- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,22 kb
Баптизм
Московский Городской Педагогический Университет
Реферат по истории и теории религии
Тема: «Баптизм»
Студент: Вышеславцева М.А.
Социально-правовой факультет
Специальность – психология
1 курс
Руководитель: Кривошеева Е.Г.
Москва 2006г.
Содержание. Вступление………………………………………………………………..3 История возникновения баптизма………………………………….……4 Баптизм и библия…………………………………………………….……9 Личная вера……………………………………………………………….12 Баптистская концепция морали …………………………………………14 Баптизм и труд……………………………………………………………15 «Бог есть любовь»………………………………………………………..16 О баптистском утешении………………………………………………..17 Баптизм о смысле жизни…………………………………………………18 Баптистская община……………………………………………………..18 Обрядовость………………………………………………………………20 Заключение……………………………………………………………….20 Список литературы………………………………………………………22
Вступление.
Человека от животного отличает способность верить, верить в непознанное, невидимое, заполняя верой пустоту, рождаемую сознанием, сакрализируя неясное. Вера в Бога, каким бы он ни был – неотъемлемая составляющая человеческого социума: Бог появляется с рождением сознания и как порождение сознания. Для язычника бог многолик, многофактурен, разнопланов; для язычника человек – есть Бог. Именно язычник, не атеист, – самый демократичный и свободный человек: уважая себя и ценя своих богов, язычник оставляет за другим право верить в собственного Бога.
С укреплением государства, трансформацией ранней государственной демократии в империю, с усилением социального неравенства глобального, экономического расслоения, появляется потребность божественной унификации – объединяющего звена, апофеоза конечного равенства. И тогда на место язычества приходит монотеизм.
Самой распространенной монотеистической религией является христианство. В своем стремлении к унификации, христианство доходит до того абсурда, до которого никогда не доходило язычество. Основываясь на догмате свободной воли, христианство, тем не менее, этой самой свободной воли не приемлет, регламентируя, кто, как и кому должен молиться. Любое инакомыслие, зарождающееся даже в рамках доктрины, приводит, в конечном итоге, к резне: достаточно вспомнить мучительный процесс разделения церквей. Но, тем не менее, уже свершившийся раскол дает богатую почву для зарождения и формирования новых постулатов.
Надо понимать, что религия – суть способ надгосударственной, надвластной, моральной организации общества, и новые течения и постулаты рождаются не просто так.
Как правило, государство в лице его руководителей не создает нового течения, но узаконивает уже существующее, максимально отвечающее нуждам общества. Хрестоматийным примером причины и следствия в зарождении новой догмы может служить пуританизм[1]: английское общество времен королевы Елизаветы, погрязнув в разврате, стало банально вымирать от сифилиса. Кроме того, пуританизм, даже в сравнении с протестантизмом, имел массу экономических «бонусов»: ставя во главу угла максимальный отказ от мирских и чувственных благ, пуританизм был дешев. Таким образом, пуританизм может служить одним из самых ярких явлений религиозной целесообразности. Но даже такое монолитное явление как пуританизм (казалось бы, куда уж жестче?) неоднородно. Примером может служить баптизм[2].
История возникновения баптизма.
Христианство никогда не было однородным – в нем постоянно возникали соперничающие и враждебнее друг другу церкви, группы, ереси, толки и т.п. Происходило это потому, что христианские идеи неодинаково усваивались различными социальными слоями, выступая как идеологическое оформление их классовых и политических позиций. Но, начиная с XVI в, прежде разрозненные проявления оппозиции католической церкви слились в мощный поток, захвативший Европу и давший начало новой разновидности христианства – протестантизму, в русле которого и возник баптизм.
Истинные побудительные мотивы реформации коренились в социально-политической сфере. Догматы католической церкви, как отмечал Энгельс, приобрели характер политических аксиом. Поэтому борьба крепнувшей буржуазии против средневековых порядков закономерно вела к пересмотру установившихся католических догм. Протестантизм означал реформацию на буржуазных началах католической церкви, приспособившей христианство к сословной средневековой деспотии. Именно эта социальная природа протестантизма позволяет понять особенности его догматики и культа.
