- Вид работы: Ответы на вопросы
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 37,23 kb
Билеты к зачету по Анимации
1. Праздники в Афинах в честь Диониса
Большая часть греческих праздников была посвящена богам, т.к. греки верили, что от этих богов зависят перемены времен года, фазы небесных светил, атмосферные и другие явления, с которыми были связаны урожайные или неурожайные годы. Весной почитались божества воскресающей природы и света, главным образом Аполлон и Дионис. Божествам посвящались отдельные дни месяца, считавшиеся днями рождения или иных важных событий в жизни бога.
Главными были празднества в честь Диониса – бога растительности (ноя., дек., янв., фев.). Во время празднества молили это божество о росте всходов, благодарили за полученный урожай и совершали жертвоприношения и магические действия, имевшие целью вызвать плодородие почвы.
Позже справлялись ещё 2 праздника, посвященные Дионису: в месяце посидеоне (дек.) сельские или «малые» дионисии (в отличие от «великих» дионисий, праздно-вавшихся весной), в месяце гамелионе (янв.) – ленаи. Праздник сельских дионисий происходил во многих сельских и городских демах (мелких территориальных округах). Он сопровождался мимическими представлениями – сценами из жизни Диониса – и играми. Немалую роль в празднике играли процессии к храму и алтарю Диониса, в которых вели козлов, несли вино, разл. печенья и утварь для жертвоприношений и даров богу. Участники процессии несли и виноградные лозы, гирлянды смокв, а также изображение фалла – символа плодородия. Представления и рапсодии на сельских Дионисиях, возможно, были прообразом тех представлений, которые разыгрывались во время великих дионисий.
2. Великие дионисии –
в Др. Греции празднества в честь Диониса (торжественные процессии, состязания драматургов, поэтов и хоров). На главном празднике – Великих Дионисиях – ставились с 6 в. до н. э. трагедии, с 5 в. до н. э. – комедии.
Справлялись 2 праздника, посвященные Дионису: в месяце посидеоне (дек.) сельские или «малые» дионисии (в отличие от «великих» дионисий, праздновавшихся весной), в месяце гамелионе (янв.) – ленаи. Праздник сельских дионисий происходил во многих сельских и городских демах (мелких территориальных округах). Он сопровождал-ся мимическими представлениями – сценами из жизни Диониса – и играми. Немалую роль в празднике играли процессии к храму и алтарю Диониса, в которых вели козлов, несли вино, разл. печенья и утварь для жертвоприношений и даров богу. Участники процессии несли и виноградные лозы, гирлянды смокв, а также изображение фалла – символа плодородия. Представления и рапсодии на сельских Дионисиях, возможно, были про-образом тех представлений, которые разыгрыва-лись во время великих дионисий.
9. Петровские ассамблеи –
торжественная церемония вручения высших общественных наград имени Петра Великого. Орден Петра Великого первой степени при-суждается за исключительные заслуги перед Отечеством, способствующие процветанию, величию и славе России, за укрепление обороноспособности страны. Орден Петра Великого второй степени присуждается за выдающийся вклад и достижения, способ-ствующие процветанию России. Существует также Национальная премия им. Петра Великого, присуждаемая лучшим управленцам страны за значительный личный вклад в развитие теории и практики управления. Кроме того лауреата Национальной премии им. Петра Великого.
В рамках ассамблеи традиционно вручаются и высшие международные награды России. Международной премии имени Петра Великого, присуждаемой за выдающийся личный вклад в развитие сотрудничества с Россией.
3. Панафинеи и Панафинейские игры. Олимпийские игры
Панафинеи – в древней Аттике празднества в честь богини Афины (Великие панафинеи – раз в 4 года, Малые – ежегодно). В программу входили: главный обряд – шествие к акрополю, жертвоприношение и состязания (гимнасти-ческие, конные, поэтические и музыкальные). Сохранился Панафинейский стадион на 60 тыс. мест, где в 1896 г. проходили первые Олимпийские игры современности.
Олимпийские игры – в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп и холма Кроноса – Крониона. По мифологическому преданию, Олимпийским играм предшествовали погре-бальные игры в честь героя Пелопса, впослед-ствии возобновленные Гераклом. Пелопс и Ге-ракл считались и учредителями первых видов состязаний: скачек на колесницах, бега, борьбы.
