- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,09 Кб
Белорусское изобразительное искусство XIX – начала XX в.
Белорусское изобразительное искусство XIX – начала XX в.
белорусский искусство живопись культура
Отличалось богатством жанров, стилей, высокой техникой, обращением к межнациональным эстетическим ценностям и стилевым формам. Развивался исторический жанр. Чаще проходят художественные выставки, расширяется издательская деятельность, создаются музеи. Интенсивно развиваются региональные художественные центры – Вильнюс, Витебск, Могилев, Гродно. Исследователи этого этапа выявляют взаимовлияние белорусской, русской, еврейской, украинской, польской культур. Первая мировая война, затем Октябрьская революция стали трагичными для белорусской культуры. Было разрушено большинство усадеб, дворцово-парковых комплексов, уничтожались библиотеки, коллекции декоративно-прикладного искусства.
Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов.
В начале 19-го века в Беларуси своё развитие получил классицизм. Появление классицизма связано с именами художников, которые получили образование в Париже, Риме, Варшаве и других городах Западной Европы. Эти же традиции поддерживались в Петербургской Академии художеств, в которой находилось все художественное образование страны.
В 1820-е гг. на смену классицизму пришел романтизм. Излюбленным жанром в отечественной живописи XIX в. стал портрет.
Начало 1920-х годов было наиболее продуктивным для развития изобразительного искусства. Развернутые в конце 1920-х годов репрессии против деятелей искусства не смогли сразу прервать широкое развитие прогрессивных тенденций.
Ванькович Валентий-Вильгельм (1800― 1842) ― белорусский живописец, представитель романтизма.
Творчество Ваньковича связано с художественной жизнью Белоруссии, Литвы и Польши. Один из немногих белорусских художников ХIХ в., не только оставивший след в отечественной культуре, но и получивший известность далеко за пределами Отечества. Родился в дворянской семье уездного судьи в Минской области. Детские годы прошли в Слепянке под Минском. Получил прекрасное образование – закончил Полоцкий иезуитский коллегиум, отделение литературы и искусства Виленского университета, Петербургскую академию художеств. Дружил с выдающимися людьми, написал портреты многих из них – пианистки М. Шимановской, скрипача К. Липиньского, поэта А. Пушкина, членов семьи Монюшко.
В 1827 г. Ванькович решил создать параллельные портреты поэтических гениев – А. Пушкина и А. Мицкевича, который тогда вернулся в Петербург после ссылки в Одессу и Москву. Мицкевич во время этой ссылки совершил морское путешествие в Крым, следствием чего стало издание «Крымских сонетов». Под влиянием его сонетов художник выбрал для Мицкевича фоном скалу Аю-Даг. Пушкин был изображен в коротком испанском плаще альмавива, погруженным в поэтические раздумья под сенью дерева. Портрет Пушкина не произвел должного впечатления, возможно потому, что был непривычен публике колоритным решением. Он долго хранился в усадебной коллекции картин в Большой Слепянке и пропал в 1863 г., когда имение было конфисковано за участие в восстании Я. Ваньковича, сына художника.
Иная судьба ждала работу «Адам Мицкевич на горе Аю-Даг»: выставленная в 1828 г. в Академии художеств картина принесла Ваньковичу известность. Благодаря мицкевичской теме Ванькович заслужил почетное место классика в польском, литовском и белорусском искусстве, поскольку оказался первым художником, который запечатлел для потомков вдохновенный образ создателя «Гражины», «Свитязи», «Пана Тадеуша». Портрет получил такую популярность, что Ваньковичу пришлось выполнить несколько живописных копий, в том числе копию ему заказал и сам герой картины. Ванькович создал и удачный образ поэта для литографии.
В 1829 г. Ванькович вернулся в Минск уже известным художником, автором «Портрета А. Мицкевича». Здесь у него две мастерские – в Малой Слепянке и в Минске вместе с другом Чеславом Монюшко. Он много работает в это время, пишет портреты родственников, друзей. За портреты, «писанные с натуры», Академия художеств в 1832 г. удостоила его звания «назначенного», предложив написать в 1833 г. программу на звание академика. Сложная политическая обстановка после 1830 г. и желание увидеть картины великих художников эпохи Возрождения побуждают Ваньковича покинуть Минск в 1839 г. Валентий за свои деньги едет за границу. Он останавливается в музеях Мюнхена, Дрездена, Берлина, копирует работы древних мастеров. В конце 1841 г. Ванькович приехал в Париж и остановился у своего лучшего друга А. Мицкевича. В это время он уже серьезно болен, но несмотря на это много работает. Пишет полотно «Апофеоз Наполеона», «Наполеон, плачущий над картой Европы», иконы «Евангелист Иоанн» и «Святая Клара», а также пишет предсмертный автопортрет. Болезнь прогрессирует (сердечная недостаточность) и 12 мая 1842 г., продиктовав другу Адаму завещание, он умирает. Художник прожил 42 года и умер вдали от родины в расцвете творческих сил, оставив после себя галерею превосходных романтических портретов. В истории европейской культуры имя Ваньковича связано творческими узами с именами Мицкевича и Пушкина. Работы Ваньковича можно увидеть в музеях Кракова, Парижа, Вильнюса, Санкт-Петербурга и других музеях мира. Дом-музей Ваньковичей – филиал Национального Художественного музея в Минске. В музее художника храниться богатая коллекция фотоматериалов, копий документов и произведений художника.
