- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,31 Кб
Борьба с религиозным экстремизмом в России и мире
Министерство внутренних дел РФ
Московский университет
Кафедра истории государства и права
Реферат
на тему
Борьба с религиозным экстремизмом в России и мире
Москва 2015 г.
Содержание
Введение
1.Религиозный экстремизм: причины, последствия
2.Причины усиления борьбы с религиозным экстремизмом в России и мире
3.Представления об экстремизме в обществе
4.Отечественное законодательство о борьбе с экстремизмом и опыт его использования
5. Совершенствование правовых инструментов противодействия экстремизму
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. В последнее время особое беспокойство у населения и руководства Российского государства вызывает социальная нестабильность в обществе и стране. Ее источником является обострение проблем экономики, политики, прав человека. Вместе с тем взрывоопасность обстановки практически во всех регионах определяется и негативной тенденцией роста попыток решить возникающие проблемы апеллированием к религиозным чувствам и обострением межконфессиональных отношений. Безусловно, принятию эффективных управленческих и практических решений в подобных ситуациях будут способствовать и результаты осуществленных серьезных научных исследований.
Следует отметить, что пока в Российской Федерации состояние дел в политико-правовой сфере не может быть признано удовлетворительным. Многие положения законов, статьи Уголовного кодекса не подкреплены необходимой нормативной базой. На общегосударственном уровне отсутствуют или не проработаны правовые акты, обеспечивающие реализацию конституционных норм. Одним из важнейших обстоятельств, определяющих в правовом государстве успех предупреждения, выявления и пресечения возможных проявлений экстремистского характера, является создание национального законодательства, адекватного социально-политической и криминальной обстановке в стране.
Сегодня религиозный экстремизм в различных проявлениях настолько прочно вошел во многие сферы жизни общества, что появилась необходимость дать этому явлению правовую характеристику. Несмотря на многократно предпринимаемые в последние годы попытки раскрыть его сущность, возможность правовой оценки этого социального явления по-прежнему вызывает споры среди юристов.
Правовое закрепление понятия «религиозный экстремизм» позволит активизировать борьбу с подобными противоправными проявлениями, а самое главное – составит правовую основу деятельности органов внутренних дел и обеспечит единую правоприменительную практику.
Экстремизм и религиозный экстремизм названы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, в ряду основных угроз национальной безопасности России. Кроме того, в Концепции указывается, что национальные интересы государства во внутриполитической сфере состоят в сохранении стабильности конституционного строя, в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению экстремизма, религиозного экстремизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, а также терроризма.
Проблема противодействия проявлениям религиозного экстремизма затрагивает интересы всех стран, поскольку неотъемлемым элементом доктрин большинства экстремистских организаций является принцип тотальной войны с целью реализации своих идей, войны без границ и правил. В связи с приобретением проявлениями религиозного экстремизма стабильного организованного характера существенно возрастает роль сотрудничества законодательных, правоохранительных и судебных органов в осуществлении противодействия данному социальному явлению, как на государственном, так и на международном уровне.
Учеными отмечается, что в последнее время в России наметилась тенденция экстремизации массового сознания. Это нашло отражение в распространении религиозных деструктивных организаций и, как следствие, в росте числа преступлений, сопряженных с проявлениями экстремизма на религиозной почве. Исследование современных закономерностей развития названного социального явления создает необходимые научные предпосылки для прогнозирования и предупреждения криминогенных изменений в правосознании, а также для разработки правовых и психологических инструментов формирования толерантности общественного сознания.
Преступления, сопряженные с религиозным экстремизмом, составляют незначительную долю среди всех регистрируемых преступлений, например по ст. 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды» в 2001 г. зарегистрировано 32 преступления, в 2002 г. – 74, в 2003 г. – 72, в 2004 г. – 59 преступлений. По статье 282.1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества» в 2004 г. было зарегистрировано 8 преступлений; по ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремисткой организации» в 2004 г. – 9 преступлений1. Тем не менее, степень их общественной опасности очень велика и обусловлена, прежде всего, качественными свойствами. Подобные преступные деяния объективно опасны для широкого круга общественных отношений, обеспечивающих неприкосновенность личности, нормальную деятельность государственных и негосударственных институтов, экологическую безопасность и другие социальные ценности.