В 4 в. до н. э. на основании реконструкции списков победителей была условно определена дата первых Игр — 776 до н. э. В играх по началу принимали участие жители Пелопон-неса, позже – всей Греции, затем – греки Южной Италии и Сицилии. Варвары присутствовали в качестве зрителей. Замужним женщинам, за искл. Жрицы богини Деметры, запрещалось появляться на празднике под страхом смерти.
С началом игр начиналась экехерия – священное перемирие, длившееся 2 месяца (апполоний и парфений по элейскому календарю), когда прекращались все военные действия и область Элида становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием. Случаи нарушения экехерии были крайне редки и наказывались наложением штрафа или запретом принимать участие в Играх.
Игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й – состязания мужчин, в 4-й – конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.
На своей родине олимпионики осво-бождались от всех государственных повин-ностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почи-тались как местные герои.
7. Литературно-художественные
Центром их проведения служит город (или село), в котором родился или долгое время жил и творил выдающийся соотечественник.
Праздники литературы и искусства обычно приурочиваются к дням рождения великих земляков – поэтов, писателей, композиторов и других деятелей культуры. Так, в каждое первое воскресенье июня – в канун дня рождения А.С. Пушкина – в Пушкинский заповедник Псков-ской области съезжаются на праздник поэзии тысячи почитателей великого поэта из многих областей России и ряда зарубежных государств.
Пушкинские праздники открываются боль-шим сбором гостей на просторном зеленом лугу неподалеку от усадьбы великого поэта в селе Михайловском. Здесь происходит красочное представление. В национальных костюмах танцуют девушки и юноши, разыгрываются сцены из пушкинских произведений, испол-няются арии, песни и романсы на стихи Пушкина и других народных поэтов. Массовые гулянья и поэтические чтения происходят в Тригорском и в Пушкинских Горах.
Наследие великих поэтов, писателей, компо-зиторов, художников было достойно отражено в наших праздничных традициях, повсеместно воссоздавались или создавались заново заповед-ные памятные комплексы и музеи, посвященные их жизни и творчеству, как это делается во многих областях республиках. Так, например, воссоздаются «пенаты» А.Блока в подмосков-ном Шахматове, дача Н.К. Рериха в Изварах в Волосовском районе Ленинградской области, дом М.И. Глинки в Ельне и т.д. Создание всё бОльшего числа такого рода памятников будет способствовать появлению новых прекрасных праздников искусства, патриотическому и эстетическому воспитанию людей.
В XX веке массовые музыкальные представления и зрелища получили наиболее яркое свое развитие. Сегодня музыка, воплотившись в пространственные, цветовые, световые и пластические образы стала «зримой». С этим связан процесс образования новых сценических форм. Современное музыкально-сценическое действие – своего рода театр, где особое значение приобретает драматургия создаваемого произведения, его тема и идея, художественное, цветовое и световое решение.
4. Триумфальные шествия, навмахии…
Триумф (лат. triumphus), в Древнем Риме торжественное вступление в столицу полководца-победителя с войском (от Марсова поля к храму Юпитера на Капитолий). Триумфальное шествие открывалось сена-торами и магистратами, следом двигалась колесница, запряжённая четвёркой белых коней, с триумфатором, увенчанным лавровым венком и атрибутами Юпитера; колесницу сопро-вождали музыканты и певцы. Затем шло войско, несли добычу, а также вели знатных пленников. На Капитолии приносились жертвы Юпитеру, частично делилась добыча. Затем начинались пир и игры в цирке.
Триумфальные шествия организовывались также для совершения жертвоприношений.
Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч), в Др. Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обычай гладиаторских боев возник из этрусских обрядов ритуальных убийств рабов и военнопленных на похоронах знати. Первые гладиаторские бои состоялись в Риме в 264 до н. э. Обучались гладиаторы в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, в Пренесте и Александрии). Тяжеловооруженные гладиа-торы носили имена народов, из которых они происходили — фракийцы, самниты, галлы.
