- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17 Кб
Архитектура и внутренний интерьер библиотечных зданий
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСТИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат
по дисциплине «Библиотековедение»
на тему
«Архитектура и внутренний интерьер библиотечных зданий»
Санкт-Петербург
Введение
«…Наиболее яркой характеристикой библиотеки будущего явится не столько ее внешний вид, сколько интеллектуальная деятельность в ее стенах – та деятельность, которая была отличительной чертой каждой библиотеки во все времена, начиная с Александрийской…» (Шира)
Но все же архитектура зданий, очень важна для читателя, как и фонды самой библиотеки. Архитектурный стиль может нам рассказать о эпохи создания и жизни тех людей, и даже о предназначении библиотеки. Ведь архитектура, как вид искусства дает возможность проявить себя, она вмещает в себя много ценной информации и смысла, который автор закладывает в свое творение. Поэтому нельзя относиться к архитектуре в библиотечных зданиях, как к второстепенной оболочке для книг. Она выражает очень многое и является одной из характеристик библиотек.
Каждая эпоха и каждая страна строили и строят библиотечные сооружения, отвечающие их интересам, условиям и требованиям. Поэтому этот процесс сопровождается постоянными изменениями во взглядах на их планировку и использование. Здания библиотек по форме и стилю отображают архитектуру своей эпохи. На примере отдельных объектов библиотечных зданий наглядно можно проследить историческое развитие архитектурных форм.
Возникновение специализированных библиотечных зданий относится к глубокой древности. Усовершенствованные здания библиотек появились в античной Греции и Риме, а полностью оборудованные – в ХІІІ – ХІV ст. (именно этот период связан с распространением религиозных учебных заведений, средневековых университетов и колледжей). Характерным было то, что строительство помещений для библиотек сначала производилось на средства меценатов и благодетелей, заинтересованных в возрастании научного и культурного потенциала наций. Архитектурный образ библиотечных зданий соответствовал чертам церковной и светской архитектуры. На строительстве библиотек сказался дворцовый помпезный стиль, который длительное время широко признавался во всех странах Европы и Америки. И до сих пор в архитектуре зарубежных библиотечных и отечественных зданий ощущается стремление связать современные модерновые стили с античной, дворцовой архитектурой. В каждой стране – свой стиль и подход к архитектурному решению библиотечных зданий. Например, здание Национальной библиотеки Франции необыкновенно современно. А Британская библиотека вобрала в себя все архитектурное наследие Англии (разные эпохи, стили, характеры). Построенная из красного кирпича, она включает в себя готические башни, романские крепостные стены, монастырские своды и величие викторианской эпохи.
Поэтому очень важен архитектурный стиль библиотечного здания, который для исследователей служит своего рода машиной времени, которая позволяет окунуться в эпоху создания библиотеки и проследить жизнь здания. Ведь библиотеки меняются, что-то пристраивается, какие-то элементы декора добавляются или исчезают навсегда. Эти изменения и являются жизнью здания. И очень интересно разгадывать загадки архитектурной стороны библиотек.
Ватиканская библиотека
Ватиканская апостольская библиотека – одна старейших библиотек, расположенная в Ватикане. Ее фонды составляют около 1600000 печатных книг, 150000 манускриптов, 8300 инкунабул. В библиотеки хранится богатейшая коллекция собраний рукописей средневековья и эпохи Возрождения. Ватиканская библиотека является самой загадочной библиотекой, так как многие ученые утверждают, что в ее архивах хранятся исторические тайны, способные перевернуть понятие людей на некоторые признанные факты.
