- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 969,99 Кб
Белорусский художник Александр Исачев
Белорусский художник Александр Исачев
Введение
Александр Исачев родился в городе Речице Гомельской области, Белоруссия. Умер в 1987 году, в возрасте 32 лет, через три дня после окончания первой в своей жизни персональной выставки, состоявшейся в его родном городе.
Большая часть катрин Александра Исачева, не нашедших признания у себя в стране, была вывезена за рубеж. Сегодня их можно увидеть в галереях Западной Европы, в частных коллекциях. Они охотно и дорого покупаются.
Живописные работы <#”660474.files/image001.jpg”> <#”660474.files/image002.jpg”> <#”660474.files/image003.jpg”>
Дриада
<#”660474.files/image005.jpg”> <#”660474.files/image006.jpg”> <#”660474.files/image007.jpg”> <#”660474.files/image008.jpg”> <#”660474.files/image009.jpg”> <http://tannarh.narod.ru/pics/isa/isachev_10_.jpg>
Икона
ноября 1987 года в Речице, в ДК «Нефтяник», открылась первая выставка Александра Исачева. Для городка это стало сенсацией. Двадцать тысяч человек со всей Белоруссии приехали посмотреть его картины. Он был счастлив, как ребенок. Таким и запечатлела его кинокамера: улыбающимся, прижимающим к груди охапку цветов. Через три дня художник скончался от сердечного приступа. За свою жизнь Исачев создал около 500 картин, большинство из которых были вывезены за границу в Швецию, Германию, Францию, Израиль и США. На его могильной плите выбиты строки из Насими: «Я жемчуг в раковине скрытый, я мост, ведущий в ад и рай…»
Периодизация творчества
Условно творчество А. Исачёва можно разделить на три периода.период (приблизительно 1973 – 1-я пол. 1975 годов) он сам определил как «время поисков».
В молодости хотелось противопоставить официальному искусству нечто своё. Это «своё» ещё не было найдено. Своеобразный «бунт» выразился в сюрреалистической графике в духе (по его собственному определению) «эпатажа добропорядочной публики» и картинах с элементами антиэстетизма. Хотелось поэкспериментировать с рабочим материалом – появляются холсты с фактурной грунтовкой, рельефом.
Уже в 1975 году появляются работы, где сквозь элементы авангарда пробивается классическая манера письма художник всё более сознательно определяет тематику своих произведений.период охватывает приблизительно вторую половину 1970-х годов.
В это время основными темами сюжетных полотен А. Исачёва являются библейские старо- и новозаветные мотивы: «Благовещенье», «Что есть истина?», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Вознесение»… IV
Он работает также над пейзажами и портретами. Они тоже в большинстве своём, если можно так выразиться, мифологизированы, о чём свидетельствуют названия работ: «Моя земля», «Да возвеселятся Небеса, да радуется Земля!», «Лунный пейзаж», «После потопа», «Моисей», «Иосиф», «Рахиль», «Пророк», «Апостол Пётр», «Ной». Один из центральных образов не только ІІ периода, но и всего творческого пути художника – Иисус Христос. К нему Александр обращается десятки раз.
А. Исачёв изображает Иисуса по-разному: с икон смотрят умиротворённые лики, вселяя в душу просветление и надежду. Каноническое решение образа связано с работой для церквей.период (1980-е года) характеризуется обращением художника к культурному и духовному опыту древнейших цивилизаций: Египта, Месопотамии, Индии, античных Греции и Рима.
Это время – наиболее значимое в процессе самообразования А. Исачёва. Он занимается изучением литературы философского, мифологического, религиозного, эстетического и даже лингвистического содержания. Именно в это время у художника складывается целостная концепция собственного творчества, определяется предмет художественного исследования.
Первая из основных задач своего творчества А. Исачёвым определяется как: вычленить общее, что есть в различных культурах; пройти как бы заново путь духовных исканий человечества от своих истоков до настоящего дня, но при этом интерпретировать его с высоты культурно-исторического опыта нескольких тысячелетий; синтезировать в своём творчестве духовный опыт целых поколений и трансформировать его из прошлого через настоящее в будущее.
В сознании художника языческие божества и боги других религий не вступают в противоречие друг с другом, не исключают друг друга. В полотнах описываемого периода боги различных религий соседствуют друг с другом. Здесь встречается много символики: христианской, древнегреческой, египетской, ассирийской, индийской и т. п.