Битва гладиаторов с дикими животными
Существовали также следующие разряды гладиаторов: велиты — сражавшиеся дротиками; ретиарии (рыбаки) — сражавшиеся с трезубцем и металлической сетью; бестиарии — сражавшиеся с дикими зверями; андабаты — выступавшие в глухом шлеме в прорезями для глаз; димахеры — без щита и шлема в двумя кинжалами; эквиты — на конях с копьем, мечом и небольшим круглым щитом; эссеуарии — сражавшиеся на боевых колесницах, управляемых возницами; лакварии — ловившие арканом; лухории — с деревянным мечом или тупым орудием; петниарии — сражавшиеся бичом или палкой. Устраивались и морские бои. В период империи представление начиналось торжественным шествием гладиаторов с приветственными криками Ave Caesar, moritori te salutant — «Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя». Битву начинали поставленные парами друг против друга лухории и петниарии. Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть. Гладиатор мог заслужить и осво-бождение от службы после удачных вы-ступлений. Такие отставные гладиаторы назывались рудиариями, свое боевое оружие они посвящали храму Геркулеса. Рудиарии могли продолжать выступления и за плату. С нач. 5 в. бои гладиаторов были запрещены.
Навмахия (греч. морское сражение), в Др. Риме морская битва на затопленных аренах, в бассейнах или естественных водоемах. В сражениях принимали участие пленные, рабы, гладиаторы. Впервые такое представление дал в 1 в. до н. э. Юлий Цезарь.
Цирк – феноменальное явление древности, сделавшее владение холодным оружием эффектнейшем зрелищем, крупнейшим бизнесом, мощнейшим рычагом внутренней политики.
С немалым успехом в цирках выступали женщины-гладиаторы (например, в том же Риме – при Нероне, Константине).
Большим успехом и популярностью у римлян пользовались проводимые по различным случаям состязания на колесницах. Для таких мероприятий предназначались специально построенные большие цирки, первый из которых был по предположению самих римлян сооружен царем Тарквинием (534-509 г. до н.э.). Ему же приписывается и организация больших массовых зрелищных празднеств, позже названных Римскими играми. В дни празднования государственных, общественных и культовых праздников в императорском Риме обязательно устраивались грандиозные по масштабам массовые сценические представления, включавшие скачки, шествия, а позднее, с I в. до н.э., гладиаторские бои и звериные травли, заимствованные из обычаев этрусков, господствовавших в Риме в VI в. до н.э. Такие представления устраивались во время праздников патрициев, в период проведения Плебейских и Аполлоновых игр, во время триумфальных и погребальных шествий, в период выборов высших должностных лиц и др. Одними из центральных событий практически любого празднования Древнего Рима становились бои гладиаторов, превращавшиеся в грандиозные театрализованные представления, отличавшиеся роскошным декоративным оформлением и включавшие выступления актеров, музыкантов, поэтов и танцоров.
5. Советские массовые празднества
Парад победы, парад войск 24 июня 1945 в Москве на Красной площади в ознаменование победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Участвовали сводные полки фронтов, наркоматов обороны и ВМФ, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона.
В апреле-мае 1945 года войска фронта под командованием Маршала Советского Союза Г. К. Жукова во взаимодействии с войсками 1-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов успешно провели Берлинскую наступательную операцию. Разгромив крупнейшую группировку гитлеровских войск, они овладели Берлином. 8 мая 1945 года Г. К. Жуков по поручению Советского Верховного Главнокомандования принял в Карлхорсте капитуляцию фашистской Германии. Это – самая яркая и блистательная страница в биографии выдающегося полководца Георгия Константиновича Жукова. Второе выдающееся событие в его жизни – Парад Победы на Красной площади. Ему, полководцу, внесшему огромный вклад в разгром фашизма, выпала честь принимать этот историч. парад.
Этот день — 24 июня 1945 года вошёл в историю нашего государства новой строкой: на Красной площади столицы состоялся грандиозный Парад Победы! В нем участвовали сводные полки со всех бывших фронтов Великой Отечественной войны. Каждый сводный полк состоял из 1059 человек. Среди них 36 знаменосцев. В составе сводных полков были самые отважные из отважных: Герои Советского Союза, полные кавалеры орденов Славы, прославленные снайперы, участники штурма Берлина, отличившиеся в боях солдаты, сержанты и офицеры. Командовать парадом было поручено прославленному военачальнику Маршалу Советского Союза Н.К.Рокос-совскому. Принимал парад трижды Герой Советского Союза Г.К. Жуков.
