Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Библиотечные сети и системы в Российской Федерации

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать неопознаный вид работы

  • Вид работы: Другое
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,5 Мб

Библиотечные сети и системы в Российской Федерации

Библиотечный урок

«Библиотечные сети и системы в Российской Федерации»

Место занятия: Черняховская городская библиотека, зал коммуникаций

Время проведения: 45 мин.

Тип занятия: урок – лекция

Цель проведения:

·        дать представление и понятие о библиотечных сетях и системах Российской Федерации;

Задачи проведения:

·        воспитывать интерес и уважение к библиотекам России;

·        развивать правильное отношение к библиотекам на современном этапе развития общества;

·        учить применять знания на практике.

Используемые методы: опрос, рассказ, беседа, демонстрация, конкурсная игра.

План урока:

·        организация начала урока (2 мин.);

·        опрос по предыдущей теме (5-7 мин.);

·        представление новой темы (20 мин.);

·        закрепление пройденного материала (15 мин.)

·        подведение итогов урока (2 мин.).

Наглядные пособия: выставка источников изложенной информации, слайд-фильм «Библиотечные сети и системы в России», кроссворд, схемы, вопросы для игры.

Список источников:

·        Библиотеки России на пороге XXI века: цифры и факты: Сб. стат. и аналит. м-лов о состоянии и библиотечной сферы. – М.: Либерея, 2002. – 222 с.

·        Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор и др. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.

·        Кузьмин, Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: Смена парадигмы / Е.И. Кузьмин. – М.: Либерея, 1999. – 223 с.

·        О библиотечном деле: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. №79-ФЗ / / Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день. – М., 1996. – Вып. 1. – С. 4-5.

·        Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – Изд. 3-е, испр. и доп. – СПб.: Профессия, 2006. – 495 с. (Библиотека). – ISBN 5-9391 -082-8.

Ход урока:

– Добрый день, уважаемые студенты. Сегодня наш очередной урок пройдёт в зале коммуникаций.

– Для начала вспомним основные моменты прошлого нашего занятия. Для этого разгадаем кроссворд. В результате разгадывания мы узнаем, какое учреждение в Древности называлось «Аптека для души».

1.      Как называется основное справочное издание, которое так необходимо вам для учёбы?

.        Какой словарь объясняет значение устойчивых выражений?

.        В каком словаре можно узнать о биографиях известных личностей?

.        Специалист, помогающий правильно ориентироваться в потоке справочной литературы?

.        Какой словарь объясняет правильное произношение слов?

.        В каком словаре рассматриваются произношение и ударение слов?

.        Какой из многочисленных словарей объясняет происхождение и значение различных слов?

.        Кто редактор справочного издания «Толковый словарь русского языка»?

.        Какой из многочисленных словарей объясняет значение слов и иллюстрирует их употребление?

.        Назовите автора «Толкового словаря живого русского языка»?

(отгадывая слово, студент даёт определение данному понятию и приводит примеры)

Итак, теперь скажите, как же называли библиотеку в древности?

(Ответ студента)

Библиотека и сегодня заслуживает огромного внимания. Человек не может знать всё и обо всём. Когда надо найти ответы на интересующие вопросы, он обращается в библиотеку за художественной, справочной и научной литературой. И не только.

Зачем ещё обращаются в библиотеку?

(Ответы студентов)

И вот сегодня мы познакомимся с библиотечными сетями и системами, которые существуют в России.

Прошу ваше внимание на экран. Будьте внимательны, потому что после просмотра вы ответите на вопрос: «Что представляет собой библиотечная система России»

Слайд 1

Библиотечные сети и системы в Российской Федерации


– В соответствии с законом «О библиотечном деле» в Российской Федерации действуют несколько видов библиотек. Прежде всего, это библиотеки, учреждённые органами государственной власти и органами местного самоуправления. Библиотечная сеть входит в число главных информационных систем России. В ней занято более 200 тыс. человек. В неё входит 130 тыс. учреждений.

Слайд 2

Библиотечные сети и системы в Российской Федерации

Система библиотек России включает в себя множество типов и видов библиотек. Одни из них сложились в советский период и отражают подходы к управлению народным хозяйством в СССР. Другие библиотеки, например, библиотеки политических объединений, возникли в постсоветский период. Впервые после нескольких десятилетий регламентации и строгого контроля за деятельностью библиотек, появились библиотеки, не вписывающиеся в типологические рамки.

