- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 18,28 Кб
Блаженный Августин и предпосылки ереси Filioque на Западе
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
Библейско-богословская кафедра
Курсовое сочинение
на тему: «Блаженный Августин и предпосылки ереси Filioque на Западе»
Выполнил: ______________
(подпись)
студент 4 курса ОФО
Проверил: _______________
(подпись)
Преподаватель
Екатеринодар 2015
Содержание
Введение
Глава 1. Краткий обзор жизни и деятельности Блаженного Августина
.1 Начальный период жизни Блаженного Августина
.2 Нравственные искания Блаженного Августина
.3 Приход к христианской вере
Глава 2. Ересь Filioque и предпосылки её появления на Западе
.1 Исторический путь появления ереси на Западе
.2 Мнения святых отцов об учении Filioque
Заключение
Список использованных источников
Введение
Христианский мир всё чаще сталкивается с общими для всех конфессий угрозами: падением духовности, искажением морали, уничижением и подменой традиционных ценностей. По этой причине постоянно возникает необходимость взаимодействия всего христианского сообщества. Экуменизм как идея никогда не исчезал, и современная церковная жизнь вновь дает поводы размышлять о том, как и почему некогда единая Церковь Христова разделилась на Запад и Восток.
Несмотря на то, что помимо традиции и отдельных аспектов вероучения латинян и православных отдаляет тысяча лет раздельного существования, некоторые не теряют надежду на воссоединение Церкви. Если слишком не углубляться в данный вопрос, основными препятствиями к воссоединению являются притязания латинян на первенство по благодати римского епископа, а также учение Filioque. Последнее возникло, во многом, из-за неверной трактовки суждений блаженного Августина. Данная работа посвящена исследованию трудов этого великого богослова Западной Церкви, посвященных вопросу исхождения Святого Духа, а также вновь актуализированной последними событиями проблеме межконфессиональных отношений.
Как великий богослов своего времени Блаженный Августин оказал существенное воздействие на развитие церковной богословской мысли. По мнению его ученика Посидия, блаженный Августин, с учетом слов и писем, является автором около 1030 произведений. Сам богослов утверждал, что создал 93 сочинения в 132-х книгах. Он был одним из лучших и наиболее плодовитых писателей среди учителей Церкви. Оценивая объем трудов блаженного Августина, можно смело сказать, что к нему применимо крылатое выражение Иеронима Стридонского, скзанное об Оригене: «Кто бы мог когда-нибудь столько прочесть, сколько он написал?».
Выбранная тема вызвала множество дискуссий, и потому достаточно хорошо изучена богословами. Среди её исследователей можно найти как наших современников, так и представителей прошлых веков. Это, среди прочих, святейший Григорий II Кипрский патриарх Константинопольский, протоиерей Иоанн Мейендорф, протоиерей Максим Козлов, протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, Успенский Евгений Николаевич, Попов Иван Васильевич.
Объект исследования – труды блаженного Августина в богословии Западной Церкви.
Предмет исследования – учение блаженного Августина, посвященное Filioque.
Цель исследования – выявить причины, по которым Западное христианство догматизировало понимание Святой Троицы Блаженного Августина.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи.
.Кратко проанализировать житие и труды Блаженного Августина в целом.
.Выявить фрагменты трудов Блаженного, характеризующие его видение проблемы Fillioque.
.Выяснить, какие именно выводы из учения Блаженного Августина послужили толчком к созданию ереси.
.Выделить утверждения и аргументы Блаженного Августина, догматизированные в дальнейшем Западной Церковью.
Исходя из цели работы и поставленных задач, сформирована следующая структура работы – введение, две главы, и заключение.
Глава 1. Краткий обзор жизни и деятельности Блаженного Августина
Жизнь Блаженного Августина столь же удивительна, сколь назидательна для всякого христианина. Его богословское наследие уникально в своем роде. В своих творениях блаженный Августин затрагивал различные вопросы: догматические, нравственные, философские, церковно-практические. На Востоке в то время было множество богословов, среди которых невозможно выбрать некоего условного лидера. Однако на Западе Августину Иппонийскому не было равных, его учение доминировало над латинским богословием вплоть до возникновения средневекового схоластизма.