10. Гуляния и ярмарки – форма объединения
Большой ярмарочный день (Макарьев день- 7 августа). Все они основаны на русских традициях и включают в себя красочные театрализованные представления, массовые гуляния, игрища и гульбища.
6. Трудовые праздники.
Профессиональные праздники
В наст.вр. в годовом календаре определены постоянные праздничные дни всех отраслей народного хозяйства. Широко отмечаются в нашей стране дни машиностроителя, метал-лурга, шахтера, строителя, железнодорожника, хлебороба, животновода, многих др. профессий. Каждый из них имеет своё неповторимое содержание, свои традиции, обрядово-праздничный строй, ритуал, символы и образы, раскрывающие красоту и величие людей труда.
26 апреля Международный день секретаря. 28 апреля Всемирный день охраны труда. 30 апреля День пожарной охраны. 7 мая День радио. 12 мая Всемирный день медицинских сестер. 17 мая Всемирный день информацион-ного сообщества. 18 мая Международный день музеев. 27 мая Всероссийский день библиотек. 28 мая День пограничника. 4 июня День мелиоратора. 8 июня День соц. работника. 11 июня День работников легкой. 18 июня День медицинского работника. 24 июня День изобретателя и рационализатора. 27 июня Все-мирный день рыболовства. 2 июля Международ-ный день спортивного журналиста. 3 июля День ГАИ (День ГИБДД). 9 июля День российской почты. 16 июля День металлурга. 23 июля День работника торговли.
11. Фейерверочные зрелища
Фейервверк (нем. Feuerwerk, от Feuer — огонь и Werk — дело, работа),
1) цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий (ракеты и др.) во время увеселений, торжеств и т. д.
2) В переносном смысле – стремительный поток, обилие чего-либо (напр., фейерверк слов).
12. Первые пролетарские праздники в России
Первомай, День Победы
Первое мая, день междунар. солидарности трудящихся. Отмечался после принятого в июле 1889 решения 1-го (Парижского) конгресса 2-го Интернационала о ежегодном праздновании этого дня (в память о выступлении и борьбе с полицией рабочих Чикаго в майские дни 1886). Праздновался в России впервые в 1890 в Варшаве, в 1891 в С.-Пб. В РФ отмечается как праздник Весны и Труда. День 1 Мая приобрел большое политическое значение. Праздник получил новое звучание, новый характер, принципиально отличный от традиционной встречи лета. Это были маевки, демонстрации трудящихся. Действия, производимые 1 Мая, зафиксированы в некоторых средневековых лит-ных памятниках. Центральным моментом их было внесение в село или город зеленого дерева, которое у всех народов называлось одинаково – май. Внесение мая означало приход лета. Дерево ставили на поляне или площади, украшали его, вокруг него пела и танцевала молодежь. Свежей зеленью украшали себя, а также дома. В Германии и Дании, напр., крестьяне 1 мая езди-ли по селам на лошадях, украшенных зеленью, держа в руках зеленые ветви. Это называлось «привозить лето на конях в село». К 1 мая на Западе были приурочены и весенние обходы дворов с пожеланием благополучия и урожая.
14. Русские гуляния и игрища…
Во всяких игрищах и представлениях находили своё эмоциональное выражение насущные хозяйственные задачи народа.
Конец зимы народ отмечал Масленицей. Главным его образом было Солнце (Ярило). Праздник начинался угощением блинами. Блин являлся символом солнца, радости, будущего счастья. Но главным были Ярилины игры. Для этого на площадях сооружалась из дерева, соломы и тряпок фигура Ярилы. Вокруг него устраивались хороводы, пляски, игры. Карна-вальное действие заканчивалось сожжением чучела Ярилы, символизирующим ожидаемый приход весны.