Выступая против церкви, как неотъемлемого института феодализма, идеологи протестантизма отвергли и богослужебную практику католической церкви, и те догматические положения, на которых она основывалась.
Обосновывая свои реформы, протестанты ссылались на адекватное прочтение «священного писания», которое они объявили единственным авторитетом в вопросах веры, отвергая «священное предание», закрепившее социальную практику и положение католицизма в условиях феодализма. Протестанты отвергли католическую церковь и большинство церковных обрядов: поклонение иконам, святым угодникам, культ девы Марии. Они ликвидировали институт священства, монашества, пост; из семи церковных таинств они сохранили лишь крещение и причащение. Отрицая католическое учение о церкви как необходимой посреднице в деле спасения людей, «добрые дела и подвиги благочестия» – как непременные ступени к загробному воздаянию, протестантские богословы противопоставили им учение о единоспасающей личной вере. Было выдвинуто иное учение о церкви, изменениям подверглось толкование принципов религиозной нравственности и т.д.
Протестантское прочтение Библии было глубоко обусловлено реальными, земными интересами буржуазии и в религиозной форме отразило ту борьбу, которую она вела против феодального строя. А поэтому степень решительности, с которой в различных странах осуществлялась реформация католической церкви во многом зависела от остроты классовой борьбы в данной стране, от той социально-политической обстановки в которой она проходила.
Особую форму реформация приняла в Англии, на родине баптизма. Окончательное утверждение англиканства произошло в 1563 году, когда королева Елизавета провозгласила так называемые «39 статей» в качестве так называемой религии, непосредственно подчиненной королевской власти. В статьях отвергались католический догмат о чистилище, практика индульгенций, папская власть, почитание икон, мощей и святых угодников, католические святые, обет безбрачия священников и др. С другой стороны, был сохранен догмат о церкви как о необходимой посреднице в деле спасения людей, деление на священство и прихожан. Была сохранена также церковная иерархия.
Баптизм возникает здесь в начале XVII вв. как один из продуктов развития так называемого пуританизма – движения, направленного на дальнейшее очищение английской церкви от католицизма.
Развитие буржуазного уклада, укрепление английской буржуазии, требовавшей дешевой и послушной церкви, вызвало движение так называемых пуритан, которые выступали за дальнейшее очищение церкви от «папизма». Речь, в частности шла об изменении англиканского богослужения, во многом напоминавшего римско-католическое, об отмене пышного культа и специальных священнических облачений. Пуритане требовали также реформ в организации церкви и замены епископальной системы так называемой пресвитерианской, при которой церковь управляется пресвитерами, избираемыми общинами. Движение пуритан не было однородным.
Наиболее радикальные требования выдвинули баптисты, связанные в основном с мелкой буржуазией. Они выдвинули идею о том, что членом поместной церкви может быть лишь тот человек, который «сознательно» принял крещение, а поэтому бесповоротно отвергли крещение детей. Именно потому, что учение о крещении обозначило отличие новой церкви от родственных ей течений, за ее последователями постепенно закрепилось название «баптисты».
Если остальные разновидности пуританских течений требовали отделения от официальной церкви и самостоятельности в решении религиозных вопросов, то речь шла конкретно об англиканской церкви и королевской власти. В принципе же, они считали, что светская власть ответственна за состояние церкви и должна оказывать ей поддержку, и надеялись со временем такую поддержку получить. Баптисты же в принципе отвергали право светской власти вмешиваться в религиозные дела.
Фактически же история появления баптизма такова. В 1606-1607 гг две группы английских сепаратистов (одно из направлений пуританства) из Линкольншира переселились в Голландию. Одна из них под руководством Джона Смита нашла приют в Амстердаме и положила начало баптизму.
Смит учил, что крестить следует лишь тех людей, которые смогут представить убедительные доказательства своей преданности Христу. Поскольку все существовавшие в то время церкви Джо Смит рассматривал, как неистинные, то он сам крестил себя обливанием, а затем окрестил своих сторонников, организовав первую в истории баптистскую церковь.