.1 Начальный период жизни Блаженного Августина
блаженный августин ересь христианский
Блаженный Августин родился в 354 году нумидийском городе Тагасе, в Северной Африке. Его отец был язычником и к христианству обратился лишь к концу жизни. Блаженная Моника, мать блаженного Августина, происходила из христианской семьи, была верной и ревностной христианкой. Первый молитвенный опыт и уважительное отношение к имени Спасителя со стороны блаженного Августина – именно ее заслуга. Их семья не была очень состоятельной, но родители дали сыну достойное образование. До того, как он получил среднее образование в соседнем городе Мадауре, он ходил в школу в своем родном городе.
По окончании школы, будучи 16 лет от роду, блаженный Августин отправился учиться риторике в Карфаген, столицу Африки. Вся греческая литература читалась здесь в переводе, так как обучение велось, преимущественно, на латыни. Августин хотел читать подлинники, но как он ни старался, попытки освоить греческий язык были недостаточно успешными для того, чтобы воплотить свое желание в жизнь. Но он отлично овладел риторикой, «для него язык как средство общения был искусством, требующим совершенства из соображений любви к ближнему».
В Карфагене Августин жил весьма распутно. Через короткое время по прибытии в африканскую столицу он вступает в конкубинат (сожительство) с одной женщиной, который был верен в течение 15 лет. В 372 году у него рождается единственный ребенок, сын Адеодат или Адеодатус (с греческого Феодор). Августин упоминает его в своих творениях с особой нежностью.
.2 Духовный путь Блаженного Августина
В возрасте 19-ти лет у Августина проявляются первые признаки нравственного кризиса. Он проявляет интерес к религии. На высланные матерью деньги он приобретает рукопись сочинения Цицерона «Гортензий», не дошедшего до наших дней. Оно было написано Цицероном после смерти его любимой дочери, уже в преклонных летах. Это сочинение определяло философию как высшее благо, превосходящее те гедонические ценности, которые разделяли обыватели: материальное благосостояние, телесные наслаждения и славу.
Вдохновившись этими идеями, блаженный Августин начинает чувствовать внутренний разлад между тем, чего он желал своей возвышенной душой, и реальным укладом его жизни. «Теоретически сочувствуя идеалу мудрости, практически он предавался тем же низменным влечениям».
Так как он не встретил в сочинение Цицерона имени Христа, которое с самого детства вложила ему мать, оно не могло полностью утолить его жажду истины. Он начинает изучать Священное Писание, но на тот момент и оно не производит должного впечатления на Августина должного впечатления, так как кажется ему слишком грубым.
Молодой ритор по-прежнему не может преодолеть свой внутренний конфликт, что приводит его к манихейству, отличавшемуся столь привычной для античного мира идеей дуализма, существования противоборствующих начал – доброго и злого. Имя Христа использовалось здесь, но в далеко не христианском смысле и контексте. Рациональное, упрощенное понимание Божественного Откровения привлекало своей внешней логичностью. Блаженный Августин около десяти лет был последователем и проповедником манихейства. Вернувшись в Тагасту, Августин преподает грамматику, но затем он ещё раз отправляется в Карфаген и там изучает естественные науки. Надеясь на его обращение к истине, его мать отправляется вслед за ним.
Августина интересуют, главным образом, астрология, эстетика, астрономия и естественные науки. Постепенно углубляясь в астрономию, ритор начинает понимать, что манихейские космологические мифы больше походят на сказку. По этой причине у него возникает множество сомнений, которые местные манихеи развеять не смогли. Наиболее авторитетным представителем манихейства был, на тот момент, епископ Фавст. Дождавшись его приезда в Карфаген, Августин мгновенно озадачил его массой неразрешенных вопросов. Епископ честно признался, что не сможет дать нужных ответов, так как не обладает необходимыми сведениями. Августина потрясла эта искренность, он становится другом Фавста. Однако из ученика Августин становится учителем. Он помогает епископу в изучении литературы и риторики. Исходя из этого, можно утверждать, что Августин внутренне разочаровался в манихействе к этому моменту.