Не менее значимым был и летний народный праздник – Купала. Он знаменовал день летнего солнцестояния, вершину лета. В этот праздник устраивали купания, разводили костры и рпыгали через них, чтобы «подогреть солнышко», пускали с гор огненные колеса, а ночью искали цветы папоротника. В пантомимах праздника использовались образы лета – русалки, берегини, лешие, посвященного весеннее- летним полевым работам и ожиданию хорошего урожая.
13. Церковные празднества.
Массовое народное гуляние
С особым размахом отмечались церковные праздники – Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни неумолкая гудели колокола сотен церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни нищим. На Святки (так называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.
Кроме общегородских праздников отмечались престольные праздники отдельных церквей. Эти праздники приходились на те дни, когда по церковному календарю отмечалась память святого, которому была посвящена церковь. Так, отмечаемый 6 мая праздник, посвященный великомученнику Георгию Победоносцу – покровителю града Московского – проходил в церкви, построенной в его честь в Царицино. Церквей в Москве было так много, что почти ежедневно в какой-нибудь из них бывал “престол” (престольный праздник), благодаря чему появилась пословица: “В Москве каждый день – праздник!”
Православные праздники: Рождество Христово, Пасха Христова; Двунадесятые переходящие праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Пятидесятница; Двунадесятые непереходящие праздники: Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы; Великие праздники: Обрезание Господне и память святителя Василия Великого, Рождество Иона Предтечи, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы.
#”#”>народа (исполнители и зрители). Проводятся под открытым небом – на улицах, площадях, стадионах и др. [например, празднества времен Французской революции конца 18 в., включавшие аллегорические шествия, представления пантомим и ораторий; действа эпохи Октябрьской революции в России (“Взятие Зимнего дворца”, 1920, и др.)]. Форма массового действа, дающая возможность выстраивать монументальные пространственные композиции, привлекала режиссеров и художников; в постановке массового действа в России участвовали С.Э. Радлов, К.А. Марджанов, Н.Н. Евреинов, Н.И. Альтман, Ю.П. Анненков и др
27. Европейский карнавал эпохи Возрождения
Карнавал (франц. carnaval), вид народного гулянья с уличными шествиями, театрали-зованными играми.
22. Песенные праздники
Поздравительные песни-благопожелания, с которыми на праздники ходили по дворам и величали домохозяев и всех членов семьи (или молодоженов), представляют собой особый тип обрядовой поэзии. К ним относятся вьюношные песни, колядяки, свадебные величальные и нек. др. Песни – часто большие по объему, у них определенная композиция и свой арсенал поэтических образов и приемов. Осн. прием изображения действительности в этих песнях – желаемое выдается за действительное, худ. средствами описания служат идеализация и гиперболизация.
Следует выделить еще тип обрядовых фольклорных произведений – песни хороводные и игровые. Весенние хороводы, символизиро-вавшие движение солнца, покачивания, прыжки вверх и пр., должны были помочь солнцу и стимулировать урожай.
В XX веке массовые музыкальные пред-ставления и зрелища получили наиболее яркое свое развитие. Сегодня музыка, воплотившись в пространственные, цветовые, световые и пластические образы стала «зримой». С этим связан процесс образования новых сценических форм. Современное музыкально-сценическое действие – своего рода театр, где особое значение приобретает драматургия создаваемого произведения, его тема и идея, художественное, цветовое и световое решение.
В художественной практике XX столетия определился ряд основных видов массовых театрализованных представлений и зрелищ, который включает в себя театрализованный концерт, литературно-музыкальную компози-цию, агитационно-художественное представле-ние и массовое театрализованное представле-ние. Масштабность спектра музыкально-сце-нических видов деятельности, входящих в понятие массовых музыкальных представлений и зрелищ, совершенно очевидна.
26. Средневековый площадной театр
Площадной театр, термин, применяемый к различным видам народных театральных представлений, происходивших на площадях и улицах под открытым небом (например, средневековая мистерия, фарс, итальянская комедия дель арте, русские скоморохи и т. д.).
23. Технология создания
анимационных программ
Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физ-культурно-оздоровительных, культурно-массо-вых, познавательных и любительских занятий.
