- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,38 kb
Буддизм и его влияние на мировую культуру
Федеральное Агентство по образованию
ФГОУ ВПО "Сибирская академия государственной службы"
Филиал ФГОУ ВПО СибАГС в г. Усть-Илимске
Кафедра гуманитарных и общих естественнонаучных дисциплин
Учебная дисциплина: Культурология
Реферат на тему
БУДДИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
Выполнила: Барамыгина Лидия Валерьевна,
студентка 001 группы
Проверила: Афанасова Елена Николаевна,
к. и. н., доцент
Усть-Илимск
Оглавление
Введение
Глава 1. История зарождения буддизма
1.1 Предпосылки возникновения буддизма
1.2 Жизнь Будды – основателя буддизма
Глава 2. Буддизм в разных странах мира
2.1 Буддизм в Тибете
2.2 Буддизм в Китае
2.3 Буддизм в России
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность и научная значимость исследования социальных аспектов буддизма обуславливается тем, что сегодня наблюдается особый интерес к изучению наследия буддийской мысли. Это объясняется тем, что наступление нового века ознаменовалось для человечества острейшими проблемами, связанными с экологическим кризисом, духовной деградацией и информационной перегруженностью. Алчность человеческого "Я", противопоставившего себя окружающему миру, явилась одним из источников экологических и духовно-нравственных проблем.
Обращая взор на процессы, происходящие в современном мире, мы приходим к мысли, что причина конфликтов, происходящих в нем, исходит из противоречий, которые возникают внутри человека. В связи с этим становится необходимой потребность переосмысления духовно-нравственных ценностей и идей, оказывающих влияние на формирование человека, его отношение к окружающему миру. А это, в свою очередь, предполагает неизбежное возвращение к духовно-нравственным ценностям прошлого, в котором гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, было доминирующим в сознании большинства людей. Поэтому неудивителен сегодняшний интерес к буддизму, поскольку в его основных положениях и принципах, как философско-психологических, так и духовно-практических, нашли свое отражение и современные проблемы.
Буддизм – самая древняя универсальная мировая религия, которая выступает общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Его философия глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал философии высок даже на фоне достаточно серьезных поисков мыслителей Упанишад. Не случайно выдающийся русский востоковед О. Розенберг говорил, что буддизм – "ключ к восточной душе", подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов.
Целью реферативной работы является изучение одной из древнейших мировых религий – буддизма и его влияния на мировую культуру.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
Проанализировать историю зарождения буддизма;
Охарактеризовать и сравнить буддизм в разных странах;
Выявить главные способы влияния буддизма на мировую культуру.
Объектом данной реферативной работы является буддизм как древнейшая мировая религия.
Предметом данной реферативной работы является влияние буддизма на мировую культуру.
При написании реферативной работы использовалась литература различного характера. Особо хочется отметить две книги: "Будда, его жизнь и учение" Р. Пишеля и "Религии современного мира" Пучкова П.И., Казьминой О.Е.
Глава 1. История зарождения буддизма
Происхождение буддизма покрыто мраком. Письменных источников непосредственно от эпохи его зарождения не сохранилось, возможно, что их и не было.
Первые письменные памятники – надписи царя Ашоки (III в. до н.э.) относятся ко времени, когда буддизм уже представлял собой сложившуюся религию, со своей оформленной церковной организацией, догматикой, традицией.
Ранняя же история буддизма, до эпохи Ашоки, известна исключительно по позднейшим буддистским преданиям.
Предания, записанные в разные эпохи, составили с течением времени огромную буддистскую религиозную литературу.
Из этой литературы наибольшую ценность для историка представляют самые ранние произведения – так называемый Палийский канон – книги, написанные на языке пали и сохранившиеся сейчас главным образом на Цейлоне.
Составление их относят к первым векам до н.э.
Палийский канон носит название Трипитака (санскритское Трипитака – буквально три корзины) и состоит из трех частей:
Виная-питака – сборник древних канонических правил буддистских общин; Сутта-питака – сборник бесед и изречений Будды;
Абидарма-питака – метафизические рассуждения. Позднейшая буддистская литература – на санскритском, китайском и тибетском языках – гораздо обширнее, но историческая ценность ее меньше.
