- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,96 kb
Античность как тип культуры
АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ
Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима. Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов.
Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.).
Второй период связан с захватническими войнами македонских царей – Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-ые годы до н.э.).
Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.
Хронологические границы древнегреческой цивилизации отсчитываются с момента переселения на Балканский полуостров и западное побережье Малой Азии трех кочевых племен: ахейцев, ионийцев и дарийцев ( 1500- 1200 г.до н.э.) и завершаются общей датой для Древнего времени – 5 в. до н.э.
1. Древнегреческий этап античной культуры Материальная культура Древней Греции
Близость моря и изрезанность береговой линии позволили грекам овладеть способом сравнительно безопасного кабатажного плавания, передвигаясь от острова к острову, заходя в многочисленные бухты. Благодаря морю, греки освоили рыболовство, судостроение, создали торговый и военный флот. Им были доступны длительные морские путешествия. Исследователь древней Греции А. Боннар считает, что поэма “Одиссей” представляет собой не что иное, как рассказы мореплавателей, авантюристов, путешественников, колонистов, людей, ищущих источники олова для изготовления бронзового оружия. Другой особенностью Греции был – засушливый климат плохие известняковые почвы, гористые местности, которые не позволяли получать большие урожаи. Лишь виноград и оливковые деревья давали более или менее стабильные урожаи и сырье для продуктов внешней торговли.
Высокохудожественная керамика, мелкая скульптура служили также предметами вывоза. Торговые связи позволяли грекам получать не только товары, но особенно знания, касающиеся самых разных сторон жизни.
Экономическая деятельность основывалась на натуральном хозяйстве, при котором каждая греческая семья обеспечивала себя всем необходимым. Семья трудилась в поле или в ремесленной мастерской вместе с рабами, с той разницей, что наиболее тяжелая часть труда приходилась на рабов, которых называли “говорящими орудиями”. Греки не считали труд унизительным, подобно спартанцам или римлянам, предпочитавшим труду производительному – труд военный. Наряду с рабским, был распространен труд свободных в мастерских, на торговых судах, в службах надзора и управления.
Греческие строители и архитекторы заложили не только основы практики строительства разных сооружений (храмов, причалов, палестр, жилых домов, складских помещений), но и теорию этого ремесла, написав множество руководств.
Торговля до введения денег, которые они заимствовали у лидийцев, имела меновый характер. С введением печатных металлических денег (с 7 в. до н.э.) стало развиваться ссудное дело, появился слой “банкиров”, живших с процентов от ссуд. Так родилось искусство делать деньги из денег – хрематистика. Греческий город-полис – жил за счет сбора налогов, которые взимались с каждого ввоза и вывоза, за пользование гаванью, базаром, с продаж. Взимались пошлины за рабов, в казну поступали пошлины от штрафов, конфискованное имущество, доходы с государственных серебряных рудников.
Социально-политическая культура Древней Греции
На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Нередкими были случаи, когда одни города вступали в союз с неприятелем против своих соседей-греков. Греция дала миру многие формы государственного правления:
рабовладельческую демократию – выборную форму правления,
тиранию – единоличное правление;
олигархию-правление небольшой группы аристократов и др.
Полис состоял не только из городского, но и сельского населения, жившего в хорах (пригороде,селе). Центр города включал в себя рыночную площадь (агору) – место для проведения народных собраний, центр общественной жизни. По краям агоры размещались торговые лавки, театр, храм или храмы и булевтерий (место заседания совета старейшин).
Историк Фукидид свидетельствовал, что каждый гражданин спешил принять активное участие в общественной жизни из опасения, что без него события могут принять нежелательный оборот. Организацию общественной жизни обычно рассматривают либо на примере Афин, либо на примере Спарты. Это были государства с разным политическим устройством, разным образом жизни и культурными запросами. Спарта дала миру образец военизированного устройства, где все свободнорожденное население занималось воинской деятельностью. Спарта не оставила будущим поколениям богатого духовного наследия. Духовное наследие Афин, напротив, заложило мощный фундамент культурному развитию народов Средиземноморья.
