- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,77 Кб
Асклепий – бог врачебного искусства Древней Греции
Кафедра: организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права.
Реферат
На тему: " Асклепий – бог врачебного искусства Древней Греции"
Выполнила:
Студентка I курса 14 группы
Боеску Татьяна
Проверила:
Слёзкина Светлана Борисовна
Саратов 2012
Всяких целителя болей, Асфклепия петь начинаю.
Сын Аполлона, рожден Коронидою он благородной, Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине,- Радость великая смертных и злых облегчитель страданий.
Радуйся также и ты, о владыка! Молюсь тебе песней.
Гомер, гимн к Асклепию
Асклепий (др. – греч. Ἀσκληπιός, "вскрывающий") – в древнегреческой мифологии – бог медицины и врачевания. Изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.
Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью – в одной из версий нимфа или героиня Коронида, в другой – Арсиноя. Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий – сын Корониды, дочери Флегия.
Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон выхватил из огня младенца Асклепия в её чреве и отдал его на воспитание кентавру Хирону. Либо его выхватил из огня Гермес. Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине. По некоторым авторам, он родился около Трикки, где течет Лефей.
Асклепий попросил наставника обучить его искусству врачевания, но вскоре превзошёл в этом искусстве не только Хирона, но и всех смертных. Он прибыл на Кос и научил местных жителей врачеванию.
Больных готовили к лечению с помощью различных церемоний, приносили в жертву животных. При раскопках нашли множество табличек с такими, например, надписями:
"Амброзия из Афин, слепая на один глаз, пришла, иша помоши у бога; проходя по святилишу, она насмехалась над рассказами об исцелениях. Ей казалось неверным, невероятным и невозможным, что хромые и слепые могли исиелиться при помоши одних только сновидений. Однако, и она увидела сон. Ей показалось, что к ней явился бог и обешал исцелить её, но при том условии, если она пожертвует в храм дар по обету; при этом она должна принести в дар серебряную свинью как память об её глупости. После такой речи бог вынул её больной глаз и влил бальзам. Когда наступил день, слепая проснулась здоровой".
"Человек с язвой в животе. Во сне он увидел лицо. Ему показалось, что бог приказал его слугам, следовавшим за ним, связать его и крепко держать, чтобы он мог разрезать ему живот. Он хотел бежать, но его схватили и крепко привязали к дверному кольцу. Затем Асклепий разрезал ему живот, вырезал язву и снова зашил разрез. После этого больного развязали. Он встал совершенно здоровым. Пол в святилище, однако, оказался залитым кровью".
Исторические параллели: Обычай оставлять в храме изображения различных органов тела в память об исцелении существовал у многих народов. Например, в России с просьбой избавить от зубной боли обращались к св. Антипию, и в православных храмах в память об исцелении привешивали к его образу серебряные зубки. Особенно широко этот обычай был распространен на севере России. В храмах Архангельска такие привески молено было увидеть еще в конце XIX столетия.
Асклепий лечил болезни втиранием мазей, освежающими напитками и священными песнопениями, которые сопровождали не только прием лекарств, но и сам процесс их приготовления. Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки приписывали Асклепию изобретение лечения музыкой с целью воздействия разнообразными мелодиями на настроение и самочувствие человека. О лечении музыкой повествуют мифы и древние медицинские тексты многих народов. Исцеляющее действие "истинной" музыки древних, несущей уравновешенность и гармонию инь и ян, отражено в сочинениях философов и врачей Древнего Китая. Вот фрагменты трактата "Весны и осени Лю Бувэя" ("Люйчиш чунь-цзю", IIIв. до н.э.): "Совершенная, законченная музыка-ритуал имеет применение: с ее помощью усмиряют пристрастия. Использование музыки как орудия должно быть искусством, которое заключено в том, чтобы стремиться к равновесию". Отсутствие равновесия и гармонии характерно для музыки, полной диссонансов. Она противопоставляется "музыке-ритуалу": "Музыка смутных времен. Когда барабаны и литавры гремят как гром, когда гонги и цимбалы звенят, как вспышки молний, когда лютни и свирели, пение и танцы подобны воплям – цив сердце слушающего приходит в смятение, в ушах и глазах – сумятица, все тело – в потрясении. Такая музыка не может приносить наслаждение. "
Греческие мифы рассказывают о чарующей музыке великого певца Орфея. Слушая звуки его кифары, люди и боги забывали о своих несчастьях. Сохранились свидетельства о применении музыки греческими врачами, последователями Пифагора и Гиппократа, для усмирения боли и гнева. Древнее искусство врачевания с помощью музыки находит продолжение и развитие в современной медицине.
В браке с Эпионой у Асклепия были дочери: Гигиея – богиня здоровья (откуда "гигиена"), Панакея – покровительница лекарственного лечения (откуда "панацея"), Иасо – богиня исцеления – и, Огле – а она почему-то богиня роскоши, и сыновья Телесфор – бог выздоровления и практикующие Махаон-хирург и Подалирий-терапевт, изобретатель кровопускания. Двое последних участвовали в Троянской войне.
Аргонавт. По версии, был аргонавтом и вернул зрение Финею.
Согласно речи Котты, было три Асклепия:
. Сын Аполлона, которому поклоняются в Аркадии. Изобрёл медицинский зонд и начал бинтовать раны.
. Брат Гермеса, поражен молнией и похоронен в Киносурах.
. Сын Арсиппа и Арсинои, открыл способы очищения желудка и удаления зубов. Его могила и роща около реки Лузия в Аркадии.
