- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,98 Кб
Анализ вероучения секты Виссариона
Курсовая работа
Анализ вероучения секты Виссариона
Введение
Когда апостолы спросили Господа Иисуса Христа о времени разрушения Иерусалима и о признаке Его пришествия и кончины века, Он ответил: «…берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. …и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих… Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:4,5,24). Как свидетельствуют святые отцы, пастыри и церковные писатели, наше время является апокалиптическим и апостасийным. Мы видим исполнение пророчества Господа о распространении лжи и появлении лжехристов. Одним из таких лжехристов является Виссарион. Он объявил себя Спасителем, Господом Второго пришествия, творцом Третьего Завета, создал систематизированное вероучение и основал секту. «Движение Виссариона именует себя «Общиной единой веры». Основатель утверждает, что нашел путь к объединению всех религий, прежде всего буддизма и христианства».
В виду распространения лжеучений и сект, православному христианину необходимо уметь показать их ложность и истинность Церкви, т.е. показать ложность лжи и истинность истины. Конечно, не все к этому призваны, к тому же, невозможно изучить все секты. Поэтому одной из задач православного образования является приобретение навыка обличения сектантского учения на примере одной секты. Это необходимо и для того, чтобы исполнить заповедь апостола Петра, который говорит: «… [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).
Целью данной работы является рассмотреть основные положения вероучения секты и показать их ложность. Основными источниками настоящего исследования являются: дипломная работа настоятеля прихода с. Каратузское Красноярского края иерея Виктора Пасечнюка «Кто есть Виссарион и что есть его учение. Или почему христианство не принимает учения Виссариона», обширное исследование С. Максимова « «Позови меня в даль светлую» или сказки дядюшки Виссариона» и статья А.Л. Дворкина ««Секта Виссариона – «Община единой веры» – «Церковь последнего завета»» (Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования). Для опровержения учения о реинкарнации использованы работы диакона Андрея Кураева «Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. Размышления на пороге III тысячелетия» и «Сатанизм для интеллигенции». В работе также использованы книги и высказывания самого Виссариона, входящие в его «Последний Завет», в котором он изложил свое учение.
Православные священники, миссионеры и сектоведы ведут дискуссию с Виссарионом и его сторонниками. В своем журнале «Земля Обетованная» за декабрь 2001 года сектанты пишут, что слабостью православного священника в открытом диспуте с ними было то, что он свои доказательства «…построил на базе христианской, в первую очередь православной, догматики, а не с позиций разума». В полемике со священником Олегом Стеняевым Виссарион сразу попросил не приводить цитаты из Ветхого Завета. Поэтому и в данной работе учение секты разбирается только на основе Нового Завета. Основой вероучения секты является учение Виссариона о самом себе, что он второе воплощение Иисуса Христа. Поэтому анализ сектантского учения в работе начинается с этого пункта.
1. «Церковь последнего завета» и её основатель
.1 Основание секты и её «священное писание»
В августе 1991 г. бывший гаишник Сергей Анатольевич Тороп «…начал общественную проповедь, вербуя своих сторонников и приглашая их поселяться близ Минусинска». Он представил себя «не просто человеком, но Виссарионом, Сыном Человеческим, посланным Отцом Небесным в мир, «который надлежало исцелять»». Основным вероучительным источником секты является «Последний Завет», «изданный по образцу Библии: текст напечатан в два столбца, главы разбиты на стихи. Главные изречения Виссариона построены по образцу Нагорной проповеди: «древние вам говорили так-то, а я говорю так-то»». «Последний Завет» начинается с виссарионовского «евангелия». Оно называется «Повествованием от Вадима» – по имени ближайшего последователя Виссариона. За этим «Повествованием…» идет «Слово Виссариона». Оно состоит из «Предвозвещения», «Книги обращений», «Книги основ», «Послесловия» и «Заповедей». Содержание «Слова…» постоянно пополняется.
В «Повествовании от Вадима» сказано, что в мае 1990 г. (по другим источникам, в начале 1991 г.) в г. Минусинске Сергей Тороп духовно прозрел: «Повязка покинула глаза и память» – и получил от Бога «… «благословение» на создание единой объединяющей веры, представляющей собою воплощение всех существующих религий». Для этой цели он и составил свой «Последний Завет» с человечеством. По толкованию самого Торопа, имя Виссарион означает «дающий жизнь». В той же книге о рождении Торопа сказано: «14 число января месяца 1961 года волею великого Творца в городе Краснодаре вновь рождается предначертанная плоть».