Кроме понятия “анимационная программа” часто используется понятие “анимационное мероприятие”, которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анима-ционных мероприятий: спортивные соревнова-ния, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.
Таким образом, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.
Для того чтобы анимационные программы были действительно интересными, необходимо их правильно организовать. Организаторская деятельность предполагает наличие у специа-листов умения распределить работу, персо-нально определить обязанности, права и ответ-ственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.
Организация призвана обеспечивать опти-мальное взаимодействие всей анимационной команды, то есть согласованность, сопод-чинение и координацию всех ее структурных элементов. Организация анимационной деятель-ности как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного раз-вития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подраз-делений.
Характерными чертами современной анимационной деятельности являются высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных анимационных технологий, форм и методов организации и высокий художественный уровень.
Качество анимационной программы связано, как правило, с интересными режиссерскими находками, богатым арсеналом сцено-графических, музыкальных, пластических, рече-вых, светотехнических приемов в разработке и реализации анимационных программ.
Преемственность языческой и христианской культур у восточных славян
25. Рыцарские турниры
Большинство историков сходятся во мнении, что первые настоящие рыцарские турниры, подчиненные определенным правилам, стали проводиться в IX в. Первоначально турниры проводились только в Германии и Франции. Лишь в середине XII в. практика турниров проникла в Англию и Италию, а несколько позднее охватила и все другие европейские страны. Зрелище было удивительное по своему блеску и господствующему порядку: так что при всей многочисленности участвовавших и при разнообразии народностей никто не осмеливал-ся нанести другому рану или обидеть его бранным словом. В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обыч-ных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая пло-хо держала колющий удар, особенно копейный).
Самым красивым считался бой, в котором оба участника сломали свои копья, не выпав при этом из седел. Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать. Дело в том, что победитель получал доспехи и лошадь проигра-вшего. Их стоимость всегда была невероятно высокой – она составляла 30-50 голов скота. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп.
В начале XIII в. покровительницами тур-ниров становятся дамы. В качестве особого расположения к рыцарям дамы вручали им аксессуары своего туалета. Часто это была вуаль, которую рыцарь прикреплял к своему шлему или копью. Турниры становятся не только схватками рыцарей, но и приобретают черты театрализованных представлений. Турни-ры сопровождались танцами и другими играми.
Теперь бой обычно состоял из трех заездов в копейном поединке, после чего следовала пешая схватка на мечах, топорах или кинжалах, кото-рая велась также до трех ударов. Число заездов и ударов постоянно увеличивалось и к концу XIV в. нередко достигало пяти. Вместе с тем все еще разрешались бои верхом с мечом и булавой.
В XV в. турниры оставались занятием весьма опасным. Многие рыцари настолько увлекались боем, что забывали о правилах. Важным нововведением XV в. был барьер, разделивший конных противников в копейной сшибке. Перво-начально это был просто канат со свисавшей с него тканью, но позже вместо каната стали использовать деревянный барьер высотой около 180 см. Исп-е барьера сделало поединки намного безопаснее.
24. Луперкалий, Сатурналий – праздники
Луперкалии – (Lupercalia) римский праздник в честь Фавна Луперка, 15 февраля; святилище Луперка, божества оплодотворяющего, находилось на Палатинском холме.
Луперкалии – (лат. Lupercalia), в Древнем Риме празднества в честь Луперка (Lupercus) – одно из прозвищ бога – покровителя стад (защищал от волков). Во время праздника жрецы-луперки, опоясанные шкурами принесённых в жертву козлов, обегали границы Палатинского холма, нанося ремнями удары встречным, главным образом женщинам. Праздник Л., связанный с древнейшей магией плодородия, справлялся ежегодно 15 февраля вплоть до поздней античности.
Lupercalia – праздник эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata. Все оставляли свои дела, и начиналось веселье. Праздник обрастал обрядами. Целью праздника было нахождение своей половинки и, как итог, после празднования праздника создавалось большое количество семей. По другим сведениям праздник Луперкалий, проводился в честь бога Фавна (Луперк – одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля. И это был праздник изобилия. За день до Луперкалий отмечался праздник Римской богини брака, материнства и женщин Юноны и бога Пана. В этот день девушки писали любовные письма. Письма помещали в огромную урну, а затем мужчины тянули письма. Потом каждый мужчина начинал ухаживать за той девушкой, любовное письмо которой он вытащил.