Он переезжает из Карфагена в Рим в 383 году, где он некоторое время преподает риторику. Затем Августин отправляется в Милан, где окончательно отказывается от манихейства. Миланский епископ Амвросий произвел на Августина неизгладимое впечатление. Здесь он был уважаем и как проповедник, и как нелицеприятный поборник истины. Августин в качестве оглашенного начинает посещать богослужения, желая услышать проповеди епископа, чтобы проверить, так ли он красноречив, как о нем говорят. Проповеди Амвросия впечатляют его. Вскоре Августин начинает обращать внимание не только на их риторическую форму, но и на их содержание. Августин был уверен, что именно этот человек с успехом смог бы защитить от нападок церковное учение. От Амвросия он узнает об аллегорическом толковании Священного Писания. Блаженный постепенно становился все ближе и ближе к Церкви. Через личность Миланского епископа он ощутил силу и благодать христианского учения.
.3 Приход к христианской вере
Жизнь блаженного стремительно изменяется. Он решается вступить в законный брак и отпускает свою сожительницу по просьбе своей матери. Однако до вступления в брак Августин должен был прождать еще два года из-за слишком юного возраста своей невесты, и на это время берет еще одну сожительницу. Невзирая на жизненные сложности, он все еще стремится к идеальному, но был еще не в силах осуществить свою мечту.
Чуть позже он знакомится с неоплатонизмом, в котором его привлекла идея опровержения дуализма. В глазах блаженного, это, в некотором смысле, роднило его с христианством: «Бог – един, и все, что с Ним связано, – есть добро». Согласно неоплатонизму, зла как такового не существует, это есть лишь отклонение от добра, то есть от Бога. Зло напоминает паразита, болезнь.
На приближение Августина к Церкви оказало существенное влияние Священное Писание и ознакомление с одним из творений Афанасия Великого, а именно с житием преподобного Антония. Также его впечатлил поступок языческого ритора Мария Викторина, который перевел одно из произведений Плотина с греческого языка на латынь, – он вышел и с амвона отказался от язычества, признав себя христианином. Августин размышляет о том, чтобы стать христианином, однако от крещения его удерживает лишь осознание собственной привязанности к страстям и соблазнам этого мира. Он понимал, что крещение должно являться толчком к полному изменению своего образа жизни, и поэтому откладывал его. Именно тогда он многократно произносит в молитвах свое теперь уже хрестоматийное высказывание: «Дай мне целомудрие и воздержание, но не сейчас».
По словам блаженного Августина, твердая уверенность в необходимости изменения образа жизни у него возникла после одного случая. Однажды он, внутренне сокрушаясь о своей греховности, вдруг услышал из соседнего дома детский голос: «Возьми и читай! Возьми и читай!». Августин, усмотрев в этом Божие указание, взял послания апостола Павла и, раскрыв наугад, прочел первую попавшуюся главу. Это была глава с Посланием к Римлянам: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированию, ни пьянству, ни сладострастию и распутству» (Рим. 13:13). Далее он не хотел читать, да ему и не нужно было, ведь эти слова настолько потрясли его душу, что он почувствовал необыкновенное спокойствие духа, мгновенно развеявшее все сомнения на пути ко Христу.
В 389 году Августин принимает крещение. Вспомнив из жития Антония, как тот, придя в церковь, услышал из евангелия: «Иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене» (Мф. 19:21), он следует этим евангельским словам, и, похоронив мать, возвращается в Тагасту, где продает все имущество, а вырученные деньги отдает в распоряжение Церкви.
Затем он переселяется в Иппон, где основывает, первый в нумидийской Африке монастырь. Желая привлечь Августина на служение Церкви, епископ Иппона, престарелый Валерий, вскоре рукополагает его в пресвитерский сан.
По благословению епископа, Августин начинает проповедовать в Церкви и усердно изучать Священное Писание. Именно по этой причине в его сочинениях этого периода появляются чисто христианские понятия закона, возрождения, призвания и благодати.
Усерднее всего в это время блаженный занимается противоманихейской полемикой. В 395 году епископ Валерий, опасаясь, что Августина могут пригласить на архиерейское служение в другой город, решает сам рукоположить его во епископы и сделать своим соправителем.
После смерти Валерия Августин стал правящим архиереем Иппонской епархии и остается им 35 лет, до самой смерти. Он становится незаменимым участником всех африканских соборов, потому как в Африке ставили епископа над каждым приходом, который насчитывал более 12 человек, и большинство из них были люди малообразованные, мало что понимающие в богословии.
Таким образом, Августин, будучи единственным ритором и богословом, фактически возглавлял всю церковную жизнь Африки. В период своего епископства Блаженный Августин написал много философских, догматических, экзегетических, морально-аскетических и практических творений, которые повлияли на церковную жизнь не только Африки, но и всего Западного христианства.