На территории России начали свою работу библиотеки, финансируемые зарубежными государствами. Смогли сделать общедоступной свою работу библиотеки различных религиозных конфессий, национально-культурных объединений. Но наиболее значимые изменения коснулись сферы деятельности библиотек публичных.

Сеть публичных библиотек является самой крупной в стране. Она включает в себя общероссийские национальные и другие федеральные библиотеки.

Что же такое «библиотечная сеть»?

Слайд 3

Библиотечные сети и системы в Российской Федерации

В сеть публичных библиотек входят также центральные библиотеки всех субъектов Российской Федерации – центральные региональные научные / публичные библиотеки универсального профиля, а также, детские, юношеские, специальные библиотеки для слепых. Важнейшей составляющей сети публичных библиотек является сеть муниципальных публичных библиотек, которые находятся в ведении системы местного самоуправления.

Управленческие функции по отношению к сети публичных библиотек выполняет Министерство культуры и массовых коммуникаций. Это функции: центра координации, инициирующего разработку и реализацию общероссийских библиотечных программ и проектов, осуществление которых способствует достижению взаимодействия публичных библиотек и библиотек различных систем и ведомств.

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек: (а знаете ли вы какие это виды?)

Слайды 4, 5

Библиотечные сети и системы в Российской Федерации

В сеть публичных библиотек России входят 9 библиотек федерального ведения:

Схема 1 (Приложение)

·        Российская государственная библиотека (РГБ, фонд-42 млн ед. хр.) в Москве;

·        Российская национальная библиотека (РНБ, фонд-33 млн ед. хр.) в Санкт – Петербурге;

Слайд 6

Библиотечные сети и системы в Российской Федерации

Эти библиотеки стремятся к взаимодействию, о чём свидетельствуют договора о сотрудничестве, выполнение ряда взаимосогласованных программ в области научных исследований.

Среди библиотек федерального уровня выделяется Всероссийская библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ, фонд-4 млн. ед. хр.)

Библиотечные сети и системы в Российской Федерации

Библиотека выполняет функции международного библиотечного сотрудничества и является инициатором подключения библиотек к масштабным международным проектам, проведения международных семинаров, конференций, школ.

Государственная российская юношеская библиотека (ГРЮБ, фонд-1 млн. ед. хр.) и государственная российская детская библиотека (ГРДБ, фонд – более 0,5 млн. ед. хр.)

библиотека общество российский

Слайд 8

Библиотечные сети и системы в Российской Федерации


– К библиотекам федерального уровня также относятся:

Российская государственная библиотека для слепых,

Слайд 9

– А из вас, уважаемые студенты, был кто-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге?

Посещали там библиотеки?

Что запомнилось?

Что понравилось?

Что интересного узнали?

Какие вопросы задавали библиотекарям?

А хотелось бы вам там побывать?

(Ответы студентов)

Конечно, не все бывали в самых крупных библиотеках страны. Однако же есть такие виды библиотек, в которых вы бываете намного чаще.

Особую роль в системе библиотек России играют и центральные библиотеки субъектов РФ. В соответствии со ст. 20 Федерального закона РФ о библиотечном деле «органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки». «Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотек наиболее полное универсальное собрание документов…организовывать взаимоиспользование ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам». Основные функции центральной библиотеки определены её главными обязанностями по отношению к самому региону: всестороннее и максимально полное раскрытие уникальности данного региона, его духовного наследия, научной и культурной деятельности. Она же выполняет функции сбора, хранения и распространения документов, вышедших в регионе. Центральные библиотеки являются центрами оказания научно-методической помощи библиотекам, создания основ для обеспечения координации и кооперации региональных библиотек.

А библиотеки учрежденные и финансируемые органами местного самоуправления называются муниципальными.

В современных условиях муниципальные публичные библиотеки ориентируются на интересы местного сообщества, выступая информационными, культурно – досуговыми, образовательными центрами для обслуживаемого района. Важной особенностью их деятельности является проведение культурной политики муниципальной администрации, ресурсом которой они выступают. ОМС несут полную ответственность за сохранение библиотек, их финансирование и регламентацию деятельности.

Ярким примером такой библиотеки является Централизованная библиотечная система г. Черняховска. Это центральная районная библиотека и 18 филиалов.

