштабам деятельности;
ü по форме собственности;
ü по административно-территориальному признаку;
ü по типам.
Основными направлениями деятельности современных музеев являются:
ü научно-исследовательская работа;
ü научно-фондовая работа:
ü экспозиционная деятельность;
ü культурно-образовательная деятельность.
Вся музейная активность строится на проектном подходе. Последние десять лет в России официально ведется достаточно весомое число проектов социокультурной направленности с участием музеев, для музеев, в музеях.
Практика внедрения и реализации проектов в музеях показывает эффективность этой формы организационно-управленческой активности.
В рамках данной работы сделана попытка рассмотреть реализацию музейных проектов на примере деятельности Федерального Государственного учреждения культуры «Государственный Русский музей».
В настоящее время Русский музей реализует свою деятельность за счет бюджетных средств и внебюджетного финансирования, в том числе путем внедрения форм партнерства с государственным, некоммерческим и частным сектором.
Также можно констатировать, что внебюджетные источники финансирования, хотя и получили определенное распространение, все же еще только формируются и не оказывают заметного влияния.
Таким образом, на примере Государственного Русского музея показано, что результатом внедрения проектной деятельности является реализация большого количества выставок в музее, на территории Российской Федерации и за рубежом. Помимо этого музей участвует в различных проектах, ведет издательскую работу, и осуществляет культурно-образовательную деятельность.
Роль инновационных проектных технологий, используемых в процессе реализаций проектов, заключается в том, что она способствует выявлению культурных потребностей, расширению целевой аудитории, в целом позволяет повысить комплексную эффективность музейной деятельности.
В работе подчеркивается, что, как и в любой сфере деятельности, в музейной существует ряд проблем, в основном связанных с изменением законодательства, привлечением аудитории и организацией фондохранилищ. В решении этих вопросов заинтересованы не только музеи России, но и государственные органы, так как сохранение и популяризация культуры являются важными для формирования современного общества.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ) // Российская газета. 2009.- №7.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации.1994. – №32. ст. 3301.
3. Федеральный закон от 22.10.2004 №125-ФЗ "Об архивном деле в российской федерации"
4. Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
. Федеральный закон от 26.05.1996 №54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
6. -Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2005 года №740 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.06.2007 №373, от 29.12.2007 №971, от 14.01.2009 №23) "О федеральной целевой программе «Культура России (2006 2010 годы)» <http://fcpkultura.ru/menu_19.html>.
. Закон Санкт-Петербурга «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге» N 739-2 от 11.01.2011 г.
Научная литература:
8. Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. – №2. – С. 1318.
9. Богатырева Т. Г. Современная культура и общественное развитие. М.: Изд-во РАГС, 2001.-170 с.
10. Жидков В. С. Новые принципы распределения бюджетных денег // Справочник руководителя учреждения культуры. 2003. -№11. -С. 6-12.
. Иванов В. В., Бельц А. В. Основы управления проектами: Учеб. пособ. М., 2000. – 12 с
. Конкурс проектов. Механизмы поддержки социально-культурной проектной деятельности. // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. -№3. – С. 45.
. Пути России: существующие ограничения и возможные варианты // Под общ. ред. Т.Е. Ворожейкиной. М., 2004. – 245 с
. Соколов А. Актуализация сферы культуры и массовых коммуникаций как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития // Государственная служба. 2005. – №4. -С. 5-13.
16. Криворученко В. К. Музеи политической истории: проблемы прошлые и современные // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2010. – №6 – История.
Сайты в интернете:
17. http://www.consultant.ru
18. http://www.rusmuseum.ru
19. http://ru.wikipedia.org