- Вид работы: Другое
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,5 Мб
Библиотечные сети и системы в Российской Федерации
Библиотечный урок
«Библиотечные сети и системы в Российской Федерации»
Место занятия: Черняховская городская библиотека, зал коммуникаций
Время проведения: 45 мин.
Тип занятия: урок – лекция
Цель проведения:
· дать представление и понятие о библиотечных сетях и системах Российской Федерации;
Задачи проведения:
· воспитывать интерес и уважение к библиотекам России;
· развивать правильное отношение к библиотекам на современном этапе развития общества;
· учить применять знания на практике.
Используемые методы: опрос, рассказ, беседа, демонстрация, конкурсная игра.
План урока:
· организация начала урока (2 мин.);
· опрос по предыдущей теме (5-7 мин.);
· представление новой темы (20 мин.);
· закрепление пройденного материала (15 мин.)
· подведение итогов урока (2 мин.).
Наглядные пособия: выставка источников изложенной информации, слайд-фильм «Библиотечные сети и системы в России», кроссворд, схемы, вопросы для игры.
Список источников:
· Библиотеки России на пороге XXI века: цифры и факты: Сб. стат. и аналит. м-лов о состоянии и библиотечной сферы. – М.: Либерея, 2002. – 222 с.
· Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор и др. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.
· Кузьмин, Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: Смена парадигмы / Е.И. Кузьмин. – М.: Либерея, 1999. – 223 с.
· О библиотечном деле: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. №79-ФЗ / / Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день. – М., 1996. – Вып. 1. – С. 4-5.
· Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – Изд. 3-е, испр. и доп. – СПб.: Профессия, 2006. – 495 с. (Библиотека). – ISBN 5-9391 -082-8.
Ход урока:
– Добрый день, уважаемые студенты. Сегодня наш очередной урок пройдёт в зале коммуникаций.
– Для начала вспомним основные моменты прошлого нашего занятия. Для этого разгадаем кроссворд. В результате разгадывания мы узнаем, какое учреждение в Древности называлось «Аптека для души».
1. Как называется основное справочное издание, которое так необходимо вам для учёбы?
. Какой словарь объясняет значение устойчивых выражений?
. В каком словаре можно узнать о биографиях известных личностей?
. Специалист, помогающий правильно ориентироваться в потоке справочной литературы?
. Какой словарь объясняет правильное произношение слов?
. В каком словаре рассматриваются произношение и ударение слов?
. Какой из многочисленных словарей объясняет происхождение и значение различных слов?
. Кто редактор справочного издания «Толковый словарь русского языка»?
. Какой из многочисленных словарей объясняет значение слов и иллюстрирует их употребление?
. Назовите автора «Толкового словаря живого русского языка»?
(отгадывая слово, студент даёт определение данному понятию и приводит примеры)
Итак, теперь скажите, как же называли библиотеку в древности?
(Ответ студента)
Библиотека и сегодня заслуживает огромного внимания. Человек не может знать всё и обо всём. Когда надо найти ответы на интересующие вопросы, он обращается в библиотеку за художественной, справочной и научной литературой. И не только.
Зачем ещё обращаются в библиотеку?
(Ответы студентов)
И вот сегодня мы познакомимся с библиотечными сетями и системами, которые существуют в России.
Прошу ваше внимание на экран. Будьте внимательны, потому что после просмотра вы ответите на вопрос: «Что представляет собой библиотечная система России»
Слайд 1
– В соответствии с законом «О библиотечном деле» в Российской Федерации действуют несколько видов библиотек. Прежде всего, это библиотеки, учреждённые органами государственной власти и органами местного самоуправления. Библиотечная сеть входит в число главных информационных систем России. В ней занято более 200 тыс. человек. В неё входит 130 тыс. учреждений.
Слайд 2
Система библиотек России включает в себя множество типов и видов библиотек. Одни из них сложились в советский период и отражают подходы к управлению народным хозяйством в СССР. Другие библиотеки, например, библиотеки политических объединений, возникли в постсоветский период. Впервые после нескольких десятилетий регламентации и строгого контроля за деятельностью библиотек, появились библиотеки, не вписывающиеся в типологические рамки.
