- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,95 kb
Братские школы и их роль в развитии культуры
Индекс группа: 3-99 БУБ № 2170
Фамилия, имя, отчество студента:
Пушкина Арина Николаевна
Домашний адрес: г. Киев, ул. Энтузиастов, дом 11/1, кв. 91.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ КУЛЬТУРА»
тема № 10
«Братские школы и их роль в развитии культуры»
Методист деканату
Дайнюк Татьяна Владимировна
г. Киев 1999 год
План:
|Вступление. |ст.3 |
|Борьба между православием и католицизмом XIV – XVI ст. Последствия|ст.3 |
|отказа украинской знати от православия | |
|Возрождение православия и культуры Украины. Константин Острозкий и|ст.5 |
|Острозкая академия. | |
|Роль Братств и Братских школ в возрождении православия и культуры |ст. 6 |
|Украины. | |
|Вывод. |cт. 10|
2
Братские школы и их роль в развитии культуры.
Борьба за сохранение культурной самобытности давно стала одной из основных тем в истории украинцев. Постоянно находясь под властью чужеземных государств, они неоднократно испытывали попытки ассимиляции господствующей культурой.
XIV – XVI ст., со времен существования Киевской Руси, времена, когда
Украина находилась под Литовско-польской властью Основным вопросом культурной жизни Украины в эти времена, был национальной вопрос. Он влиял на всю политическую, социальную, экономическую и в первую очередь духовную жизнь народа. В Большом Княжестве Литовском «русский элемент» (не чисто украинский, так как наравне с ним выступал и белорусский) был господствующим по отношению к языку и церкви включительно. Вследствие постепенной победы Польши с ее развитой культурой, вносился и польский элемент, и между этими различными элементами началась борьба, борьба между православием и католицизмом (в то время для всех европейцев религия была основным идеологическим вопросом), она возложила начало первой в украинской истории большой идеологической дискуссии.
Православие в эти времена по-прежнему оставалось синонимом культуры.
Его роль в украинском обществе возрастала (из-за отсутствия собственного государства церковь служила для украинцев единым институтом выражения их самобытности). Однако как раз тогда, когда ощущалась потребность в сильной и вдохновляющей православной церкви, она попала в состояние глубокого упадка.
Навязывание католической веры на Украине имело катастрофические последствия, первой сдалась украинская знать, как и каждая знать, она была чувствительной к собственному социальному статусу, и связь с религией и
3 культурой (а православие считались неполноценным) глубоко поражала ее самолюбие. Вследствие этого украинские аристократы стали массово отрекаться от веры отцов и принимать католицизм, а с ним польский язык и культуру.
Тяжело преувеличить те серьезные последствия, которые имела для украинцев потеря собственной элиты. В обществах, которые положили начало современной Европы, с их иерархическим строением, народ без знати все равно, что тело без головы. Это означало, что Украина утратила этот класс, который обычно осуществлял политическое руководство, ставил определенные политические цели, оказывал содействие культуре и образованию, поддерживал церковь и давал ощущения этнополитической самобытности общества. С распространением католицизма среди украинской знати, православие, а также украинский язык и обычаи связывались, прежде всего, с низшими слоями населения. Они стали в глазах католиков предметом презрения. Поэтому честолюбивые и одаренные молодые украинцы были постоянно вынужденные выбирать между преданностью собственному народу и традициям и жизнью в господствующем обществе и его культуре, чаще преимущество предоставлялось последнему. Вследствие этого важной проблемой украинской истории стала проблема верхушки украинского
4 общества или, правильнее сказать, – ее отсутствие.
Несмотря на свою слабость, православие смогло принять вызов католицизма. Борясь с врагом его же методами, небольшая горстка украинских магнатов, которые оставались преданными давний вере, основывали в своих владениях православные школы и типографии. Есть свидетельство о том, что в
1570 г. князь Юрий Слуцкий основал на территории своих владений школу и типографию. Поступала также поддержка и от энергичного князя Андрея
Курбского, беглеца с Москвы, в 1570-х годах он поселился на Волыни, посвятив себя обороне православия.