В древнейших буддистских легендах рассказывается об основателе этой религии – Будде как о реальном человеке, жившем около VI-V вв. до н.э. на севере Индии и проповедовавшем там свое учение.
Позднейшие, уже чисто фантастические предания говорят о Будде как о великом божестве и рассказывают о чудесах, сопровождавших его земное рождение и жизнь, о предшествующих его воплощениях.
1.1 Предпосылки возникновения буддизма
Из трех религий, которые принято называть мировыми, буддизм – древнейшая (ее возраст насчитывает более двадцати пяти столетий) и, пожалуй, самая "либеральная": ни христианство, ни ислам не позволяют своим приверженцам подобной свободы в исповедании веры. Идейные противники буддизма зачастую трактуют эту свободу как "рыхлость", аморфность вероучения и даже отказывают буддизму в праве именоваться религией. Тем не менее для миллионов людей в Азии и в остальных частях света буддизм – именно религия, оказывающая непосредственное влияние на образ жизни. Истории возникновения и распространения буддизма, тому, как он складывался, утверждался, терпел гонения, видоизменялся и завоевывал все большее число последователей, и посвящена наша книга.
Историческая родина буддизма – Индия. Разумеется, появился буддизм не из "ниоткуда": почву для его возникновения подготовило все предшествовавшее буддизму развитие индийской культуры. Поэтому, прежде чем перейти непосредственно к истории буддизма, следует вкратце охарактеризовать "интеллектуальный климат" эпохи рождения буддизма.
В середине второго тысячелетия до нашей эры на Индию пала "ведийская ночь" – так в науке принято называть тысячу лет, разделяющую гибель протоиндийской цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро и возникновение буддийского учения (VI в. до н.э.). Эта тысяча лет миновала, не оставив по себе документальных свидетельств и исторических вех, однако именно она стала той "питательной средой", из которой возникли великие религии Индии – брахманизм и индуизм, а также более поздние "еретические" учения – буддизм и джайнизм.
Буддизм возник первоначально как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с окостеневшей брахманской ортодоксией и внешним ритуализмом. Буддизм отверг как брахманское учение о сакральности сословно-варновой системы, так и авторитет священных Вед, утверждая, что любой человек может стать святым – архатом или Буддой. Между тем, буддизм является "только повторением философии упанишад (заключительной части Вед)" с новым ударением. Безразличие к авторитету Вед и обрядовая набожность, вера в закон кармы, перерождение и возможность достижения мокши или нирваны, доктрина о непостоянстве мира и индивидуальном – все это является общим для упанишад и Будды. Таким образом буддизм явился очищением истоков религии ("замутнились источники вод"). И как оказалось Будда не только очистил "источник", но и создал универсальное, живое учение способное к "самоочищению", к постоянному обновлению.
Буддизм зародился в условиях ожесточенной классовой борьбы, которая разгоралась в североиндийских княжествах, в частности в Магадхе, в VI – V вв., в эпоху династии Сейсунага. Классовые противоречия достигли здесь крайней степени. Роскошная, изнеженная жизнь богачей-рабовладельцев, брахманов, кшатриев, князей и бедность, нужда рабов, закрепощенных крестьян-общинников и низших каст; соперничество и борьба за власть между высшими кастами, брахманами и кшатриями; появление военных династий (например, Сейсунага), вышедших из кшатрийской среды и оттеснявших от власти брахманскую знать, – все эти явления порождали кризис традиционного мировоззрения. Вера в незыблемость кастового строя, установленного будто бы самим великим Брахмой, начала колебаться. Широко распространились отшельничество, аскетизм, бродячее монашество, в чем проявлялась неудовлетворенность существующим порядком даже у многих из тех, кто принадлежал к высшим кастам. В этой обстановке возникали еретические учения, секты, даже атеистические философские системы, например чарвака. Одним из новых вероучений, в котором нашло свое выражение общее настроение недовольства, неуверенности, отчаяния, и был буддизм.
1.2 Жизнь Будды – основателя буддизма
Будда происходил из благородного рода Шакъя, правившего аристократически в небольшой области на склонах непальских Гималаев. Столицей его была Капилавасту. Отец Будды назывался Шуддходана, мать его Майя, или, как ее чаще называют, Майядеви. Незадолго до рождения мальчика у Майи появилось желание еще раз повидаться со своими родителями. Когда на пути к ним, вблизи селения Лумбини, недалеко от Капилавасту, она хотела отломить сук от высокого дерева, начались роды.