Вторая основная задача, которую поставил перед собой А. Исачёв, – создать своеобразную картину-икону (икону не как предмет какого-то определённого культа, а как предмет медитации, через который возможно прямое общение с Божественным). При этом энергетика картины должна воздействовать на человека независимо от его воли и независимо от уровня подготовленности зрителя.
Работники Речицкой центральной районной библиотеки регулярно проводят вечера-встречи с жителями города, на которых рассказывается о творчестве А. Исачёва. Участником этих встреч бывает вдова художника – Н. Исачёва.
С 1988 года кропотливую работу по сохранению памяти о талантливом земляке проводят работники Речицкого краеведческого музея.
В связи с 50-летием со дня рождения А. Исачёва по инициативе жителей Речицы и при поддержке Речицкого районного исполнительного комитета открыта мемориальная доска на доме, где он жил и работал с 1981 по 1987 год.
Библиография
Александр Исачев: [живопись: альбом / составитель и автор предисловия Н.Н.Шлома; автор вступительной статьи К.Трулль]. – Минск : И.П.Логвинов, 2005. – 65 c.
Богуш, В. Памёр мастак, нарадзілася легенда: [пра мастака А. Ісачова] / В. Богуш // Беларусь. – 1991. – № 8. – Укл. л.
Величко, Л. Исачёвы: отец и сын / Л. Величко // Гомельская праўда. – 2008. – 4 студзеня. – С. 6.
Дабравольскі, А. Загадка Ісачова / А. Дабравольскі // Чырвоная змена. – 1988. – 21 мая. – С. 10-11.
Дабравольскі, А. Ікар з Рэчыцы / А. Дабравольскі // Беларусь. – 1989. – № 8.
Дарьина, И. Александр Исачёв. 20 лет спустя: [о выставке А. Исачёва] / И. Дарьина // Дняпровец. – 2007. – 29 лістапада. – С. 3.
Игнатюк, Ю. Картина : стихотворение памяти А. Исачёва / Ю. Игнатюк // Магістраль-92: аўтабіяграфіі, вершы, апавяданні, гумарэскі пісьменнікаў Гомельшчыны. – Гомель, 1992. – С. 121.
Ікар з Рэчыцы: [выстава, прысвечаная жыццю і творчасці А. Ісачова ў Рэчыцкай раённай бібліятэцы] // Вячэрні Гомель. – 1995. – 3 лютага. – С. 3.
Исачёв, А.А. // Речица. Литературно-духовное наследие региона : в 2 т. Т. 2. А прекрасней Речицы места не найти… / И.Ф. Штейнер, И.А. Боровская, Н.Ф. Макарцов. – Гомель: Сож, 2007. – С. 156-157.
Кураева, В. Вернасць мастацтву / В. Кураева // Дняпровец. – 1988. – 24 лістапада.
Оскерко, В. Александр Исачев нарушитель спокойствия / Валентина Оскерко // Развлечения и отдых сегодня. – 2008. – № 1. – С. 38-41.
Павлючик, Л. Не плачьте обо мне… / Л. Павлючик // Правда. – 1988. – 22 августа.
Памяти Александра Исачёва // Рэспубліка. – 2007. – 4 снежня. – С. 4.
Полякова, И. А память о нём живет.. : [А. Исачёву – 55 лет] / И. Полякова // Дняпровец. – 2010. – 6 лютага. – С. 4.
Развитие науки и культуры : [об А. Исачёве] // Ковкель, И. История Беларуси. – Мн. : Аверсэв, 1998. – С. 582.
Сакун, В. Александр Исачёв глазами сына / В. Сакун // Вестник культуры. – 2005. – № 6. – С. 4.
Чурилов, А. Исачёв всегда удивляет / А. Чурилов // Гомельская праўда. – 2002. – 31 снежня. – С. 5.
Чэмер, М. Прарок : [пра выставу твораў А. Ісачова] / М. Чэмер // Настаўніцкая газета. – 2008. – № 69. – С. 12.
Шкут, А. Через тернии…: заметки с выставки Александра Исачёва / А. Шкут // Знамя юности. – 1987. – 13 декабря. – № 239. – С. 3.
Шлома, Н. Аллегории Александра Исачёва / Н. Шлома // Знамя юности. – 2005. – 14 января. – С. 19.