1.2 Биография основателя секты С.А. Торопа
Сергей Анатольевич Тороп (Виссарион) родился в 1961 г. в пригороде г. Краснодара в семье строителей. Родители его были неверующими. Через два года после рождения сына они разошлись. Мать с Сергеем уехала в Шушенское, а затем сошлась с другим мужчиной и родила дочь. Переменив несколько мест жительства, новая семья Сергея переехала в Минусинск. Там он окончил школу. В армии служил в строительных войсках. После армии на полгода вернулся в Краснодар; «…по сообщениям, лечился от связанных с алкоголизмом расстройств в психиатрических больницах». В начале 80-х Тороп серьезно занялся живописью и значительно преуспел в копировании художественных работ. «Позже эта способность сыграла немаловажную роль в формировании его образа, как Христа в кинофильме Франко Дзеферелли «Иисус из Назарета»». В 1983 г. в Минусинске Тороп женился на женщине по имени Любовь. От брака с нею родились дети. Сейчас у него уже пять детей. В 1984 г. бывший одноклассник Торопа предложил ему устроиться на работу в патрульно-постовую службу, и после долгих скитаний без работы он по настоянию матери поступил на эту работу. В 1989 г. он был уволен из-за конфликтов с сослуживцами, а по некоторым сведениям – за пьянку.
«Вскоре художник Сергей Тороп был приглашен для написания двух икон в абаканский храм. Приступив к работе, Торопу явился «в видении» как бы святой Николай, лицо которого он успел запомнить и нарисовать. Ту икону, которую писал будущий Виссарион, настоятель храма – отец Олимпий просил кое-где исправить, но Тороп решительно отказался, сказал: «Я не исправлю ни единого волоска. Я не могу предать образ, который видел сам» (Пов. Вад. 1 ч. 6, 62). Этим он показал, что образ, который он видел, свят, и якобы и святитель Николай для него дорог». Как замечает свящ. Виктор, хотя икона написана в академическом стиле, не соблюдены пропорции рук. «Это не старый византийский стиль, где анатомические пропорции намеренно изменялись… Так же как и богослужебное облачение, которое Виссарион написал у святителя почему-то одетым на голое тело».
После увольнения из ГАИ Сергей Тороп занялся уфологией. Он «…посещал уфологический клуб «Гипотеза» г. Минусинска (от Саянского филиала СибНииЦАЯ), где совместно с Владимиром Плесиным – они выезжали в Москву в институт им. Гальперина для обучения новым методам воздействия на человека. Также совместно с другими уфологами Сергей Тороп ездил в Пермскую область, в зону уфологических контактов так называемого «М-треугольника»». Первоначально роль Виссариона пытался на себя взять Владимир Плесин. Он утверждал, что вышел на прямой контакт с космосом и утверждал, что недавно получил свыше указание объявить себя Сыном Божиим. Однако когда Владимир встретил Сергея, «космос изменил решение и честь стать Виссарионом была дарована» Сергею Торопу. «14 мая 1991 года Сергей под псевдонимом Виссарион проводит свою первую открытую проповедь телестудии «Резонанс» для городов Минусинск и Абакан». Он утверждал, что «в январе 1991 г. принял крещение от небесного Отца, получив новое имя – Виссарион». В октябре 1994 года последователи Виссариона официально регистрируются как «Община Единой Веры», а в декабре 2000 года организация была перерегистрирована в Минюсте РФ под названием «Церковь Последнего Завета».
2. Вероучение секты Виссариона с точки зрения Священного Писания
.1 Виссарион – лжехристос
Поскольку Виссарион объявил себя Христом, пришедшим на Землю второй раз, то его появление должно соответствовать учению Церкви о Втором пришествии Христа. Согласно Священному Писанию, Второе пришествие Христа будет:
) быстрым и внезапным: «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого…» (Матф.24:27);
) перед ним на небе явится крест: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе…» (Мф.24:30);
) Он явится «на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:30);
) Его пришествие будет сопровождаться великим архангельским трубным гласом: «При гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1Фес.4:16); «…и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его» (Мф.24:31);
) Его пришествие будет явным для всех: «Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого…» (Мф.24:27); «и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого…» (Мф.24:30); «…и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его» (Откр.1:7);
) мертвые воскреснут, а живущие на земле мгновенно изменятся: «…все изменимся вдруг во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор.15:52);
) произойдет конец этого мира: «…и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10); «…небеса свернутся, как свиток книжный…» (Ис.34:4);
) Господь убьет антихриста «…духом уст Своим и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес.2:8); «И схвачен был зверь и с ним лжепророк… оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою…» (Откр.19:20);
) сразу же начнется Страшный суд над всем человечеством: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф.25:31-32); «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф.16:27);
) грешники будут отлучены сначала от праведников: «…изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных…» (Матф.13:49), а затем от Бога: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…» (Матф.25:41)
) суд будет окончательным: грешники будут ввержены в муку вечную: «и ввергнут их в печь огненную…» (Матф.13:50), «и пойдут сии в муку вечную…» (Мф.25:46), а праведники войдут в открытое Царство Господа Иисуса Христа: «…а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:46);
) Царство Господа Иисуса Христа будет вечным: «…и Царству Его не будет конца» (Лк.1:33).