Население делилось на 4 класса. Полисом руководила выборная власть. Во главе стоял архонт или стратег (во время войн), он опирался на совет старейшин. Народное собрание состояло только из свободных и к тому же из граждан Афин. Неграждане-иностранцы и лица, рожденные от иностранцев, а также женщины, участия в выборах не принимали. Повседневной жизнью города управляли различные службы. Избираемые квартальные надзиратели (10) человек ведали уличными надзирателями, следившими за приличным поведением уличных певиц, кефаристок, флейтистов и т.п., были надзиратели на базарах, на стройках (они следили за соблюдением ширины улицы при строительстве новых домов), порядком в храмах. Портовые надзиратели отвечали за то, чтобы 2/3 ввозимого хлеба продавалось в городе. Были надзиратели, которые следили за качеством муки при выпечке хлеба. Афинские чиновники носили миртовый венок, когда находились при исполнении служебных обязанностей, также как и ораторы, и члены Совета в Народном собрании.
Общественная жизнь древнегреческих городов знала периоды реформ. Так, для того чтобы сломить обычай кровной мести, Драконт (7 в. до н.э.) ввел закон об обязательной передаче дела об увечье или убийстве в суд. После чего виновные должны были пройти религиозный ритуал очищения. Во время его правления впервые была осуществлена запись законов. Клисфен (6 в. до н.э.) ввел реформы по изменению избирательных порядков, чтобы отстранить от власти родовую аристократию и привлечь новые политические силы. Реформы Солона (6 в. до н. э.) были направлены на то, чтобы гарантировать дальнейшее развитие Афин как демократического государства и т.п. В середине 5 в. до н.э. Перикл провел реформы в интересах средних слоев населения.
Духовная культура Древней Греции
Идеологической основой духовной жизни древних греков был антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (5-4 вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, на стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов.
За очень откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни. Так, философ Протагор за книгу “О богах” был осужден на казнь, но спасся, бежав из Афин. Содержанием мифов были деяния богов – Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с титанами, отношения к героям (Гераклу), простым людям. Греки не относились к вере экстатически. Это придавало деловой характер вере. Богов они воспринимали как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Так, врач Гиппократ считал себя 17 потомком бога врачевания Асклепия, а потомки Гиппократа еще в течение 200 лет тоже считали себя асклепиадами. Мать македонского царя Александра была из рода гераклидов, что предполагало непосредственное родство с Гераклом. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами классического времени являются храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском акрополе.
Древние греки, заимствовав у египтян форму колонн, усовершенствовали их и использовали при строительстве храмов (прямоугольных и круглых в плане с одним или несколькими рядами колонн). Храмы имели портики, богато украшались скульптурой. Скульпторы Скопас, Мирон, Поликлет, Фидий и др. создали неповторимые по уровню художественности произведения.
Греки – родоначальники театра в его профессиональном понимании. Мировую славу греческой драматургии принесли комедиограф Аристофан (“Осы”, “Лисистрата”), автор трагедий Эсхил (“Прометей прикованный”, “Персы”), драматурги Софокл(“Царь Эдип”) и Еврипид (“Медея”). Имея богатую литературу: эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”, поэтическое творчество Анакреонта, Сафо, Эзопа, Гесиода и др., греки основали и науку о литературном творчестве.
Заимствовав у финикийцев принцип фонационного письма, греки создали свою систему обучения грамоте. Считается, что в Афинах, например, грамотным было большинство свободных греков. С 7 до 16 лет мальчики из семей свободных греков получали образование в платных школах, где изучали грамоту, арифметику, музыку, читали тексты Гомера и Гесиода. С 13-14 лет юноши посещали палестры и гимнастические школы. В Афинах существовала академия Платона (с 386 г до н.э. по 529 г до н.э.), ликей Аристотеля, где можно было получить философское (самое широкое в те времена) образование и другие школы.
Существовали школы ремесленников, школы при храмах. Знание в Греции в отличие от Египта не было сакральным (передаваемым только посвященным). Греки собирали и систематизировали знания, добытые другими народами. Знания финикийцев, египтян, вавилонян и других народов были прикладными. Греки же, заимствовав эти знания, сумели придать им абстрактно-теоретический характер. Они были первыми, кто заложил основы принципиально новой науки – философии, которая долгие времена была основой основ общего образования.
Философские достижения древних греков связаны с огромным числом выдающихся мыслителей: Фалесом и Анаксагором, Сократом, Платоном и Аристотелем, Левкиппом и Демокритом и многими другими.