В 426 году, ослабленный годами и болезнями, Августин нарекает своим приемником пресвитера Ираклия.
августа 430 года блаженный Августин почил в осажденном вандалами Иппоне.
Глава 2. Ересь Filioque и предпосылки её появления на Западе
Никео-Цареградский Символ веры так говорит об исхождении Святого Духа: «И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго». От Отца, и исключительно от Него. Господь Иисус Христос в прощальной беседе говорит своим ученикам: «Дух Истины, Иже от Отца исходит» (Ин 15,26). Святая Церковь учит, что Святой Дух единосущен как Отцу, так и Сыну, что Он обладает такой же сущностью, как Отец и Сын. Он получает свое ипостасное бытие от Отца, почивает на Сыне и Им же посылается в мир, поэтому Он именуется как Духом Сына, так и Духом Отца.
.1 Исторический путь появления ереси на Западе
Учение Римо-католической церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, стало одной из главных догматических причин разделения Христианской Церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Оно до сих пор является ключевым вероучительным заблуждением католиков, препятствующим воссоединению Церквей.
В качестве богословского мнения учение о Filioque возникло задолго до разделения Церквей. Оно исходит из своеобразного толкования ряда евангельских отрывков, в которых можно усмотреть указания на такое исхождение. Например, в Евангелии от Иоанна (15:26) Спаситель говорит: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины. Который от Отца исходит», и в Его словах усматривается прямое доказательство исхождения от Него Святого Духа, Которого Иисус обещает послать от Себя. Очень часто используются стих из, когда Иисус «сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго» (Ин. 20:22) и слова апостола Павла в Послании к Галатам «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4:6), а также ряд других отрывков.
Испанская Церковь была первой, включившей Filioque в Символ веры. Дело в том, что Испания в это время была завоевана вестготами, которые были арианами, так как из язычества в христианство, они были обращены арианскими епископами. Вторжение вестготов-ариан стало Испанской Церкви суровым испытанием.
Таким образом, кроме Испанской Церкви больше никто на Западе не включил учение Filioque в Символ веры. В качестве учения данная вставка начала свое дальнейшее распространение на Западе только после создания империи франков великим полководцем и императором Карлом Великим. Он хотел объединить два государства: Римское и Константинопольское. С этой целью он решил выдать свою дочь Ротруду замуж за Константина, наследника Константинопольского престола. Но брак, по определенным причинам, не состоялся. Тогда Карл Великий решил с помощью своих богословов найти другой способ решения этой проблемы. Он хотел обвинить Восточную империю в ереси, и, тем самым, лишить их права возглавлять христианский мир.
В книгах каролинской эпохи, автором которых является Алкуин, можно найти самые резкие отзывы и выражения в адрес греков: «VII Вселенский Собор «они называют крайне нелепым синодом», Ирина и Константин «говорят языком глупейшей гордости», Григорий Нисский – «незнакомец, свидетельство которого не идет в счет», наконец Тарасий, глава и вдохновитель Собора, покрывается самыми оскорбительными ругательствами».
Когда учение Filioque дошло до восточных отцов, святой Максим Исповедник занялся его изучением и сделал вывод: «Многочисленными свидетельствами они доказывали, что они не делают из Сына причину Святого Духа, ибо знают, что единое начало и Сына, и Духа есть Отец. Одного через рождение, Другого через исхождение. Но их формулировка имеет целью показать, что Дух исходит через Сына и, таким образом, установить единство и тождество сущности». Таким образом святой Максим Исповедник успокоил Восток до тех пор, пока в 808 году следы этого учения не были обнаружены в Иерусалиме у приехавших франкских монахов-паломников. Во время Божественной литургии, они запели Символ веры со вставкой Filioque. Это, разумеется, привлекло внимание местных иноков и, собственно, послужило поводом для нового разбирательства.
Первая попытка добиться всеобщего признания Filioque на Западе произошла в 809 году на Аахенском соборе (во Франции). И она прошла успешно, оставалось лишь решить вопрос со вставкой в Символ веры. Чтобы был повод обвинить греков в ереси, Карл Великий хотел принудить папу включить в текст Символа ту вставку, которую греки не принимали. В таком случае Римо-католическая Церковь будет иметь право обращаться с ними, как с еретиками и противниками кафолической веры, и, как результат, Восток потеряет свое первенство в решении религиозных вопросов.