Эти свидетельства Священного Писания о втором пришествии Христа и Страшном суде позволяют со всей очевидностью увидеть, что слова Виссариона о себе не имеют никакого отношения к библейскому повествованию о Христе, но зато они полностью соответствуют учению Нового Завета о лжехристах, которые придут перед вторым пришествием Господа на землю.
«Виссарион очень любит цитировать Священное Писание, но в свою пользу». Он перетолковывает его, полностью искажая его смысл. Так, например, оправдывая то, что его пришествие не является таким всеобщим, как это описано в Новом Завете, он говорит об оскудении веры, о котором говорил Христос: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8). Но в этом стихе говорится не о том, что Христа увидят не все, а о том, что перед Его вторым явным пришествием в людях оскудеет вера. В том-то и суть, что когда Христос придет, в Него уже не будут верить, а Его увидят все в Его Божественной славе, даже те, кто в Него не верили.
О том, почему он пришел не на облаках, Виссарион отвечает, что «необходимость сказания о Пришествии на облаках нужна была для того, чтобы, явившись тайно в предначертанное отцом моим время, можно было бы легко изобличить лицемеров и выявить истинных чад Божиих», «пришел под именем новым и как вор ночью, дабы узреть истинный лик каждого и разделить вас на праведных и неправедных». При этом он приводит слова Евангелия: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф.24:42-43). В этой притче ясно говорится о неизвестности времени второго пришествия и его неожиданности. Поэтому и говорится: «бодрствуйте», т.е. будьте всегда готовы встретить Господа. Чувство ожидания включает в себя надежду и стремление. Ожидать Господа – значит надеяться на Его пришествие и стремиться к тому, чтобы быть достойным жить с Ним в Его вечном Царстве. В этом состоит смысл христианской жизни. Если христианин не будет ожидать Спасителя, он окажется неготовым к встрече с Ним. Поэтому духовное бодрствование, основанное на ожидании открытия Царства Небесного, заповедано нам Господом. Кроме того, зачем Господу нужно тайно выявлять лицемеров и истинных чад, если Он является всеведущим? В Священном Писании сказано: «Бог больше сердца нашего и знает все» (1Ин.3:20); «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4:13). Священное Писание также ясно свидетельствует, что Господь придет второй раз для воздаяния (Мф.16:27). Именно поэтому произойдет всеобщее воскресение мертвых – верующих и неверующих, праведных и грешных. Разделение же на праведных и грешных началось с первого пришествия Христа, Который сказал: «Я свет пришел в мир…» (Иоан.12:46), «суд же состоит в том, что свет пришел в мир…» (Ин.3:19). По словам Виссариона, последний суд, т.е. воздаяние грешникам будет совершать Матушка-земля, время и великая Вселенная. Согласно Священному Писанию, судить людей будет Господь: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его» (2Тим.4:1). «Земля-Матушка у Виссариона это не просто земля, а одушевленная сущность, к тому же… мама (!) Отца Небесного».
2.2 Учение Виссариона о Боге и диаволе
Виссарион отвергает учение о Троице и о Божестве Сына Божия, несмотря на то, что он почитал святителя Николая, который на I Вселенском Соборе отстаивал учение о Божестве Сына Божия. Он отрицает Божество Иисуса Христа, Его распятие, крестную смерть, воскресение и вознесение и Страшный Суд. Он также отрицает личность и Божество Святого Духа. Святой Дух, по Виссариону, – это не Бог, а просто благодатная сила и определенная мудрость.
Подобно древним гностикам Виссарион учит, что есть два бога, которые коренным образом различаются между собой: Абсолют (он же Единый) и Бог Отец. Абсолют – это материальное не имеющее разума существо, которое сотворило Вселенную (планеты, луны, звезды…). Он не Бог и «…неблагой, т.к. в нем нет добра». После того, как безначальный Абсолют сотворил Вселенную, которая пребывала в Гармонии, он от Матушки-Земли родил Отца Небесного, который и есть благой Бог и который сотворил людей. Виссарион называет Отца Небесного Сыном Единородным, богом-сыном, т.е. сыном Абсолюта. То есть Абсолют, не будучи Богом, родил Бога. Называя Бога Отца Богом, Виссарион категорически отвергает Его Божественность, ибо он родился от энергетических токов планеты Земля и духа жизни творца материи, т.е. Абсолюта, который также не является Богом.
Самым первым и самым очевидным противоречием в учении Виссариона о Боге является то, что Абсолют, не имеющий разума, сотворил Вселенную, которая, хотя и не имеет разума, но устроена по разумным законам. Неразумное существо не может сотворить разумно устроенную Вселенную, а затем от Земли родить разумного бога-сына. Другим противоречием является то, что Виссарион говорит о себе, что он реинкарнация Иисуса Христа и бог, но при этом он отвергает Божество Сына Божия и Иисуса Христа.