Спортивные занятия и культура тела для греков имели особое значение, т.к. греки были хорошими воинами. Это были первые профессионально обученные воины, дававшие наемников в любые армии. Римляне переняли у греков систему военной подготовки юношества. Особой воинственностью отличались греки-спартанцы. Государство Спарта в Лаконии вошло в историю мировой культуры и военного дела как военнизированное государственное образование, в котором дети с раннего возраста готовились стать доблестными воинами.
Свое спортивное мастерство греки демонстрировали на многочисленных спортивных играх: Олимпийских, Пифийских, Немейских, Истмийских и других. Греческая культура оказала огромное влияние на развитие культуры других народов.
2. Эллинистический этап античной культуры
Этот этап охватывал около трех столетий (с конца 4 в. н.э. до 1 в. до н.э., т.е. до начала завоеваний территории Египта Римом). Он связан с завоеваниями македонского царя и полководца Александра Македонского, который при поддержке греческой армии и армий других завоеванных им государств в течение 10 лет создал огромную империю. Она включала в себя Балканский полуостров, о-ва Эгейского моря, Египет, переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии вплоть до нижнего течения Инда. После смерти Александра империя распалась на ряд монархий, во главе которых стояли его преемники (диадохи): Македонию, Египет со столицей в Александрии, Сирию со столицей в Антиохии и Пергамское царство – с центром Пергам.
Александр Македонский вошел в историю как выдающийся полководец, не проигравший ни одной битвы, человек, получивший прогрессивное и разностороннее по тем временам образование. Достаточно сказать, что его учителем был известный греческий философ-энциклопедист Аристотель, создатель трудов по политическому устройству государств, логике, этике, риторике, биологии, поэтике, филологии и философии и др. Идея всемирного космополитического царства, объединяющего многие народы и государства, создание единой культуры – такова была движущая сила завоеваний Александра. Однако ему не удалось до конца осуществить свою идею. Он умер в Вавилоне в 323 г.
Как же складывалось культурное развитие в ходе завоеваний и что произошло после установления власти диадохов во вновь образованных государствах?
Материально-культурное развитие в эпоху эллинизма
В этот период произошло перераспределение и слияние экономических регионов, ранее находившихся в рамках разных государственных и этнических образований. Крупные чиновники, военная верхушка, храмы, царские семьи новых государств закабаляли и превращали в рабов бывших свободных людей. В собственность государств переходили новые богатства. Интенсивная колонизация восточных земель сопровождалась градостроительством по греческому образцу. В каждом городе возводились храмы, театры, палестры, гимнасии, стадионы. Расширялась и оживлялась торговля с новыми странами, в связи с чем активизировалось кораблестроение, строиельство портов, маяков.В александрии был построен знаменитый Фаросский маяк, на острое Родос – Родосский колосс (бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса) высотой 35 м.
Социально-политическое развитие в эпоху эллинизма
Характерной чертой такого развития было то, что на второй план отступили национальные проблемы. Александр Македонский стремился сгладить этнические особенности, устраивал праздник массового обручения знатных македонян с персиянками, предпринимал попытки переселять греков в зависимые области, сама армия Александра представляла собой многоэтническое целое, организованное не по национальному признаку. Во вновь созданных государствах установилась веротерпимость. Установилась веротерпимость. Активно шло строительство храмов богам разных народов. Стали культивироваться новые политические идеалы и принципы – появился культ царя, что не было присуще грекам, никогда не обожествлявшим выборные должности. В этом сказалось влияние восточных деспотий на политическое поведение диадохов.
Духовная жизнь в эпоху эллинизма
Произошло обогащение всех составляющих духовной жизни народов, входивших в новые государственные образования, расширились культурные горизонты. Интенсивно шло взаимное проникновение двух мощных культурных волн: европейской (греческой) и восточной. Появилась идея “ойкумены”, “обитаемого мира” как целого, общего владения. Для обслуживания этого мира родилась новая форма греческого литературного языка – “койнэ”, что означает “общая речь”. До этого периода греческие регионы писали и говорили на своих наречиях. Этой речью стали пользоваться не только греки, но и азиаты, она звучала от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила. Поэтому в языках многих современных народов так много греческих слов. Вместе с процессом появления общего литературного языка оживилось образование. Сосредоточение в руках греков производства папируса, а затем и пергамента, содействовало организации мастерских по переписке книг, трактатов, литературных произведений. Это позволило им выпускать книги в неведомых ранее масштабах.