Начало собранию, архивные документы, литургические книги в виде свитков, Ватиканской библиотеки было положено в IV веке: тогда в Латеранском дворце был собран архив, упоминавшийся ещё при папе Дамасии I. В VI веке за собранием манускриптов стал наблюдать государственный секретарь Ватикана, а в VIII веке появилась должность библиотекаря Ватикана. В сентябре 1303 года часть его собраний подверглась разграблению. В 1310 году папа Климент V приказал перенести 643 ценных рукописи в Ассизи, но в 1319 году на город напали гибеллины, после чего многие документы из этой коллекции также были утеряны. В 1318 году папа начал собирать третью библиотеку Ватикана. В Авиньоне библиотека располагалась в библиотечной башне дворца. Папа Иоанн XXII владел собранием книг, созданным для курии. Позднее часть книг была перевезена в Ватикан, в том числе последним авиньонским папой Григорием XI, однако большинство осталось в Авиньоне и позднее вошло в Национальную библиотеку Франции и собрание семьи Боргезе, после возвращено в Ватикан в 1902 году и является по сей день частью апостольской библиотеки. Основателем современной, четвёртой Ватиканской библиотеки считается папа Николай V, избранный в марте 1447 года. Фонд библиотеки составил его личные и обнаруженные ранее рукописи. Формально общественная библиотека была основана 15 июня 1475 года буллой папы Сикста IV «Ad decorem militantis Ecclesiae». В 1481 году коллекция насчитывала уже 3500 манускриптов, в этом же году были построены несколько новых помещений, получивших названия по хранящимся в них коллекциям: греческая, латинская, секретная и папская библиотеки. Собрания можно было осмотреть на месте под строгим присмотром. Первым библиотекарем Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV был назначен гуманист Бартоломео Платина. В 1588 году папа Сикст V поручил архитектору Доменико Фонтана построить новое здание для библиотеки. Новое большое здание располагалось напротив старой библиотеки, для хранения манускриптов предусматривались специальные деревянные шкафы. Папа Сикст V охотно сравнивал себя с основателями таких знаменитых библиотек, как александрийская, римская и афинская. При папе Павле V для хранения документов было выделено отдельное здание. Так началась история Секретного архива, расположенного за воротами Св. Анны. С избранием папой Льва XIII в 1878, началась модернизация библиотеки: открылся читальный зал для печатных книг, основана лаборатория по реставрации манускриптов, были введены правила каталогизации манускриптов, которые действуют и по сей день.
Это библиотека является сокровищницей знаний многих поколений. Ее фонд один из самых ценных во всем мире. Но не только книги, манускрипты, гравюры представляют ценность для человечества. Очень важна архитектура и внутреннее убранство здания библиотеки представляются мне не менее важным, чем сам фонд. Само здание было построено знаменитым итальянским архитектором и инженером раннего барокко Доменико Фонтана. Он так же являлся архитектором капеллы «Cappella del Presepio» в церкви Санта Мария Маджоре, а также палаццо Монтальто. Фонтана создал проекты перестройки Квиринальского и Латеранского дворцов, три из четырёх фонтанов на Квиринале, здание Ватиканской библиотеки, а также завершил возведение купола собора св. Петра. Фонтана руководил установкой египетского обелиска на площади перед собором святого Петра (1586 год). Позднее Фонтана устанавливал обелиски на пьяцца дель Пополо, пьяцца ди Санта Мария Маджоре и пьяцца ди Сан Джованни ин Латерано
Первоначально залы библиотеки папы Николая V были украшены фресками Доменико Гирландайо, Мелоццо да Форли и Антониаццо Романо. С расширением фондов библиотека получила новое здание, построенное в 1587 году Доменико Фонтана. Из-за нехватки места двухэтажное здание было построено поперёк двора Бельведера, таким образом разрушив архитектурную композицию позднего Ренессанса работы Браманте.