В античной Греции этот праздник назывался Панургии – ритуальные игрища в честь бога Пана (в римской традиции – Фавн) – покрови-теля стад, лесов, полей и их плодородия. Пан – весельчак и повеса, прекрасно играет на свирели и вечно преследует нимф своей любовью. Все вышесказанное можно считать языческим вкладом в традицию Дня Всех Влюбленных.
У римлян Сретение (это встреча человечества с Богом в лице старца Симеона; поворот от зимы к лету) вытеснило собой Луперкалий, а в Киевской Руси оно совпало по времени с языческим праздником Громницей, пришедшим с тех далеких времен, когда всесильный огонь признавался древними славянами божеством. Главным в этом празднике было изготовление и чествование
Свечи.
Сатурналии (лат. Saturnalia), в Др. Риме ежегодные празднества в декабре в честь бога Сатурна. Сопровождались карнавалом, во время которого не соблюдались сословные различия, пиршествами; бедным гражданам раздавали деньги, друг другу делали подарки.
Сатурналии (Saturnalia) — у древних римлян праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лация связывали введение земледелия и успехи первоначальной культуры. Праздник приходился на последнюю половину декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и всякому хотелось отдохнуть и повеселиться по случаю окончания жатвы. Во время С. общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обыденных трудов, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали позволение участвовать за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги. Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особый костюм. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причем друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia). Обрядовая сторона празднества имела исконный римский характер, хотя с 217 г. были введены лектистернии и обычай стоять с непокрытой головой во время жертвоприношения. По мнению Марквардта, праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами, в воспоминание существовавшего при Сатурне всеобщего равенства, был освящен тем же предписанием Сивиллиных книг, как и учреждение лектистерний. Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в конце республики — 7). В числе праздничных подарков фигурировали, между прочим, cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник С. приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являются пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.
Профессиональные праздники
Январь: 6) Рождественский сочельник; 7) Православное Рождество Христово; 11) День заповедников;
12) День работников прокуратуры (с 1722 года); 13) Старый Новый Год (новый год по Юлианскому календарю); 13) День российской печати; 21) День инженерных войск; 25) Татьянин день – студенческий праздник; 27) Всемирный день таможенника; 29) День изобретения автомобиля.
Февраль: 2) День Сурка; 8) День российской науки; 9) День создания Гражданской авиации (в 1923 году); 14) День св. Валентина (день всех влюблённых); 16) Салаган – Новый год для буддистов по восточному лунному календарю; 16) День президентов (США); 28) День Калевалы.
Март: 1) Всемирный день гражданской обороны; 1) Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом; 8) Международный женский день; 15) Всемирный день потребителя; 17) День Святого Патрика (ирландский праздник); 19) День моряка – подводника; 20) День работников ЖКХ и бытового обслуживания; 21) День Весеннего равноденствия; 21) Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации; 21) День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-комунального хозяйства; 21) Всемирный день земли; 22) Всемирный день воды; 23) Всемирный день метеоролога; 27) Международный день театра; 27) День внутренних войск МВД РФ.
Апрель: 1) День Смеха (День розыгрышей); 1) Международный день птиц; 2) Международный день детской книги; 2) День единения народов; 3) День геолога; 6) День рождения московского трамвая (в 1899 году); 7) Всемирный день здоровья; 10) День войск ПВО; 12) Всемирный день авиации и космонавтики; 13) Всемирный день рок-н-рола; 17) День Науки; 18) Международный день памятников и исторических мест; 21) День Тихоокеанского флота России; 24) Международный день солидарности молодежи; 25) Всемирный день породненных городов; 29) Международный день танца; 30) Вальпургиева ночь – Ночь демонов, ведьм, духов и прочей нечисти; 30) День пожарной охраны.
