- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,15 kb
Белка (белка в колесе)
Белка (белка в колесе)
Белка олицетворяет проворство, верткость, неутомимость – крутиться как белка (в колесе). Физическая ловкость белки порождает и представление о ее хитрости: бел. хiтры як белка. Хитрость и способность к быстрому передвижению приписывалась в народных поверьях разным мифологическим персонажам. Считалось, что русалка, полудница, черт, леший, покойники бегают очень быстро (“едва соследимо”; “так, что их и на коне не догнать”). Столь же быстро перемещаются в пространстве и греческие боги, и бессмертные других регионов; “Ригведа” говорит, что Вишну “тремя шагами прошел через этот мир” (I.22.17), при этом движение Вишну имело космогонический характер, он – “пересек земные пространства и, шагнув трижды, укрепил верхнюю сферу” (I.154.1).
Образ белки представлен в народной демонологии. В облике белки могут появляться людям домовой, водяной, русалка; согласнорусским и белорусским поверьям, стада белок находятся во власти лешего; в лужицкой быличке белка – помощница ведьмы. Взгляд на белку как на нечистое животное в значительной мере способствовал тому, что мясо белки считалось несъедобным. У хорватов беременной запрещено есть беличье мясо, т.к. ребенок может родиться черным. Однако табу на использование мяса белки в пищу одновременно указывает и на сакральность этого животного. Образ белки имеет продуцирующую семантику. В Словении среди участников масленичного ряжения, изображавших свадебную процессию, были ряженые белки. В польском соннике XIX в. белка во сне толкуется как предвестье счастливой женитьбы или рождения детей. В Словакии лоскут ткани, которым отгораживали роженицу, украшали вышивкой с мотивами белки, петуха, оленя и павлина. Кусок беличьей шкурки использовался у словаков при обмывании новорожденного 1.
Белка получилa название по цвету шкурки очень редкой – белой – разновидности. Белые животные, белые птицы, особенно те, что редки или вообще не встречаются в природе, считаются особыми, колдовскими или царями над своими сородичами. Так, белый волк – “царь над всеми волками” и в то же время – “леший, лесной царь”. В текстах представлена огненная символика белки, что отчасти мотивировано рыжей (“черемной”, “опаленной”) окраской ее меха. (Однако слово белый – общеслав. индоевр. характера; образовано посредством суф. -l- от индоевр. *bhā – “светить, сиять, блестеть”: ср. др.-инд bhās – “сияние”, bhālam – “блеск”). Белый цвет означает сакральность, чистоту, плодородие, свет и т.п.; это один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный прежде всего черному цвету. Ср. представление о “царстве тьмы” как о загробном мире, противопоставленном “белому свету”. Однако “белый” – частый эпитет смерти: в образе женщины в белых одеждах представляли смерть. Польские крестьяне называют ее Biała, при этомożenić się z Białą [жениться на Белой] означает “умереть”. На Смоленщине домовой иногда называется белуном, он с белой бородой, в белом саване и с белым посохом. В Белоруссии русалку зовут белой бабой 2. В африканском племени ндембу белый цвет символизирует благо, источник силы и здоровья, чистоту, отсутствие неудач, силу, власть, зачатие и рождение ребенка, встречу с духами предков, щедрость, охотничью доблесть 3.
* * *
Представление о судьбе как о кольце, внутри которого заключен человек, позволяет понять «колесо» Иксиона и использование в симпатической магии птички-вертишейки, которую привязывали к колесу, чтобы вращением этого колеса связать любовью намеченную жертву (Тheocr. II; Ноr. Ероd. XVII 7). «С Олимпа принесла людям Кипророжденная цветную вертишейку, прикованную к неизбежному кругу», — говорит Пиндар (Руth. IV 214 слл., ср. Nem.IV 35), следующими словами описывающий кару Иксиона, постигшую его за любовь к Гере: его привязали за руки и за ноги к колесу, бросив в «неизбежные узы» (Руth. II 40 cл., ср. кару Тития). Колесо — это особого рода «узы» с вынужденным движением. Мы видели, что орфики именуют Диониса «разрешителем» (Λυσεύς), который при совершении ритуала «освобождает неправедных предков».
С этими идеями, вероятно, связано и происхождение орфической концепции κύκλος – круга или колеса, к которому привязан человек, проживающий нежеланную судьбу. Прокл сообщает, что посвященные ОрфеемДионису и Коре похваляются выходом из круга и отдыхом от бед (Рlat. Tim. 42 с-d=Оrph. Fr. 229 Кеrn); Симплиций добавляет, что по учению орфиков человек привязан к колесу судьбы и порождения, из которого невозможно выйти никому, кроме тех, кому Зевс назначил выйти из круга и отдохнуть от бед (Simp. Cael. II 1, 284 а, 14=Оrph. Fr.230 Кеrn).4
Список литературы
1. Гура А.В. Белка // Славянские древности. Т.1, М., 1995, с.149-150
2. Толстой Н.И. Белый цвет // Там же, с.151-154
3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983 (Глава “Цветовая классификация в ритуале ндембу” – с.71-103).
4. Онианс Р. На коленях богов. М.: “Прогресс-Традиция”, 1999, с. 426.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ec-dejavu.ru/