Стала обогащаться художественная культура эллинистических столиц. Правители привлекали в свои города художественную интеллигенцию и ученых. Открывались государственные библиотеки в Пергаме, на Родосе, в Смирне, Антиохии, Александрии. В этом городе был основан Мусейон (храм муз), библиотека которого к 1 веку насчитывала примерно 700 тыс. свитков. Здесь были созданы условия для работы ученых, залы заседаний, гостиница гостиница, обсерватория, собраны коллекции растений, животных для описания и опытов.
Особенностью литературы этого периода считается возросший интерес к “технологической” стороне творчества, увлечение внешними приемами, подражанием редким, изысканым манерам. Среди литераторов этого времени: Менандр, Феокрит Сиракузский – создатель литературного жанра пастушеской идиллии, Каллимах Киренский – автор эпиграмм и др. Художники этой поры больше внимания уделяли утонченности пропорций, психологической разработке образа, изысканности форм. Скульптурные композиции отличают динамика и виртуозность исполнения (скульптурная группа Лаокоон, 1 в до н.э., Алтарь Зевса и Геры в Пергаме – 2 в. до н.э.). Шедеврами эллинистической скульптуры считают Никэ (крылатую богиню победы) с острова Самофракия, скульптурную группу “Лаокоон”, “Умирающий галл” и др. К образцам портретного искусства относят файюмский портрет (портреты, предназначенные для погребальных церемоний).
Научные труды, созданные в этот период охватывают самые разные области знания. Здесь имена Евклида, Архимеда, Аристарха Самосского и многих других. В эти века разработаны теория конических сечений, дифференциальное и интегральное исчисление, устанавливается зависимость морских приливов и отливов от положения Луны, составляется карта Ойкумены, создаются работы по географии, астрономии, метеорологии, истории и др.
В эллинистическое время продолжали работать в Греции академия Платона и ликей Аристотеля; две новые школы – Эпикура и Зенона явились продуктом новой эпохи. Эти школы учили избегать страстей и волнений, придавали практическое значение этике. Они заложили основы стоицизма и эпикуреизма.
В религии стали утрачивать свою привлекательность боги Олимпа, во многих случаях стали объединяться боги, выполняющие одни и те же функции у разных народов. Особое место стал занимать культ богини Исиды. Функции, которые она выполняла, стали открытием для многих народов, не имевших богинь-покровительниц материнства и младенчества. Исида пережила падение культов языческих богов. Культ девы был введен еще до разрушения языческих храмов, и поклонники этой богини спокойно перешли к культу другой Матери, а ее изображения долго еще служили изображениями Мадонны. В религиозных обрядах приобрели широкое хождение мистериальные действия типа “посвящения себя богу”, сопровождавшиеся омовением водой, переодеваниями, имитирующими преображение, путешествиями в лабиринтах, храмовых подземельях, воспроизводящих путешествие душ в подземном мире и т.п.
3. Римский период в развитии античной культуры
Римская цивилизация возникла на Aпеннинском полуострове, расположенном в центральной части Средиземного моря. Берега полуострова мало пригодны для судоходства, но само побережье и широкие долины, тянущиеся вдоль гористого хребта, представляют собой земли, удобные для хлебопашества и скотоводства. Все это привлекало разные племена, среди которых было племя латинов, основавших Рим. На юге Италии поселились греки. Их богатые горда с цветущими садами называли Великой Грецией. Самым загадочным племенем были этруски. Они в 7-6 вв. до н.э. как более сильное и организованное государственное образование распространили свою власть на другие племена, в том числе и на латинов.
Рим, вначале небольшое поселение, ведет свое летосчисление с 21 апреля 753 г. до н.э. Путем захватнических войн Рим распространил свое влияние на Грецию, Малую Азию, Египет, Испанию, часть европейских территорий, Британские острова. Его могущество стало ослабевать к 3 в. н.э. В 5 в. н.э. Рим прекратил свое существование как империя.
Материально-культурное развитие Древнего Рима
В огромной мере материальное развитие Рима находилось под влиянием двух факторов: этнического и военного.