Цель исследования состоит в изучении вопросов правового и организационного обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма.
Для достижения обозначенной цели нами были сформулированы следующие задачи:
определить сущность, причины, разновидности и особенности религиозного экстремизма в современной России;
раскрыть сущность противодействия проявлениям религиозного экстремизма;
рассмотреть вопросы правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию религиозному экстремизму;
1.Религиозный экстремизм: причины, последствия
В буквальном смысле экстремизм означает нахождение в наиболее удаленной точке от центра. В религии это значение подразумевает похожую удаленность от основы в вероубеждении, мыслях и поведении. С коранической точки зрения, экстремизм возможен только тогда, когда человек удаляется (отказывается) от основных принципов-источников, установленных Богом в методологии религии: Разума и Корана. Главное последствие экстремизма – отсутствие баланса и безопасности в жизни отдельной личности, семьи, общества.
Причины. Религиозный экстремизм – явление неслучайное и имеет объективные причины появления. Понимание причин появления болезни экстремизма должно предшествовать вынесению диагноза и применению методики лечения. Имея это в виду, попытаемся определить истинные причины возникновения религиозного экстремизма. С самого начала необходимо признать, что не существует одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение экстремизма. Напротив, радикализм является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными причинами и предпосылками, часть из которых берет начало в далеком прошлом, часть – в современности. Соответственно, мы не должны, подобно некоторым школам мысли замыкаться на отдельных аспектах. Например, наука психология пытается свести всю проблему к влиянию подсознательных комплексов и психологическим травмам. Социологическая теория подчеркивает, что человек является стопроцентным продуктом общества и объясняет мышление и поведение экстремиста социальными парадоксами.
Сторонники материалистического учения фокусируют внимание на экономических моментах кризиса и объясняют суть проблемы бедностью и отсутствием перспектив. С другой стороны, системный, рациональный метод требует рассмотрения и анализа всех наличествующих условий, каждое из которых производит свой определенный эффект и в совокупности они создают целостное явление религиозного экстремизма.
Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть религиозными, социальными, экономическими, политическими, психологическими, интеллектуальными.
Корень проблемы может находиться в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родствениками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом, между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светским и божественным. Естественно, что подобный антагонизм может привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии.
Несомненно, что главной причиной религиозного фанатизма является отсутствие полноценного знания о целях и сути самой религии. И если полное отсутствие религиозного знания и практики приводит к одной форме экстремизма – эгоизму и аморальности, то половинчатое, отрывочное знание приводит к противоположному результату – агрессивному радикализму.
Человек может искренне верить в то, что обладает глубокими знаниями, когда в действительности его понимание может быть поверхностно и несистемно. Подобное псевдознание не дает четкой целостной картины реальности и не позволяет выносить эффективные суждения по возникающим вопросам. Такой «ученый» концентрируется на второстепенных вещах и не уделяет должного внимания основам. Из-за недостатков своего видения он не способен увидеть логические связи между частностями, принимает за религиозную истину мнение другого человека (живого или давно умершего), путает категорические тексты Корана с метафорами и аллегориями, не может отделить твердые факты от простых предположений.
Отсутствие правильного понимания целей и внутренней системы религии приводит к недостаткам религиозного воспитания и ущербной нравственности, способствует проявлению негативных качеств характера: раздражительности, агрессивности, злословию, высокомерию, подозрительности, ненависти. Слепая убежденность в своей правоте в союзе с гордыней и тщеславием создает опасную смесь и приводит к бездумному буквализму и начетничеству. Подобное невежество проявляется различными путями и наиболее распространенный из них – безотчетное следование буквальному смыслу текста и пренебрежение глубинной сущностью и стратегическим назначением религии.