Важным пунктом учения Виссариона о Боге является утверждение о Его материальности. Однажды один академик спросил его: «Вы говорите, что Отец Небесный родился в материальной Вселенной. Значит, сначала материя, а потом Дух? Вы материалист? – В Гармонии всегда рождается сначала более грубое, затем более тонкое, а не наоборот, ибо паутина не рождает паука, – молвил учитель» (Пов. Вад. 2 ч. 15,87). Иерей В. Пасечнюк в ответ на это пишет так: «на месте спрашивающего академика я бы переспросил о тонком и грубом: неужели стол появился раньше, чем столяр? А ведь никто не усомнится, что стол грубее, чем сделавший его». Всем известно, что мир грубее Божества, но мир создан Богом. Паутину плетет не тело паука, которое, конечно, толще паутины, а сам паук. Ошибка Виссариона в примере с пауком состоит в том, что система инстинкта паука (питания, размножения и деятельности), благодаря которой он плетет паутину, является более высокоорганизованной и тонкой формой материи, чем паутина, которая ничего этого не имеет. Поэтому случай с пауком подтверждает идею о том, что тот, кто творит, совершеннее и тоньше своего творения и, следовательно, что дух первичнее материи.
Виссарион не только унижает Божество, называя безначальный Абсолют материальным и не имеющим разума и утверждая, что он не Бог, но и обожествляет материю. По его учению, Земля-Матушка – это не просто Земля, а одушевленная сущность. Творец Вселенной (Абсолют), «…слившись с энергией Сердца Земли-Матушки, породил Сына Божия». По сути, он приравнивает Землю к Богу-Отцу. Он также учит, что Земля достойна молитвенного обращения. Он говорит: «перед тем, как взять плоды с дерева или от земли, помолиться, пообщавшись молитвенно с землей, попросив её отторгнуть плоды ее во благо, во исполнение Божиего» (Пов. Вад. 104.4:37). Виссарион приписывает Земле-Матушке одну из главных ролей в совершении Страшного Суда. Он называет ее «Матерью» человека, а слово «природа» в своей молитве он также пишет с большой буквы.
Учение Виссариона о Боге является пантеистическим. Как пишет диакон Андрей Кураев, есть два вида монистического мировоззрения (т.е. такого, которое основано на вере в единого Бога): пантеизм и теизм. Пантеизм считает, что Единое Начало безличностно, а теизм признает Его личностью. Абсолют Виссариона не является личностью. Он является бессознательным пантеистическим божеством. Такое понимание Абсолюта содержит противоречие в самом себе. «Если мы мыслим Абсолют, мы должны Его мыслить как совокупность всех совершенств в предельной (точнее – беспредельной) степени». Поскольку, согласно учению пантеистов, мир является богом, то Бог должен обладать всеми свойствами этого мира. Разум, свобода, самосознание, любовь являются высшими свойствами личности. Человек является высшей частью этого мира, ибо существо, обладающее разумом, свободой, является выше неразумных существ. Высшие свойства человека являются в то же время высшими свойствами этого мира. Поэтому «признавать Бога безличным, безвольным и т.д. невозможно потому, что это значило бы ставить его ниже человека».
Кроме того, он отличает диавола от Люцифера. Люцифер – это собственное имя падшего ангела, указывающее на личность. Виссарион о нем пишет: «Люцифер владеет одним из многочисленных мiров Вселенной, который однажды, на заре развития подвижного Разума, отошел от общего пути и пошел по иному пути. Но не выходя из Гармонии Материального Бытия Вселенной» (Встречи. 54). «И этот мир можно сейчас называть как мир Люцифера. Но это мир не злой, там зла не существует» (Пов. Вад.10 с. 48,144). Если по Виссариону, Отец Небесный родился от энергетических токов планеты Земля и от духа жизни творца Вселенной Абсолюта, то о происхождении Люцифера он не говорит ничего. У него он просто обладает одним из миров Вселенной. Можно предположить, что Виссарион подразумевает, что Люцифер не только равен Отцу Небесному, но и выше него.
Иерей В. Пасечнюк пишет, что учение Виссариона о рожденном от Земли Боге Отце – это замаскированное поклонение Люциферу – совершеннейшему творению – который некогда отпал от Творца, возомнив себя Богом. Именно для того, чтобы подменить в сознании своих адептов поклонение Богу поклонением диаволу, Виссарион и создал учение, которое кощунственно унижает Бога, обожествляет творение, отрицает личностное существование диавола и оправдывает Люцифера. По всей видимости, когда они будут готовы, он объявит, что на самом деле Люцифер является Богом, а Бога объявит источником зла. Если люди поверили, что неразумный материальный Абсолют создал разумно устроенную Вселенную и родил разумного духовного Бога Отца, то впоследствии они могут поверить, что этот Абсолют является источником зла. Поверили же Адам с Евой диаволу, что Бог по зависти запретил им вкушать от древа познания добра и зла, чтобы они не стали богами. Поэтому могут в это поверить и сейчас.