епископ Амиенский Иессей, епископ Вормский Барнард, Адалард, Корбийский аббат.
Папа, встретившись с послами, среди которых были епископ Амиенский Иессей, епископ Вормский Барнард и Адалард, Корбийский аббат, сказал им, что полностью принимает учение об исхождении Святого Духа от Сына: «Если кто-либо пожелает думать или учить иначе, я решительно изгоняю его из Церкви». Папа согласился на соборное признание данного учения догматом, но не согласился сделать эту вставку в Символ веры, ссылаясь на авторитет Вселенских Соборов: «незаконно писать или петь ее там, где она была запрещена Вселенскими Соборами».
Чтобы в будущем предотвратить искажение Константинопольского Символа веры, Папа Лев приказал вырезать его текст, без Filioque, на двух серебряных (по некоторым источникам на золотых) досках. На одной текст был написан по-гречески, а на другой по-латыни. И приказал поместить их при гробнице Апостолов Петра и Павла. Рядом была надпись: «Я, Лев, положил эти доски по любви к Православной вере и для охранения ея».
Таким образом, Лев, с богословской точки зрения, филиоквист. Однако экклезиологически он, будучи папой, не настолько проникся духом папства, чтобы ставить свое мнение, мнение Римской Церкви выше постановлений Вселенских Соборов. Несмотря на это, в некоторых областях франкской империи, по приказу Карла Великого, все равно Символ веры пели с Filioque.
Своевольные искажения Вселенского Символа веры в некоторых областях Западной Церкви привели к обличению со стороны восточных отцов, которые выступали против нововведений в области христианских догматов. К тому времени папы уже заявляли свои притязания на господство не только на Западе, но и на Востоке. Эти притязания встретили большое сопротивление со стороны восточных отцов. Папа, раздраженные непокорством Востока, не хотели терпеть обличение со стороны восточных патриархов. Пытаясь разорвать всякое общение с Константинополем, они намеренно приняли незаконное внесение в Символ веры и своим авторитетом утвердили его.
Патриарх Константинопольский Фотий в IХ веке в своем сочинении «Тайноводство о исхождении Духа Святого» изложил четыре группы доводов против этого учения. В 879-80 гг. состоялся Свято-Софийский собор, на котором было подтверждено запрещение внесение вставки «от Сына» в Никео-Цареградский Символ веры. Это подтвердила и Западная Церковь в лице папы Иоанна VIII, признавая, что такое добавление было сделано по безрассудству.
Адриан III, преемник папы Иоанна VIII, был личным врагом Константинопольского патриарха Фотия, и учение об исхождении Святого Духа от Сына возвел в степень догмата. В результате, учение Filioque как догмат к Х веку было распространено по всему Западу, кроме Рима. В самом же Риме прибавление «от Сына» было внесено в 1014 году, папой Бенедиктом VIII. Сделав это, он значительно ускорил назревавшее разделение Церквей.
Многие исследователи сходятся во мнении, что главной причиной раскола 1054 года стала не столько догматическая сторона вопроса Filioque, сколько сам факт того, что Западная Церковь, несмотря на постановление Вселенских Соборов, включила в текст Символа вставку «от Сына». Восточные отцы не стали терпеть такое отношение Запада к постановлениям III Вселенского Собора, и особенно к 7 правилу, которое категорически запрещало какие-либо изменения в тексте Константинопольского Символа веры.
После разделения Церквей учение об исхождении Святого Духа становилось камнем преткновения в любой полемике Запада с Востоком. В дальнейшей истории мы видим: всякий раз, когда правителям Востока была необходима помощь от Запада – в основном это была военная поддержка – папы в ответ вначале выдвигали свои требования. Они хотели подчинения Восточной Церкви Западу, то есть признание папы главой Церкви, и принятия учения Filioque. Это были основные условия для выполнения просьбы об оказании помощи. Окончательное утверждение данного учения на Западе, в образе догмата, произошло ХV веке на Ферраро-Флорентийском соборе.
.2 Об учении Filioque
Выше мы упоминали об ошибочном толковании римо-католиками некоторых мест Священного Писания. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин 15:26), католичество усмотрело здесь прямое доказательство исхождения Святого Духа от Господа.