В оформлении внутренний отделки здания приняли участия многие известные итальянские художники и не только, такие как Гвидо Рени фреска «Подвиги Самсона» в зале бракосочетания Альдобрандини, росписи потолка работы Рафаэля Менгса изображают основание нового Музея Климента в зале папирусов, Капелла Пия V расписана Якопо Цукки по эскизам Джорджо Вазари
Помещение Ватиканской библиотеки состоит из передней, огромной залы и ряда небольших комнат, из которых одиннадцать отведены под архив. В передней лежат свертки различных папирусов, стоят копии с двух колонн Ирода Антипы и развешаны по стенам портреты библиотекарей. Зала имеет длину с небольшим 34 сажени, в ширину с лишком 7 саженей, а в вышину с лишком 4 сажени; для поддержки потолка поставлено 6 массивных колонн; пол выстлан при папе Пие IX мрамором, вдоль стен размещено 46 невысоких шкафов, на которых стоят вазы, а выше по стенам развешаны картины
Сама библиотека Ватикана была разделена на четыре отделения – латинское, греческое, закрытое и частное, первые два из которых были открыты для публики. Из 13 залов библиотеки особый интерес представляет Мирской музей этрусских и римских древностей и 10 зал, известный как Зал Альдобрандийской свадьбы, где находятся античные фрески, среди которых есть и фреска, дающая название залу. Зал XII или Капелла Пия V расписан художником Якопо Дзукки
Ватиканская Апостольская библиотека является одной из самых загадочных библиотек. Это колыбель знаний по христианской культуре, накопленных за многие века. Книги, манускрипты и тексты, которые хранятся здесь бесценны, так как некоторые из них остались только в этом таинственном месте. Но и здание и внутренний интерьер представляют огромную ценность, ведь многие великие художники, скульпторы и архитекторы потрудились над ее строительством. Они создали великое произведение искусства, Ватиканскую библиотеку, в ее неповторимом великолепии, которое гармонично сочетается с ее предназначением.
Библиотека Конгресса
библиотека интерьер конгресс ватиканский
Библиотека Конгресса – является национальной библиотекой США, и одной из крупнейших библиотек мира. Расположена в городе Вашингтоне. Основана 24 апреля 1800 года, когда президент США Джон Адамс подписал закон о перенесении столицы государства из Филадельфии в Вашингтон. Этим же законом библиотеке выделялся бюджет 5000$ на приобретение книг, для Конгресса. Тогда библиотекой могли пользоваться только президент, вице-президент, члены Сената США и Палаты представителей. В 1850-е годы в Библиотеку Конгресса были допущены министры, руководители некоторых ведомств, члены Верховного суда, наиболее уважаемые (по мнению посетителей библиотеки) представители политических партий, признанные ученые и писатели США, журналисты крупнейших американских СМИ.
В 1870 году библиотека получила право на обязательный экземпляр любого публичного издания. Законодательно был закреплен бюджет библиотеки, который выделялся ей для пополнения фондов и других хозяйственных нужд. В 1930-е годы Библиотека Джефферсона получила статус национальной, и право на первоочередное комплектование фондов за счет средств бюджета США.
Библиотека Конгресса расположена в трех здания, которые находятся на Капитолийском холме. Здания между собой соединены подземными переходами. А так же депозитарий, расположенный в сельской местности штата Виржиния.
Здание Томаса Джефферсона расположено между Индепенденс-авеню, улицы Ист Кэпитол на улицы Фёст СИ. Оно было открыто в 1897 году как основное здание библиотеки и является старейшим из трёх зданий. Первоначально известное как здание библиотеки Конгресса, или главное здание, оно получило своё нынешнее название 13 июня 1980 года.
Здание Джона Адамса расположено между Индепенденс-авеню, улицы Ист Кэпитол и улицы Сэконд СИ и прилегает к зданию Джефферсона. Здание первоначально было построено как пристройка к зданию Джефферсона. Оно открыло свои двери читателям 3 января 1939 года.
Здание мемориала Джеймса Мэдисона расположено между улицами Фёст, Сэконд и Индепенденс-авеню СИ. Здание было построено в 1971-1976 годах, и служило официальным мемориалом президента Джеймса Мэдисона. Здание Мэдисона дало приют театру Мэри Пикфорд, «залу чтения кино- и телевизионных картин» библиотеки Конгресса. Театр проводит регулярные бесплатные показы классических и современных фильмов и телевизионных шоу.