Превозношение Виссарионом неразумного начала над разумом в учении о Боге имеет практическую нравственную цель. Его учение не имеет никакого отношения к Библии, к Евангелию, хотя он часто на них ссылается. Также он нередко противоречит сам себе. Поэтому для того, чтобы его последователи не замечали противоречий между его учением и библейским и между его словами, он призывает их заглушать в себе голос разума. На вопрос о возможности творить чудеса он ответил: «Я могу их делать, но специально этого не делаю. С чудесами в меня любой уверует, а вы должны душой услышать, только такое принятие Бога ценно». «Главная молитва проповеди Виссариона: «Будьте как дети, живите сердцем, а не разумом. Всякий искрений, идущий от сердца поступок – благо. Ошибетесь – не беда, ошибку можно исправить». У Виссариона на все есть универсальный ответ: «Прислушайтесь к голосу своего сердца»». Священное Писание, наоборот, свидетельствует об испорченности человеческого сердца, о том, что оно может заблуждаться: «Ибо из внутрь, из сердца человеческого, исходят злые помысли… – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21-23). Господь говорит: «Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем…» (Евр. 3:10).
Тем, что Виссарион приписывает Абсолюту материальность, он не только этим унижает Бога, но и ставит материальное начало выше духовного.
2.3 Отношение сектантов к Священному Писанию
Отношение виссарионовцев к Библии противоречивое. С одной стороны, они верят, что Библия – это слово Божие, а с другой, они говорят, что «…Библия небожественна, что Евангелие писали обычные люди, многое напутали, исказили, а так же, что за века Писание было множество раз исправлено и т.п.» Сам Виссарион в 1995 году о Священном Писании сказал так: «то, что написано в Писании – верно…» (Пов. Вад.5 ч. 9,33). Он приводил цитаты из Писания, но когда что-то в Писании обличает его учение, то это тут же признается подлогом. «А если встречается строка, которую можно истолковать в свою пользу, то, как правило, ее тут же под авторитетом истинного Писания проповедуют в массах». Таким образом, Виссарион использует авторитет Писания только для того, чтобы прельстить слушающих, как это делал диавол, искушая Христа в пустыне.
Отвергать Священное Писание он начал с Апокалипсиса, видимо, потому что эта книга явно противоречит его учению. В 1992 и 1994 годах он еще авторитетно ссылался на него, то в 1996 году (видимо, когда ссылаться на него стало уже очень трудно) он объявил о его небожественности. Не исключено, что на это повлияло и то, что это самая сложная книга Священного Писания: в ней много непонятных мест, она трудна для толкования. И поэтому ее мало кто читает.
После этого, видимо, видя, что Его последователи приняли эту реформу, несмотря на то, что они верили в богодухновенность Библии, он отверг Ветхий Завет. В 1994 г. Виссарион называл Моисея великим, а в 1996 г. он назвал пророков Ветхого Завета посредниками между Богом и человеком. Но затем он отверг их авторитет и заявил, что Ветхий Завет был продиктован Внеземным Разумом (или Разумом Вселенной), а не Богом, и поэтому в нем нет истины, а пророки и их пророчества – это всего лишь «погремушки». Он также сказал, что пророки ничем не отличаются от лжепророков, а пророчества вредны для людей. Это несмотря на то, что в Евангелии, в Деяниях и Посланиях апостольских много ссылок на Ветхий Завет. В отвержении богодухновенности Священного Писания Ветхого Завета можно видеть попытку подорвать доверие к Священному Писанию вообще и к Церкви, которая исповедует его богодухновенность. Последователи Виссариона, поверив ему, незаметно для самих себя отвергли Священное Писание, в которое они свято верили. Писанием теперь для них стало слово их учителя. То есть сначала он выдал себя за Христа, о котором сказано в авторитетном для всех Писании, а затем подменил Писание своим учением.