Этнический фактор проявился в том, что римляне не истребляли, подобно ассирийцам, народы, которые они завоевывали. Они включали их в свою империю на правах провинций, составляли совместные варианты правовых документов на основе местных законов, “приглашали” богов завоеванного народа к “сотрудничеству”, разрешая строить им храмы. Римляне в ранний период много заимствовали у сложившейся материальной культуры этрусков и греков. От этрусков римляне научились строительству дорог и оборонительных сооружений, осушению болот, обработке металлов, выделке зеркал и стекла, обработке драгоценных металлов, научились строить купольные храмы, чего не делали ни египтяне, ни греки. От греков были переняты приемы сельскохозяйственной деятельности, военного дела, строительства и украшения храмов и др.
Воинственный фактор заключался в том, что воинственность римлян оказала влияние на многие стороны их жизни:
на планировку городов, на воспитание подрастающего поколения,
на рост благосостояния всего государства,
на постоянный приток огромного числа рабов, среди которых были отличные мастера-ремесленники,
на совершенствование самого военного дела,
на нравственную деградацию свободного населения на последнем этапе развития.
Государство в период империи вооружало воинов, платило им жалование, обеспечивало землями и пособиями после выхода на пенсию и др.
Устройство городов римляне осуществляли, как впрочем и все другие народы в этот период, на холмистых местах. Поэтому и Рим основан на семи холмах. Главные площади городов, которые были одновременно и рынками, назывались форумами. На них устраивались общие собрания, проходила торговля, строились храмы, портики, в которых вывешивались для ознакомления народа законы и указы. Форумы с годами становились все богаче. На форумах появились жилища царей, хранилища казны, триумфальные арки, колонны, скульптурные украшения. Многие императоры, не довольствуясь старыми застроенными форумами строили свои. Так, в Риме есть форумы: Трояна, Юлия.
Прямые как стрелы улицы городов окаймлялись рядами колонн, представлявших собой самостоятельные сооружения. Такой принцип застройки улиц был принят другими государствами и, в частности, Пальмирой, впоследствии покоренной римлянами. Триумфальные арки (из которых лучше сохранились арки Константина и Тита) возводились в честь императоров-победителей по решению Сената.
Древний Рим был обильно снабжен водой, для чего строились многочисленные акведуки, колодцы, хранилища для воды. Император Агриппа устроил в Риме 700 колодцев (в том числе 105 фонтанов), украшенных 300 статуями и 400 мраморными колоннами. В Риме в определенный период функционировала система стока отходов, т.н. клоака, и система общественных туалетов, приносивших большой доход ее организатору, откуда и пошла поговорка: “Деньги не пахнут”. Потребность мыться каждый день привела к строительству бань(терм). Со временем термы превратились в места отдыха и развлечения римлян. Они включали в себя сады, помещения для игры в мяч, библиотеки, залы для гимнастических упражнений, галереи художественных произведений (скульптур), залы для бесед и отдыха. Римляне располагали временем для досуга, поэтому и в первой, и во второй половине дня они могли посещать амфитеатры.
Римские театры приобрели грандиозные размеры. Среди них – Колизей, вмещавший 70 тыс. зрителей. На закате своего существования Рим продолжал возводить колоссальные театры-крепости даже на окраинах империи.
Социальная дифференциация римлян порождала разный уровень потребления. Однако богатые и свободные римляне могли пользоваться услугами ремесленников самых разных специальностей. Среди них были производители самых разных сортов бумаги – от тончайшей, белой и гладкой до грубой, предназначенной для обертки товаров. В огромном числе существовали специалисты в области хлебного дела, повара, кондитеры, виноделы и т.п. Широко распространено было “банковское” дело. Государство пыталось контролировать книги банкиров. Известны случаи субсидирования разорившихся банкиров из государственной казны.
Для религиозных целей римляне строили базилики, храмы, уличные алтари. Самым крупным храмом был Пантеон – храм всех богов, имеющий подкупольное пространство 42 м высоты, 10-ти метровое отверстие-окно в куполе. Для римских сооружений характерны монументальность, оригинальность решений, разнообразие используемого материала, долговечность.
Социально-политическая культура Древнего Рима
Рим знал три формы государственного устройства: царскую, республиканскую и императорскую. Каждой форме власти соответствовало свое устройство.