Современные буквалисты отказываются применять рациональный метод, как в понимании сути ритуальных положений религии, так и в вопросах организации жизнедеятельности общества и цивилизации. Примером рационализации основ исламской религии может служить следующее рассуждение: ритуальное поклонение в Исламе (вера, молитва, благотворительность, пост, паломничество) несет в себе глубокий теоретический и практический смысл. Основной целью пяти перечисленных столпов-ритуалов Ислама является воспитание в человеке чувства богоприсутствия и построение на его основе твердого морально-нравственно-идеологического стержня гражданской ответственности. Практическая дисциплина Ислама и идеальная единобожная ментальность учитывают все аспекты человеческой природы (интеллект, физиологию, эмоциональность, социально-экономическую сферу) и создают целостную здоровую личность, обеспечивают полноценное интеллектуальное развитие индивидуума и построение конкурентноспособного в цивилизационном соревновании общества.
Радикальное (буквалистское) религиозное сознание отвергает саму возможность подобной рациональной расшифровки принципов Ислама и приводит к интеллектуальному застою и пассивному традиционализму в среде молодежи. Это в свою очередь создает благоприятные условия для идеологических манипуляций со стороны внешних сил (сепаратистских политических течений, радикальных террористических группировок, спецслужб иностранных государств).
Проявления религиозного экстремизма. Первым признаком экстремизма является фанатичные нетерпимость и жесткость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей, объективные обстоятельства и стратегические цели религии. Подобное отношение препятствует установлению конструктивного диалога и объективному сравнению точек зрения по спорным моментам.
Отсутствие целостного и глубинного понимания сути и целей религии в совокупности с недостатками нравственности (отсутствие самоконтроля, высокомерие, агрессивность) приводит экстремиста к отказу от умеренного и беспристрастного подхода в решении возникающих проблем, установленному в Коране в качестве обязательного. Последствия такого радикального подхода были бы менее губительными, если бы экстремисты признавали за своими оппонентами право иметь собственное мнение. Однако этого не происходит и людей, придерживающихся умеренной, сбалансированной точки зрения буквалисты обвиняют во всех грехах, запретном нововведении и даже в открытом неверии.
Фанатизм является непреодолимым препятствием к взаимопониманию, ибо договоренности можно достичь только, если обе стороны занимают сдержанные позиции. Вместо этого экстремист, наталкиваясь на несогласие, начинает обвинять собеседника в неточности, отступлении от основ веры, греховности и неверии. Такой интеллектуальный терроризм приносит ужасные последствия и является предшественником терроризма физического.
Вторым признаком экстремизма является показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция заставить других поступать так же. Это совершается буквалистами, несмотря на существование прямых призывов к облегчению и умеренности в религии в исламском первоисточнике, в Коране.
Создавание трудностей для людей в житейских обстоятельствах и намеренное усложнение религиозных ритуалов противоречит исламской методологии.
Экстремизм приводит к намеренной чрезмерности в совершении религиозных ритуалов и поведении, как в обязательных, так и в дополнительных и добровольных аспектах поклонения. Подобное отношение к выполнению религиозных предписаний и в особенности принуждение к нему других людей абсолютно неприемлемо и создает в обществе недопустимый уровень социальной напряженности (между представителями различных религий, внутри конфессий, между молодым и старым поколением, родителями и детьми).
Третий признак религиозного экстремизма – отказ от следования закону приоритетностей, ведущий к неуместности и несвоевременности применения тех или иных религиозных предписаний и законов: например, среди немусульманских народов, людей недавно принявших ислам или начинающих мусульман. Во всех упомянутых случаях акцент должен делаться, во-первых, на теории единобожия, разъяснении концепции исламского понимания вероубеждения, во-вторых, на фундаментальных основах нравственности и богобоязненности, в-третьих, на соблюдении практической дисциплины молитвы, поста, благотворительности, паломничества. Соблюдение религиозной дисциплины – не самоцель, а способ создания благоприятных условий для появления общины духовно и физически здоровых и интеллектуально развитых людей, призванных решать проблемы общества и страны в экономике, социальной сфере, науке, обороне и т.д. Четвертый признак религиозного экстремизма проявляется в грубой и резкой манере общения с людьми, в жестком и категоричном подходе в донесении информации об Исламе. Подобное отношение не соответствует элементарным кораническим принципам.