Но самым великим и общепризнанным покровителем православной церкви был
«некоронованный король Украины» – князь
Константин Острозкий, один из наибогатейших и мощнейших магнатов. В 1578 г., не жалея средств, Константин Острозкий основывает в своем имении типографию, которой руководит непоседливый путешественник Иван Федоров. В
1581 г. появляется лучшая ее публикация – усердно отредактированная Острозкая Библия.
Это была первая полная Библия, печатанная славянским языком. Князь
Острозкий также основал школы главной целью этих школ являлась подготовка духовенства, способного с успехом вести борьбу с католическим духовенством и парализовать его влияние на молодежь. В 1570-их годах основал князь
Острозкий в Острозе, своей резиденции, первую в Украине высокую школу, известную под названием Острозкой академии.
На первых порах князь пригласил преподавателями просвещенных греков.
Со временем стали преподавать их самые одаренные украинские
5 ученики. По программе обучения академия стояла наравне с самыми лучшими иезуитскими коллегиями. Программа включала изучение греческого, латинского, церковнославянского языков, а также «семь свободных наук», куда входили грамматика, риторика, диалектики (искусства диспута), арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
Со временем Острозкий центр науки начал привлекать к себе таких интеллектуалов, как шляхтич Герасим Смотрицкий (что служил ректором), священник Демьян Наливайко, монах Василий Суразкий (выпускник итальянских университетов). Среди чужестранцев, связанных с академией, были Кшиштоф
Казимирский, профессор астрономии из Кракова Ян Лятош и высокообразованный
Кирилл Лукарис, который со временем стал патриархом константинопольским.
Воодушевленный влиянием этой культурной ячейки, один православный современник писал: «И снова, как солнце, засияла наша православная вера, просвещенные мужи возвратились к Божьей церкви и множатся печатанные книги».
В те времена Острозкая академия продемонстрировала всему миру на что был способен украинский народ, не имея финансовой поддержки и мощной научной базы, они создавали великолепные труды и совершали гениальные открытия. К большому сожалению, когда в 1608 г. умер Константин
Острозкий, его внучка Анна, фанатичная католичка, тут же передала академию иезуитам.
К счастью для православия, покровителями его высокой культуры были не только магнаты старинных родов. Даже лишенное собственной элиты украинское общество было чересчур большим и чересчур глубоко пронизано народными традициями, что не могло не породить защитников своей религиозно- культурной самобытности. Именно в городах, где украинцы представляли из себя стесненное, но тесно сплоченное
6 меньшинство, и появились новые поборники православия. В отличие от одиночек, подобных князю Острозкому, это были группы мещан, которые объединялись в так званые Братства.
Историки предполагают, что братства возникли еще во времена средневековья для того, чтобы содержать церкви, поставляя им свечки, иконы и книги. Это были современные организованные общества, в которых предусматривались ежегодные выборы старших, главою братства мог быть только самый достойный его член. Братства проводили обязательные ежемесячные сборы, платили взносы и решали спорные вопросы на общинных судах. Большое значение братства предавали воспитанию и формированию моральных качеств.
Среди членов братства не допускались ссоры и пьянки, для всех было обязательно придерживаться правил поведения, уважение к старейшим, честность и любезность. Благотворительность была нормой жизни, и поэтому братства быстро завоевали уважение и популярность в народе, они заботились о вдовах и сиротах своих умерших членов, поддерживали больницы и предоставляли своим членам беспроцентные ссуды. Братства решительно выступали против патроната, против польско-католической пропаганды, против национальных и религиозных ограничений украинцев, против анти-моральной жизни духовенства. Такое «вмешательство» мещан – «скорняков и кожемяк» в жизнь светский людей и в церковные дела вызывало недовольства епископов и руководящих органов.
В XVI ст. самым сильным и влиятельным было братство при Успенском соборе в городе Львове. Оно служило образцом для других братств, которые возникали на Галичине, Рогатине, Ярославе, в Луцке и Киеве и др. Большим уважением пользовалась Львовская школа, которая имела своих выдающихся учителей и ученых из людей местных и приезжих. Греков, как Арсений архиепископ, Стефан Куколь, или по-книжному
7 перекрещенный на Зизания, его брат Лаврентий, Кирилл
Транквилион – Ставровецкий – все выдающиеся ученые и писатели, Иван Борецкий, в дальнейшем киевский митрополит и др. Успехи львовской школы, которая имела была школой высшей, как и школа
Острозкая, очень радовали гражданское население и давала пример к основанию в других городам таких же школ, или школ которые бы служили ступенью к школе львовской. Иные братства обращались к львовянам с просьбами о командировке к ним
Львовских учителей для обучения и передачи опыта работы, Львовских проповедников с книгами и учебниками.