Спаситель здесь ясно говорит о том, что Святой Дух будет Им послан апостолам, и что Святой Дух исходит от Отца. Здесь дается указания на два совершенно разные явления: на исхождение Святого Духа и на послание Его в мир. Но, опираясь на слова «Иже от Отца исходит» католичество утверждает, что эти слова не только не исключают исхождение Святого Духа от Бога Сына, но и утверждают, что раз Отец и Сын имеют одну сущность, следовательно, все то, что имеет Отец, должен иметь Сын.
Проблема в том, что здесь католики смешали два понятия: единство по существу и различие свойств трех Лиц Святой Троицы. Это умозаключение может привести к слиянию Лиц Святой Троицы. Если следовать их логике, взяв слова «иже от Отца рожденнаго», можно прийти к тому, что Сын рождается от Самого Себя и от Святого Духа, так как они единосущны.
Тщательно этот вопрос был проработан во времена II Вселенского Собора, где вместо краткой никейской формулы «веруем и во Святаго Духа», отцы Собора дали развернутую формулировку «и в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего». Она должным образом подробно и доходчиво свидетельствует об исхождении Святого Духа от Отца, не оставляя оснований для какой-либо дискуссии по этому поводу.
Распространение данного учения на Западе связанно с именем Блаженного Августина, который говорил, что Дух Святой есть «общение Отца и Сына и той самой божественности, под которой разумеется взаимная любовь между собою Того и Другого». Августина натолкнуло на эту мысль Послание Иоанна Богослова: «Бог-Любовь есть Дух Святый. Именно на Духа указывает этот текст: Бог есть любовь». Однако блаженный Августин обнародовал эту мысль не в качестве догмата, а как личное размышление.
Тем не менее, римо-католики догматизировали это учение, ссылаясь на авторитет Блаженного. Понимание Западной церковью Троицы, согласно которому Дух Святой является связью и общением между Сыном и Отцом, можно уточнить следующим образом: Дух является общей любовью, которой взаимно любят друг друга Сын и Отец.
Григорий Палама по этому поводу говорит следующее: «Бог есть любовь. Вот почему Дух Святой, Бог, исходящий от Бога, когда дается человеку, зажигает его любовью к Богу и к ближнему, Сам будучи Любовью».
Впервые Агустин авторитетно заявил об исхождении Святого Духа от Сына в толковании Евангельского отрывка « сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго» (Ин 20:22). Он считал, что в этих словах прямо сказано об исхождении Святого Духа от Сына, потому как если бы Он (Дух Святой) не исходил от Господа, то Господь не сказал бы, явившись после воскресения своим ученикам «приимите Духа Святаго».
Есть мнение, что Августин в различных смыслах понимал исхождение от Отца и от Сына. Исхождение от Отца он понимал, как исхождение по бытию, а от Сына – как «совечное с Его исхождением от Отца пребывание в Сыне». В своем знаменитом произведении «О Троице» Августин пишет о взаимоотношениях Троицы. Он говорит о том, что Отец является источником Сына, потому как Он Его рождает, Дух Святой так же имеет своим источником Отца, но почему же тогда Его нельзя назвать Сыном? Августин объясняет это тем, что Бог Отец является источником не только потому, что Он рождает, но и потому что он дарует. Дух Святой исходит от Отца не как рожденный, а как дарованный, поэтому Его нельзя назвать Сыном, потому что Он не связан с Отцом как Единородный. И если дар имеет своим источник дарующего, то тогда Отец и Сын являются источниками Духа, но не как два источника, а как один именно в отношении Святого Духа, так же как относительно Творения, все три Лица Святой Троицы являются одним Творцом. В таком понимании, блаженным Августином, Святой Троицы прослеживается второстепенность Святого Духа.
В учении Filioque православные греки увидели сильное выделение единства сущности в ущерб различию свойств каждого из Лиц Святой Троицы. Отец и Сын являются причиной бытия Святого Духа в силу единства Своей природы, а Сам Дух Святой является связью между Сыном и Отцом. Для выражения единосущия Святого Духа Отцу и Сыну, некоторые отцы, в их числе западные и александрийские, утверждали, что «Дух Святой есть Дух Отца и Сына, что Он «исходит» от Отца и «получает» от Сына или же от Отца и Сына то, что принадлежит Отцу и Сыну».