Когда Виссариону приводят места из Нового Завета, которые прямо обличают его, тогда он указывает на то, что грешный человек не может понимать слово Божие. Он говорит, что «увидеть истину может только сама истина», «ибо если сказать, я познал Слово Божие, значит, нужно соответствовать тому, что ты читаешь». Для оправдания того, что многие в него не верят, он приводит слова Спасителя: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8). Действительно, апостол Петр от лица всех апостолов сказал Господу: «…и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин.6:69), т.е. вера в Христа предшествовала знанию. Но здесь речь идет об опытном знании. Прежде же чем уверовать, человек должен узнать, от Бога ли это учение или проповедник говорит от себя (см.: Ин.7:17). О христианах в Верии в Деяниях апостолов сказано, что они «…были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали…» (Деян.17:11-12). Священник Олег Стеняев на этот аргумент ответил Виссариону так: «…вы считаете, что слово Божие для простых людей – это совершенно закрытая и недоступная книга. Это – в корне неправильный подход. Слово Божие – это слово, которое было обращено первоначально к плотникам, пастухам, рыбакам, простым людям, и утверждать, что эта книга может быть открыта каким-то медиумам, каким-то особо духовно одаренным личностям, это значит унижать значение слова Божия». Как люди познавали истину в течение почти двадцати веков (до появления Виссариона), если слово Божие, которое содержит истину, не доступно никому? Если люди по своей греховности не могут познавать истину, тогда зачем Господь дал им слово Божие, если все равно до Виссариона никто не мог его понимать правильно? Если истину может понимать только сама истина, то почему Христос тогда не остался на земле с верующими, чтобы говорить им истину в течение всех этих столетий после Своего воскресения? Священное Писание на это отвечает так. Господь Иисус Христос есть истина и Его слово, ибо Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин.14:6) и «…слово Твое есть истина…» (Ин.17:17). Господь Духом Святым пребывает со Своею Церковью, как Он об этом сказал: «…се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20). В день Пятидесятницы Господь послал на землю Духа Святого, Который учит истине и сохраняет ее в Церкви. В Евангелии об этом сказано так: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне…» (Ин.15:26). «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…» (Ин.16:13).
2.4 Миф о реинкарнации
Поскольку краеугольным камнем учения Виссариона является утверждение, что он является реинкарнацией Христа, то и само учение о переселении душ является одним из важнейших положений в его мировоззрении. Он говорит, что «человек воплощается на Земле в пределах десяти раз, но только в связи с тем, что никак не может раскрыть истинную суть свою… по сути своей человек должен раскрываться в одно или два вселения» (Встречи.32). Как пишет Андрей Кураев, это учение более приемлемо для сознания человека. Один раз жить – это слишком ответственно, а бесконечно перевоплощаться – слишком долго и утомительно. В доказательство учения о реинкарнации виссариновцы приводят те же места из Евангелия, что и теософы: слова Христа об Иоанне Предтече, когда Спаситель называет его Илией: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:14; см. также: Мк.9:13; Мф. 17:12); и вопрос апостолов о слепорожденном: «…Кто согрешил: он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9:2).
Ответом на первый аргумент являются слова Иоанна о себе. Когда его самого спросили: «…что же? Ты Илия?», он сказал: «нет» (Ин.1:21). На это сторонники реинкарнации говорят, что он не помнил своего прошлого воплощения. Иоанн Предтеча не мог не помнить своей предыдущей жизни, если бы она была. Сам Спаситель о нем сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф.11:11). Если люди, которые меньше Иоанна, «помнят» свои прежние жизни, то тем более должен был он. Тем более, что Иоанн узнал в себе того, о котором было предсказано. «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин.1:23). Иерей В. Пасечнюк приводит еще следующие важные аргументы против реинкарнационного понимания вопроса «Ты Илия?» Перевоплотиться может только та душа, которая вышла из своего предыдущего тела, но «…согласно библейскому повествованию, Илия не умер, его душа не рассталась с телом. Так как он был взят живым в теле на небо (4Цар. 2, 11.17)». Виссарионовцы отвергают Ветхий Завет, поэтому этот аргумент для них будет неубедительным. Но учение о реинкарнации не дает ответа на следующий вопрос, который задал иерей Виктор: «Почему во время Преображения Господня (Мф. 17) Илия явился не в своем последнем воплощении, а в «старом» своем теле?».
Иисус Христос назвал Иоанна Предтечу Илией, отождествив не их личности, а их служение. Ангел Гавриил о Предтече сказал, что он придет «…в духе и силе Илии» (Лк.1:17), а о духе Илии в Писании сказано: «…опочил дух Илии на Елисее» (4Цар. 2:15). Виссариониты ссылаются на Оригена, который был защитником реинкарнации. Но Ориген об этом учении писал так: «Нужно опасаться впасть здесь в учение о перевоплощении, которое чуждо Церкви Божией, и которое не передано апостолами и которое ничем не подтверждается в Писаниях…» (Ориген. Толкование на Матфея 13,1).
Важное значение в учении о реинкарнации имеет миф о «долине забвения», согласно которому душа, когда переходит на небо, забывает все земное, а когда идет с неба на землю, забывает горнее. «Без него нельзя объяснить, почему человек не помнит своих прежних жизней». Евангельская притча о богатом и Лазаре (Лк.16:19-28) прямо противоречит этому мифу, потому что в ней показано, что богатый и Лазарь не забыли о своей жизни на земле, но помнят ее.