Май: 1) Праздник Весны и Труда. Мир! Труд! Май! (Международный День Солидарности Трудящихся); 3) Всемирный день свободы печати; 5) День Европы; 6) День Святого Георгия Победоносца; 7) День радио; 8) Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца; 12) Международный День Медицинской Сестры; 15) Международный день семьи; 15) Основание Московского метрополитена (в 1935 году); 17) Международный день электросвязи; 18) Международный день музеев; 19) День пионерии; 21) День защиты от безработицы; 24) День славянской письменности и культуры; 25) День освобождения Африки; 27) Общероссийский день библиотек; 28) День Пограничных Войск; 31) День отказа от табакокурения.
Июнь: 1) Международный день защиты детей; 5) Всемирный день охраны окружающей среды;
5) День мелиоратора; 12) День независимости России; 12) День работников лёгкой промышленности; 21) Летнее солнцестояние; 25) День дружбы, единения славян; 25) День изобретателя и рационализатора; 26) День молодёжи.
Июль: 1) Всемирный день архитектуры; 3) Международный день кооперации; 3) День образования Российской Госавтоинспекции (ГАИ), 1936; 4) День Независимости США; 1-е воскресенье июля – День Работников морского и речного флота; 9) День Российской почты; 2-е воскресенье июля День рыбака;
3-е воскресенье июля – День Металлурга; 4-е воскресенье июля – Последнее воскресенье июля – День Военно-Морского Флота (День Нептуна).
Август: 2) День Воздушно-Десантных Войск; 7) День железнодорожника; 8) День воинской славы России в честь Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года; 12) День физкультурника; 12) День Военно-воздушных сил; 22) День Государственного флага Российской Федерации, 1991; 23) День воинской славы России. В честь разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве; 27) День российского кино (отмечается с 1979); 31) День шахтёра.
Сентябрь: 1) День знаний (отмечается с 1984 года); 1-е воскресенье сентября | День работников нефтяной и газовой промышленности; 8) Международный день солидарности журналистов; 8) Международный день искоренения неграмотности. Отмечается ЮНЕСКО; 9) Международный день красоты, проводится по инициативе Международного комитета эстетики и косметологии (СИДЕСКО); 2-е воскресенье сентября День танкиста; 16) Всемирный день защиты озонового слоя, отмечается по решению ООН; 3-е воскресенье сентября День работников леса; 23) День Осеннего равноденствия; 25) Всемирный день моря; 27) Всемирный день туризма; Последнее воскресенье День машиностроителя.
Октябрь: 1| Международный день музыки, проводится по решению Международного музыкального совета ЮНЕСКО; 1| Международный день пожилых людей – родительский день; 3| Всемирный день защиты животных (католический праздник – День Св. Франциска, покровителя животных); 3| День гражданской обороны в России; 4| День Военно-космических сил; 1-е воскресенье октября День учителя; 6| Международный день врача; 10| Международный день психического здоровья; 2-е воскресенье октября – День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; 13| Международный день стандартизации, отмечается в день учреждения (1946) Международной организации по стандартизации; 16| День продовольствия, отмечается по решению Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, основанной в этот день в 1945 г.; 16| День начальника (boss day) в США; 24| Международный день ООН; 25| День таможенника; Последнее воскресенье октября | День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства; 26| День инженера-механика; 29| День рождения Комсомола; 31| День Всех Святых (Halloween).
Ноябрь: 2| День международного признания Петербурга; 7| День примирения и согласия; 9| Всемирный день качества; 10| День милиции; 10| Всемирный день молодёжи; 12| День банковского работника; 13| Международный день слепых; 15| Всероссийский день призывника; 16| Международный день борьбы с курением; 16| День морской пехоты; 17| Международный день студентов; 21| Всемирный день приветствий; 21| День Работников налоговых органов; 27| День Благодарения; Последнее воскресенье ноября | День Матери.
Декабрь: 1) Всемирный день борьбы со СПИДом; 3) Международный день инвалидов; 11) Всемирный день прав человека; 12 День Конституции РФ; 17) День ракетных войск стратегического назначения; 20) День работника органов безопасности (создание организации ставшей ФСБ), 1920; 21) Зимнее солнцестояние; 26) День Бокса в США; 27) День спасателя; 31) снова Новый Год.
http://www.yarmarkacom.ru/data/ Календарь праздников