В 1611 голу группа его последователей вернулась в Лондон и образовала первую баптистскую общину на английской земле. Вскоре была опубликована «Декларация веры» новой церкви. В ней нашли отражения те особенности баптизма, о которых мы говорили. Так, например, здесь говорилось: «Магистрат не имеет права вмешиваться в вопросы религии или свободы совести, заставлять или принуждать людей к исполнению той или иной формы религии или учения, но он должен предоставлять христианское вероучение свободной совести каждого». В «Декларации» было также было также четко сформулировано баптистское учение о церкви: «Видимая церковь состоим только из таких покаявшихся людей, которые верят в то, что Христос приносит впредь плоды, способные улучшить жизнь… Видимая церковь есть мистическая форма истинной, духовной, невидимой церкви, которая образуется душами только праведных и совершенных людей».
Баптисты делятся на общих и частных.
Баптистская доктрина вырастала на основе протестантской теологии Лютера и Кельвина. Отвергая претензии католической церкви на роль непосредственной посредницы в деле спасения, Лютер выдвинул учение о том, что спасает лишь личная вера человека. Но вера эта по Лютеру не есть результат благочестия самого человека, она возникает под воздействием святого духа, который тем самым удостоверяет «избранность» данного индивида к спасению. Эти идеи нашли своеобразное отражение в учении Кельвина. Если вера имеет своим источником исключительно благодать божью, рассуждал он, то лишь от нее зависит судьба человека. Допустить же свободу воли – значит поставить промысел божий в зависимость от человека. Отсюда Кельвин формулирует свой известный догмат абсолютного предопределения, согласно которому бог «от века еще раньше, чем они совершили что-либо, благое или дурное», одних людей избрал к вечному спасению, других – к вечному проклятию. Тем самым искупительная жертва Христа распространялась лишь на часть людей – на тех, кто изначально записан в «книге жизни». Такой взгляд получил наименование догмата частного искупления, а баптисты, разделявшие его – частных баптистов.
Но среди протестантов было распространено и другое понимание концепции избранности. Акцент делался на наличие у человека свободы воли, возможность выбора им пути праведности или пути греха. Предопределение понималось, как предузнание. Христос, говорили они, искупил грехи всех людей и дал возможность спастись каждому человеку. Но бог с самого начала знал, кто воспользуется данной возможностью, а кто останется в грехе. Таков догмат общего искупления, а сторонников его среди баптистов называли общими баптистами.
Джон Смит придерживался догмата общего искупления. Он прямо указывал, что «господь не предопределил ни одного человека к уничтожению» Первая баптистская община была, таким образом, церковью общих баптистов. Численность общих баптистов росла медленно. В 1626г. В Англии было лишь пять церквей, которые объединяли около150 последователей. В целом общие баптисты не оказывали существенного влияния на главный поток формирования мирового баптизма.
Другая ветвь баптистов, так называемые частные, баптисты возникла независимо от группы Смита. Первая английская церковь частных баптистов была основана Джоном Спилсбери в 1638 г в Сосворке. Они исповедовали догмат «частного искупления». В 1644 г. Существовало 7 таких церквей, и было принято так называемое Лондонское исповедание веры, состоящее из 50 статей. Оно признавало крещение путем погружения в воду. В итоге долгих споров и взаимного соперничества баптистских церквей в XVIII в. складывается система так называемого закрытого членства, которая впоследствии становится отличительной чертой частного баптизма. Именно частные баптисты оказали наибольшее влияние на последующее развитие баптизма в Англии, США и на европейском континенте.
Баптизм и библия.
Когда человечеству сообщают об образовании новой религии, она рекламируется как единственно истинная реконструкция «священного писания», как самое «подлинное» божье слово, очищенное от последующих человеческих заблуждений. Богослов постоянно оглядывается назад, его забота – раскрыть истолкование содержания Библии – вот то поле, на котором разыгрываются теологические схватки. Поэтому анализ догматики любого христианского течения целесообразно начинать с выяснения его отношения к «священному писанию».