На вопрос апостолов о слепорожденном Иисус Христос ответил: «…не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3). Причиной врожденной слепоты был не его грех, а будущее чудо, которое должно было привести к вере самого этого человека и явить слепоту фарисеев. «В Священной истории телеологическая причинность встречается весьма часто. Многие события не имеют смысла в себе, но он к ним придет из будущего…». Так, например, в Писании сказано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел…» (Рим.9:11), т.е. отношение Господа к ним определилось не тем, что они сделали, а тем, что они совершат. Апостолы спросили у Христа о слепорожденном в этом смысле предведения Господа о его будущих согрешениях.
Следующие места из Священного Писания прямо противоречат реинкарнации: «человекам положено однажды умереть, а потом Суд» (Евр. 9,27); «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими» (2Кор.5:1-2). «Апостол не утешает гонимых христиан тем, что после смерти этого тела им будет дано другое. Он говорит о том, что после совлечения одежды тела мы будем облечены в Бога и войдем в вечное и нерушимое жительство на небесах».
Более всего учению о реинкарнации противоречит учение о воскресении мертвых. «…В Новом Завете множество указаний на то, что при втором пришествии Христа будет всеобщее воскресение мертвых». Сам Господь об этом сказал: «…ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29). Если у души было несколько тел, то они не могут все воскреснуть и соединиться с одной душой.
2.5 Учение секты о воскресении
Поскольку учение о воскресении наиболее прямо опровергает учение о реинкарнации, то Виссарион отвергает его. Он говорит, что в Новом Завете под воскресением из мертвых подразумевается духовное воскресение, т.е. воскресение от греха. Поэтому он отрицает воскресение мертвых, а также воскресение Христа и воскрешения, которые совершил Спаситель в Своей земной жизни. Все места в Новом Завете, у которых говорится о воскресении, они истолковывают в духовном смысле. Один из защитников учения Виссариона ранее православный Владимир Нестеров, по прозванию «Камушек» (он назван так в том смысле, что как апостол Петр является основанием христианской Церкви, так он является одним из оснований виссарионовской секты), пишет: «Понятие: «воскресение из мертвых по втором пришествии Господа» есть понятие: «духовного пробуждения духовно умерших в Боге людей под воздействием Святаго Духа». Эту истину воскресения (духовно) мертвых людей подтвердил сам Христос словами: «Я есмь (духовное) воскресение и (духовная) жизнь; верующий в Меня, если и (духовно) умрет, (духовно) оживет» (Ин.11.25). Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда (духовно) мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши (духовно) оживут» (Ин.5.25)» (Богословская концепция 2 пришествия Виссариона» В.И. Нестеров, стр. 78)». Так же в духовном смысле они понимают и воскресение Христа. Виссарион учит, что Христос воскрес от греха. Для христианина это звучит кощунственно, потому что в Боге нет греха, но виссарионовцы не признают Иисуса Христа за Бога.
В Новом Завете есть учение о двух воскресениях: духовно-нравственном и физическом. О первом прямо сказано в следующих словах: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25); «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол3:1). О физическом воскресении Спаситель сказал: «…ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29). Эти слова Христа невозможно толковать в переносном смысле, они прямо говорят о физическом воскресении как праведников, так и грешников, т.е. тех, кто не воскрес духовно-нравственно в этой земной жизни. О тех, которых Господь воскресил из мертвых в Своей земной жизни (дочери Иаира, сыне вдовы Наинской, Лазаре), Виссарион говорит, что они не умирали полностью, а были как бы в коме. В доказательство того, что Лазарь не был мертв, Виссарион говорит, что люди не чувствовали запаха тления его тела. Но в Евангелии говорится прямо об обратном. Марфа сказала Спасителю: «Господи! Уже смердит; ибо уже четыре дня, как во гробе» (Ин.11:39). После смерти Христа на кресте воскресли те святые, которые умерли очень давно: «…гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф.27:52).
По Виссариону, ад – это место, где на время скапливаются души грешников. Когда же реинкарнации прекратятся и люди не будут больше умирать, то грешники избавятся от мучений, потеряют личность и уйдут в небытие, т.е. перестанут существовать. Это он называет второй смертью. Об этом он говорит так: «После распада ада души, находящиеся в нем, будут изъяты, а далее… весь накопленный опыт, обретенный в течение долгих жизней, пройдут огненное очищение, после чего останется чистая нейтральная духовная ткань» (Встречи. 10). То есть согласно Виссариону, души исчезнут, а их опыт останется и после огненного очищения станет нейтральной духовной тканью. Он говорит, что ад существует не в недрах Земли, а над землей: «Земля-Матушка не сможет терпеть во чреве своем сей сор» (Встречи. 7). «Ад… – особый слой, опоясывающий Землю, но находящийся вблизи от поверхности Ее» (Встречи. 6). Тем, кто находится в аду, помочь уже никак нельзя (Встречи 9). Ад и рай будут существовать до поры, когда диавол будет повергнут.