На территории России начали свою работу библиотеки, финансируемые зарубежными государствами. Смогли сделать общедоступной свою работу библиотеки различных религиозных конфессий, национально-культурных объединений. Но наиболее значимые изменения коснулись сферы деятельности библиотек публичных.
Сеть публичных библиотек является самой крупной в стране. Она включает в себя общероссийские национальные и другие федеральные библиотеки.
Что же такое «библиотечная сеть»?
Слайд 3
В сеть публичных библиотек входят также центральные библиотеки всех субъектов Российской Федерации – центральные региональные научные / публичные библиотеки универсального профиля, а также, детские, юношеские, специальные библиотеки для слепых. Важнейшей составляющей сети публичных библиотек является сеть муниципальных публичных библиотек, которые находятся в ведении системы местного самоуправления.
Управленческие функции по отношению к сети публичных библиотек выполняет Министерство культуры и массовых коммуникаций. Это функции: центра координации, инициирующего разработку и реализацию общероссийских библиотечных программ и проектов, осуществление которых способствует достижению взаимодействия публичных библиотек и библиотек различных систем и ведомств.
Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек: (а знаете ли вы какие это виды?)
Слайды 4, 5
В сеть публичных библиотек России входят 9 библиотек федерального ведения:
Схема 1 (Приложение)
· Российская государственная библиотека (РГБ, фонд-42 млн ед. хр.) в Москве;
· Российская национальная библиотека (РНБ, фонд-33 млн ед. хр.) в Санкт – Петербурге;
Слайд 6
Эти библиотеки стремятся к взаимодействию, о чём свидетельствуют договора о сотрудничестве, выполнение ряда взаимосогласованных программ в области научных исследований.
Среди библиотек федерального уровня выделяется Всероссийская библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ, фонд-4 млн. ед. хр.)
Библиотека выполняет функции международного библиотечного сотрудничества и является инициатором подключения библиотек к масштабным международным проектам, проведения международных семинаров, конференций, школ.
Государственная российская юношеская библиотека (ГРЮБ, фонд-1 млн. ед. хр.) и государственная российская детская библиотека (ГРДБ, фонд – более 0,5 млн. ед. хр.)
библиотека общество российский
Слайд 8
– К библиотекам федерального уровня также относятся:
Российская государственная библиотека для слепых,
Слайд 9
– А из вас, уважаемые студенты, был кто-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге?
Посещали там библиотеки?
Что запомнилось?
Что понравилось?
Что интересного узнали?
Какие вопросы задавали библиотекарям?
А хотелось бы вам там побывать?
(Ответы студентов)
Конечно, не все бывали в самых крупных библиотеках страны. Однако же есть такие виды библиотек, в которых вы бываете намного чаще.
Особую роль в системе библиотек России играют и центральные библиотеки субъектов РФ. В соответствии со ст. 20 Федерального закона РФ о библиотечном деле «органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки». «Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотек наиболее полное универсальное собрание документов…организовывать взаимоиспользование ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам». Основные функции центральной библиотеки определены её главными обязанностями по отношению к самому региону: всестороннее и максимально полное раскрытие уникальности данного региона, его духовного наследия, научной и культурной деятельности. Она же выполняет функции сбора, хранения и распространения документов, вышедших в регионе. Центральные библиотеки являются центрами оказания научно-методической помощи библиотекам, создания основ для обеспечения координации и кооперации региональных библиотек.
А библиотеки учрежденные и финансируемые органами местного самоуправления называются муниципальными.
В современных условиях муниципальные публичные библиотеки ориентируются на интересы местного сообщества, выступая информационными, культурно – досуговыми, образовательными центрами для обслуживаемого района. Важной особенностью их деятельности является проведение культурной политики муниципальной администрации, ресурсом которой они выступают. ОМС несут полную ответственность за сохранение библиотек, их финансирование и регламентацию деятельности.
Ярким примером такой библиотеки является Централизованная библиотечная система г. Черняховска. Это центральная районная библиотека и 18 филиалов.