Первые цари были из этрусков, предпоследний из них Сервий Туллий провел государственную реформу, в ходе которой вся территория Рима была поделена на 4 округа (или трибы). Население Рима разделялось на 5 имущественных классов, между которыми распределялись воинские повинности и политические роли. Самые богатые составляли первый класс, назывались всадниками (т.к. могли покупать себе лошадей для участия в войске). Они выставляли 80 сотен (центурий) пехотинцев и 18 центурий всадников в собственном вооружении и доспехах. Они же располагали большинством голосов в Народном собрании. Самые же бедные – пролетарии – выставляли только 1 центурию. Соответственно военная добыча и политические права их ограничивались. Реформа Сервия Туллия ограничивала власть патрициев – членов коренных римских родов, державших в своих руках общественные земли, обладавших властью. Среди всадников же были и люди не знатные, но обогатившиеся разными путями. Таким образом власть регулировала распределение политических прав и возможность участия в управлении государством, устраняя одних и возвышая других.
В республиканском Риме во главе государства стояли два консула, правящие попеременно и во время войн попеременно же управлявшие войсками. Они опирались на Сенат, готовивший законы для Народного собрания. Его составляли очень богатые римляне-представители “римского народа”, которые избирались либо по сотням (центуриям) или по округам (трибам). Трибуны, представители народа от округов-триб, имели право потребовать созыва Народного собрания и имели право “вето”. Исполнительная власть совершенствовалась и в разное время включала в себя: преторов, занимавшихся гражданским судопроизводством; квесторов – заведовавших казной; цензоров – выполнявших множество функций внутри общин; разного рода прокураторов (так называли разные должности: финансового чиновника, секретаря императора, чиновников, посылаемых из центра для исполнения каких-либо поручений, наместников, назначаемых императором).
Советники императоров всегда имели юридическое образование. Надо сказать, что Рим дал миру два вида права – частное и общее, примеры рассмотрения множества юридических казусов.
Рим знал огромное число мощных восстаний рабов. Восстание под руководством раба Спартака блестяще отражено в художественной литературе, кинематографе и музыкално-хореографическом искусстве. Социально-экономическими причинами разрушения римской государственности считают: рабство, которое подрывало экономику и жизненные устои страны. Крупные землевладельцы получали огромные прибыли от дешевой рабочей силы. Им не было резона ни трудиться, ни развивать технику и технологию, ни совершенствовать труд рабов и развиваться самим; рабам не было смысла работать лучше, т.к. от их усердия и качества труда в их жизни ничего не изменялось, они рождались и умирали рабами, не могли иметь семьи и собственности; свободные крестьяне не могли улучшить свою жизнь, конкурируя с огромными богатыми латифундистами, которые производили дешевые продукты и товары. Крестьяне разорялись, пополняя либо ряды рабов, либо люмпенов в городах. Эта огромная армия, ничем не занятых людей, в целях заработка шла на любые сделки: служила лжесвидетелями, проститутками, продавала свои голоса на выборах, доносила, воровала. Она жила на крохи от раздач денег и пищи богатыми людьми, триумфов полководцев, на государственные пособия. Отсюда пошло известное выражение: “Плебс съел Рим”. Кроме того, с 3 в до н.э. Рим, также как и другие государства, стал подвергаться систематическому нападению кочевых племен, натиск которых становился все сильнее, а экономические и военные возможности Рима уменьшались. Римские провинции, стремились к самостоятельности, поднимали восстания и отделялись. Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византия).
Духовная жизнь древнего Рима
Духовная жизнь римлян, как и других народов в этот период, основывалась на многобожии и предшествовавших верованиях (анимистических, пантеистических, тотемических и т.п.). Первоначально римляне не знали богов-личностей. Их богами (гениями) были духи отдельных видов человеческой деятельности, ведавшие судьбами людей, защитой государства, удачей и др. Греки заимствовали антропоморфных богов у греков, дав им свои имена: Юпитера, Юноны, Минервы, Феба, Венеры и др. Кроме богов, у них была вера в гениев, как духов-покровителей, сопровождавших человека в жизни и руководивших помыслами и действиями. Римляне были еще более рационалистичны по отношению к богам, чем греки.
За отправление религиозных культов отвечали жрецы, объединенные в коллегии и служившие какому-либо божеству. Но был высший разряд жрецов-понтификов, которые наблюдали за правильностью отправления религиозных обрядов в целом. Понтификами становились, время от времени, и высшие должностные лица и императоры. В каждой семье глава семьи выполнял жреческие функции.