Согласно Евангелию, вечные муки грешников в аду будут вечными: «…быть ввержену в огонь вечный…» (Мф.18:8); «…и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:47); ад находится внизу, а не вверху: «И ты Капернаум… до ада низвергнешься.» (Мф.11:23). Апостол Павел об этом говорит так: «Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф.4:9). Апостол назвал ад преисподней, т.е. самым нижним местом. О том, что усопшим можно помочь говорит тот факт, что после смерти возможно прощение грехов: «Всякий грех и хула простятся человекам… если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32). Это значит, что другие грехи могут прощаться в будущем веке.
Заключение
Вероучение Виссариона по своей сути является глубоко антихристианским. Он не только перетолковывает Священное Писание, искажая его смысл, но и прямо противоречит ему. Виссарион исказил учение Церкви о Боге, о Священном Писании. Он отрицает Божество Иисуса Христа, Его воскресение и телесное вознесение на небо, второе славное пришествие и Страшный Суд; приснодевство Богородицы, Церковь с Ее таинствами и иерархией, монашество, существование ада и рая, диавола. В своем учении о Боге Виссарион прямо противоречит Божественному Откровению и всем религиям, в которых сохранились осколки истинного богопознания, а Люцифера оправдывает и говорит, что он просто лишь уклонился от общего пути развития, причем не выходя из Гармонии, и образовал свой мир, в котором нет зла.
В Евангелии о лжехристах и лжепророках сказано, что они «…дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:24). Виссарион объявил себя Христом. Но он не совершает таких чудес, о которых сказано в Священном Писании. Поэтому можно сказать, что он является как лжехристом, так и предтечей других лжехристов, которые должны прийти. Указание на это можно видеть в учении секты. В.И. Нестеров, он же «Камушек», в своей «Концепции», с которой Виссарион выразил полное согласие, пишет: «В данном случае эта работа есть некий ориентир, потому что истина высока для многих, глубока, чтобы ее понять. И в этой роли эта работа есть микроистина. Но она также имеет право на существование до тех пор, пока не появится то лицо, которое опровергнет мои положения». Виссарион на это ответил: «Никто не может это опровергнуть, потому что это разговор о вечном…» (Пов. Вад. 7 ч. 23.145). Если Нестеров верит, что Виссарион – это Христос Последнего Завета, т.е. другого уже не будет, то как он может так уверенно говорить, что придет другой, который опровергнет учение Виссариона? Виссарион же как будто не обращает на это внимания, а просто поправляет своего ученика. Виссарион, конечно, знает, что он не Христос, что он не может творить чудес и т.д. По всей видимости, он осознает себя предтечей либо другого лжехриста, либо самого антихриста.
Согласно его учению, конец света начался в 2003 г., а закончится в 2015 г. Виссарион говорит, что в конце света все неверующие в него погибнут, а его сторонники выживут. В то же время он много и напрямую говорит о самоубийстве: «Не осуждай самовольно ушедшего из жизни». «Возможно, он на всякий случай готовится к определенным трудностям». Поскольку известны случаи, когда секты заканчивали свое существование массовым самоубийством («Храм Солнца» в Швейцарии, «Народный храм» в Гайане), то возможно, что Виссарион может толкнуть своих последователей к этому страшному греху, потому что если секта будет существовать дальше, то для его последователей все более и более будет становиться очевидным обман. В 2001 г. Виссарион обещал свое вознесение. Не исключено, что сам он собирается скрыться «…на каком-нибудь карибском острове, тем более, что, по сообщениям бывших членов секты, у него имеется уже несколько весьма объемных банковских счетов за рубежом и даже таки израильское гражданство».
Список использованной литературы
1.Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. – изд. 3-е перер. и доп. – Нижний Новгород, Изд-во «Христианская библиотека», 2008. – 813 с.
2.Диспут председателя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священника Олега Стеняева представителями секты «Церковь Последнего Завета» Виссариона. – #”justify”>3.Кураев А., диак. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. Размышления на пороге III тысячелетия. – М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. – 444 с.
4.Кураев А., диак. Сатанизм для интеллигенции. – #”justify”>.Максимов С. Позови меня в даль светлую» или сказки дядюшки Виссариона. – www.pravlib.narod.ru/sekt5
6.Столяров П. Церковь последнего завета (Виссарион). // СПб.: Центр апологетических исследований, 2000. – 8 с. – www.apologetika.ru.
7.Пасечнюк В., иерей. Кто есть Виссарион и что есть его учение. Или почему христианство не принимает учения Виссариона. – #”justify”>8.Тороп Сергей Анатольевич. – #”justify”>9.«Церковь Последнего Завета» (секта Виссариона). – www.sektoved.ru/enciclopedia
10.#”justify”>11.www.vissarion.ru.