Контекст этих выражений показывает, что отцы, говоря об исхождении от Сына, имели в виду не причину ипостасного бытия Святого Духа, а лишь порядок, являемый либо в действии Божественных Лиц в домостроительстве спасения, либо в проявлении Лиц Святой Троицы в вечности.
Святой Фотий об учении Filioque говорит, что оно является ересью, потому что, если принять его, то наименование Бога Отца – Отцом, не будет иметь смысла, потому как Он (бог Отец) не будет иметь свойства, принадлежащего исключительно Ему: «Отец есть начало исходящих от Него Лиц не в силу Своей природы, а в силу Своей Ипостаси. Сын никоим образом не может быть началом другого Лица Святой Троицы».
Святой Фотий хочет довести до нас, что свойство, принадлежащее одному Лицу, является сугубо личным и не может принадлежать другому Лицу. Поэтому «ничто не может принадлежать двум Лицам, исключая третье».
Само богословие блаженного Августина исходит и основывается на философском утверждении, что Бог един. Это же дало основание в суждениях о Троице.
Для Западной Церкви этот подход положил начало серьезным последствиям. У католиков реальность Святой Троицы утратила свой смысл. Многие из нынешних западных христиан верят в Бога Отца, в Сына Его Иисуса Христа, но о Троице не имеют ни малейшего понятия.
Различия между западным и восточным подходом к Святой Троице имеют большое значение. Из-за неправильного понимания истинного учения о Святом Духе, которое было утверждено на Вселенских Соборах и исповедуется Святой Православной Церковью, на Западе Дух Святой находится в подчиненном положении, а из этого вытекает другое понимание таинств и другая церковная иерархия.
Заключение
Житие блаженного Августина являет нам удивительный пример покаяния и самоотверженного труда на ниве Божией. Его путь по-новому открывает нам слова Спасителя «ищите и обрящете». Вся его жизнь была посвящена поиску истины: невидимой, непознанной, абсолютной.
Он, как и другие учителя Церкви, был человеком и мог ошибаться. Христианская история знает множество примеров человеческой слабости, противостояния, даже открытой вражды между теми, чьи имена навсегда рядом в сборниках творений святых отцов Церкви.
В данной работе мы попытались выяснить, почему творения блаженного Августина стали поводом к отделению Западной Церкви. И мы видим, что его поэтические образы, которыми он, в меру своих сил, пытался выразить Бога, умело использовались в политических спекуляциях.
Безусловно, его слова противоречат постановлениям соборов и не могут приниматься в качестве догмата. И блаженный Августин вряд ли стал бы настаивать на своей правоте, если бы имел возможность при жизни услышать второе мнение по данному вопросу. На своей кафедре, как мы видим, он находился в некоторой интеллектуальной изоляции ввиду малограмотности большинства африканских епископов того времени. Он был светочем Запада, и о многих вещах Блаженный был вынужден размышлять в одиночестве.
На пути поиска Бога ошибки неизбежны, и даже святые Апостолы, видевшие Христа воочию, по человечеству своему в чем-то могли ошибаться. Однако если целью жизни человека становится поиск «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33), Господь указывает единственно верный путь.
Список использованных источников
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2004. 1346 с.
2.Васечко В., иерей. Сравнительное богословие. М., 2006. 100 с.
.Васильев В. Противокатолический катехизис. М., 2003. 111 с.
.Георгий, архимандрит, игумен монастыря преподобного Григория на Святой Горе Афон. Православие и римо-католицизм (папство). Пермь, 2007. 71 с.
.Зноско-Боровский Митрофан, прот. Православие. Римо-Католичество, Протестантизм и Сектанство. Коломна, 1992. 158 с.
.Козлов Максим, прот.. Западное христианство: взгляд с Востока. М., 2009. 606 с.
.Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. 448 с.
.Попов И. В. Патрология: краткий курс. М., 2003. 288 с.
.Савва (Тутунов), монах. Filioque: ересь или особое мнение? М., 2006. 142 с.
.Скурат К. Е. Воспоминания и труды по патрологии (I-Vвека). Яхрома, 2006. 568 с.
.Успенский Евгений, магистр богословия. Обличительное богословие. СПб., 2005. 262 с.
.Хрестоматия по сравнительному богословию. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 847 с.