Мальчик получил имя Сиддхартха. Ветвь рода Шакъя, из которой происходил Будда, носила прозвище Гаутама, вследствие чего Будда назывался своими современниками обыкновенно "шраман Гаутама", "палисамано Готамо", "аскет Гаутама", – постоянно повторяющееся в буддийских писаниях обозначение. "Будда" означает "Пробужденный", "Просветленный", это – церковное имя, полученное Сиддхартхой позже от своих приверженцев и под которым только он и стал известным.
Мать – любимая жена короля, Майя, умерла через семь дней после его рождения. На пятый день после его рождения он был назван Сиддхартха, что означает "выполненное желание". В соответствии со старинным обычаем много знатных браминов были приглашены на церемонию. Осматривая ребенка, семь из них обнаружили характерные отметки, состоявшие из 32 главных знаков и 80 второстепенных, а один из браминов, отшельник Асита, сказал, что Сиддхартха станет или великим монархом, или просветленным. Согласно этому пророчеству, Сиддхартха мог стать отшельником, что вызвало неудовольствие у его отца, так как на этом мог прерваться их род.
В качестве королевского ребенка Сиддхартха должен был получить соответствующее образование, но никаких сведений об этом не имеется.
В 16 лет Будда женился на своей двоюродной сестре, дочери удельного сакийского князя Сопрабудды, Ясодхаре. После этого события он тринадцать лет провел роскошную жизнь, не зная, что происходит за стенами дворца. По приказу царя его всячески оберегали от реальностей жизни, чтобы не сбылось пророчество Аситы.
Кроме Ясодхары, у Сиддхартхи было впоследствии еще две жены и несколько наложниц. Вторую жену его звали Гопа, она принадлежала не к касте кшатриев, как того требовал закон, а к касте судр – отец ее был брадобреем.
Как-то раз, когда он проезжал от дворца к парку удовольствий, его взгляд упал на старого человека, больного, труп и отшельника. То, о чем он не раз размышлял, наконец было увидено им в действительности. Первые три взгляда убедительно доказали ему неумолимую природу жизни. Четвертый взгляд подсказал способ преодолеть болезни жизни и достичь спокойствия и мира. Тогда он решил покинуть мир в поисках правды и вечного мира. Существует еще несколько толкований причин того, что Сиддхартха покинул светскую жизнь – сложная политическая ситуация в стране Шакьев, оскорбление со стороны правителей Косалы, надвигающееся покорение страны со стороны усиливающихся царств Косала и Магадхи.
В 29 лет Сиддхартха ушел в отшельничество. Первоначально он учился у Алара Калама, который научил его высокой степени концентрации сознания. Однако Гаутама не был удовлетворен, так как его знания не привели к прекращению страданий и нирване. В это время в Индии было нетрудно найти компетентного учителя, и Гаутама перешел к учителю Уддаха Рамапутта. У этого учителя он научился максимальной степени мысленной концентрации. Однако он не был полностью удовлетворен. Поэтому он покинул созерцателя и начал самостоятельно заниматься созерцаниями.
В 35 лет в результате занятий созерцанием Будда достиг просветления и постиг четыре благородные истины.
Познав причину страданий и путь избавления от них, Будда долго размышлял, должен ли он передать достигнутое им знание человечеству, и движимый состраданием к миру, решил возвестить свое открытие людям. По легенде, бог смерти – демон зла Мара – пытался препятствовать этому. Будда победил Мару, пришел в Варенаси и там произнес свою первую проповедь, в которой кратко изложил основные положения новой религии.
Поначалу Будду ждало разочарование. Вместо ожидаемого успеха он встретил только насмешки и презрение. Многие выражали сомнение в его умственных способностях и считали, что он сошел с ума. Сиддхартха совершенно терялся в массе философов различных школ и направлений, бродивших по стране. Последние же, видя в Будде опасного соперника, также преследовали его.
По некоторым легендам, Будде удалось во время его пребывания в Варенаси сделать последователями своего учения пять аскетов, своих старых товарищей. Кроме того, он начал искать средства для приобретения как можно большего числа последователей. С этой целью он убедил отшельника Касьяпу в своих взглядах, сразу став во главе пятисот его учеников.