Слайд 10

За долгие годы своего существования наша библиотека доказала, что может быть не только средоточием читательских интересов, но и серьезным деловым центром в сфере интеллектуальной гуманитарной деятельности.

Прошло более полувека со дня открытия библиотеки, а мы продолжаем «сеять разумное, доброе, вечное». Библиотека призвана реализовывать интеллектуальные и духовные запросы населения.

Книжные фонды библиотеки по всем актуальным вопросам современности, информационные базы данных, ресурсы Интернет, иностранные языки – все это информационное, книжное богатство доступно и открыто для наших читателей.

А какие муниципальные библиотеки вы можете назвать?

(Ответы студентов)

– Среди других библиотечных систем страны нужно знать, как одну из самых основных, сеть библиотек Российской академии наук. Рассмотрим эту схему.

Схема 2 (Приложение)

Система включает в себя 375 библиотек. Из них крупнейшими являются:

Библиотека РАН (фонд-более 20 млн ед. хр.);

Библиотека Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН, фонд-12 млн ед. хр.);

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске (10 млн ед. хр.);

Библиотека по естественным наукам (БЕН РАН) в Москве (12,5 млн ед. хр.).

Особую систему образуют библиотеки высших и средних специальных заведений.

Схема 3 (Приложение)

В неё входит около 3 тыс. библиотек университетов, академий, институтов, колледжей. Крупнейшими и старейшими из них являются научные библиотеки Московского государственного университета (10 млн ед. хр.) и Санкт-Петербургского государственного университета (8 млн ед. хр.)

Схема 4 (Приложение)

Систему библиотек сферы общего образования возглавляет Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского (1,6 млн ед. хр.), а всего в эту систему входит более 63 тыс. школьных библиотек.

Схема 5 (Приложение)

В настоящее время в сфере промышленности, транспорта и связи насчитывается более 350 научно-технических библиотек. Крупнейшей библиотекой этого профиля является Государственная публичная научно-техническая библиотека России. К крупнейшим отраслевым библиотекам относятся Центральная научная сельскохозяйственная библиотека и государственная центральная научно-медицинская библиотека. Среди других крупных центральных отраслевых библиотек следует выделить Центральную научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре. Разветвлённой сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.

Среди библиотек, специализирующихся на сборе, хранении и распространении определённого вида документов, особо следует выделить Всероссийскую патентно-техническую библиотеку (15 млн ед. хр.).

Обслуживанием высших органов государственной власти в России занимаются библиотека Администрации Президента РФ (2 млн ед. хр.) и Парламентская библиотека РФ (0,5 млн ед. хр.).

– Определённую положительную роль в модернизации современных российских библиотек играют и зарубежные библиотеки, которые открыты в 1990 гг. в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов России. Это библиотеки зарубежных культурных центров (Немецкий культурный центр, Французский институт, Британский совет, Институт Финляндии, Датский культурный центр и др.). Эти библиотеки обеспечивают жителей регионов страны новейшей научной и другой литературой.

Какие библиотеки есть в вашем городе?

Какую библиотеку вы посещаете чаще всего?

Сеть каких библиотек вам наиболее интересна? Почему?

(Ответы студентов)

Да ребята, библиотек в нашей стране очень много, а значит, и информации тоже очень много. Но что же необходимо делать для того, чтобы вся эта информация рационально использовалась?

(Предположения студентов)

Для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования их фондов государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. С этой целью органы государственной власти финансируют деятельность государственных библиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию условий для взаимоиспользования их ресурсов.

Центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам.

Функции центральных библиотек могут распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности.

В целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют с органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим законодательством, федеральными государственными программами, а также договорами, заключенными между этими учреждениями и организациями.

– А теперь, уважаемые студенты, мы с вами проведём «Брейн-ринг». Для этого мы разделимся на 2 команды. Главное в игре – отвечать на вопросы быстро и правильно. Общее время на ответы-5 мин.

(Каждая команда получает листок с вопросами по количеству участников)

(В конце урока подводится итог соревнования и встрече)

Уважаемые студенты, большое спасибо вам за внимание. До новых встреч.

Похожие записи

Леонід Биков

Культурология

Проблема европеизирования сознания людей как причина утраты культурных традиций (на примере свадебного обряда)

Культурология

Образы Шекспира на советской сцене 1920-1930-х годов: к проблеме актерской техники в режиссерском театре

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.