Таким образом, мы видим, что главной причиной религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо прежде всего на интеллектуальном уровне. Доктрины фанатизма должны быть дискредитированы на академическом уровне, усилиями ученых гуманитарной и религиозной сфер науки. Поверхностность мышления и отсутствие религиозной проницательности, которые и составляют феномен религиозного экстремизма предлагают свое видение Ислама.
2.Причины усиления борьбы с религиозным экстремизмом в России и мире
религиозный экстремизм борьба противодействие
Возникновение и развитие новых противоречий в мире усилили тенденции к росту ослабленных государственных образований. Повсеместно в мире возросли претензии к государству, которое нередко рассматривается, как неспособное решить социальные задачи всего населения ни сегодня, ни в перспективе. Эта тенденция проявляется даже в западных странах, которые замещают свой собственный пролетариат, получивший доступ к государству благосостояния, на иноэтнических мигрантов, которые такого доступа не имеют. Определенное пренебрежение к государству проявляется не только среди отдельных групп населения, но и в политике элит. Антигосударственный подход проявляется не только в неприятии роли государства в перераспределении благ, но и в негативном отношении к уровню налогообложения, а также к эффективности и мотивации блюстителей правопорядка. Он проявляется и в возросшем недоверии к бюрократам и экспертам… Он отражается и в растущем открытом пренебрежении к юридической практике и даже криминализации, возникающей как форма протеста… Сегодня, впервые со времен формирования системы модернити, мы переживаем период резкого снижения власти государства, причем в самых разных странах (И. Валлерстайн).
Обостряются так называемые межцивилизационные отношения между государствами как в борьбе за ресурсы, так и за более справедливое их перераспределение. Ослабленность или зависимость национальных государств приводит к появлению несистемных организаций, готовых добиваться соответственно понимаемой справедливости для своих народов. Не случайно экстремизм растет среди религиозных, национальных и в меньшей мере – среди партийно-политических организаций.
Тенденция утраты веры в возможности государства сделать общество более справедливым отражается и в стремлении предъявить ему счет в виде открытого или пассивного протеста.
Это приводит государство к необходимости защищаться против усиливающегося организованного давления на него и устанавливаемого им социального порядка.
Усиление борьбы с экстремизмом ведется не только с очевидными уголовно наказуемыми действиями – терроризмом, захватом или присвоением властных полномочий; созданием незаконных вооруженных формирований; осуществлением массовых беспорядков, хулиганством и актами вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды (из Федерального закона О противодействии экстремистской деятельности).
Сегодняшняя борьба с экстремизмом затрагивает гораздо более тонкие сферы, которые не могут трактоваться столь однозначно: подрыв безопасности Российской Федерации; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (все положения взяты из вышеупомянутого Федерального закона).
Российский закон к экстремистским материалам относит в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. При таком широком подходе к определению экстремистских материалов к ним можно отнести немало философской, социологической и политической литературы, ставшей как частью широкой культуры, вне зависимости от ее оценки, так и современных авторов. К этому кругу относятся как труды Гобино, Гитлера, Розенберга, так и работы многочисленных авторов, описывающих преимущества (превосходство, избранность, высшие качества и др.) своих народов перед другими народами, – от богоизбранности до проживания в месте, где наилучшим образом осуществляется контакт с космосом. Следует учитывать также, что до XIX века подавляющая часть человечества не разделяла идей правового или социального равенства людей, а в настоящее время национализм продолжает оставаться одной из самых распространенных идеологий в мире. Как известно, Аристотель был убежденным сторонником изначального неравенства народов и превосходства греков во всех отношениях перед другими народами, которые в совокупности назывались им варварами. Является ли эта публикация Аристотеля, с точки зрения закона, обосновывающей или оправдывающей национальное и (или) расовое превосходство и, следовательно, экстремистским материалом?