После этого Будда начал странствовать по долине Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Эти странствия были не безоблачными, так как многие, помня его происхождение, были склонны видеть в его действиях политическую подоплеку. Кроме того, серьезными противниками его учения были некоторые философские школы, в частности, Локаята. В среде учеников Будды также были недовольные, пытавшиеся восставать против Сиддартхи и даже лишить его жизни.
Будда умер от пищевого отравления в окрестностях Кусинагары, на руках верного ученика Ананды. Смерть настигла его в восьмидесятилетнем возрасте, в 543 году до н.э., и совпала с датой рождения и просветления. С этого времени для буддистов день майского полнолуния – трижды святой день. По легенде, последние словами Будды были: "Ничто не вечно!".
После семидневной подготовки тело Будды было сожжено, пепел был собран в золотую урну, а на месте сожжения была поставлена ступа с надписью.
Сиддхартха не оставил после себя ни одного письменного документа. После его смерти ближайшие ученики собрали его учение и передавали его устно около 300 лет. Касьяпа, занявший место Сиддхартхи, собрал всю метафизику, Ананда – правила морали и афоризмы, Упали – правила аскетики. При царе Асоке, после третьего буддийского собора в Паталипутре, все учение было записано на пальмовых листьях, и составило три книги, известные под названием Трипитака.
2.1 Буддизм в Тибете
Задолго до распространения в Тибете буддизма там преобладала религия бон, которая пришла из Шаншунга; учителя и приверженцы системы бон существуют и в наши дни. Первоначально она, видимо, не отличалась особой масштабностью. Однако позднее, когда учение буддизма пришло из Индии и получило широкое распространение в Тибете, бонская система взглядов, медитации и ритуалов стала более обширной и глубокой.
Буддийское учение впервые проникло в Тибет в царствование тибетского царя Лхатотори Ньенцена (Lha-tho-tho-ri-gnyan-btsan). Затем оно постепенно обретало силу, и многие прославленные индийские ученые, как Шантаракшита и Камалашила, и такие великие йогины, как Падмасамбхава, – переводили и распространяли сутры, тантры и комментарии. Во времена правления Ландармы (gLang-dar-ma) учение подвергалось преследованию на протяжении почти десятилетия, но потом в восточной и западной областях Тибета вновь началось его возрождение. Это ознаменовало начало нового этапа распространения буддизма в Тибете. Многие тибетские ученые, такие, как Ринчен Санпо (Rin-chen-bzang-po), встречались с известными индийскими пандитами и йогинами, и путем слушания, размышления и медитации овладевали Учением Победителя, и несли его дальше. Наряду с этим и индийские ученые – Атиша и другие – приходили в Тибет и переводили и распространяли здесь сутры, тантры и комментарии. Благодаря этому многие тибетцы стали сведущи в Учении и начали сами писать многочисленные комментарии на тибетском языке, тогда по прошествии некоторого времени приток знаменитых индийских и непальских ученых в Тибет в значительной степени сократился.
Таким образом, буддийское учение, получившее распространение в Тибете, есть не что иное, как индийское учение в его чистом виде. Тибетские ламы не изменяли его и не сочетали ни с какой другой религией. Так, в тибетских комментариях даже после краткого толкования учения цитируется источник, будь то речь самого Будды или другого индийского учителя, и только на этом основании утверждается каждое положение.
Предельно ясное подтверждение тому я получил при подробных дискуссиях с современными индийскими учеными в области как буддийской, так и небуддийской философии: они отмечали, что даже в тех случаях, когда некоторые положения учения трудны для понимания, их смысл вполне ясен в тибетских переводах, сделанных много веков назад. Больше того – некоторые индийские исследователи считают, что отдельные фрагменты текстов, сложные для понимания на санскрите, легче понять на основе тибетских переводов. Исходя из этого, я полагаю, что глубоко ошибаются те, кто, обращая внимание на незначительные отличия тибетского буддизма от индийского, обусловленные иной местностью, временем или внешними условиями, называют его ламаизмом и видят в нем некий преобразованный буддизм. Также и тому, кто хочет сегодня досконально изучить все воззрения, способы медитации и практики школ хинаяны и махаяны, необходимо, на мой взгляд, прочесть тибетские трактаты, дающие их скрупулезный анализ на протяжении длительного периода времени. Возможно, я и ошибаюсь, но, надеюсь, никто не будет в обиде.
