- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,25 Mb
Булгаковский дом. Литературные музеи Москвы
ПЛАН
Введение
Предыстория. Правота профессорской крови
Главные экспонаты
Булгаковский дом в вопросах и ответах
Вопросы и ответы о музее и не только
Вопросы к Голубеву Н. Б.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Я решила написать этот реферат об одном из мистических мест Москвы – Булгаковском доме-музее. Итак, «Культурно-просветительский Центр, музей «Булгаковский Дом» находится по адресу: ул. Большая Садовая, дом 10, на первом этаже. График работы музея с 13.00 до 23.00, летом в выходные – и НОЧЬЮ. Вход свободный. Москва, м. Маяковская, ул. Б. Садовая, д. 10, выход к концертному залу, идти по Садовому Кольцу мимо театра Сатиры, после "Кофе-Хауз" поворот в арку, 1 этаж. – Для справки: (495)970-06-19 Екатерина Авдюшкина, руководитель экскурсионного отдела.
Торжественное открытие состоялось 15 мая 2004 года. На открытии центра присутствовало более пятисот человек, включая известных деятелей культуры, булгаковедов, актеров московских театров, художников.
ПРЕДЫСТОРИЯ. ПРАВОТА ПРОФЕССОРСКОЙ КРОВИ
Михаил Булгаков вырос в семье доцента Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова, которому незадолго до смерти в 1907 году присвоили профессорское звание.
Будущий писатель навсегда сохранил образ «зеленой лампы», горевшей на письменном столе отца, как символ постоянного труда ученого, в одиночестве совершающего свой научный подвиг. В годы учёбы на медицинском факультете Киевского университета имени св. Владимира студенту Булгакову преподавали великолепные профессора, чья профессиональная этика была безупречна и служила примером для будущего врача. В середине 1920-х в Москве Булгаков-журналист в кругу пречистинских знакомых встречает московских профессоров Государственной Академии Художественных Наук – профессоров старой дореволюционной закалки, рыцарей без страха и упрёка, готовых на бесстрашное противостояние глупости и невежественной наглости безграмотных людей. Так появляются в произведениях Булгакова – «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» – ПРОФЕССОРА, которые стали не только спокойными наблюдателями, тонкими диагностами, но и бесстрашными экспериментаторами и даже обвинителями бездарной власти.
Незабываемый образ земского врача, идущего навстречу «Тьме египетской» со своей великолепной свитой, готовой сражаться против смерти,- благородство и самоотверженность русского интеллигента! И когда приходится встречаться с родными Михаила Булгакова, то невольно вспоминается его напутствие своему брату учёному-микробиологу Николаю Афанасьевичу Булгакову: «Будь блестящ в своих исследованиях!» И тут и проявляется правота всесильной крови булгаковского рода: священников и подвижников, исследователей и первопроходцев, учёных, посвятивших себя мужественному дерзанию: просвещению русского народа. В 2006 году крестница Михаила Булгакова доктор филологических наук профессор Елена Андреевна Земская отметила благородную дату 80-летнего юбилея. А в 2009 году наступила пора чествовать Варвару Михайловну Светлаеву – другую племянницу Михаила Булгакова кандидата химических наук – с тем же прекрасным юбилеем!