Общей линией является стремление государства защититься от угроз со стороны экстремистов за счет расширения сферы действия запретов, применения санкций на более ранних этапах возможных противоправных действий.
.Представления об экстремизме в обществе
В отличие от отечественного закона О противодействии экстремистской деятельности в обществе понятие экстремизм трактуется более широко. В него нередко включают: религиозный, национальный и этнический, расовый, политический, военный, государственный, экономический, экологический, социальный и другие виды экстремизма. Особо следует выделить представления об уровнях понимания экстремизма в обществе: индивидуальный экстремизм, экстремизм организаций и экстремизм государственный, т.е. высокоорганизованный и использующий государственную организацию в своих целях. Например, политика государственного экстремизма осуждалась неоднократно, в частности, на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году, где было заявлено, что участники безоговорочно осуждают всех тех, кто под предлогом борьбы с терроризмом прибегает к насильственным и незаконным средствам достижения политических целей.
Широкое понимание экстремизма неоднократно использовалось в ходе многолетнего обсуждения с 1995 года проектов закона "О политическом экстремизме", который так и не был принят. В ходе обсуждения были поставлены вопросы о понимании места экстремизма в неустойчивой политической системе, о степени опасности реализации крайних политических форм, о возможности ответственности за так называемые "словесные" преступления и др. В ходе обсуждения выработались некоторые принципы: необходимость отграничивать обычные формы протеста в условиях политической свободы от борьбы, откровенно или завуалированно направленной на уничтожение самой политической свободы; обусловленность политического экстремизма сущностью того политического режима, в условиях которого и по отношению к которому он себя проявляет, и другие.
Экстремизм вытекает из культурной, политической, социальной и экономической ситуации в обществе. В конце 90-х годов многие эксперты при обсуждении законопроекта "О политическом экстремизме" делали вывод о том, что в обществе, где государством систематически нарушается законность (не выплачиваются зарплаты, пособия, пенсии, стипендии), где немалое число бездомных (вынужденных переселенцев и жертв махинаций), где существуют двойные стандарты в выплате денежного вознаграждения, системы черной и серой наличности, где присутствует ценностный и политический раскол в обществе, но одновременно предъявляются высокие моральные и патерналистские требования к государству, – политический экстремизм провоцируется политикой государства.
Ко времени принятия Федерального закона О противодействии экстремистской деятельности в 2002 году достаточно существенно изменились тенденции в стране: появилась необходимость усиления борьбы с распространением крайних форм религиозного экстремизма, сепаратизма, а, с другой стороны, стала сокращаться социальная задолженность государства.
4.Отечественное законодательство о борьбе с экстремизмом и опыт его использования
В Конституции Российской Федерации перечисляется целый ряд противоправных действий, которые могут быть причислены к экстремистским. Это "создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни" (п.5 ст.13).
Развитие законодательства в реальной практике шло как по пути раскрытия конституционных положений, так и вытекало из реальной практики конфликтов.
Характерна региональная специфика законодательства по борьбе с экстремизмом. Например, Народное Собрание Республики Дагестан 16 сентября 1999 г. приняло Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан", в котором запрещается создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций. Согласно Закону, их деятельность признается противоречащей конституции республики, угрожающей ее территориальной целостности и безопасности. При этом налагается запрет на обучение в отечественных и зарубежных религиозных учебных заведениях без направления и согласия государственного органа по делам религий Республики Дагестан, устанавливается государственный контроль за программами обучения в религиозных республиканских учреждениях.
Формально наиболее уязвимыми с точки зрения закона, становятся средства массовой информации, ученые, религиозные организации, сторонники последних априори считают нормальным превосходство по признаку принадлежности к определенной религии, свою религию и ее последователей лучше другой. Однако пока полноценное применение этого Федерального закона не происходит.