Баптисты, как и все протестантские церкви, отвергали так называемое «священное предание», признаваемое католической церковью. Свою борьбу за истинное христианство они вели с позиций защиты «священного писания» как единственно истинного источника богопознания. Отсюда вытекает, по меньшей мере два существенных следствия.
Во-первых, отрицая посредничество церкви, протестанты рассматривают Библию как главное средство, при помощи которого бог добивается спасения людей. Иными словами, Библия оценивается как главный и единственный источник истинной христианской веры.
Во-вторых, протестанты резко противопоставляют бога и человека, божественное и человеческое начала, знание, которое идет «от бога», и знание, которое своим источником имеет «падшего человека». Единственным источником божественного знания объявляются «истинно вдохновленные святым духом» книги Ветхого и Нового заветов, которые противопоставляются всему остальному «несовершенному» человеческому знанию.
Эти особенности нашли свое ясное проявление и в баптистском вероучении. В сжатом виде оно сформулировано в «Исповедании веры евангельских христиан-баптистов». Здесь Библия расценивается как «единственный источник богопознания, а также единственное правило и мерило веры и поведения нашего». Эта оценка распространяется также и на так называемые канонические книги. Отмеченное отношение к Библии проявляется и во внешнем оформлении баптистской догматики. К каждой характеристики, к каждому догматическому положению отыскивается соответствующая ссылка на Библию. Баптисты признают Ветхий и Новый заветы, объявляя и то и другой «богодухновенными». Главное внимание они, однако, уделяют Новому завету. «…Самый бедный верующий новозаветного времени богаче, чем самый богатый духом Ветхого завета, потому что он имеет Христа, которого ветхозаветные праведники еще не имели».
Знание библии, систематическое чтение и изучение ее объявляются важнейшей обязанностью каждого баптиста. Следует отметить, что своеобразный культ Библии составляет один из главных мотивов баптистской проповеди на всех ее уровнях: официальном, печатном, рукописном, устном и т.д.
Эта история, по мнению баптистов должна показывать различие между людьми живыми – к ним баптисты причисляют себя, – и людьми мертвыми, лишь с виду похожими на живых, – безбожниками, атеистами. Для того, чтобы определить, кто есть кто, требуется проверка. Такой проверкой является отношение к Библии. Как же осуществляется эта проверка? Да очень просто: нужно определить какая у человека «пища». Для живой пчелки – это мед, для человека – Библия.
Вступление человека в баптистскую общину осуществляется добровольно, на основе «сознательной» веры. Поскольку основой ее служит Библия, то «обращение» связано с тщательным изучением Библии и «сознательным» принятием ее содержания.
Фейербах писал: «Каждая эпоха вычитывает из Библии лишь себя самое; каждая эпоха имеет свою собственную, самостоятельную Библию».
Как известно, в начале века среди протестантских теологов возникла длительная и шумная дискуссия о характере «богодуховенности» Библии. Представители так называемых модернистов утверждали, что положения Библии нужно интерпретировать с учетом современных знаний, что «богодуховенность» Библии не носит буквального характера: «богодуховенно» общее содержание ее, а не конкретные выражения и образы, в которые оно воплощено. Против них выступали фундаментолисты, которые отстаивали требования буквального толкования текстов «священного писания» и отвергали попытки приспособить их к современным представлениям.
Баптисты, выступая против крайних попыток модернизма, вместе с тем стремятся заполучить себе все его выгоды, утвердить идеи Библии в той форме, которая наиболее созвучна представлениям современного человека. Прежде всего баптистские проповедники подчеркивают божественность происхождения Библии – «богодуховенной» книги, «автором которой является сам бог». При этом баптистские идеологи отдают дань идеям модернизма, стремясь разграничить в Библии божественную и человеческую стороны, даже называя ее «богочеловеческой книгой». «Изучая Библию, мы не должны забывать, что она имеет две стороны: божественную и человеческую. Пророки, писавшие Библию, излагали не свои человеческие мысли, а божии, это и есть божественная сторона Библии; но излагали они мысли, внушенные им духом святым, языком своего времени, употребляя иногда примитивные понятия своего времени и используя скудный словестный запас своего времени. В этом и заключается человеческая сторона Библии». Концепция «богочеловеческой» Библии прямо противопоставляется фундаментальному пониманию.
