- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,03 kb
Будет ли возрожден Трехсвятительский храм князя Владимира?
БУДЕТ ЛИ ВОЗРОЖДЕН ТРЕХСВЯТИТЕЛЬСКИЙ ХРАМ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА?
Мрачные страницы советского атеизма пока не закрыты
Древняя Трехсвятительская церковь, о которой напоминает лишь название улицы в историческом центре Киева, так называемом “граде Ярослава”, в 30-годы попала в черный список атеистического вандализма и была уничтожена летом 1935 года. Характерно, чтотакие “святые” решения принимала альма-матер социалистической идеологии – Народный Комиссариат Образования Украинской ССР. Не менее характерно и то, что период пика сталинских репрессий 30-х годов совпал с атеистическим беснованием новой тоталитарной системы. Формирование ГУЛАГовских комбинатов смерти и массовых репрессий соответствовало витку новой идеологической работы: в феврале 1932 года конференция ВКП(б)утвердила второй пятилетний план социалистического строительства, который включал в себя и объявленную “Союзом воинствующих безбожников” так называемую “пятилетку безверия”. В этом проекте, в частности, намечалось: “закрыть оставшиеся духовные школы”, “провести массовое закрытие и уничтожение (не представляющих исторической ценности) храмов”, “выслать всех служителей культа за границу” (на языке тех лет это подразумевало десятилетний срок или расстрел). И наконец, к 1 мая 1937 года “закрепить достигнутые успехи”, когда “имя Бога будет забыто на всей территории СССР”.
Достигнутые “успехи” кровавого 37-го года хорошо известны. В Православной Церкви к этому времени верующие и духовенство вели катакомбное существование: участие в обычной службе было чревато причислением к “врагам народа” со всеми вытекающими последствиями. К началу второй мировой войны в Киеве действовал всего один из 200 (!) храмов – церковь на Байковом кладбище. Мартиролог утраченных православных храмовых сооружений Киева в годы борьбы против религии составляет 121 наименование (см.: Александр Анисимов, “Скорбное бесчувствие”, Киев, 1992 г., с. 233). Среди них и Трехсвятительский храм – уникальная историческая церковь. Уникальная прежде всего потому, что на ее месте был воздвигнут первый храм в честь Василия Великого – духовного покровителя св. равноапостольного князя Владимира. По существу, это первый храм Киевской Руси как православного государства. Его же можно считать и храмом-памятником крещения Руси, и храмом-памятником святому князю Владимиру, храмом, от которого началось исчисление времен святости православной Руси. Значение его в истории нашей земли, нашей веры переоценить невозможно.
Все меньше остается живых свидетелей того печального периода нашей “славной” истории – киевлян, помнящих разгул атеистического вандализма. В их числе был и известный в Киеве духовник, настоятель Троицкого храма на Троещине схиархимандрит Серафим (Соболев; умер в 2000 г.), коренной киевлянин, чье детство прошло на Трехсвятительской улице. Семья Соболевых была прихожанами этого древнего храма. Здесь будущий постриженик Киево-Печерской Лавры о. Серафим (до принятия схимы – о. Пимен) прислуживал священникам, постигал азы православной веры. Закончив музыкальную школу и технический вуз, он ушел на фронт и был тяжело ранен в Святошино при обороне Киева. Находясь при смерти, дал обет Богу: “Если останусь жив, всецело посвящу себя служению Церкви Христовой”. Трехсвятительский храм сохранился в душе священника как светлый образ далекого детства.Вот как рассказывал о нем сам о. Серафим (магнитофонная запись):
“Трехсвятительская церковь – моя родная приходская церковь, она была очень древняя и очень красивая. И история ее интересная.
Князь Владимир принял крещение с именем Василия Великого, об этом не все помнят сегодня. И поставил на месте бывшего языческого капища Перуна на склоне Днепра храм в честь своего ангела – Василия Великого. Много раз он горел, перестраивался, когда, наконец, Петр Могила поставил на этом месте большую церковь в честь трех святителей – Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова, чтоб поминали святителей вместе, как это у нас принято. Церковь была такая большая, иконостас старинный в стиле барокко, сочетание золота и красного цвета – очень красиво. Так вот, Трехсвятительская церковь существовала до 1935 года, потом ее этот Косиор, разбойник, прости Господи, уничтожил. Надумали там какой-то комплекс Ленину строить. В общем, вложили динамит и взорвали. А люди стояли кругом, и я стоял, плакали… А потом Бог наказал этого Косиора – через два месяца его расстреляли свои же. А потом Михайловский Златоверхий взорвали. Тоже видел. И Десятинную. Тогда каждый день взрывали какую-то церковь…”
Известно также, что перед уничтожением никаких серьезных исследований храма не проводилось. Храм разрушили, гигантский памятник Ленину не поставили, а построили рядом по проекту Г. Лангбарда огромный мрачный корпус для Совета Народных Комиссаров УССР (бывший обком партии, ныне – МИД Украины).