В своё время в Индии системы объяснений ученых из Наланды и из Викрамашилы, совпадая по существу, несколько различались в наименованиях и способах наставлений.
Точно так же и в Тибете возникли школы разных наименований, восходящих к именам индийских ученых и их учеников, названиям местностей, времен и т.д.
Наиболее известные из них – это школы Ньинма (rNying-ma), Кагью (bKa’-rgyud), Сакья (Sa-skya) и Гелук (dGe-lugs).
В основе своей они едины, но несколько различаются в способе наставления. Тем не менее все они несут Учение Победителя, сочетающее сутры и тантры.
2.2 Буддизм в Китае
Существуют различные точки зрения на время проникновения буддизма в Китай. Называют даже 3-2 вв. до н.э., во что мало верится, так как в то время еще попросту не было сообщения между Индией и Китаем. Даже Великий Шелковый Путь появился лишь в середине 2 века до нашей эры. Еще одна дата, которой придерживаются многие ученые, это первая треть 1 века.
Существует и легенда, согласно которой ханьский император Минь-ди увидел во сне Будду, после чего в Китай прибыл монах Кашьяпа Матанга. Легенда гласит, что он привез с собой сутры и статую Будды Гаутамы. В 68 г. для хранения этих реликвий был построен Монастырь Белой Лошади. Его так назвали в честь этого монаха, который, опять же по преданию, приехал на белом коне. Примечательно, что этот монастырь существует и сейчас и является одним из самых главных центров буддизма в КНР. Подлинное же знакомство китайцев с буддизмом началось во втором веке.
Приблизительно в середине 2 веке в Китай прибыл буддийский миссионер Ань Шигао. Его безусловная заслуга в распространении буддизма на территории Китая в том, что он занимался активной переводческой деятельностью, и ему принадлежит перевод около 50, а может и больше, свитков канонических сутр.
До начала 4 века продолжается дальнейшее развитие и распространение буддизма в Китае, пока Китай не разделяется на север и юг, и буддизм, в свою очередь, также разделяется на северное и южное направление.
В 6 веке буддизм получил статус государственного вероучения южно-китайской династии Лян (502-555). Такое положение буддизма положительно сказалось на материальном благополучии монастырей. В Китае в то время функционировало около 2800 монастырей. Стоит также сказать, что после гибели династии Лян, буддизм получил новое развитие – появились даже собственно китайские школы – Хуаянь, Тяньтай и Чань. Создателем школы Чань считается полулегендарный миссионер Бодхидхарма.
-8 века – период наивысшего расцвета и авторитета буддизма. Многие считают это заслугой буддийского наставника Сюань Цзана, который совершил длительное паломничество в Индию, где он изучал индо-буддийскую литературу. Также ему и его ученикам приписывается перевод большого количества памятников индо-буддийской литературы.
Во времена династии Тан, буддизм снова пользуется покровительством среди власти. Это связано с тем, что монахи Шаолиньского монастыря спасли жизнь будущего императора танской династии.
Благополучие буддизма длилась до 9 века. В первой половине 9 века права буддизма были существенно ограничены, а в середине 9 века он подвергся гонениям, были разграблены многие монастыри. В последующие исторические эпохи буддизм не раз переживал этапы подъема и этапы упадка, но он больше никогда не достигал такого уровня государственной поддержки, как это было в 7-8 вв.
Перестав быть системой официальной идеологии, буддизм продолжал выступать как идейно-политическая сила. В это время начинают складываться различные общества и секты, некоторые из которых впоследствии стали организаторами повстанческих движений. Одно из них, это, например, "Общество Белового лотоса", идеи которого опирались на ранне-буддийские концепции. Они поддерживали идею пророческого прихода будды Майтреи и считали, что история человечества должна пройти через три этапа – прошлое, когда миром правил будда Кашьяпа, настоящее, когда миром правит будда Шакьямуни, и будущее, когда в мир придет будда Майтреи. Свои повстанческие движения они объясняли тем, что до прихода будды Майтреи, человечество должно пережить бедствия, живыми из которых смогут выйти только последователи учения "Белого лотоса". Опознавательной цветовой символикой школы был красный цвет. Кстати, крестьянская война 1351-1366 гг., положившая конец монгольскому правлению в Китае была подготовлена именно ими.