Когда встречаешься с этой хрупкой и спокойной женщиной, внимательно рассматривающей тех, кто её окружает, то невольно возникает чувство, что серьёзный учёный наблюдает за странными и только ему понятно объяснимыми событиями. Рассказ о своей семье – Елене Афанасьевне Булгаковой и Михаиле Васильевиче Светлаеве,- чьи жизни соединились в Москве в 1925 году, Варвара Михайловна, их единственная дочь, ведёт строго и нежно на страницах литературного журнала… По крупицам, по каплям, по строчкам собирает Варвара Михайловна непростую историю жизни своей семьи, последовательно анализируя документы и свои детские воспоминания…
Трогательно и сдержанно Варвара Михайловна рассказывает о филологических буднях своих родных, о родственных отношениях киевской семьи уже в Москве… «…Мне, дочери, о бедах и трудностях своей жизни мама не говорила никогда. Никогда никому не жаловалась. По окончании КИНО в 1924 г. Лёля уехала в Москву к сестре Надежде Афанасьевне Земской и сразу же устроилась работать библиотекарем в школе (декабрь 1924 г.). У Надежды Афанасьевны познакомилась с другом ее мужа Андрея Михайловича Земского Михаилом Васильевичем Светлаевым. А.М. Земской и М.В. Светлаев работали вместе над пособиями и учебниками по русскому языку. А 4 февраля 1925 г. Лёля вышла замуж за Михаила Васильевича Светлаева. И если мы захотим спросить Варвару Михайловну, что она помнит о своём дяде Михаиле Булгакове, то услышим драгоценные воспоминания, сохранённые в памяти маленькой Вари на всю жизнь. «… Связь с домом Михаила Афанасьевича никогда не прекращалась, хотя это и не выражалось в частых посещениях друг друга из-за постоянной напряженной занятости родителей: преподавание днем, а ночью работа над созданием учебников. Елена Афанасьевна часто помогала Михаилу Васильевичу. Особенно трудными материально были 1930—1934 гг. Мои ироничные родители выучили меня (видимо, около 1932 г.) отвечать на их вопрос: “Чем ты будешь кормить папу с мамой, когда мы будем старенькие?” — “Селедками и картошками. А еще чаю даваю”. У меня была игрушка, плюшевая желтая обезьяна Мака, подаренная Михаилом Афанасьевичем (дядей Мишей, как говорила я).
Позднее я узнала, что Мака — домашнее прозвище Михаила Афанасьевича (очевидно, данное ему в период его брака с Любовью Евгеньевной Белозерской). Мама очень любила первую жену Михаила Афанасьевича Татьяну Николаевну Лаппа, ровно и доброжелательно относилась ко второй жене Любови Евгеньевне и была в теплых дружеских отношениях с последней женой Еленой Сергеевной Булгаковой. Когда-то (в моем раннем детстве) я и мама пошли на Большую Садовую навестить Татьяну Николаевну: она жила на первом этаже дома, в котором ранее они жили совместно с Михаилом Афанасьевичем (в другой квартире)…» Эта глубоко интеллигентная сдержанность в описании судьбы своих близких и утрат, постигших молодую внучку Варвары Михайловны Булгаковой, – часть того наследственного достояния, что перешла Варваре Михайловне Светлаевой через таинственные узы родства.
Но призвание было связано не с литературой, а химией. Именно точные и естественные науки привлекали Варвару Михайловну, несмотря на сплошное филологическое окружение… «…В период 1936—1939 гг. родители рассказывали мне о творчестве Михаила Афанасьевича: мама — о “Днях Турбиных” и “Белой гвардии”, папа — о “Багровом острове”, “Роковых яйцах” и “Дон Кихоте”. Последнюю пьесу Михаил Васильевич очень любил. Сводили меня и в театр на “Пиквикский клуб” и “Мертвые души”. Впоследствии впервые “Белую гвардию” я прочитала по какому-то старому изданию у Варвары Афанасьевны Карум, находясь в Новосибирске во время войны (1941—1943 гг.)… …Приходя домой от Михаила Афанасьевича, мама рассказывала, как он работает над романом “Мастер и Маргарита”. Однажды рассказала, что Михаил Афанасьевич показывал, как танцевал воробушек.
Тогда мне врезались в память проделки кота Бегемота, когда он качается с примусом на люстре, и разгром ресторана Грибоедова. Тогда же мама принесла мне домой щенка таксы из дома В.И. Качалова. После смерти Михаила Афанасьевича (10 марта 1940 г.) мама получила от Елены Сергеевны его посмертную маску, которая сейчас находится в музее МХАТа. Письма Елены Сергеевны к моей маме находятся в музее Михаила Афанасьевича в Киеве. В одном из них (от 13 мая 1940 г.) Елена Сергеевна сообщает, что получено разрешение напечатать 6 пьес М.А. Булгакова и поставить ему памятник за счет Литфонда…» И, если сейчас в Москве в том самом доме № 10 на Большой Садовой существует уже 5 лет культурно-просветительский центр «Булгаковский дом» и, наконец-то, открылся мемориальный музей М.А.Булгакова «Нехорошая квартира», в котором расположились три самостоятельных фонда, пекущихся о добром имени великого писателя, – то немалая заслуга во всём этом принадлежит скромной женщине с белыми розами, Варваре Михайловне Светлаевой.
ГЛАВНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
Посетителям культурного центра представлены:
1. Уникальная электронная экспозиция (рис.1.1), посвященная жизни и творчеству М.А.Булгакова. Содержит более 500 фотографий и документов, фрагменты из фильмов, снятых по произведениям Булгакова. Постоянная экспозиция. «…нечто совершенно неожиданное под названием "Электронная экспозиция": десяток плоских компьютерных мониторов, развешенных по стенам, как картины, – в рамах. На них сменяются слайды с фотографиями Булгакова, копиями рукописей, писем, документов. Показывают отрывки из фильмов "Собачье сердце", "Бег" и "Иван Васильевич меняет профессию".
Посетители, сидя на диванчиках, смотрят, не отрываясь, как никогда не смотрели бы те же самые документы, выложенные в музейных витринах» – «Известия» Электронная экспозиция постоянно обновляется и дополняется. Таким образом, мы собираем полный электронный архив всех существующих документов и ценностей, связанных с жизнью и творчеством М.А. Булгакова. 2. Проводятся выставки художественных работ (рис. 2.1), фотографий, иллюстраций, созданных художниками по мотивам творчества М.А.Булгакова. Выставки меняются ежемесячно. Чередуются экспозиции маститых художников и молодых талантов.
3. В Булгаковском Доме находится памятник М.А.Булгакову работы скульптора Н.Базюк (рис. 3.1), макет памятника Булгакову из проекта А.Рукавишникова (рис. 3.2), посвященного "Мастеру и Маргарите", у входа – барельеф А.Рукавишникава по роману «Мастер и Маргарита» (рис. 3.3, 3.4). Булгаковский Дом сотрудничает с такими государственными учреждениями, как Театральный музей им А.А.Бахрушина, Политехнический музей, Литературный музей. Готовится сотрудничество с зарубежными музеями литературной направленности, а также клубами почитателей творчества М.А. Булгакова.
БУЛГАКОВСКИЙ ДОМ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ.
Часто задаваемые Вопросы посетителей.
– А где Бегемот?
– Бегемот не экспонат, а живой кот с хвостом и четырьмя лапами, которые он активно использует для перемещения в пятое измерение, по музею и его окрестностям. Поэтому если вы не нашли Бегемота, поищите еще раз.
Если все равно его не нашли, значит, Бегемот назначает вам аудиенцию в другой день и будет рад вас видеть на наших спектаклях и концертах, которые он предпочитает инспектировать лично – развалившись на сцене. Видимо, выступление в Варьете произвело на него глубокое впечатление.
Если вы все-таки нашли кота, фотографируйте его, пожалуйста, без вспышки. От частой вспышки (а снимают его часто) кот может попросту ослепнуть.
– А Булгаков здесь жил?
– М. А. Булгаков жил в этом доме, но не в этом помещении. Знаменитая квартира № 50 находится в соседнем подъезде, чтобы попасть в нее, необходимо набрать на домофоне «50». Поскольку музей, расположенный там, не связан с нами, дополнительных справок об их деятельности мы не даем.
Но «нехорошая» квартира № 50 в доме 302-бис по Садовой – это собирательный образ, и за пояснительным рассказом о коммуналке, где на время своего пребывания в Москве комфортабельно разместился Воланд со свитой, вы можете обратиться к нашим экскурсоводам.
– А где та самая расписанная лестница?
– В соседнем подъезде, но рисунки не сохранились – зимой 2007 года стены были полностью закрашены белой и зеленой краской, и теперь в подъезде поставлена охрана и ведется видео-наблюдение, поэтому новые рисунки возникнут нескоро. Доступ в подъезд возможен только в часы работы квартиры № 50 ( см. выше: обращайтесь туда по домофону) или с пешеходными экскурсиями нашего музея.
– А это всё вещи Булгакова?
– Большинство вещей М. А. Булгакова на данный момент хранится в его музее в Киеве. В Москве почти ничего не сохранилось. В нашей действующей экспозиции мы рады продемонстрировать вам папку, принадлежавшую лично М А. Булгакову. За рассказом о находящихся в нашей экспозиции вещах, принадлежавших близким писателя, вы можете обратиться к экскурсоводам.
– А что-нибудь мистическое у вас здесь происходит?
Рис.1.1
Рис.2.1
Рис.3.1
Рис.3.2
Рис.3.3