Каждое из зданий является памятником архитектуры своего времени, но мы остановимся на старейшем здании Томаса Джефферсона, построенном в 1890-1897 годах. И первоначально было известно как здание Библиотеки Конгресса. Монументальное здание в стиле «бозар» примечательно своим классицистическим фронтоном и расточительно украшенными интерьерами. Яркий памятник помпезного официоза «позолоченного века».
Нуждаясь в большем пространстве для своей возрастающей коллекции, Библиотека Конгресса под руководством библиотекаря Айнсуорфа Рэнда Споффорда предложила Конгрессу построить новое здание специально для нужд американской национальной библиотеки. До этого времени Библиотека располагалась в крыле основного здания Капитолия. Частично новое здание требовалось из-за увеличения сотрудников Конгресса, а частично из-за закона об авторском праве 1870 года, который требовал, чтобы все авторы, защищенные этим законом, посылали в Библиотеку Конгресса две копии своих работ. Это привело к потопу книг, памфлетов, карт, музыки, гравюр и фотографий. А Споффорд сыграл важную роль в принятии этого закона. После одобрения Конгресса в 1886 году строительство здания заняло 11 лет. Здание открыло свои двери публике 1 ноября 1897 года и получило широкое признание в качестве национального памятника. Название здания было изменено 13 июня 1980 года в честь бывшего президента США Томаса Джефферсона, который был ключевой фигурой при создании Библиотеки в 1800 году. Джефферсон предложил продать свою личную коллекцию книг Конгрессу в сентябре 1814 года, спустя месяц после того, как британцы сожгли Капитолий в войне 1812 года.
Джон Л. Смифмайэр и Пол Дж. Пелц выиграли архитектурный конкурс на строительство здания библиотеки в 1873 году. Они совершили несколько поездок в Европу для изучения других выдающихся библиотек и продолжили разрабатывать детали дизайна в следующие девять лет до конечного представления своего плана в 1892 году. С этого момента план был передан бригадному генералу Томасу Линкольну Кейси, главе инженерного корпуса Армии США, для строительства здания. Эдвард Пирс Кейси, 25-летний сын генерала Томаса Линкольна Кейси, стал художественным руководителем на время строительства
Здание Томаса Джефферсона, имеющее один из богатейших интерьеров в США, – плод работы группы американских скульпторов и художников эпохи т. н. американского Ренессанса. Перед ними стояла задача наглядно проиллюстрировать прогресс цивилизации в образах великих людей. Обустройством интерьера занимался библиотекарь Айнсуорф Рэнд Споффорд. Главное здание напоминает Пале Гарнье в Париже. В США 1890-х годов торжественный стиль «боз-ар», разработанный во Второй империи, имел огромный успех, особенно после Международной Колумбийской выставки в Чикаго в 1893 году. Здание имеет прямоугольную форму немного приземистое, с четырьмя опорами по углам. Строение имеет четыре уровня, три нижних проходят по всему периметру здания, а четвертый возвышается над ними в боковых выступах и посередине. Здание украшено рустовкой, вензелями, так же присутствует большое количество скульптурных групп. Над оконными нишами установлены бюсты величайших людей разных народов мира. В центре архитектурного комплекса возвышается восьмигранный купол, на вершине которого находится золотое украшение. Сам стиль здания и его украшения указывают нам на эклектический стиль архитектуры, в противовес распространившемуся в середине XIX века увлечению национальным средневековьем: неоготика, неовизантизм, псевдорусский стиль, продолжавший традиции итальянского Ренессанса и французского барокко
Фонтан Нептуна, спроектированный Роландом Хинтоном Перри и установленный перед центральным входом, призван приводить на ум римский фонтан Треви. Медный купол, изначально покрытый позолотой, на первых порах был мишенью критики из-за того, что сильно напоминал купол национального Капитолия.