При монгольской и маньчжурской династиях в Китай проник тибетский вариант буддизма – ламаизм, но значительного влияния он не имел.
Если говорить о влиянии буддизма на Китай в целом, то здесь можно отметить следующее:
. Появление в Китае монахов и монастырей как особого слоя социума.
. Знакомство китайцев с мифологемой ада и рая.
. Привнесение элементов буддийской архитектуры (например, пагоды) и других элементов изобразительного искусства в зодчество Китая.
Что касается 20 века, то после образование КНР в 1949 году, владения многих монастырей были конфискованы властями. В 1953 году создается Китайская Буддийская ассоциация.
Ее целью было объединение всех буддистов в стране (как верующих мирян, так и монахов, включая Тибет).
Следующая черная полоса для буддизма началась во время культурной революции. Все буддийские храмы и монастыри были закрыты, монахов, так же как и представителей интеллигенции и деятелей культуры отправляли на т. н. "перевоспитание".
Деятельность Китайской Буддийской ассоциация также была приостановлена и была возобновлена только в 1980 году.
буддизм мировая культура будда
В последние годы интерес общества к буддизму заметно вырос. Многие люди считают себя верующими и посещают буддийские храмы.
2.3 Буддизм в России
В начале XVII в. Тибетский Буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета. С целью ослабления позиции Богдо-гегенов и влияния монголов и маньчжуров в этой части России, царь дал настоятелям Гусиноозерского дацана, как главам бурятского буддизма, титул Бандидо Хамбо-Лама. Таким образом бурятская традиция стала официально независимой от монгольской церкви.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. Эта дата считается датой официального признания буддизма в России.
При дацанах открылись школы, печатались книги. В XVIII в. тибетский буддизм из Монголии попал также к тюркскому населению Тувы, хотя, первая волна буддизма пришла в Туву в IX в. от уйгуров. Как и в Забайкалье, это была главным образом традиция Гелуг; традиция Ньингма также получила значительное распространение. Настоятели Чаданского хурэ, как главы тувинского буддизма получили титул Хамбу-лама. Поскольку Тува, подобно Монголии, до 1912 г. находилась под маньчжурским правлением, тувинские Хамбу-ламы подчинялись непосредственно Богдо-гегенам в Урге: тувинский буддизм имел значительно более тесные связи с Монголией, чем бурятский. В Туве буддизм мирно сосуществовал с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращались к шаманам, а в других – к буддийским священникам.
Когда предки калмыков отделились от ойратов Джунгарии в начале XVII в. переместились в район между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря, они принесли с собой собственную традицию тибетского буддизма. Большую помощь им оказал ойрат Зая Пандита, Намкхаи Гиятсо, который на основе монгольской письменности разработал калмыцко-ойратскую письменность. Глава калмыцкого буддизма назначался царем и именовался Лама калмыцкого народа. Его резиденция располагалась в Астрахани, и, подобно бурятскому Бандидо Хамбо-ламе, он был совершенно независим от монголов. Духовное руководство калмыки получили непосредственно из Тибета. Несмотря на то, что наибольшее распространение у калмыков получила традиция Гелуг, вследствие присущего им синкретизма они приняли также некоторые обряды традиций Сакья и Кагью.
К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 34 дацана. Затрачивая массу усилий и материальных средств, буряты сумели импортировать из Тибета, Китая, Монголии громадное количество сокровенной литературы и перенять многие живые традиции как господствующей школы Гелуг, так и других направлений буддизма.
В 1869 г. в Цугольском дацане под руководством монгольского ламы Чой-манрамбы началось изучение индо-тибетской медицины, которое затем распространилось и в других местах.
В 1878 г. в Агинском дацане была основана школа Дуйнхор – Калачакры, чем и завершилось построение основных направлений высшего духовного образования по тибетскому образцу.
Быстро развивалось книгопечатание. В 1887 г. действовало уже 29 типографий, которые до их разрушений в 1930-х гг. успели издать около 2000 названий книг на тибетском и монгольском языках.