Вот пример толкования мифа о сотворении мира. «Пророк Моисей пишет о то, что бог создал светила (планеты) и поставил их на тверди небесной. Здесь мы видим две стороны Библии: божественную и человеческую. Божественной стороной здесь является мысль, внушенная духом святым пророку Моисею. Что планеты созданы богом, а человеческой стороной – примитивное представление Моисея о «тверди небесной»; такое представление существовало во времена пророка Моисея, и, будучи сыном своего времени, Моисей излагает мысли божии примитивным языком этого времени».
Личная вера.
Суть баптистского вероучения составляет догмат о спасительной миссии Иесуса Христа, догмат, лежащий в основе религиозной жизни общины и каждого члена в отдельности. В баптистской проповеди решительно и настойчиво проводится мысль о том, что человек сам по себе неспособен достичь праведности, добиться морального самоусовершенствования и тем более спастись. Данный пункт рассматривается богословами как основное положение баптистского вероучения. «Какова же эта центральная истина всего Ветхого и Нового завета? Она заключается в том, что человек получает спасение и оправдание от бога не собственными делами, а через веру в жертву, принесенную Христом на Голгофском кресте. Это действительно центральная истина всей Библии».
«Когда человек начинает приготовление к встрече с господом?» – ставит вопрос баптистский проповедник. И отвечает: «Очевидно,- «земной», «плотский» и «душевный» человек, «мертвый по грехам и преступлениям», как таковой не может заботится о небесном царстве – жительство его только на земле – и , следовательно не способен о горнем помышлять, «где Христос сидит одесную бога», ни ожидать пришествие его с небес». Даже в том случае, продолжает богослов, если человек станет поступать по слову божьему, творить милостыню, даже отдаст себя на муки за веру, его спасение никак не гарантировано. «Оправдывающую веру и спасительную любовь можно получит только от предмета веры и источника любви через действие Духа божьего». Эта идея проходит сквозь все рассуждения баптистских идеологов. «Духовное возрождение – есть рождение от кого-то, от бога…а, следовательно, не самоусовершенствование.». Спасает только бог, воздействие святого духа, который служит причиной «возрождения свыше» человека. Всякая иная вера есть вера человеческая, вера «мирская», она оставляет человека «мертвым» и не может привести его к спасению.
Все люди, по мнению баптистов делятся на «избранных» и «неизбранных» «Избранность» того или иного человека обнаруживается не только в потустороннем мире, а находит свое выражение уже в земной жизни. Присутствие святого духа узнается по действию, которое он производит в верующем. Самое главное при этом «строго различать духовное рождение от простого убеждения в истинах божиих.». Таким образом, содержание баптистской личной веры раскрывается как определенное отношение человека с богом.
Вообще говоря, у баптистов есть схема перехода человека на позиции религиозной веры.
Первый этап – осознание собственной греховности. Придя к человеку дух святой прежде всего заставляет человека осознать себя грешником.
Второй этап – начало обращения человека к мысли о погибели, состояние раскаяния покаяние в прежней греховной жизни.
Третий этап: человек приходит к пониманию, что спастись собственными силами он не в состоянии.
Четвертая ступень – обращение к богу. Святой дух входит в сердце полюбившего Христа.
Итак, человек «обращается» к богу. «Обращение – это акт самовручения себя богу, когда человек начинает жить для Иисуса».
Баптистское «возрождение» направлено прежде всего против «богатого человека», против тех черт – смелости, мужества, уверенности в своих силах, которые делают человека личностью, придают ему индивидуальность, т.к. одно из их главных требований – «возрастать в смирении».
Конечный идеал баптисты проповедуют совершенно отчетливо: «О, если бы мы так выросли в смирении, чтобы превратиться в ноль, чтобы Христос был все и во всем в нашей жизни. Ноль – это отсутствие величины. Пусть у нас не будет ни малейшего величия, собственного величия».
Бабтистская концепции морали.