Интерьер Библиотеки Конгресса является поистине произведением искусства. Например, читальный зал библиотеки представляет собой помещение овальной формы, окруженное гигантскими колоннами. По периметру читального здания стоят восемь символических статуй, которые представляют собой: Философия, История, Искусство, Религия, Закон, Наука, Поэзия, Коммерция. Шестнадцать бронзовых статуй, расположенных вдоль балюстрады галереи представляют собой мужчин, известных своими достижениями в категории знаний и деятельности, описанной выше. Статуи находятся в паре с восемью гигантскими мраморными колоннами. Имена отдельных фигур начертаны на стене, прямо за статуей, как и качества выбранных представителей человеческой цивилизации, наряду с именем скульптора. Центру потолка украшен панелями Карла Гюхера, которые представляют прохождение цивилизации через все спектры света. Каждый из семи панелей, с расположенной в центре фигурой, символизируют какой-то этап достижения, человеческий или божественный. Херувимы в углах каждой панели представляют искусства и науки, а щитки на каждой панели, рассказывают о печати в различных Штатах страны, это лозунги из тех печатей. В Северо-Западном коридоре, ведущего от комнаты библиотекаря в северо-запад павильон, находятся картины изображающие древнегреческих Муз, написанные Эдвардом Симмонсом. Конец коридора украшают медальоны с фигурками танцующих девушек Роберта Доджа, а также фрески из знаков зодиака над шестью арочными окнами. Юго-западный коридор, ведущий из юга мозаичного коридора во внутренний двор украшен девятью картинами Уолтера Маквина на тему древнегреческих героев. Картины изображают: Орфея, Тесея, Геракла, Прометея и др
Библиотека Конгресса является одной из самых больших библиотек мира, но и так же одной из красивейших. Одно из помещений библиотеки, здание Томаса Джефферсона можно назвать самым старинным здание библиотеки в Америке. Планировке здания, архитектурному стилю и внутреннему интерьеру уделено огромное значение. Весь архитектурный ансамбль очень своеобразен, так как он отображает не только эпоху в которую был построен, но и американскую культуру, собравшую в себя и скомпилировавшую в себе культуру многих других народов.
Библиотека Александрино
Библиотека Александрина, или Новая Александрийская библиотека – библиотека и культурный центр, расположенный на берегу Средиземного моря в Александрии, Египет. Библиотека построена на месте Александрийской библиотеки, разрушенной в древности. Идея постройки библиотеки на месте античной Александрийской библиотеки возникла в начале 1970-х годов и принадлежала группе профессоров Александрийского университета. К середине 1980-х годов им удалось убедить президента Египта Мубарака и ЮНЕСКО в необходимости строительства. Был выкуплен земельный участок и в 1988 году тогдашним президентом ЮНЕСКО был заложен краеугольный камень новой библиотеки. В архитектурном конкурсе на проект библиотеки победило норвежское архитектурное бюро Snohetta и австрийский архитектор Кристоф Капелле. Для строительства был создан консорциум во главе с Snohetta, английскими и итальянскими строительными компаниями. Вопрос о финансировании библиотеки был решён на конференции в Асуане – правительства Ирака, Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов предоставили 65 млн долларов США, 27 млн долларов были пожертвованы ещё 26 странами, правительство Египта выделило – 120 млн, ЮНЕСКО приняло участие в финансировании проекта. В 1992 году – начались предварительные работы по строительству библиотеки, в 1995 году – непосредственно работы, которые были закончены в 2001 году. 16 октября 2002 года в присутствии множества руководителей иностранных государств состоялось торжественное открытие библиотеки.