5. Совершенствование правовых инструментов противодействия экстремизму
Однако "последующая судебная практика показала, что антиэкстремистское законодательство "расфокусировано" настолько, что правоохранительная система почти не способна пользоваться им ни в каких целях, в том числе и с целью неправомерного преследования гражданских организаций".
Ныне действующий закон рассматривает как проявления экстремизма различные общественно опасные действия, которые и ранее квалифицировались как тяжкие преступления: попытки насильственного свержения власти, терроризм, массовые беспорядки, возбуждение национальной розни и т.д. Предлагаемые поправки заметно расширяют этот перечень.
Так, понятие "экстремизм" теперь будет распространяться и на "клеветнические" обвинения в тяжких преступлениях по отношению к государственным должностным лицам. Такая норма явно противоречит статье 19 Конституции РФ, провозглашающей всеобщее равенство перед законом и судом: государственный чиновник не должен быть защищен от клеветы в большей степени, чем любой другой человек. Очевидно, что эта новация открывает широкий простор для преследования за критику власти и ее представителей.
Таков же смысл предложения подверстать под экстремизм "публичные призывы и выступления, распространение материалов или информации… которые обосновывают либо оправдывают совершение деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности".
В июне 2006 в Госдуму внесено предложение, существенно расширившее перечень деяний, рассматриваемых как экстремистские. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: экстремистская деятельность (экстремизм):
) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
·насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
·подрыв безопасности Российской Федерации;
·захват или присвоение властных полномочий;
·создание незаконных вооруженных формирований;
·осуществление террористической деятельности;
·возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
·унижение национального достоинства;
·осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
·пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
·воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, соединенные с насилием или угрозой его применения;
·публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления; применение насилия в отношении представителя государственной власти, либо угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
·посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
·совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;
·создание печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности. Автор указанных материалов (произведений), признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, распространение материалов или информации, побуждающих к осуществлению указанной деятельности, которые обосновывают либо оправдывают совершение деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности;
) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
Представляется также крайне необходимым активизировать работу по подготовке проекта федерального закона «О противодействии политическому экстремизму», в котором должна найти отражение проблема борьбы с религиозно-политической разновидностью политического экстремизма либо подготовить проект специального закона, направленного на борьбу с религиозно-политическим экстремизмом.
Религиозный экстремизм не рождается на пустом месте. И предупредить его появление намного разумнее, чем с ним бороться.
Заключение
Под религиозным экстремизмом как юридической категорией понимается феномен общественной жизни, сформированный на базе той или иной религии, характеризующийся приверженностью к крайним взглядам, нетерпимостью к носителям других мировоззрений, жестком противоборстве в рамках одной или нескольких конфессий, ведущих к совершению религиозными группами или отдельными верующими общественно опасных противоправных наказуемых деяний, нарушающих права и законные интересы граждан, общества и государства в целом.
Религиозному экстремизму присущ ряд свойств:
наличие религиозной идеологии основой которой является отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных религиозных взглядов;
идеологическое обоснование применения насилия по отношению не только к активным противникам, но и к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов;
доминирование эмоциональных способов воздействия в процессе пропаганды религиозных экстремистских идей;
обращение к чувствам и предрассудкам людей, а не к разуму;
создание харизматического образа лидеров религиозных экстремистских движений, стремление представить этих лиц «непогрешимыми», а все их распоряжения – не подлежащими обсуждению;
у членов религиозных экстремистских организаций налицо существенные деформации сознания, заключающиеся, с одной стороны, в доминировании религиозной доктрины, а с другой – в нигилизме, т.е. негативном или безразличном отношении к остальному миру, его нормам, иным религиозным системам.
Причинами распространения религиозных экстремистских взглядов в обществе являются: деформация политических структур; социально-экономические кризисы; оскорбление религиозных чувств, убеждений и традиций верующих в многоконфессиональном государстве; самоустранение органов государственной власти от диалога с религиозными общинами, их пассивность по отношению к верующим гражданам; падение жизненного уровня значительной части населения; подавление властями инакомыслия и оппозиции; амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач; криминализация общества и т.д.