Слайд 10
За долгие годы своего существования наша библиотека доказала, что может быть не только средоточием читательских интересов, но и серьезным деловым центром в сфере интеллектуальной гуманитарной деятельности.
Прошло более полувека со дня открытия библиотеки, а мы продолжаем «сеять разумное, доброе, вечное». Библиотека призвана реализовывать интеллектуальные и духовные запросы населения.
Книжные фонды библиотеки по всем актуальным вопросам современности, информационные базы данных, ресурсы Интернет, иностранные языки – все это информационное, книжное богатство доступно и открыто для наших читателей.
А какие муниципальные библиотеки вы можете назвать?
(Ответы студентов)
– Среди других библиотечных систем страны нужно знать, как одну из самых основных, сеть библиотек Российской академии наук. Рассмотрим эту схему.
Схема 2 (Приложение)
Система включает в себя 375 библиотек. Из них крупнейшими являются:
Библиотека РАН (фонд-более 20 млн ед. хр.);
Библиотека Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН, фонд-12 млн ед. хр.);
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске (10 млн ед. хр.);
Библиотека по естественным наукам (БЕН РАН) в Москве (12,5 млн ед. хр.).
Особую систему образуют библиотеки высших и средних специальных заведений.
Схема 3 (Приложение)
В неё входит около 3 тыс. библиотек университетов, академий, институтов, колледжей. Крупнейшими и старейшими из них являются научные библиотеки Московского государственного университета (10 млн ед. хр.) и Санкт-Петербургского государственного университета (8 млн ед. хр.)
Схема 4 (Приложение)
Систему библиотек сферы общего образования возглавляет Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского (1,6 млн ед. хр.), а всего в эту систему входит более 63 тыс. школьных библиотек.
Схема 5 (Приложение)
В настоящее время в сфере промышленности, транспорта и связи насчитывается более 350 научно-технических библиотек. Крупнейшей библиотекой этого профиля является Государственная публичная научно-техническая библиотека России. К крупнейшим отраслевым библиотекам относятся Центральная научная сельскохозяйственная библиотека и государственная центральная научно-медицинская библиотека. Среди других крупных центральных отраслевых библиотек следует выделить Центральную научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре. Разветвлённой сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.
Среди библиотек, специализирующихся на сборе, хранении и распространении определённого вида документов, особо следует выделить Всероссийскую патентно-техническую библиотеку (15 млн ед. хр.).
Обслуживанием высших органов государственной власти в России занимаются библиотека Администрации Президента РФ (2 млн ед. хр.) и Парламентская библиотека РФ (0,5 млн ед. хр.).
– Определённую положительную роль в модернизации современных российских библиотек играют и зарубежные библиотеки, которые открыты в 1990 гг. в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов России. Это библиотеки зарубежных культурных центров (Немецкий культурный центр, Французский институт, Британский совет, Институт Финляндии, Датский культурный центр и др.). Эти библиотеки обеспечивают жителей регионов страны новейшей научной и другой литературой.
Какие библиотеки есть в вашем городе?
Какую библиотеку вы посещаете чаще всего?
Сеть каких библиотек вам наиболее интересна? Почему?
(Ответы студентов)
Да ребята, библиотек в нашей стране очень много, а значит, и информации тоже очень много. Но что же необходимо делать для того, чтобы вся эта информация рационально использовалась?
(Предположения студентов)
Для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования их фондов государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. С этой целью органы государственной власти финансируют деятельность государственных библиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию условий для взаимоиспользования их ресурсов.
Центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам.
Функции центральных библиотек могут распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности.
В целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют с органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим законодательством, федеральными государственными программами, а также договорами, заключенными между этими учреждениями и организациями.
– А теперь, уважаемые студенты, мы с вами проведём «Брейн-ринг». Для этого мы разделимся на 2 команды. Главное в игре – отвечать на вопросы быстро и правильно. Общее время на ответы-5 мин.
(Каждая команда получает листок с вопросами по количеству участников)
(В конце урока подводится итог соревнования и встрече)
Уважаемые студенты, большое спасибо вам за внимание. До новых встреч.