С точки зрения социального состава братства объединяли простые торговцы и ремесленники. По мере возрастания их влияния к братствам присоединялись и зажиточные купцы. Тем не менее в некоторых братствах преобладали совсем иные слои общества. К примеру, большинство членов
Луцкого братства представляла шляхта, а Киевского – духовенство.
Заслуживает внимания и уважения то, что в обществе с глубоким разделом на классы, братства принимали к себя православных со всех социальных слоев.
И хотя по количеству членов они были небольшими (Львовское братство не превышало ЗО членов, ибо как раз столько украинских семей имели разрешение проживать в городе, в Луцке братство насчитывало 15 членов) однако деятельность этих небольших организаций была чрезвычайно эффективной.
8 школьное дело. В конце XVI ст. Братства начали основывать собственные школы, нанимали преподавателей преимущественно из местного образованного населения. Сохранился «Порядок школы», которым руководствовались братские школы Украины и согласно которому учитель, или «дидаскал» должен был быть
«божеский, скромный, не гневным, не сквернослов, не колдун, не баснописец, не приверженец ереси а подспорье благочестия, что представляет собой образ добра в всему». Воспитывать детей он должен так, чтобы «не остался виновен ни за одного Богу Вседержителю, и потом отцам их, и ему самому». Для учителя все ученики должны быть равными, дети богатых и «сироты убогие», и те, что «по улице ходят подаяния просят». Этот труд свидетельствует, о том с какими мыслями основывали школу львовские мещане XVI ст., как высоко ценили они задачи учителя. Из-за такой большой ответственности, которая лежала на преподавателях, эти правила поощряли их «хорошо учить и наказывать непослушных не как тиран, а для науки».
В начале XVII ст. многочисленные братские школы существовали уже по весь Украине. В братских школах обучались дети всех слоев населения, а также и сироты. Существовали братские школы за счет взносов и небольшой платы за обучение, дети бедняков и сироты учились бесплатно.
Одной из важнейших видов деятельности Львовского братства, помимо школы, было книгопечатание. Когда во Львов приехал Иван Федоров, братство помогло ему основать типографию. В 1574 г. появляется его первая книжка
«Апостол». Это была выдающееся событие, которое ознаменовала начало книгопечатания на Украине. Купив типографию Львовское братство, превратило город в центр православного книгопечатания.
9
Распространение школ и печати разбудило прежде пассивных и консервативных украинцев. Сотни воспитанников школ, пронизанных духом национальных традиций, а также осведомленных западноевропейской наукой, становились странствующими учителями, расходились по городам и селам в поисках заработка. Кроме современных знаний, они несли чувство собственного достоинства и непримиримости. Вместо того чтобы переходить в польский католицизм, они с возрастающей решительностью стали уничтожать религиозные традиции, которые отличали их от поляков. Примером этих новых явлений в духовной жизни Украины было сопротивление Львовского братства попыткам польских католиков навязать григорианский календарь.
Без сомнения, все эти изменения были результатом деятельности Братств и братских школ, все это позволило украинскому народу, в условиях Литовско- польской власти и навязывания католической культуры , сохранить свои исконные традиции, самобытную культуру, чувство собственного достоинства.
Братские школы оказались фундаментом для дальнейшей образовательной системы
Украины, как например Киево-Могилянская академия, которая была основана путем слияния двух школ – братской школы и школы П. Могилы при Киево-
Печерской лавре.
10
Список используемой литературы:
1. Михаил Грушевский «Иллюстрированная история Украины», копия 1913г.
2. Орест Субтелный «История Украины», 1991г.
3. Наталия Полонско-Василенко «История Украины», 1995г.
4. Владимир Бокань, Леонтий Полевый «История культуры Украины», 1998 г.
11
———————–
Церковь львовского братства, построена в конце XVI ст.
Константин Иванович Острозкий.