Большой центральный читальный зал библиотеки представляет полуокружность с диаметром в 160 м и является самым большим в мире – он может вместить две тысячи человек. Внутреннее его пространство включает стройные колонны, образующие в интерьере подобие бамбуковой рощи. Эти 96 колонн поддерживают структуру сетки. Главный зал имеет террасное построение, состоящее из 14-ти уровней, имеющих в плане Г- образную форму. Они образуют консольные участки и создают ощущение набегающих «волн». Кроме читальных и иных библиотечных залов, библиотека включает огромную сферу планетария и конференц-зал. Вход в библиотеку смотрит прямо на главные двери старого конференц-зала. Пол разделен на семь террасных уровней, которые спускаются к северу, к Средиземному морю
В комплекс входят четыре музея: музей древности, музей манускриптов, музей Садата, бывшего президента Египта, а также музей истории наук. Весьма интересна «Культурама» – кинозал, посвященный историко-культурному наследию Египта. Экран здесь имеет полукруглую форму и состоит из девяти огромных компьютерных мониторов. Все экраны интерактивны, и, нажав на определенную кнопку, обозначающую тот или иной памятник, экскурсовод рассказывает об истории Египта, насчитывающей несколько тысяч лет
В наше время Новая Александрийская библиотека считается одной из красивейшей библиотек современности. Здание олицетворяет южную культуру, с ее неповторимым и иногда непонятным западному человеку своеобразием. Так же интересен прием архитекторов, которые выгравировали на одной из стен надписи на всех существующих и существовавших языках. Данный прием показывает путь который прошло человечество, на пути к знаниям.
Заключение
В современном обществе многие люди не видят места для библиотек, им кажется, что они вымрут, так как на их смену уже приходят электронные библиотеки. Но так было не всегда, раньше библиотека пользовалась уважением, как хранилище знаний человечества, почиталась как колыбель премудрости. И очень бы хотелось, что – бы то чувство вернулось назад. И мне показалась, что именно архитектура может справиться с этой задачей. Она может вдохнуть новую жизнь в библиотеку, привлечь людей и показать всем, что ее позиция в жизни общества не такая уже неважная. Разобрав здание библиотек в разные эпохи, начиная с 15 века и заканчивая современностью, можно сказать что библиотеки модифицировались, приспосабливались к изменениям в жизни общества. Они всегда шли в ногу с временем. Это мы можем отследить теперь только по архитектуре и интерьеру библиотек. Все библиотеки выполнены в том архитектурном стиле, который господствовал в то время, это говорит о том, что через само здание мы можем проследить жизнь библиотеки и всей эпохи. Поэтому так важно обращать внимание на архитектуру зданий, ведь фонд может погибнуть, люди которые работали в библиотеке уходят и не всегда оставляют после себя какие – та сведения, а здание остается и продолжает жить, развиваться, а иногда и привлекать новых читателей.
Список использованной литературы
Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – Петербург: Изд. общ. "Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон", 1907-1909. – 940 с.: ил.
Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. – Изд. 2-е, доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2004. – 464 с. : ил. – ISBN 5-93913-073-9.
Rom: Wege in die Stadt / [Mauro Lucentini]. – Deutschland. : Pattloch, 1995. – 639 р. – ISBN 3-629-006-442.
Rossi, F. Der Vatikan. Politik und Organisation / Rossi Fabrizio – München. : C.H. Beck Verlag, 2004. – 454 р. – ISBN 3-406-51483-9.
Vatican Library [Электронный ресурс]: официальный сайт библиотеки / Vatican Library. Copyright. – Электрон. дан. – Vatican City, [2004]. – Режим доступа: http://www.vaticanlibrary.va/home.php?pag=contatti_uffici / . – загл. с титул. экрана. – Дата обращения 5. 06. 2014.R. G. Achievements in America / Cronau Rudolf German – New York: Rudolf Cronau, 1916. – 233 р. J. Y. On These Walls: Inscriptions & Quotations in the Library of Congress / John Y. Cole. – Paperback, 2008. – 456 р.
BLUE jeans WITH blue CORNFLOWERS [Электронный ресурс]: блог / Snøhetta; пер. О. Губановой . – Электрон. дан. – All content copyright, [2006]. – Режим доступа: http://bluejeanswithbluecornflowers.blogspot.ru / . – загл. с титул. экрана. – Дата обращения 6. 06. 2014.Alexandrina [Электронный ресурс]: официальный сайт библиотеки / Bibliotheca Alexandrina. – Электрон. дан. – Bibliotheca Alexandrina, [2002]. – Режим доступа: http://www.bibalex.org/home/default_EN.aspx / . – загл. с титул. экрана. – Дата обращения 5. 06. 2014.