Суждено ли возродить Трехсвятительский храм, как и ряд других утраченных святынь Киева – вопрос времени. Хотя большинство из них отстроить практически невозможно по той причине, что современный мегаполис не просто стер с лица земли храмы, монастыри и колокольни, но и воздвиг на их месте новые сооружения.
Впрочем, по мнению специалистов, пока такие святыни, как Десятинная (Х – XIX вв.), Трехсвятительская (Х – XVI вв.), Рождества Христова на Почтовой площади (Шевченковский храм) (начало XIX в.), уникальная Александро-Невская церковь Дворцовой части (возле Мариинского дворца, XIX в.) и множество других шедевров храмового строительства не будут возрождены, мрачные страницы нашего недавнего атеистического прошлого вряд ли можно считать закрытыми.
Центр Киева – центр раскольников?
Трехсвятительская православная община, зарегистрированная в 1996 году на киевской Борщаговке по ул. Якуба Коласа, ютится в 25-метровой комнате на втором этаже торгового центра по соседству с… пивбаром. Настоятель протоиерей Сергий Дунаев не так обеспокоен местонахождением временного храма, как потребностью возрождения древней Трехсвятительской церкви – первого храма, построенного равноапостольным князем Владимиром на историческом месте. Возрождение великих святынь Украины – Киево-Печерского Успенского, Златоверхого Михайловского соборов, храма Богородицы на Пирогоще – действительно золотая строка в летописи духовного возрождения святого града Киева, считает о. Сергий. Однако для верующих канонической Православной Церкви древний архитектурный ансамбль Софийского и Михайловского комплексов остается все же пантеоном раскольников. Святая София попросту закрыта для служб, а в Михайловском Златоверхом, как и во Владимирском соборе, правит “анафема” – явление неслыханное даже в самые смутные времена истории Православия в Украине. Действительно, “ответственные за религию” чиновники то ли нарочно, то ли случайно “не замечают” абсурдности ситуации: расстриженный “патриарх” вместе с самозванным “духовенством” с любезного благословения властей пользуется сразу двумя кафедрами в историческом центре Киева – во Владимирском и Михайловском соборах и периодическим экуменическим служением с представителями других “религиозных меньшинств” в святой Софии. Знаменитую Андреевскую церковь также передали для служб УАПЦ. А Предстоятель наибольшей, законной и признанной во всем мире конфессии – УПЦ – ограничен лишь Трапезным храмом Киево-Печерской Лавры и редкими службами в возрожденном Успенском соборе. В воскресные и праздничные дни в Трапезном храме яблоку негде упасть, в то время как у раскольников храмы практически пустуют.
Вывод один: то ли намеренно, то ли “случайно” центр Киева, так называемый “город Ярослава Мудрого” и главные исторические православные ансамбли отданы в распоряжение раскольников. Тревога киевского духовенства не случайна. Хрупкое право на служение в арендуемых у государства храмах может измениться от легкого ветра политических перемен: где гарантия, что на политической арене не появится новый радетель за “єдину помісну і незалежну Церкву” и не преподнесет истории новое гонение на каноническое Православие? Верующие демократической Украины, увы, как и в 30-е годы, лишены имущественных прав на храмы и церковные строения. Это право не внесено нынче в новый проект Закона о свободе совести и религиозных организаций.
Отец Сергий с верующими Трехсвятительского прихода считает, что служение “анафемы” в Михайловском Златоверхом и Владимирском соборах, предание забвению Трехсвятительского храма оскорбительно прежде всего по отношению к истории нашей святости, крестителю Руси – равноапостольному князю Владимиру.
Впрочем, в конце минувшего года Управление по охране памятников Киевской горадминистрации все же откликнулось на многочисленные ходатайства православных следующим резюме: “Враховуючи, що церква Трьох Святителів є однією із відоміших культових споруд часів Київської Руси, а також її унікальне розташування (на обрізі міста Ярослава), управління охорони пам’яток підтримує Вашу пропозицію про відбудову церкви на її історичному місці”.
Однако есть ли гарантия, что Трехсвятительский храм не постигнет участь отстроенного Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Кирилловской церкви (XII в.) и других древних святынь, которым “высочайшим решением” велено во все времена быть историческими музеями?
Список литературы
Сергей ГЕРУК “Будет ли возрожден Трехсвятительский храм князя Владимира?”