Калмыцкий буддизм этого периода имел свою историю. После ликвидации в конце XVIII века Калмыцкого ханства "калмыцкая степь" превратилась в один из административно-территориальных районов царской России, подчиненный астраханскому военному губернатору. Согласно Высочайше утвержденному Положению об управлении калмыцким народом, принятому в 1834 г., буддийская церковь была полностью подчинена царской администрации.
Незадолго до революции 1917 года к семье российских буддистов присоединились и буддисты Южной Сибири – тувинцы – единственный тюркский народ, исповедующий буддизм.
При многих хурэ имелись школы, где мальчики получали начальное религиозное образование. Высшее богословское образование тувинцы обычно получали в Монголии.
В связи с развитием международных связей России на востоке, и в частности для установления прямых связей царского правительства с теократическими правительствами Монголии и Тибета, в Петербурге, столице Российской империи, строится буддийский храм на средства главы тибетских буддистов Далай-ламы и на пожертвования, собранные в Бурятии и Калмыкии. Значительную сумму на строительство пожертвовал также и Богдо-геген, глава буддистов Монголии. Строительством и деятельностью храма руководит представитель Тибета, выдающийся бурятский лама Агван Доржиев.
К 1935 году примерно треть дацанов пустовала из-за отсутствия духовенства – бежавшего или репрессированного. В 1936 г. под предлогом, что 22 из 29 действующих дацанов находились в пограничной зоне, все они были закрыты, а ламы выселены как "враги народа" и "японские шпионы". Аналогичные процессы шли в Калмыкии и формально независимой Тыве.
В Калмыкии за период 1917-1937 гг. было ликвидировано 79 хурулов. Вскоре после революции закрыли одну из двух духовных академий, Чоре, вторая просуществовала до 1933 г. В результате "последовательной борьбы за молодое поколение" в 1937 г. в хурулах не осталось ни одного послушника-манджи. Упразднение в 1943 г. калмыцкой автономии и выселение калмыцкого народа в Сибирь сняло сам вопрос о существовании храмов и буддизма в Калмыкии.
В "независимой" с 1921 г. Танну-Туве вначале церковь оставалась неприкосновенной, и в 1928 г. Малый хурал даже принял закон, объявивший буддизм государственной религией. Это, вероятно, и спровоцировало начало разгрома, который начался в 1929 году, а в 1930 был подкреплен особой Резолюцией II Пленума ЦК и ЦКК АРП "по ламскому вопросу". По рассказам очевидцев, за ламами приезжали в несколько приемов: сначала брали верхушку духовенства, затем следующий слой – и так до конца.
В Тыве, как и в Калмыкии, все храмы были сожжены дотла. И если у калмыков все же сохранилось одно здание – каменный Хошеутовский хурул князей Тюменей, – в Туве остались лишь остатки метровой толщины стен Чаданского хуре.
В 1948 г. в Иволге около Улан-Удэ был построен новый монастырь, а также вновь было открыто одно из зданий Агинского дацана под Читой.
С началом перестройки в Советском Союзе под эгидой Центрального духовного управления буддистов СССР официально регистрируются множество буддийских групп. Началось восстановление разрушенных монастырей в Забайкалье, Калмыкии и Туве и строительства новых храмов. Санкт-Петербургский монастырь возвращен буддийской общине и отремонтирован. В Иволгинском дацане открыт буддийский институт.
Глава 3. Влияние буддизма на мировую культуру
Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования. Здесь же мы ограничимся общими замечаниями.
Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Как пишет В.С. Поликарпов: "Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета". Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуциантсва в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.
Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.
С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.
Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с растительным миром, с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, столь благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа. (В Японии – знаменитый "сад камней").
Развитие скульптуры проявилось прежде всего в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.
Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.
Вместе с буддизмом в Японию пришла китайская "азбука".
Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц – досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.
Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.
Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционного восточного искусства. Прежде всего следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока. Именно буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику важный методологический принцип, позволивший ему создать неповторимый мир образов восточного искусства. Суть художественного творчества в дальневосточном регионе прекрасно выражает афоризм Су Ши: "Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет". Благодаря буддизму на Востоке незавершенность есть универсальный принцип, пронизывающий как традиционное, так и современное искусство, причем художники исходят из принципа "природа – мера красоты" в противоположность европейскому "человек – мера красоты".