Христианство, как известно, утверждает, что по самой своей сущности моральные принципы имеют божественное происхождение. «Нравственный закон дан нам от бога», говорят его защитники. Более того, по их мнению, только идея бога придает смысл нравственности, а мораль может существовать лишь на религиозной основе. Баптизм не просто наследует подобные идеи. Он формулирует их в более категоричной форме. Если, православные богословы еще признают в человеке остатки нравственности (например, стремление к добру), то баптизм такую склонность отвергает и все доброе, благородное в человеке приписывает исключительно воздействию святого духа. Поэтому моральным человеком может быть признан лишь верующий человек, а процесс «обращения» выступает как процесс морального «возрождения» индивида.
Баптизм и труд.
Как правило, баптисты работают добросовестно, строго соблюдают трудовую дисциплину. Баптистские проповедники расценивают труд, как долг человека перед богом, как выполнение божественной воли. «Бог смотрит на труд, – говорят они, – как на необходимое занятие. Как на обязанность, не выполняя которой человек лишается права не получение хлеба». Они даже ссылаются на Христа – «сына плотника», «образец и в физическом и в духовном труде». Однако, в соответствии со своими основными догмами баптизм отвергает мысль о человеке, как об преобразователе природы и социальных отношений. Все в природе, говорит он, зависит от бога, от его воли. Без божественной помощи человек сам бессилен что-либо сделать. Значит и результаты труда зависят от бога, от его желания и помощи, от его промысла. Баптисты приветствуют «труд для бога», труд как выражение благодарности богу и способ приобретения его «ответной любви». С этим во многом связана и оценка баптистами воспитательной роли труда. «Труд – это станок, на котором ткется душа человека». Иными словами, в труде верующий должен ставить перед собой определенные цели и, укрепляя в себе первоначальные стимулы, приобретать определенные нравственные качества и черты.
Нетрудно представить себе их характер. Это – убеждение в собственном бессилии, в зависимости от промысла божьего, неприязнь к общественным, мирским интересам, осознание себя послушным орудием, целиком порвавшим с «сокровищами земными». Для этой цели наиболее пригоден труд, который выступает как реализация общественного идеала, т.е. труд, имеющий свое, не зависящее от человека объективное содержание, которое раскрывается в ходе трудовой деятельности. Для баптиста наиболее ценным оказывается труд, выступающий для верующих в виде «внешнего требования» – божественной заповеди или мирской обязанности. Отсюда в наибольшей мере баптистскому идеалу соответствует тяжелый, тупой труд. «Работай, как муравей и как пчела, не зная ни дня, ни ночи…» Трудовая деятельность, поэтому, утрачивает свой предметный характер и оценивается не с точки зрения ее социальных результатов, а лишь в плане субъективного отношения к ней человека.
«Бог есть любовь»
В новом завете описан эпизод, из которого следует, что любовь является центральным принципом христианской морали. На вопрос о том, какая наибольшая заповедь в законе, Христос ответил: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» На сих заповедях утверждается весь закон и пророки». Лозунг любви рекламируется как важнейшее положение баптистской морали. Об этом говорит хотя бы тот факт, что свои молитвенные дома баптисты обычно украшают плакатом: «Бог есть любовь».
Согласно баптистской догматике люди не склонны и не способны ни к чему доброму; будучи «чадами греха», они лишены черт высокой нравственности. Могут ли в таком случае люди следовать высшему требованию христианской морали – требованию любви? Нет, отвечает проповедник. Христианская любовь возникает и проявляется вовсе не как продолжение земных чувств и земного опыта человека. Своим происхождением она обязана исключительно воздействию святого духа. Таким образом, по мнению баптистов, это не обычное, «человеческое», а в корне отличное от него «божественное» свойство. Поэтому любовь возрожденного верующего отличается от низшей любви тем, что она совершенно бескорыстна и означает решительный отказ от эгоистических мыслей и чувств, отречение от «плотских интересов» и « животного блага».