Иосиф Олешкевич (1777-1830) – академик исторической живописи Императорской Академии Художеств; председатель масонской ложи Белого Орла в С.-Петербурге.
Родился в году в местечке Радошковицах, Минской губернии; отец его, бедный, был музыкантом. Начальное образование Олешкевич получил благодаря поддержке графа Александра Ходкевича. В 1800 году Олешкевич был помещен в Виленскую главную школу и был учеником профессора живописи Фр. Смуглевича; Большую часть работ создал в Санкт-Петербурге. Писал картины на исторические сюжеты и был известным в северной столице портретистом – в числе других писал и членов императорского дома.
Так получилось, что две наиболее известные из дошедших до нас работ живописца находятся в двух ведущих музеях русского искусства страны. Первая из них – «Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Федоровны о бедных» – находится в Русском музее и была написана в 1812 году. Сюжет картины имел историческое основание. Вторая жена императора Павла I (кстати, родившая в браке 10 детей) была в 1797 году назначена главной начальницей над воспитательными домами России. Добавим, что ею было учреждено ведомство для поощрения женского образования в стране. За эту картину И. Олешкевич получил в том же году желанное и почетное звание академика. «Портрет доктора медицины и хирургии Николая Федоровича Арендта» был написан в 1822 году и хранится в Третьяковской галерее. Живописец изобразил 37-летнего медика, который через пятнадцать лет будет стараться облегчить страдания умирающего А.С. Пушкина после его трагической дуэли.
в 1803 году он поехал за границу, побывал в Дрездене и Париже, где совершенствовался в избранном им искусстве. В 1810 переехал в Петербург, где стал заниматься портретной живописью. В 1812 году Олешкевич написал картину: «Призрение и попечение императрицы Марии Фёдоровны о бедных». Картина, несмотря на некоторую искусственность в композиции, обратила на Олешкевича внимание. Государыня выразила ему свое благоволение, а Императорской Академией Художеств он был произведен в академики исторической живописи. Впрочем, Олешкевич приобрел известность в Петербурге не столько своими картинами, сколько благодаря своим энциклопедичным познаниям, оригинальному образу жизни и благодаря положению, которое он занимал в кругу Петербургских масонов.
В 1822 году Олешкевич был избран начальником ложи Белого Орла. Глубокий мистик, Олешкевич своими мистическими наклонностями давал и направление своей ложе. Являясь всегда проповедником гуманности, он имел доброе сердце, что доказывал и на деле. Человек в высшей степени религиозный, щедрый благотворитель и до удивления скромный в своих потребностях, Олешкевич был вместе с тем и образцом милосердия. Редкие качества его души и ума привлекали к нему внимание и симпатии лиц различных слоев общества и профессий, в особенности художников и писателей. Между прочим, с ним был знаком и Мицкевич, посвятивший его памяти стихотворение. Олешкевич и сам был писателем. Впрочем, он печатался немного.
Художественные произведения Олешкевича рассеяны в большом количестве по храмам Царства Польского и Западного Края, а также есть и у частных лиц.
Известные произведения:
·«Прощание Ходкевича с женой перед Хотинским сражением» (1808)
·«Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Фёдоровны о бедных» (1812; Русский музей).
·«Портрет доктора медицины и хирургии Николая Фёдоровича Арендта» (1822; Третьяковская галерея)
·«Портрет молодой женщины с ребёнком» (1824; Львовская картинная галерея)
·«Портрет Михаила Кутузова (Голенищев-Кутузов, князь Смоленский)» (1830-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Олешкевич скончался 5 октября 1830 г. Такими неординарными персонажами своих работ и вошел в историю русской живописи Олешкевич.
Итак, в период белорусского возрождения происходило бурное развитие национального изобразительного искусства. Хотя на территории современной Беларуси не было учебных заведений художественного профиля, десятки талантливых мастеров работали в разных жанрах и направлениях. Они отражали белорусскую историю, изображали картины из частной жизни представителей разных сословий, социальные характеры и тяжелый труд, нелегкую долю простых людей. Художники оставили нам портреты известных людей того времени, автопортреты, многочисленные картины родной природы. Их произведения и сегодня не утратили своей ценности и составляют важную часть исторического наследия отечественного искусства, хранятся в музеях как Беларуси, так и во многих других странах.