В буддизме особенно ярко проявляется изначальное значение образного слова, которое придает его философско-этическим абстракциям эмоциональную убедительность и "достоверность". И вообще для буддизма характерно тяготение к притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее значение образного слова в буддизме неизбежно требовало его реализации в действии, поэтому он очень активно использует различные формы национальных, народных художественных традиций, в том числе театр. Например, в Японии буддизм почти полностью ассимилировал древний театр "Но", наполнив его своим содержанием.
Современные исследователи отмечают, что под влиянием древних традиций и буддизма в искусстве Востока очень сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.
Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием науки и техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.
Французский историк Жюль Мишле писал в 1864 году: "На Западе такая теснота! Греция с наперсток – дышать нечем. Иудея высохла, я задыхаюсь. О, дайте мне, дайте надышаться с азийских высот воздухом глубин Востока!"
В начале XX века физика испытывает кризис. Проникнув в глубины бытия физики столкнулись с явлениями микромира не поддающимися обычной логике. Возникли идеи об исчезновении материи. К тому же физические картины кажутся отвлеченными и далекими от реального мира. Поэтому передовые ученые: Эйнштейн, Бор, Шредингер и др. находят опору в древних философских учениях Востока, в частности в буддизме. Они обнаруживают множество параллелей в современной физике и в буддизме, которые не только укрепляют их уверенность в правильности своих теорий, но и одухотворяют эти теории, позволяют приблизить их к повседневной жизни. Эйнштейн называл буддизм единственной религией совместимой с современной наукой.
Буддизм оказал влияние и на становление современного психоанализа (Фромм, Фрейд, Юм).
Главное же влияние Буддизма на культуру, именно в сохранении и развитии вечных идеалов человечества: Истины, Любви и Красоты, без которых невозможно само понятие "культура".
Заключение
В заключении данного реферата, где мы попытались изложить основные идеи буддизма и очертить влияние его на культуру, приведем слова А. Говинды, из которых можно получить целостное представление о взгляде буддизма на мир:
Тот, кто вступает на Путь Будды, должен отбросить любые мысли о "я" и "мое". Но это отбрасывание не обедняет нас, а напротив, обогащает, ибо отбрасываем и разрушаем мы стены нашего заточения, обретая взамен высшую свободу, которую не следует понимать просто как растворение в целом или как чувство идентичности с другими, но как восприятие бесчисленных и бесконечных взаимоотношений, в соответствии с которыми каждый индивидуум, по сути, связан со всем, что есть, вмещая таким образом в своем сознании всех живых существ, принимая участие в их сокровенном переживании, разделяя их страдание и радость".
Нужно всегда помнить, что буддизм не застывшее учение. Не прошлое, а настоящее. Учение Будды может быть применено здесь и сейчас, в любой обстановке. Мы не ограничены в своих возможностях, есть нечто поверх человеческого.
"Истинное просветление и обычная жизнь нераздельны. Если оно не в тебе, то где же?"
"Ворона слетела к камню, который походил на кусок сала, и думала: здесь что-то вкусное. Но не найдя ничего вкусного, она отлетела прочь. Подобно вороне, спустившейся к камню, покидаем мы – ищущие – аскета Гаутаму, потеряв вкус к нему".
Список литературы
1.БУДДИЗМ В КИТАЕ. Китайский язык – Studychinese.ru – все о Китае и китайском языке: http://www.studychinese.ru/readarticle. php? article_id=58 <http://www.studychinese.ru/readarticle.php?article_id=58>
.БУДДИЗМ ТИБЕТА. Распространение буддизма в Тибете: <http://www.nrgstyle.ru/biblioteka/buddizm-tibeta/rasprostranenie-buddizma-v-tibete.html>
.История религий. Религии классового общества. Мировые религии http://religion. historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st024. shtml <http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st024.shtml>
.Энциклопедия современной эзотерики. Сайт Лотоса. <http://ariom.ru/wiki/Budda>
.Энциклопедия современной эзотерики. Сайт Лотоса. <http://ariom.ru/wiki/BuddizmVRossii>
.Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. Дополнение А.И. Кузьмина. Составитель Г.Г. Горбунова. М.: Издательство "Амрита-Русь", 2004. – 184 с.
.Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. – М., 1997. – 286 с.