Любовь к ближнему в баптизме выступает как чувство особого рода: оно «очищено» от социальной и индивидуальной обусловленности, является для ее владельца не собственным чувством, а результатом осознания в себе божественного духовного начала. Такая любовь не связана с духовным миром, симпатиями, потребностями самого человека, не несет отпечатка его индивидуальности. Чувство любви не зависит от объекта, на который направлено: оно не зависит от оценки качеств того или иного человека. Моральный облик человека никакой роли для чувства любви играть должен потому, что она оказывается лишь отблеском другой, «высшей» любви – любви к самому богу. В сущности говоря, это определенное состояние самого верующего – такова его ответная реакция на уведомление о личном спасении. Такова подоплека евангельской любви ко всем людям. Фактически последняя оказывается оболочкой, скрывающей самодовольное ликование спасенного человека, в сущности глубоко безразличного к другим людям (во всяком случае к их моральным качествам).
О баптистском утешении
Рекламируя свою веру, современные защитники баптизма усиленно подчеркивают ее способность врачевать душевные раны, играть роль бальзама, облегчающего его душевные страдания. И это часто оказывается правдой. В жизни человека встречается немало трудностей, и человек не всегда может их избежать.
Баптисты учат, что «Скорби и испытания посылаются к нам для блага наших душ». Жизнь в мире всегда связана со страданиями, они, следовательно, «безусловно необходимые страдания». Отсюда «извилистый путь скорбей – прямой путь к сердцу бога». Все эти рассуждения могут быть поняты, если мы учтем и другую христианскую идею, согласно которой земные страдания выступают как необходимая компенсация за небесное спасение. Баптисты , однако, выступают не за каждое страдание. Они не призывают просто терпеть страдания как нечто внешнее, давящее на душу человека. Верующий должен страдания «преобразовывать в радость», чтобы баптизм стал для него не «религией слез и печали», а «жизнерадостным христианством». И дело не в том, что баптизм приветствует страдания. Они возникают независимо от него. Баптизм возвеличивает их определенное воздействие на душу человека, объявляет их «полезными». Отсюда наиболее «полезными» объявляются незаслуженные страдания. Вообще говоря, в баптизме речь идет не об утешении в горе. Механизм баптистской морали ликвидирует само понятие горя.
Баптизм о смысле жизни
По мнению баптистов только вера в Христа способна дать ответ на вопрос о смысле жизни, раскрыть конечную тайну бытия. Главное для баптиста – достичь райского блаженства, поэтому земная жизнь приобретает в глазах верующего человека особый вид. Человек должен чувствовать себя странником в земной жизни, потому что «истинный христианин – это странник в небесную отчизну». Эта наша отчизна и есть «наша настоящая истинная жизнь, полная радостей и счастья», что же касается земной жизни, то это лишь подготовка ко вступлению в вечную жизнь. А поэтому человек должен посвятить себя всего Христу.
Баптистская община.
Практическая деятельность баптистов осуществляется в рамах определенной организации – церкви. Баптистская концепция церкви
опирается на идею избранности. Истинных «божьих людей» к спасению.
Баптисты различают три вида церкви: вселенскую, поместную и домашнюю. Все люди, «призванные» богом для спасения, образуют невидимую вселенскую церковь, которая представляет собой «собрание искупленных» (покаявшихся, обращенных и возрожденных) душ всех веков из народов, из всех поместных церквей (общин) или домашних церквей (христианских церквей) на земле как на небе, т.е. во всей вселенной.»
Верующие, находящиеся в одной местности, образуют поместную церковь – общину. Коме того, баптисты специально выделяют домашнюю церковь – собрание возрожденных душ, принадлежащих к одному дому или семье»
Таким образом, для верующих церковь – это не особое здание – храм, не носительница особой божественной благодати, не посредница, а прежде всего коллектив верующих.
Во главе церкви стоит пресвитер, который «поставляется на служение» при помощи рукоположения. Руководителем общин определенной местности является старший пресвитер, назначаемый руководством церкви.
Он имеет право рукополагать пресвитеров и наблюдает за деятельностью общин. Это баптистский вариант православного епископа. Наконец, во главе церкви стоит Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, «избираемый на съезде и осуществляющий текущее руководство церковью»
Верующий вступает в общину лишь по собственному желанию. Он должен пройти испытательный срок (год, два). За ним в течении этого времени тщательно надзирают, затем он сдает экзамен на знание Библии., и, если он его успешно сдал, то принимается в общину после крещения.