Асклепий достиг такого совершенства в своем искусстве, что даже стал воскрешать мертвых, похищая их у Аида. От богини Афины он получил в дар особое лекарство – кровь Медузы-Горгоны: кровь из вен левой стороны была целебной, а из правой – губительной для человека. Аид, бог подземного царства, пожаловался Зевсу, что Асклепий возвращает к жизни мертвых. В гневе Зевс поразил искусного врача молнией, однако вскоре внял многочисленным просьбам и оживил Асклепия, взяв с него клятву никогда больше не воскрешать мертвых. Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Он совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины. По Ферекиду, в Дельфах он воскресил всех умерших. По Стесихору, воскресил некоторых из павших под Фивами, также воскресил Ипполита. Воскресил некоего мёртвого за плату.
Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия (о чем упоминают Гесиод, Писандр, Ферекид, Паниасид, Андрон и Акусилай), который был убит Зевсом у гипербореев. Аполлон отомстил за смерть сына, перебив киклопов, сковавших перун Зевса.
Но великий врач соизволением мойр вернулся из царства мёртвых, и стал богом врачевания.
В одном из греческих мифов рассказывается, как однажды Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтобы воскресить его мертвого сына Главка. На своем посохе он увидел змею и убил ее. Но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой, и умерший Главк воскрес. Опыт весьма пригодился Асклепию, и многих людей избавил он от хвори. Асклепий воскресил Ипполита, Капанея и др.
За этот ли подвиг или за что-то другое, неизвестно, но змея принята эмблемой медицины. В глубокой древности змея была символом египетского бога Тота, патрона врачей. Священная змея культивировалась в египетских храмах.
Египетская богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими вечную жизнь. Это же согласуется с верой финикийцев в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость.
За тысячу лет до нашей эры греки стали почитать культ змеи. Змея у них также символизировала мудрость науки и познания. В одном мифе говорилось о том, что Зевс – верховный бог греков – подарил людям чудесное молодящее средство. Вместо того чтобы самим нести этот бесценный дар, люди возложили его на осла, а он отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью. Известно, что змеи живут долго и ежегодно меняют покров кожи. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о постоянной молодости змеи, сбрасывающей с себя "старость" вместе с кожей.
Древние поговорки многих народов отражают признание змеи носительницей всех знаний, высшей мудрости: "Будьте мудры аки змии" и т.п. У некоторых народов сохранились легенды о змееедах, приобретавших дар ясновидения и знавших целебные свойства многих трав.
По данным многих ученых, окончательно оформленный культ змеи, как олицетворение всеведения, врачевания и медицинских знаний в Европе, можно отметить в Фессалии. Среди носителей знаний вообще в особую группу раньше других выделялись лекари, так как в них повседневно нуждались при родах, травмах, отравлениях и других заболеваниях. Их эмблемой и осталась змея, первоначально бывшая эмблемой недифференцированного знания.
Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.
Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии – афинский праздник в честь Асклепия, справлявшийся в четвертый день Елевсинских мистерий.
На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками бога врачевания и назывались асклепиадами. По преданию к ним относится Гиппократ. От Асклепия происходит название греческих специально оборудованных лечебных помещений "асклепейонов" для приема и стационарного содержания больных, создаваемых при храме Асклепия. На монетах того времени можно было видеть эти помещения.
Изображения Асклепия обычно в образе человека зрелого возраста (похожего на Зевса), а также различных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т.п.); на многих монетах Древнего Рима, а также императора Постума (258-268), правителя отделившихся провинций – Испании, Галин, Британии, где знаменитый исцелитель изображен с посохом, обвитым змеей, которую кормит Гигиея.
Асклепий имел семерых детей – Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиея, Панацея, Иазо и Огле. В "Илиаде" Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высоким авторитетом:
стоит многих людей один врачеватель искусный.
вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством.
Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия – терапевтом. Существует легенда, что Подалирий, возвращаясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Здесь он узнал, что дочь местного царя упала с крыши и лежит несколько дней без сознания. Он сделал ей кровопускание, больная ожила, и благодарный отец отдал ее в жены находчивому врачу. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры теряется в глубине веков. К несчастью, оно станет основным терапевтическим приемом вплоть до середины XIX века.
Гигиея была богиней здоровья (от нее название "гигиена"), Панацея – покровительницей лекарственного лечения, Иазо – богиней исцеления и Огле – богиней роскоши.
Телесфор считался гением выздоровления (имя в переводе означает "приводящий к благому концу").
Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.
Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной деревянной палки с сучками. В ранний период культа бога Асклепия он сам изображался в виде змеи (как, например, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 г. до н.э.).
В образе Асклепия сочетаются хтонические черты земли-целительницы и представление о передаче божественных функций детям богов – героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии Асклепий именуется Эскулапом, его культ был введен в Риме в начале III в. до н.э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезенная из Эпидавра змея, был основан храм бога.
Большинство дошедших до нас античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Величайшие скульпторы Греции изваяли множество его статуй из золота, бронзы и слоновой кости. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова Асклепия с острова Мелос и др.); изображался Асклепий также на геммах и монетах. В средние века встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя Асклепия работы Франческо ди Джордже – редкое исключение). В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении Асклепия (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец Асклепий, а сам Аполлон.
асклепий древнегреческая мифология врачевание
Список литературы
1.Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.113-114; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1.С. 192-193
2.Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 74, 6; Гигин. Мифы 161
.Гесиод. Перечень женщин, фр.50 М. – У.
.Павсаний. Описание Эллады II 26, 7
.Павсаний. Описание Эллады II 26, 6
.Пиндар. Немейские песни III 54
.Страбон. География XIV 1, 39 (стр.647)
.Тацит. Анналы XII 61