Римляне придавали большое значение культу предков. Скульптурные портреты предков по мужской линии находились в доме. В царское и республиканское время, а также в ранней империи глава государства не обожествлялся.
У римлян не было поэтической мифологии. Миф им заменяло историческое описание событий (легенда об основании Рима). Вместе с тем некоторые сюжеты мифологии древних греков привились на римской почве. Греческий Геракл, став римским Персеем, также совершал подвиги. В отличие от греков, которые использовали мифологические сюжеты для драматических спектаклей, римские драматурги по-своему перерабатывали греческих литераторов. Однако римлянам был чужд пафос и философия греческой драматургии. Они предпочитали комедии с буффонадой, непристойностями, остроумными словами и выходками героев. Актерами в римских театрах были выходцы из провинций, рабы или вольноотпущенники. Особой популярностью в Риме пользовались бои гладиаторов, травли зверей.
“Золотой век” римской литературы относится к концу республики и началу империи. Это так называемая “цицероновская эра”. Кроме произведений Цицерона (“Студенческие беседы”, “Об ораторе”, “Об обязанностях” и др.), в этот период появляются произведения Варрона – “ученейшего из мужей”. Среди лирических произведений популярны были труды Флакка и Овидия. Римские историки создавали труды, восстанавливавшие последовательность разных событий (Тит Ливий “От основания города”, Светоний “Жизнеописания 12 цезарей”).
Скульптурный портрет римлян отличался жизненной правдой, доходившей до натурализма.
Рим имел своих ученых, но их труды носили обобщающий и компилятивный характер.
Любовь к наслаждениям, аморализм и распущенность – характерные черты образа жизни позднего Рима. Индивидуализм и эгоцентризм стали господствующей линией поведения в последние века. Римляне вывозили произведения искусства из всех покоренных стран. Постепенно наступил кризис античного мировоззрения. Люди испытывали неуверенность, они были отделены от государства, чужды мифологическим преданиям предков. Это пробуждало тягу к новому таинственному. Новые религиозные веяния пришли с восточными культами и религиозными учениями, наполнявшими позднеримское время. Появляются первые христианские секты, с которыми власти ведут борьбу. В 313 г. по отношению к новой вере объявляется веротерпимость.
В 330 г. император Константин переносит столицу в новый город, названный Новый Рим, а позже Константинополем, в провинцию Визант. В 476 г. завершает существование Западная часть Римской империи. Восточная часть Римской империи – Византия просуществует еще 1000 лет. В 529 г. эдиктом византийского императора Юстиниана в Византии были запрещены все языческие культы, закрылись храмы, учебные заведения (типа Академии Платона в Афинах). Государственную поддержку получила христианская вера.
Выводы:
Античная культура оказала влияние на развитие европейской и отечественной культуры в следующих областях:
Она заложила основы европейского менталитета. Латынь и греческий язык вошли составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики.
Политика дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством.
В праве – заложила основы общего и частного права всех европейских государств.
В искусстве послужила образцом для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира.
В спорте – дала основу многих видов спорта -борьбы, легкой атлетики, конных состязаний и др., заложила принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр.
В образовании – принципы дидактики и воспитания подрастающего поколения.
В военном деле – правила организации войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики.
В науке и медицине – дала множество базовых знаний, оснастила языком науку и медицину дала терминологию.
Сформировала теоретическую базу многих областей научного знания в том числе философии, логики, филологии и др.
Список литературы
Алпатиов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М.,1987.
Античность как тип культуры. – М., 1988.
Античная культура. Словарь-справочник/ Под ред В.Н.Ярхо . – М., 1995.
Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992.
Винничук Л. Люди, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1984.
Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.
Всеобщая история архитектуры . Т. 2. – М., 1973.
История Древнего Рима: Учебник. – М., 1993.
Кнаббе Г.С. Древний Рим: история и повседневность. – М., 1986.
Культура Древнего Рима. В 2-х т. – М., 1985.
Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. – М., 1990.
Словарь античности. – М., 1992.
Уколова В.И. Поздний Рим: шесть портретов. – М., 1992.
Хефлинг Гельмут. Римляне, рабы, гладиаторы. – М., 1970.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/