Члены общины часто (два, три раза в неделю) собираются у кого-нибудь дома. Просвитер знает всех членов общины, что позволяет ему контролировать поведение каждого человека.
Обрядовость
Первым обрядом, с которого начинают баптисты – обряд крещения. Процедура крещения – особый, в деталях отработанный ритуал, торжественно обставленный в день рождения «нового человека».
Огромное значение в жизни баптистов играет молитва. Можно различить два вида молитвы: молитвенные собрания и индивидуальная молитва. Пению баптисты придают громадное значение. Поют они специальные песни («Гимны») религиозного содержания.
Баптисты отмечают следующие религиозные праздники: рождество Христов (7 января), крещение (19 января), сретение господнее ( 15 февраля), благовещение деве Марии о рождении спасителя(7 апреля), тожественный вход Иисуса в Иерусалим ( за неделю до пасхи), пасха, вознесение Иисуса Христа ( на сороковой день после пасхи), день святой троицы ( на пятидесятый день после пасхи) и преображение господне ( 19 августа). Помимо этого празднуют Новый год. Имеются также два специфических баптистских праздника: день единства (27 октября) – дата объединения баптистов с евангельскими христианами – и осенний праздник жатвы.
В дни праздников баптисты проводят специальные молитвенные собрания, произносятся проповеди на евангельские сюжеты.
Заключение
Баптизм как религия существует около 400 лет. За это время баптизм распространился по всему миру. Это говорит о его живучести. Чем это вызвано?
Во- первых, если посмотреть состав верующих, то мы видим, что преобладающее большинство в баптистских общинах составляют женщины (обычно около 70 – 80%).
Во-вторых, большинство баптистов являются людьми с низким образованием, малограмотными или вовсе неграмотными.
В-третьих, среди баптистов велик процент людей, занятых тяжелым малоквалифицированным трудом.
В-четвертых, среди баптистов много людей преклонного возраста.
Как правило, эти люди во всех странах – наиболее плохо социально защищенная часть общества. В условиях интенсификации труда малоквалифицированные городские и сельскохозяйственные рабочие испытывают большие напряжение и усталость, как физическую, так и моральную, связанную с большой зависимостью этих людей от «внешних» им неподвластных сил. Очень часто возникают конфликты между желаниями и планами людей и условиями их осуществления, а также тем, что специфика их работы лишает этих людей возможности проявить себя творчески. Люди превращаются в автоматы. Выйдя на пенсию, многие из них чувствует одиночество, неуверенность в завтрашнем дне, в собственных силах. Часто люди сталкиваются с проблемами, горем, страданием, которые они не могут сами решить.
Попадая в баптистские общины, они находят утешение и смысл жизни, ощущают поддержку членов общины. Кроме того, идея «избранности» находит в этом случае хорошую почву: человеку приятно ощущать себя особенным. Тяжелый труд становится трудом во имя Бога, чувство коллективизма, общности интересов сглаживают нудные будни, к тому же вера в счастливую загробную жизнь также очень и очень привлекательна. Жизнь человека становится более интересной. Люди собираются вместе, обсуждают интересующие их вопросы, человек не чувствует себя одиноким.
Однако, все это, зачастую, приводит к максимальному уходу активной социальной жизни вне общины. Плохо это или хорошо – судить не нам.
.
Список литературы:
1. Л.Н. Митрохин «Баптизм» Москва, «Издат-во политической литературы» 1974 г.
2. С.А. Нефедов «История нового времени. Эпоха возрождения» Москва, «ВЛАДОС» 1996 г. 3. С.А. Токарев «Религия в истории народов мира», Москва, «Издательство политической литературы», 1986 г.
4. «Энциклопедия для детей. Религии мира» Т.6, Москва, «Аванта+», 2000г.
[2] БАПТИЗМ – с греч. baptizo – погружать, крестить погружением в воду. Баптизм возник в Англии в начале XVII в. как форма развития пуританизма, течения в англиканской церкви, направленного на дальнейшее преодоление ею католического наследия.