Классификация проявлений религиозного экстремизма по критерию источников его возникновения включает шесть его типичных форм: антиконфессиональный; консервативный; межгосударственный; антигосударственный; государственный; сектантский.
Под религиозной организацией экстремистской направленности понимается организация, признающая в своих учредительных, программных и иных документах, печатной продукции либо публичных выступлениях своих руководителей и других членов возможность совершения общественно опасных противоправных наказуемых деяний, направленных на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, нарушение прав и свобод граждан по религиозным мотивам, насильственный захват или насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а также утверждение идей религиозного превосходства.
Повышенная опасность религиозного экстремизма как социального явления международного характера видится в том, что она охватывает большой диапазон преступной мотивации, а также проявляется в различных аспектах, образуя крайне опасный конгломерат, в который входит насильственная форма совершения, корыстная заинтересованность, высокий уровень экономической обеспеченности, организованная сущность как явления в целом, так и отдельных проявлений.
Под противодействием проявлениям религиозного экстремизма понимается проведение в жизнь намеченной в области борьбы с экстремизмом стратегической линии государства, посредством последовательного осуществления правоохранительными органами всех уровней при участии общественности комплекса мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий возникновения религиозного экстремизма; установление лиц, могущих совершить преступления религиозно-экстремистского характера, и оказание на них соответствующего воздействия с целью недопущения совершения таких действий, склонения к добровольному отказу от их совершения.
Деятельность органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма – это целенаправленная деятельность подразделений и служб органов внутренних дел направленная на проведение комплекса мероприятий по профилактике, предупреждению, предотвращению, пресечению проявлений религиозного экстремизма, а также раскрытию и расследованию преступлений совершенных на религиозной почве.
Деятельность по профилактике проявлений религиозного экстремизма -это целенаправленная деятельность структурных подразделений правоохранительных органов по выявлению и устранению причин возникновения религиозного экстремизма, а также установлению лиц, могущих совершить преступления религиозно-экстремистского характера, и оказанию на них соответствующего воздействия с целью недопущения совершения таких действий, в том числе склонение к добровольному отказу от их совершения.
Список литературы
1. Устав ООН (подписан 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско, вступил в силу 24 октября 1945 г.) /Права человека: Сборник международных документов. М., 1998.
2.Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217А (3) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) /Права человека: Сборник международных документов. М., 1998.
.Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г.). /Права человека: Сборник международных документов. М., 1998.
.Бокарев С.Н. Экстремизм как социальное явление: история и современность. /Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. 2006.
.Бражник И.И. Религиозный экстремизм: попрание прав верующих //Наука и религия. 1981. №1.
.Залужный А.Г. Правовые гарантии противодействия экстремистской деятельности в политической, религиозной и других сферах общественной жизни. //Закон и право. 2002. № 9.
.Никитин В.И. Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект: Выступление на парламентских слушаниях Государственной Думы 7 апреля 2003 г.
.Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 2002.
.Стратегии противодействия экстремизму. //Независимая газета. 2009. 18 марта.
.Антоненко Т.Л. Религиозные нормы в системе правового регулирования (теоретико-методологический аспект): Дис. канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2009.
.Большой юридический словарь /Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.,2009.
.Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Дис. докт. юрид. наук. М., 2006.
.Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика: Учебно-методическое пособие. М., 2003.
.Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. Учебно-методические рекомендации. /Под. ред. А.Г. Абдулатипова М., 2003.
.Социологический справочник. Киев, 2000.
.Воронов И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности РФ:
.Киреев М.П. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2005.
.Романов H.A. Политический экстремизм как угроза безопасности страны: Дис. д-ра полит, наук. М., 2007.
.Скворцова Т.А. Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России: Дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2004.
.Энциклопедический словарь. /Под ред. Б.А. Введенского М., 1955. Т. 3.
.Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь -минимум. М., 2008.